КОС по ОЭМиМ (технолог, механик, электрик)
учебно-методический материал на тему

 

Комплект контрольно-оценочных средств разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: ГАПОУ " Актанышский технологический техникум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_po_oemm_tehnolog_mehanik_elektrik.docx85.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ "Актанышский технологический техникум"

Комплект  оценочных средств

для оценки результатов освоения дисциплины  

 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

основной профессиональной образовательной программы по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Актаныш

Комплект контрольно-оценочных средств разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: ГАПОУ " Актанышский технологический техникум"

Разработчик: Зарипова Л. Ф. – преподаватель.

   Рассмотрена на заседании Цикловой методической комиссии ГАПОУ "Актанышский технологический техникум",

Протокол  №______  от  "___" ___________  2018 года.

Согласовано                                            

зам. директора по УР

___________Садртдинов Р.Р

от "     "___________2018год

                                                                      Утверждаю

Директор ГАПОУ"Актанышский технологический техникум"

_____________Габдулхаев И.И.

от  "      "___________   2018год

.


Содержание

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
  2. 1.1.Общие положения

1.2. Описание правил оформления результатов оценивания

  1. 2. Комплект оценочных средств  для оценки освоения учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга

3.  Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

4.  Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации


I.Паспорт комплекта оценочных средств

Таблица 1

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Показатели

оценки

Уметь:

- рассчитывать     основные   технико-экономические показатели деятельности организации

Результат выполнения практической части задания (решение задачи)

-правильность расчета основных   технико-экономических показателей деятельности организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

Результат выполнения практической части задания (решение задачи)

-точность использования основных приемов интерактивного взаимодействия партнеров, средств передачи информации, механизмов воздействия в общении;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

Результат выполнения практической части задания (решение задач)

-  правильность анализа ситуации на рынке товаров и услуг.

Знать:

-основные положения экономической теории

Результат выполнения теоретической части задания (письменный ответ).

- правильность определенияэкономики

- глубина раскрытия основных экономических проблем

- полнота знаний основных потребностей общества

-принципы рыночной экономики

- полнота характеристики производства, факторов производства, фаз воспроизводства;

- глубина раскрытия ограниченности ресурсов, проблем экономического выбора

-современное состояние и перспективы развития отрасли

- полнота характеристики современного состояния и перспектив развития отрасли;

-роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

-полнота характеристики организации как хозяйствующего субъекта рыночной экономики

-механизмы ценообразования на продукцию (услуги)

- полнота характеристики свойств товара;

- глубина раскрытия рыночного спроса и предложения, механизма рыночного ценообразования, рыночной конкуренции

- правильность формулирования  сущности и функций цены

полнота знаний классификации цен на товары и услуги;

- правильность определения состава и структуры цены

- глубина раскрытия методики расчета оптовой и розничной цены на продукцию;

-формы оплаты труда

-глубина раскрытия сущности заработной платы, основных форм и систем оплаты труда

-стили управления, виды коммуникации

полнота характеристики стилей управления и основных видов коммуникации

-принципы делового общения в коллективеуправленческий цикл

-глубина раскрытия структуры коммуникационного процесса, психологических закономерностей делового общения,  сущности формальных и неформальных коммуникаций, этики делового общения

-особенности менеджмента в области сельского хозяйства

- полнота знаний организации работы по управлению предприятием сельскохозяйственной отрасли;

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

-  правильность формулирования  сущности, целей, основных принципов и функций маркетинга

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

- полнота характеристики формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации;

Описание правил оформления результатов оценивания

В ходе проведения  дифференцированного зачета студентам предлагается выполнить  контрольную работу, содержащую  2  задания, которые разделены на 2 части.

Практическая часть  содержит 1 задание - решение ситуационной задачи. Время  выполнения  20 минут.  

Теоретическая часть  состоит из письменного задания, включающего  19 вопросов. В этой части используются задания, которые предполагают выбор одного правильного ответа, задания на установление последовательности и соответствия. Время выполнения тестирования  20 минут.  

оценка «отлично» выставляется студенту, если

  • работа выполнена в указанный срок в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности для решения задач;
  • обучающийся свободно, с глубоким знанием материала, правильно, последовательно и полно выбирает  тактику действий в ситуации, описанной в задаче;
  • по результатам  тестирования 19-18 правильных ответов.

оценка «хорошо» выставляется студенту, если

  • работа выполнена в указанный срок в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности для решения задач
  • обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно изложил решение задачи или допустил небольшие погрешности в ответе,
  • по результатам  тестирования 15-17 правильных ответов.

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если

  • работа выполнена в указанный срок,
  • допущены  существенные ошибки в ответе на большинство вопросов и при решении задачи;
  • по результатам  тестирования 12-14 правильных ответов.

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если

  • работа не выполнена в срок или студентом была нарушена техника безопасности;
  • если студент только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации;
  •  в тестировании менее 12 правильных ответов.

II. Комплект оценочных средств

2.1. Задания

ЗАДАНИЕ №1

Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Уметь

- рассчитывать     основные   технико-экономические показатели деятельности организации

Результат выполнения практической части задания (решение задачи)

- правильность расчета основных   технико-экономических показателей деятельности организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета;

-расчет показателей:

Фондоотдачи

Фондоемкости

Фондовооруженности, в соответствии с формулами.

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

Результат выполнения практической части задания (решение задачи)

-точность использования основных приемов интерактивного взаимодействия партнеров, средств передачи информации, механизмов воздействия в общении

-правильное общение с деловыми партнерами через средства коммуникации (интернет, телефон, письма, обращения) и непосредственное общение, в соответствии с правилами делового этикета

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

Результат выполнения практической части задания (решение задачи)

-  правильность анализа ситуации на рынке товаров и услуг.

Использование ресурсов сети Интернет для поиска статистической информации о сегментировании рынка.

Спрос и предложение на различные виды товаров и услуг.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания

Задание выполняется во время сдачи дифференцированного зачета в кабинете информационных технологий

2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.

3. Вы можете воспользоваться: калькулятор


Задания практической части

Задача №1

Определите, как изменится число занятых работников, интенсивность труда, средний заработок рабочего и расход предпринимателя на упаковку одного изделия, если произойдет замена старой системы организации труда на новую (исходные данные приведены в таблице).

Данные об упаковочном производстве

Старая система

Новая система

Число рабочих, занятых упаковкой производимой продукции

50

30

Средняя интенсивность труда одного рабочего, шт.

20

48

Средний заработок одного рабочего, ден. ед.

200

300

Задача № 2

Дневная заработная плата – 120 ден. ед. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если: рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 ден. ед. за день; интенсивность труда возрастет на 10%, а заработная плата – на 5%. Что такое «цена часа труда»?

Задача № 3

В связи с расширением дилерской сети фирма провела обучение персонала в количестве 10 чел. Расходы на обучение одного специалиста в области маркетинга – 2 тыс. ден. ед. Продолжительность влияния программы обучения на производительность труда составила, по предварительным расчетам, 5 лет. Стоимостная оценка расхождения в производительности труда лучших и средних работников в отделе маркетинга составила 3 тыс. ден. ед. Определить, на какие параметры работы фирмы будут влиять результаты обучения работников? Рассчитать эффект влияния программы обучения на повышение производительности труда.

Задача №4

По материалам баланса рабочего времени (в мин.) рассчитать коэффициент полезного использования рабочего времени, потерь и возможного увеличения производительности труда при полном устранении этих потерь. При этом принимаем, что общее время на выполнение работы (В) составляет 800 час.

Исходные данные:

  1. Подготовительно-заключительное время (ПЗ) – 42 час.
  2. Оперативное время (ОП) – 530 час.
  3. Обслуживание рабочего места (ОБ) – 25 час.
  4. Технологические регламентированные перерывы (ПТ1) – 42 час.
  5. Простои по организационно-техническим причинам (ПТ2) – 59 час.
  6. Простои в связи с нарушением дисциплины (ПНД) – 32 час.
  7. Нерегламентированные перерывы (ПН) – 15 час.
  8. Время на отдых и личные надобности (ОТЛ) – ?

Задача № 5

Определить производительность труда, запланированный прирост производительности труда на предприятии, удельный вес прироста объема производимой продукции за счет роста производительности труда и планируемое соотношение между приростом производительности труда и средней заработной платы по следующим данным:

Показатели

Значение

1. Объем товарной продукции, тыс. ден. ед.:

 

а) отчет

56312

б) план

62800

2. Фонд оплаты труда по отчету, тыс. ден. ед.

11950

3. Норматив оплаты труда на 1 ден. ед. продукции по плану, коп.

19

4. Численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.:

 

а) отчет

5224

б) план

5236

Задача № 6

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, цена 1 часа труда – 48 ден. ед. Определите повременную заработную плату и ее изменение, если: цена рабочего часа понизилась до 45 ден. ед. при неизменном рабочем дне; продолжительность рабочего времени увеличится на 1 час при той же цене часа труда. Какова зависимость между повременной заработной платой и ценой труда?

Задача 7

За восемь лет заработная плата в стране повысилась на 25%, а стоимость жизни – на 60%. Определите изменение уровня реальной заработной платы. Что следует понимать под номинальной и реальной заработной платой?

Задача № 8

Месячный оклад начальника отдела кадров фирмы составляет 1800 ден. ед. Рассчитать сумму его заработной платы за текущий месяц, если из 23 рабочих дней по графику от отработал 20 дней: 3 дня исполнял государственные обязанности с сохранением средней заработной платы. Размер премии из фонда материального поощрения в текущем месяце – 30% оклада, в прошлом месяце было 22 рабочих дня по графику, размер премии составляет 25% оклада.

Задача № 9

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, повременная заработная плата – 520 ден. Ед. Какой будет расценка за одно изделие при переводе рабочего на сдельную заработную плату, если норма выработки – 20 изделий? Почему сдельная заработная плата является превращенной формой повременной?

Задача № 10

Вычислить среднюю заработную плату за отработанное время и компенсацию за неотработанное время слесарю швейной фабрики. Работник принят на фабрику 05.01.1999 г., уволился 20.06.1999 г. За это время его суммарный заработок составил 680 ден. ед.

Задача № 11

Определить месячную заработную плату рабочего по индивидуальному подряду, подрядно-премиальной и подрядно-прогрессивной системам оплаты труда и дать их сравнительную оценку, если известны следующие данные:

  • норма времени на изготовление одной детали составляет 0,7 час., почасовая тарифная ставка – 1,55 ден. ед.;
  • за месяц рабочим основного производства изготовлено 670 единиц продукции, из них контролером внутреннего технического контроля после первого предъявления принято 640 единиц. Плановое задание рабочего составляло 600 изделий;
  • премирование рабочих за сдачу продукции после первого предъявления проводится по специальной шкале:

Сдача продукции контролеру внутреннего технического контроля после первого предъявления, % от объема изготовленной продукции

100

95-100

90-95

85-90

Размер премии, % от сдельного заработка

30

25

14

10

  • при условии перевыполнения планового задания на уровне 10% тарифная расценка увеличивается в 1,5 раза, в большей степени – в 2 раза.

Задача № 12

Цена рабочего времени увеличилась с 1,5 до 2,0 долл. В связи с трудностями сбыта продукции капиталист сократил рабочую неделю с 48 до 30 часов. Как изменится недельный заработок работника?

Задача 13

Дать оценку влияния на фонд оплаты труда изменения численности и среднегодовой заработной платы. Данные в таблице:

Показатели

План

Факт

1. Численность рабочих, чел.

86

89

2. Годовой фонд оплаты труда рабочих, тыс. руб.

3258

4342

Задача № 14

Рассчитайте коэффициент обновления основных производственных фондов (Коф), если ОПФ на конец года имели стоимость 1800 млн. руб., вновь поступившие фонды составили 450 млн. руб.

года.

Задача № 15

Рассчитайте коэффициент роста основных производственных фондов предприятия (ОПФ), если их стоимость на конец года = 2200 млн. руб., на начало года = 1500 млн. руб.

Задача № 16

На предприятии в отчетном году объем производства продукции составил 8560 руб. Среднегодовая стоимость основных фондов – 2000 руб. Фондоотдача в базовом году составила 4 руб. Определить изменение фондоотдачи в отчетном году.

Задача № 17

Имеются следующие данные по двум отраслям, млн. руб.:

Отрасли

Выпуск продукции в сопоставимых ценах (базисный период)

Выпуск продукции в сопоставимых ценах (отчетный период)

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (базисный период)

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (отчетный период)

1

2000

2700

2400

4500

2

1800

2200

5600

5500

Определите:

  1. Уровень фондоотдачи и его динамику по каждой отрасли.
  2. Средний уровень фондоотдачи и фондоемкости по группе предприятий в базисном и отчетном периоде.
  3. Индексы фондоотдачи переменного, постоянного состава и индекс структурных сдвигов.

По результатам расчетов сделайте краткие выводы.

Задача №18

Определите ожидаемое выполнение плана товарооборота, если за девять месяцев фактический товарооборот составил 3248 тыс. руб. План четвёртого квартала составляет 25% от годового товарооборота. Планируемый на год товарооборот – 4590 тыс. руб.

Задача № 19

Дать оценку количественного влияния изменения целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени на время, отработанное одним рабочим. Данные в таблице.

Показатели

План

Факт

1. Время, отработанное одним рабочим, час

1784,0

1762,8

2. Количество дней, отработанных одним рабочим, дни

223

226

3. Средняя продолжительность рабочего дня, час.

8

7,8

Задача № 20

По данным таблицы оценить влияние изменения материальных затрат и материалоотдачи на выпуск продукции. Сформулировать выводы.

Показатели

Смета

Факт

Выпуск товарной продукции, тыс. руб.

32700

34620

Материальные затраты, тыс. руб.

13490

14470

 

Задача № 21

Дать оценку влияния на фонд оплаты труда изменения численности и среднегодовой заработной платы. Данные в таблице:

Показатели

План

Факт

1. Численность рабочих, чел.

86

89

2. Годовой фонд оплаты труда рабочих, тыс. руб.

3258

4342

Задача № 22

Определить величину брака, потери от брака, процент брака, процент потерь от брака в отчетном и предыдущем годах. Рассчитать удельный вес потерь от брака в себестоимости продукции. Сделать сравнительный анализ. Составить выводы и предложения.

тыс. руб.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

1 Себестоимость окончательно забракованных изделий

1,2

1,5

2 Затраты на исправление брака

0,6

0,5

3 Стоимость брака по цене его возможного использования

0,3

0,2

4 Сумма вычетов с виновников брака

0,9

0,7

5 Производственная себестоимость изделий

175,6

180,8

Задача № 23

Выполнить диагностику экономической безопасности предприятия на основе финансовых показателей. Рассчитать:

  • рентабельность совокупного капитал;
  • рентабельность собственного капитала;
  • валовая рентабельность продаж;
  • операционная рентабельность продаж;
  • чистая рентабельность продаж;
  • валовая рентабельность производства;
  • чистая рентабельность производства.

Исходные данные для расчета показателей рентабельности предприятия:

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1. Собственный капитал, тыс. ден. ед.

8375,7

9706,0

9993,0

9236,4

8507,1

2. Баланс, тыс. ден. ед.

9117,5

10131,0

10526,8

9517,6

10354,1

3. Чистый доход от реализации продукции, тыс. ден. ед.

13104,1

3033,6

7856,8

8531,8

14135,9

4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. ден. ед.

8360,5

9155,0

5947,8

6730,2

10865,4

5. Валовая прибыль, тыс. ден. ед.

4743,6

3878,6

1190,9

1801,6

3270,5

6. Прибыль от операционной деятельности, тыс. ден. ед.

3771,3

2352,2

558,7

420,7

282,5

7. Прибыль от обычной деятельности, тыс. ден. ед.

3611,5

1871,5

433,2

335,8

31,1

8. Чистая прибыль, тыс. ден. ед.

2337,7

1310,7

309,0

54,4

8,7




ЗАДАНИЕ №2

Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Знать

-основные положения экономической теории

результаты теста

- правильность определения термина экономики

- глубина раскрытия основных экономических проблем

- полнота знаний основных потребностей общества

Точность и полнота раскрытия понятия «экономика», понимание термина «блага» и хозяйственные процессы, происходящие в человеческой жизни

-принципы рыночной экономики

- полнота характеристики производства, факторов производства, фаз воспроизводства;

- глубина раскрытия ограниченности ресурсов, проблем экономического выбора

Понимание понятий: предпринимательства, формы собственности, средства производства.

-современное состояние и перспективы развития отрасли

- полнота характеристики современного состояния и перспектив развития отрасли;

Понимание состояния и перспективы развития сельского хозяйства

-роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

-полнота характеристики организации как хозяйствующего субъекта рыночной экономики

Понятие предприятия, юридического лица, классификация предприятий

-механизмы ценообразования на продукцию (услуги)

- полнота характеристики свойств товара;

- глубина раскрытия рыночного спроса и предложения, механизма рыночного ценообразования, рыночной конкуренции

- правильность формулирования  сущности и функций цены

полнота знаний классификации цен на товары и услуги;

- правильность определения состава и структуры цены

- глубина раскрытия методики расчета оптовой и розничной цены на продукцию;

Определение товара, Закон спроса и предложения, факторы, влияющие на эти законы.  Сущность и функции цены. Понятие конкуренции и монополии.

-формы оплаты труда

-глубина раскрытия сущности заработной платы, основных форм и систем оплаты труда

Виды и формы оплаты труда, правила начисления

-стили управления, виды коммуникации

полнота характеристики стилей управления и основных видов коммуникации

Понятия стилей руководства, их виды и характеристика

-принципы делового общения в коллективе, управленческий цикл

-глубина раскрытия структуры коммуникационного процесса, психологических закономерностей делового общения,  сущности формальных и неформальных коммуникаций, этики делового общения

Глубокое понимание партнера, его эмоциональное состояние, этика делового общения

-особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства

- полнота знаний организации работы по управлению предприятием сельскохозяйственной отрасли;

Виды и формы управления предприятием

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

-  правильность формулирования  сущности, целей, основных принципов и функций маркетинга

Определение и функции менеджмента

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

- полнота характеристики формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации;

Формы производства, адаптация и сбыт продукции


Приложение 1

Итоговое  тестирование по основам экономики, менеджмента и маркетинга

Раздел 1 «Основы экономики»

Вопрос 1. Производство – это…

  1. единая совокупность технических, технологических, социальных, правовых и экономических подсистем
  2. ресурсы, которыми располагает производство
  3.  деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности
  4. нет правильного ответа

Вопрос 2. Физическим лицом является …

  1. предприятие
  2.  фирма
  3.  человек
  4. организация

Вопрос 3. Экономическая наука, которая исследует поведение отдельных экономических субъектов – покупателей, фирм, анализирует механизм функционирования отдельных рынков, процесс ценообразования, формирование доходов – это …

  1.  позитивная экономика
  2.  микроэкономика
  3.  экономика страны
  4.  ресурсы

Вопрос 4. К первичным потребностям относятся …

  1. духовные
  2. национальные
  3. экономические
  4. физиологические

Вопрос 5. Нормативная экономика изучает то, что …

  1. возможно произойдет
  2. «должно быть»
  3. может произойти
  4. нет правильного ответа

Вопрос 6. Закон спроса  - это….

  1. Прямая зависимость между рыночной ценой и величиной предложения товара: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение со стороны продавцов
  2. Увеличение фактического уровня безработицы свыше естественного уровня безработицы на 1% ведет к уменьшению объема производства валового национального продукта на 2,5%.
  3. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса: чем выше цена, чем меньше спрос на товар со стороны покупателей
  4. По мере того как потребитель увеличивает потребление блага, полезность каждой дополнительной единицы продукта сокращается.

Вопрос 7. Закон предложения  - это….

  1. Прямая зависимость между рыночной ценой и величиной предложения товара: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение со стороны продавцов
  2. Увеличение фактического уровня безработицы свыше естественного уровня безработицы на 1% ведет к уменьшению объема производства валового национального продукта на 2,5%.
  3. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса: чем выше цена, чем меньше спрос на товар со стороны покупателей
  4. По мере того как потребитель увеличивает потребление блага, полезность каждой дополнительной единицы продукта сокращается.

Вопрос 8. Предпринимательство – это ….

  1. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность
  2. плата за организаторские способности
  3. то, на что направлено властное воздействие (физические и юридические лица, системы, процессы)
  4. физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие

Вопрос 9. Формула предпринимательства…

  1. Актив баланса = Пассиву баланса
  2. Расходы = Накладные расходы + Производственные расходы
  3. Прибыль = Доходы – Расходы
  4. Прибыль = Расходы - Доходы

Вопрос 10. Ситуация на рынке, при которой величина спроса превышает величину предложения - это…

  1. избыток
  2. дефицит
  3. равновесие
  4.  конкуренция

Вопрос 11. Безработным считается тот, кто…

  1.  хочет и может работать, но не имеет работы
  2. хочет работать
  3.  может работать
  4. трудоспособен

Вопрос 12. Потребности - это…

  1. все то, в чем нуждается человек, что требуется ему
  2. то, что создает человек своим трудом
  3.  материальные и нематериальные блага
  4. то, что достается бесплатно

Вопрос 13. Государственный долг - это…

  1. общая накопленная за определенный период, сумма дефицита бюджета
  2. сумма внешних займов
  3. сумма внутренних займов
  4.  долг Центральному Банку России

Вопрос 14. Безработным является…

  1. студент, который хотел бы работать
  2. человек, который искал работу в течение шести месяцев, а затем прекратил поиски
  3. человек, который потерял работу три месяца назад и до сих пор продолжает поиск новой работы
  4.  пенсионер, который активно ищет работу

Вопрос 15.  Назовите группу населения, которая выигрывает от инфляции.

  1.  студенты
  2.  предприниматели
  3.  пенсионеры
  4.  заемщики

Вопрос 16. Назовите три основных вопроса экономики.

  1.  что производить? как производить? для кого производить?
  2. что производить? когда производить? где производить?
  3. что производить? как производить? где производить?
  4. что производить? когда производить? зачем производить?

Вопрос 17. Основная проблема экономики состоит в том, что:

  1. люди всегда должны делать выбор при использовании ограниченных ресурсов
  2.  человеческие желания ограничены
  3.  ресурсы безграничны
  4.  только слаборазвитые страны имеют проблему дефицита

Вопрос 18. Инфляция - это…

  1. нет верного ответа
  2. повышение общего уровня цен
  3. процесс, характеризующийся снижением покупательной способности денег при одновременном росте цен на товары и услуги
  4. быстрый рост расходов населения

Вопрос 19. Ограниченность - это проблема, которая …

  1. есть у всех людей и обществ
  2. существует только в бедных странах
  3. есть только у бедных людей
  4. никогда не возникает у богатых людей


Раздел 2 «Экономика сельского хозяйства»

Вопрос 1. Экономика – это …

  1.  хозяйственная система
  2.  нет верного ответа
  3.  система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства
  4. работа на рынке, использование его законов

Вопрос 2. Налоги - это…

  1.  обязательные платежи, взимаемые с хозяйственных субъектов и граждан в пользу государства
  2.  денежные средства, добровольно передаваемые гражданами в распоряжение государства
  3.  финансовые средства, резервируемые на специальных счетах государства
  4.  денежные средства предприятий

Вопрос 3. Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет…

  1. сбалансированный
  2. дефицитный
  3. профицитный
  4. реальный

Вопрос 4.  Под "землей", как фактором производства следует понимать …

  1. сельскохозяйственные продукты
  2.  жилые дома
  3.  водные ресурсы
  4.  агрономы

Вопрос 5. Для организации процесса производства необходимы …

  1.  средства производства и труд
  2.  средства труда и труд
  3.  средства труда и рабочая сила
  4.  средства производства и рабочая сила

Вопрос 6. Наиболее важным элементом рыночной экономики является:

  1.  эффективные профсоюзы
  2.  активная конкуренция на рынке
  3.  всеобщее государственное регулирование
  4.  взвешенные действия предпринимателей

Вопрос 7. Укрепление финансовой устойчивости предприятия — это …

  1.         технологическая цель
  2.         экономическая цель
  3.         административная цель
  4.         социальная цель

Вопрос 8. Природные условия производства относятся к …

  1. естественноисторическим закономерностям
  2. техническим и технологическим закономерностям
  3. экономическим и организационным закономерностям
  4. результатам финансовой деятельности

Вопрос 9. Природные условия производства определяют …

  1. принцип динамичности организации сельскохозяйственного производства
  2. состав культур и специализацию сельскохозяйственного производства
  3. результаты организации сельскохозяйственного производства
  4. Принцип гибкости и надежности организации

Вопрос 10. В зависимости от размеров все с/х предприятия различаются на: 

  1. механизированные и с использованием ручного труда
  2. автомеханизированные и частично механизированные
  3. крупное, среднее и мелкое
  4. нет верного ответа

Вопрос 11. Трудоемкость - это …

  1. затраты на весь объем изготовленной продукции
  2. общий фонд рабочего времени
  3. отношение выпуска продукции к общему фонду рабочего времени
  4. затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции

Вопрос 12. Среднечасовая выработка или производительность труда – это …

  1. затраты рабочего времени на единицу товарной продукции
  2. затраты рабочего времени на весь выпуск продукции
  3. отношение стоимости выпуска продукции к общему фонду рабочего времени
  4. отношение фонда рабочего времени на единицу основных производственных фондов

Вопрос 13. Слово ‘’анализ’’ происходит от …

  1. греческого «соединяю, разделяю»
  2. греческого «разделяю, расчленяю»
  3. латинского «побуждаю к поиску»
  4. латинского «единство с синтезом»

Вопрос 14. Величина прибыли от реализации продукции и услуг не зависит от  …

  1. объема продаж
  2. производительности труда
  3. структуры товарной продукции
  4. цены реализации

Вопрос 15. Под резервами понимают …

  1. ресурсы капитала
  2. запасы ресурсов, необходимые для бесперебойной работы предприятия, а так же возможности повышения эффективности производства
  3. от латинского «сохранить запас»
  4. возможности повышения эффективности производства

Вопрос 16. Фондоотдача – это…

  1. отношение фонда рабочего времени к выпуску продукции
  2. отношение прибыли к стоимости основных фондов
  3. произведение числа оборудования на стоимость единицы оборудования
  4. отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов

Вопрос 17. Фондоемкость – это…

  1. отношение прибыли к стоимости оборотного фонда
  2. отношение реализации к стоимости основного фонда
  3. отношение стоимости основных фондов к рентабельности предприятия
  4. отношение стоимости основных производственных фондов к стоимости товарной продукции

Вопрос 18. Штрафы за некачественную продукцию, относятся к … показателям.

  1. индивидуальным
  2. косвенным
  3. единичным
  4. факторным

Вопрос 19. Этот вид анализа не относится к классификации по признаку времени …

  1. предварительный
  2. перспективный
  3. исторический
  4. аудиторский

Раздел 3 «Основы менеджмента»

Вопрос 1. Термин «менеджмент» -  это …

  1. аналог термина «управление», но более широкий
  2. аналог термина «управление», но более узкий
  3. это самостоятельное понятие, не связанное с управлением
  4. ориентиры развития организации

Вопрос 2.        Менеджмент  -  это …

  1.         вид профессиональной деятельности предпринимателя в условиях рынка
  2. теория и практика управления организацией (фирмой) и ее персоналом в условиях рынка
  3. бизнес, осуществляемый частными лицами
  4.     нечто или некто, оказывающее воздействие

Вопрос 3. Конфликт – это …

  1. неудовлетворенные социальные потребности в причастности, принадлежности
  2. взаимодействие между субъектами,  которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)
  3. расширение должностных обязанностей и ответственности, ведущее не столько к увеличению общей нагрузки, сколько к большему разнообразию выполняемых сотрудником действий
  4. перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, что развивает широту мышления и предприимчивость их руководителей

Вопрос 4. Функции менеджмента - это …

  1.         это самостоятельное понятие, не связанное с управлением
  2.    круг деятельности по руководству объектом управления;
  3. относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить определенные воздействия на объект управлении для достижения поставленной цели;
  4.         деятельность менеджеров, направленная на эффективное управление предприятием

Вопрос  5.        Цель менеджмента организации -  это …

  1. ориентиры развития организации
  2. нечто или некто, испытывающее воздействие
  3. конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлен процесс управления
  4. концепция деятельности и развития организации

Вопрос 6. Стили руководства входят кроме одной.

  1. автократический стиль
  2. демократический стиль
  3. либеральный стиль
  4. административный

Вопрос  7. Управленческое решение -  это …

  1. решение, принимаемое там, где возникла проблемная ситуация
  2. формула управленческого воздействия на управляемый
    объект
  3. выбор из возможных вариантов способа действий, позволяющего достичь поставленной цели, решить проблему
  4. разработка способов решения производственных задач

Вопрос  8.        Методы, которые целесообразно использовать для повышения эффективности производства в предприятии….

  1. экономические
  2. социально-психологические
  3. экономические совместно с социально - психологическими
  4. нет верного ответа

Вопрос 9. Управление персоналом (кадровый менеджмент) – это …

  1. управление людьми и их отношениями в организации
  2. подбор, расстановка и использование управленческого персонала в организации
  3. совокупность форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом
  4. нет верного ответа

Вопрос 10.  Организационные документы – это …

  1.      письма, докладные записки, акты, протоколы, отчеты
  2.     положения, уставы, инструкции, правила
  3.     заявления, доверенности, трудовые книжки, характеристики
  4.     постановления, распоряжения, указания, приказы

Вопрос 11.  Распорядительные документы – это …

  1.      письма, докладные записки, акты, протоколы, отчеты
  2.      положения, уставы, инструкции, правила
  3.      заявления, доверенности, трудовые книжки, характеристики
  4.      постановления, распоряжения, указания, приказы

Вопрос 12.  Справочно-информационные документы – это …

  1.     письма, докладные записки, акты, протоколы, отчеты
  2.     положения, уставы, инструкции, правила
  3.     заявления, доверенности, трудовые книжки, характеристики
  4.     постановления, распоряжения, указания, приказы

Вопрос 13. Кадровые документы – это…

  1.       письма, докладные записки, акты, протоколы, отчеты
  2.        положения, уставы, инструкции, правила
  3.        заявления, доверенности, трудовые книжки, характеристики
  4.      постановления, распоряжения, указания, приказы

Вопрос 14. Самоменеджмент – это …

  1. применение рациональных процедур, эффективных методов работы в повседневной, текущей деятельности, чтобы оптимально использовать свое время. максимально реализовать свои возможности как на работе, так и в личной жизни, преодолевая неблагоприятные обстоятельства и сознательно управляя своей жизнью
  2. взаимодействие между субъектами,  которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)
  3. расширение должностных обязанностей и ответственности, ведущее не столько к увеличению общей нагрузки, сколько к большему разнообразию выполняемых сотрудником действий
  4. коммуникационная система и язык общения (использование устных или письменных, вертикальных или горизонтальных коммуникаций, доступность или недоступность руководства для общения, возможность использования жаргона, ненормативной лексики)

Вопрос 15.  Стереотипы – это …

  1. устойчивые мнения по поводу людей и ситуаций, позволяющие судить о них по ассоциации
  2. средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее  сбора, обработки и передачи
  3. проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик  для подготовки решения
  4. единица общения, т.е взаимодействие двух и более людей

Вопрос 16.  Информация обеспечивает эффективное управление, то есть отвечает следующим требованиям, кроме одной …

  1.  достоверность,
  2.  документированность
  3.  фиксированность
  4.  достаточность

Вопрос 17.  В современных предприятиях организационная культура должна выполнять следующие функции …

  1. формирование определенного имиджа организации, отличающего ее от любой другой
  2. развитие чувства общности, сплоченности всех членов организации
  3. усиление социальной стабильности в организации
  4. все перечисленное

Вопрос 18.  Научная организация труда менеджера -  это …

  1. рациональная организация рабочих мест и обеспечение нормальных условий труда менеджеров
  2. процесс рационализации техники личной работы менеджеров
  3. процесс систематического совершенствования организации труда менеджеров на основе использования достижений науки и передового опыта
  4. процесс рационализации труда, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные и психофизические аспекты

Вопрос 19. Методы управления -  это …

  1.  распорядительная деятельность менеджеров, направленная на организацию выполнения поставленных задач
  2.  закономерности, которые используют менеджеры в своей практической работе
  3.  система способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели
  4.   нет верного ответа

Вопрос 20. Структура управления -  это …

  1. совокупность элементов и звеньев системы управления, их взаимосвязь и соподчиненность по вертикали и горизонтали
  2. форма разделения и кооперации труда в управлении;
  3. совокупность подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производств
  4. нет верного ответа


Раздел 4 «Основы маркетинга»

Вопрос 1. К каналам личной коммуникации можно отнести:

  1. общение одного лица с аудиторией
  2. прямую почтовую рекламу
  3. рекламу по телевидению
  4. печатную рекламу

Вопрос 2. Прямой маркетинг – это …

  1. нет верного ответа
  2. устное представление товара в ходе беседы с группой покупателей
  3. продажа товаров с помощью почты, телефона, телевидения
  4. благожелательное представление товара в СМИ

Вопрос 3. К какой классификационной группе можно отнести хлеб и молоко, реализуемые населению?

  1.  товары импульсной покупки
  2.  товары особого спроса
  3.  товары постоянного спроса
  4.  товары пассивного спроса

Вопрос 4. Затраты фирмы на рекламу составляют:

  1. 1 % от суммы продаж;
  2. 2-10 % от суммы продаж;
  3.  20 % от суммы продаж;
  4.  зависит от вида хозяйственной деятельности фирмы

Вопрос 5. Согласно теории мотивации Маслоу в первую очередь индивид желает удовлетворить:

  1. потребность в любви
  2. потребность в безопасности
  3. физиологические потребности
  4. потребность в саморазвитии

Вопрос 6. К стимулированию сбыта можно отнести …

  1. конкурсы с подарками
  2. беспроигрышные лотереи
  3. зачетные купоны, скидки
  4. все вышеперечисленное

Вопрос 7. Конкурсы, премии и льготы являются специфическими приемами …

  1. прямого маркетинга
  2. пропаганды
  3. рекламы
  4. стимулирования сбыта

Вопрос 8. Назовите правильную последовательность жизненного цикла товара:

  1. рост, зрелость, выведение, спад
  2. внедрение, зрелость, рост, спад
  3. внедрение, рост, зрелость, спад
  4. внедрение, спад

Вопрос 9. На этапе внедрения нового товара - прибыль от производства …

  1.  максимальная
  2.  минимальная
  3. Средняя
  4. нет верного ответа

Вопрос 10. В случае,  если потребители знают только название товара, они находятся в состоянии:

  1. неосведомленности
  2. осведомленности
  3. благорасположения
  4. знания

Вопрос 11. Участие в международных выставках позволяет …

  1. снизить издержки производства
  2. привлечь внимание широкой общественности к достижениям фирмы - создать свой имидж, заключать контракты
  3. стимулировать деловых партнеров
  4. определить эффективность рекламы

Вопрос 12. Паблик рилейшнз – это …

  1. специализированные выставки
  2. персональные продажи
  3. связи с общественностью
  4. пропаганда

Вопрос 13. Что является главным в определении маркетинг ?

  1. сбыт товара
  2. снижение издержек производства
  3. удовлетворение потребностей потребителей
  4. установление цены товара

Вопрос 14. Обратная связь - это …

  1.  часть откликов покупателей о товаре, которую они доводят до сведения производителя
  2. набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями
  3. процесс, в ходе которого получатель придает значение символам,
    переданным отправителем
  4. информация, которую отправитель передает получателю

Вопрос 15. Атрибутом позиционирования является …

  1. количество сотрудников на предприятия
  2. цена товара
  3. мощность предприятия
  4. широта ассортимента выпускаемой продукции

Вопрос 16. Что является главным в определении маркетинг ?

  1. сбыт товара
  2. снижение издержек производства
  3. удовлетворение потребностей потребителей
  4. установление цены товара

Вопрос 17. «Директ мейл» (прямая рассылка) не эффективен, если …

  1. обслуживается постоянная клиентура
  2. рекламируются товары массового потребителя
  3. фирма не имеет собственного отдела рассылки
  4. адресная база включает свыше пятисот адресов

Вопрос 18.  Главное отличие пропаганды от рекламы в …

  1. ее платности
  2. ее личном характере
  3. ее общественном характере
  4. нет верного ответа

Вопрос 19. В чем основное отличие рынка товаров промышленного назначения от рынков товаров широкого потребления?

  1. на нем меньше покупателей и они крупнее и профессиональнее
  2. спрос на товары зависит от спроса на товары широкого потребления
  3. спрос на товары резко меняется
  4. нет верного ответа

Вопрос 20. На этапе роста затраты на маркетинг…

  1. высокие
  2. сокращаются
  3. низкие
  4. отсутствуют

Приложение 2

Примерное решение задач

Задача № 1

Определите, как изменится число занятых работников, интенсивность труда, средний заработок рабочего и расход предпринимателя на упаковку одного изделия, если произойдет замена старой системы организации труда на новую (исходные данные приведены в таблице).

Данные об упаковочном производстве

Старая система

Новая система

Число рабочих, занятых упаковкой производимой продукции

50

30

Средняя интенсивность труда одного рабочего, шт.

20

48

Средний заработок одного рабочего, ден. ед.

200

300

Решение задачи:

На основе исходных данных можно определить, что число занятых сократилось в 1,66 раза (50*30).

Интенсивность труда оставшихся рабочих увеличилась в 2,4 раза (48*20); средний заработок рабочего возрос в 1,5 раза (300*200); расход предпринимателя на упаковку одного изделия сократился с 10 ден. ед. (200*20) до 6,23 ден. ед. (300*48).

Задача № 2

Дневная заработная плата – 120 ден. ед. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если: рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 ден. ед. за день; интенсивность труда возрастет на 10%, а заработная плата – на 5%. Что такое «цена часа труда»?

Решение задачи:

Первоначально цена часа труда составляла 15 ден. ед. (120/8).

При увеличении продолжительности рабочего дня с 8 до 10 часов и повышении повременной заработной платы до 130 ден. ед. цена 1 часа труда снизится до 13 ден. ед. (130*10).

Для анализа динамики заработной платы под воздействием роста интенсивности труда надо вспомнить, что интенсивность труда выступает в качестве скрытой формы удлинения рабочего дня на эту же величину (10%). Поэтому повышение интенсивности труда на 10% равнозначно удлинению рабочего дня до 8,8 часа ((8+8*10)/100). При этом дневная заработная плата повысилась до 126 ден. ед. ((120+120*5)/100). Поэтому под воздействием роста интенсивности труда на 10% и повышения заработной платы на 5% цена часа труда сократилась с 15 до 14,32 ден. ед. (126*8,8).

Цена часа труда – это особая форма выражения стоимости рабочей силы, которая вводится, чтобы определить действительный размер повременной заработной платы.

Задача № 3

В связи с расширением дилерской сети фирма провела обучение персонала в количестве 10 чел. Расходы на обучение одного специалиста в области маркетинга – 2 тыс. ден. ед. Продолжительность влияния программы обучения на производительность труда составила, по предварительным расчетам, 5 лет. Стоимостная оценка расхождения в производительности труда лучших и средних работников в отделе маркетинга составила 3 тыс. ден. ед. Определить, на какие параметры работы фирмы будут влиять результаты обучения работников? Рассчитать эффект влияния программы обучения на повышение производительности труда.

Решение задачи:

Результаты обучения работников повлияют на значительное число параметров работы фирмы. К таким параметрам можно отнести: объем реализации продукции и прибыль, получаемая фирмой; численность заказчиков фирмы; осведомленность о продукции, выпускаемой фирмой; производительность труда работника отдела маркетинга и т.п.

Эффект представляет собой разницу между полученными результатами и затратами на соответствующие мероприятия.

Затраты в данном случае равны: 2*10=20 тыс. ден. ед. – это сумма, которую потратила фирма на обучение десяти работников.

Согласно условию, производительность труда каждого из работников, прошедших обучение, увеличивается на 3 тыс. ден. ед. ежегодно. Такой эффект от обучения длится предположительно 5 лет. Следовательно, результат обучения равен: 3*10*5=150 тыс. ден. ед.

Таким образом, эффект обучения составляет: 150-20=130 тыс. ден. ед. или 13 тыс. ден. ед. на каждого обучающегося работника.

Задача № 4

По материалам баланса рабочего времени (в мин.) рассчитать коэффициент полезного использования рабочего времени, потерь и возможного увеличения производительности труда при полном устранении этих потерь. При этом принимаем, что общее время на выполнение работы (В) составляет 800 час.

Исходные данные:

  1. Подготовительно-заключительное время (ПЗ) – 42 час.
  2. Оперативное время (ОП) – 530 час.
  3. Обслуживание рабочего места (ОБ) – 25 час.
  4. Технологические регламентированные перерывы (ПТ1) – 42 час.
  5. Простои по организационно-техническим причинам (ПТ2) – 59 час.
  6. Простои в связи с нарушением дисциплины (ПНД) – 32 час.
  7. Нерегламентированные перерывы (ПН) – 15 час.
  8. Время на отдых и личные надобности (ОТЛ) – ?

Решение:

Рассчитываем время на отдых и на личные нужды (ОТЛ). При этом принимаем, что общее время на выполнение работы (В) составляет 800 час. От общего времени на выполнение работы вычитаем все затраты времени как на выполнение технологического процесса, так и потери времени по различным причинам:

ОТЛ=В-ПЗ-ОП-ОБ-ПТ1-ПТ2-ППД-ПН=800-42-530-25-42-59-32-15=55 часов.

Рассчитываем полезное использование (ПИ) рабочего времени. Для этого складываем подготовительно-заключительное время (ПЗ), оперативное время (ОП), время на обслуживание рабочего места (ОБ), технологические регламентированные перерывы (ПТ1), а также время на отдых и личные нужды (ОТЛ). Указанные элементы включаются состав полезного использования времени поскольку без отведения времени на эти элементы невозможно качественное осуществление рабочего процесса.

ПИ=ПЗ+ОП+ОБ+ПТ1+ОТЛ=42+530+25+42+55=694 часов.

Коэффициент полезного использования рабочего времени рассчитывается путем деления полезно использованного времени (ПИ) на общий фонд времени (В):

ПИ/В=694/800=0,8675.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что общий фонд времени используется на 86,75%.

Величину потерь рабочего времени рассчитываем следующим образом:

ПВ=В-ПИ=800-694=106 часов   или  ПВ=ПТ2+ПНД+ПН=59+32+15=106 часов.

Повысить производительность труда можно путем устранения простоев по организационно-техническим причинам, простоев в связи с нарушением дисциплины, а также нерегламентированных перерывов в работе.

Если подобные мероприятия будут проведены, уровень использования фонда времени работы можно увеличить вплоть до 100%. Такая величина достигается только тогда, когда устраняются все помехи в организации эффективного технологического процесса.

Задача № 5

Определить производительность труда, запланированный прирост производительности труда на предприятии, удельный вес прироста объема производимой продукции за счет роста производительности труда и планируемое соотношение между приростом производительности труда и средней заработной платы по следующим данным:

Показатели

Значение

1. Объем товарной продукции, тыс. ден. ед.:

 

а) отчет

56312

б) план

62800

2. Фонд оплаты труда по отчету, тыс. ден. ед.

11950

3. Норматив оплаты труда на 1 ден. ед. продукции по плану, коп.

19

4. Численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.:

 

а) отчет

5224

б) план

5236

Решение:

Производительность труда определяется как отношение объема товарной продукции к численности ППП. Фактически данный показатель составляет: Птр(ф)=56312/5224=10,779 тыс. ден. ед./чел.,

по плану этот показатель равен: Птр(пл)=62800/5236=11,994 тыс. ден. ед./чел.

Запланированный прирост производительности труда на предприятии составляет:

11,994*100/10,779-100=+11,272%.

Это означает, что согласно плану предприятия производительность труда должна увеличиться на 11,272%.

Планируемый прирост объема продукции за счет роста производительности труда составляет:

Тпр(Птр)=5224*(11,994-10,779)=+6347 тыс. ден. ед.

Фактическая среднегодовая заработная плата составляет: ЗП(ф)=11950/5224=2,288 тыс. ден. ед.

Планируемая среднегодовая заработная плата составляет: ЗП(пл)=62800*0,19/5236=11932/5236=2,279 тыс. ден. ед.

Прирост среднегодовой заработной платы составляет:

Тпр(ЗП)=2,279*100/2,288-100=-0,393%.

Таким образом, при росте производительности труда на 11,272% запланировано снижение среднегодовой заработной платы на 0,393%.

Задача № 6

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, цена 1 часа труда – 48 ден. ед. Определите повременную заработную плату и ее изменение, если: цена рабочего часа понизилась до 45 ден. ед. при неизменном рабочем дне; продолжительность рабочего времени увеличится на 1 час при той же цене часа труда. Какова зависимость между повременной заработной платой и ценой труда?

Решение задачи:

При понижении цены часа труда с 48 ден. ед. до 45 ден. ед. повременная заработная плата сократилась с 384 ден. ед. (48*8) до 360 ден. ед. (45*8).

С увеличением продолжительности рабочего дня на 1 час повременная заработная плата увеличилась до 432 ден. ед. (48*9).

Результаты расчетов указывают на зависимость между повременной заработной платой и ценой 1 часа труда: при неизменной продолжительности рабочего дня повременная заработная плата прямо пропорциональна цене часа труда, при неизменной цене часа труда она прямо пропорциональна продолжительности рабочего дня.

Задача 7

За восемь лет заработная плата в стране повысилась на 25%, а стоимость жизни – на 60%. Определите изменение уровня реальной заработной платы. Что следует понимать под номинальной и реальной заработной платой?

Решение задачи:

Для определения изменения уровня реальной заработной платы определим ее индекс, который чуть больше 78% (125*100/160). Следовательно, за восемь лет уровень реальной заработной платы понизился примерно на 22%.

Под номинальной заработной платой следует понимать тот номинальный доход (сумму денег), который получает наемный работник, тогда как реальная заработная плата определяется совокупностью потребительских благ, которые может приобрести наемный работник на свою номинальную заработную плату при установившихся ценах на потребительские блага.

Задача № 8

Месячный оклад начальника отдела кадров фирмы составляет 1800 ден. ед. Рассчитать сумму его заработной платы за текущий месяц, если из 23 рабочих дней по графику от отработал 20 дней: 3 дня исполнял государственные обязанности с сохранением средней заработной платы. Размер премии из фонда материального поощрения в текущем месяце – 30% оклада, в прошлом месяце было 22 рабочих дня по графику, размер премии составляет 25% оклада.

Решение задачи:

Рассчитываем дневную заработную плату за текущий месяц: 1800/23=78,26 ден. ед.

Рассчитываем заработную плату за 20 отработанных дней текущего месяца: 78,26*20=1565,20 ден. ед.

Рассчитываем дневную заработную плату за прошлый месяц: 1800/22=81,82 ден. ед.

Рассчитываем заработную плату за 3 дня, когда работник осуществлял государственные обязанности: 3*81,82=245,46 ден. ед.

Рассчитываем заработную плату за текущий месяц с премией: (1562,20+245,46)*1,3=2349,96 ден. Ед.

Задача № 9

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, повременная заработная плата – 520 ден. Ед. Какой будет расценка за одно изделие при переводе рабочего на сдельную заработную плату, если норма выработки – 20 изделий? Почему сдельная заработная плата является превращенной формой повременной?

Решение задачи:

В данной задаче раскрывается взаимосвязь повременной и сдельной заработной платы. Расценка одного изделия определяется делением величины дневной ставки работника-повременщика на норму выработки. Она составит 26 ден. Ед. (520*20). В связи с тем, что при установлении расценок для сдельных видов работ исходной является повременная заработная плата, сдельная заработная плата рассматривается как превращенная форма повременной заработной платы.

Задача № 10

Вычислить среднюю заработную плату за отработанное время и компенсацию за неотработанное время слесарю швейной фабрики. Работник принят на фабрику 05.01.1999 г., уволился 20.06.1999 г. За это время его суммарный заработок составил 680 ден. ед.

Решение:

1. Определяем количество календарных дней, отработанных работником:

  • январь 1999 г. – 27 дней;
  • февраль 1999 г. – 28 дней;
  • март 1999 г. – 31 день;
  • апрель – 30 дней;
  • май – 31 день;
  • июнь – 19 дней.

Итого 166 дней.

2. Рассчитываем количество праздничных и нерабочих дней, приходящихся на этот период:

  • 7 января,
  • 8 марта,
  • 1-2 мая,
  • 9 мая,
  • Пасха и Троица.

Итого 7 дней.

3. Определяем количество отработанных календарных дней за вычетом праздничных и нерабочих: 166-7=159 дней.

4. Определяем среднедневной заработок за время работы: 680/159 = 4,28 ден. ед.

5. Работнику, отработавшему год (355 календарных дней за вычетом праздничных и нерабочих) на предприятии положен отпуск размером 24 календарных дня. Поскольку работник отработал 166 дней, размер отпуска уменьшается до 11 дней (166*24/355).

6. Компенсация за неиспользованный отпуск составляет: 4,28*11=47,08 ден. ед.

Задача № 11

Определить месячную заработную плату рабочего по индивидуальному подряду, подрядно-премиальной и подрядно-прогрессивной системам оплаты труда и дать их сравнительную оценку, если известны следующие данные:

  • норма времени на изготовление одной детали составляет 0,7 час., почасовая тарифная ставка – 1,55 ден. ед.;
  • за месяц рабочим основного производства изготовлено 670 единиц продукции, из них контролером внутреннего технического контроля после первого предъявления принято 640 единиц. Плановое задание рабочего составляло 600 изделий;
  • премирование рабочих за сдачу продукции после первого предъявления проводится по специальной шкале:

Сдача продукции контролеру внутреннего технического контроля после первого предъявления, % от объема изготовленной продукции

100

95-100

90-95

85-90

Размер премии, % от сдельного заработка

30

25

14

10

  • при условии перевыполнения планового задания на уровне 10% тарифная расценка увеличивается в 1,5 раза, в большей степени – в 2 раза.

Решение:

Определяем сдельную расценку на единицу изготовленной продукции: 0,7*1,55=1,085 ден. ед./изд.

Сдельный заработок по индивидуальному подряду составляет: 1,085*670=726,95 ден. ед.

Рассчитываем процент сдачи продукции контролеру с первого раза: 640*100/670=95,52%.

Исходя из этой величины, размер премии от сдельного заработка составит 25%.

Следовательно, сумма заработной платы при сдельно-премиальной системе оплаты труда составляет: 726,95*(1+0,25)=908,69 ден. ед.

Рассчитываем величину выполнения планового задания: 670?100/600=111,67%.

Поскольку величина перевыполнения планового задания составляет более 10%, а именно 11,67%, то сдельная расценка увеличивается в 2 раза.

Следовательно, сумма заработной платы при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда составляет: 1,085*2*670=1453,90 ден. ед.

Таким образом, наиболее выгодной для рабочего является сдельно-прогрессивная система оплаты труда, наименее выгодной является оплата труда по индивидуальному подряду. Между ними находится сдельно-премиальная система оплаты труда.

Задача № 12

Цена рабочего времени увеличилась с 1,5 до 2,0 долл. В связи с трудностями сбыта продукции капиталист сократил рабочую неделю с 48 до 30 часов. Как изменится недельный заработок работника?

Решение задачи:

Рассчитываем недельный заработок работника в начальных условиях: 1,5*48=72 долл.

Рассчитываем недельный заработок работника в условиях повышения цены рабочего времени и сокращения продолжительности рабочей недели: 2*30=60 долл.

Таким образом, недельный заработок работника сократился на 16,67% ((60-72)*100/72).

Задача 13

Дать оценку влияния на фонд оплаты труда изменения численности и среднегодовой заработной платы. Данные в таблице:

Показатели

План

Факт

1. Численность рабочих, чел.

86

89

2. Годовой фонд оплаты труда рабочих, тыс. руб.

3258

4342

Решение задачи:

Фактический фонд оплаты труда увеличился по сравнению с планом на 1084 тыс. руб. При этом большее влияние на такую динамику оказало изменение среднегодовой заработной платы (за счет этого фактора величина ФОТ увеличилась на 970,3 тыс. руб.), меньшее влияние – изменение численности рабочих (за счет этого фактора величина ФОТ увеличилась на 113,7 тыс. руб.).

Задача №14

Рассчитайте коэффициент обновления основных производственных фондов (Коф), если ОПФ на конец года имели стоимость 1800 млн. руб., вновь поступившие фонды составили 450 млн. руб.

Решение:

Коэффициент обновления основных производственных фондов (Коф) рассчитывается как отношение стоимости вновь поступивших фондов (ОПФнов) к стоимости ОПФ на конец года (ОФкг): Коф=ОПФнов/ОФкг=450/1800=0,25.

Полученный результат говорит о том, что в течение года на предприятие поступили новые основные фонды, стоимость которых составляет 25% от стоимости основных фондов на конец года.

Задача №15

Рассчитайте коэффициент роста основных производственных фондов предприятия (ОПФ), если их стоимость на конец года = 2200 млн. руб., на начало года = 1500 млн. руб.

Решение задачи:

Коэффициент роста стоимости основных производственных фондов (К) рассчитывается как отношение стоимости основных фондов на конец года (ОПФкг) к аналогичному показателю на начало года (ОПФнг):  К=ОПФкг/ОПФнг=2200/1500=1,467.

Полученный результат говорит о том, что в течение года стоимость основных производственных фондов увеличилась в 1,467 раза или на 46,7%.

Задача № 16

На предприятии в отчетном году объем производства продукции составил 8560 руб. Среднегодовая стоимость основных фондов – 2000 руб. Фондоотдача в базовом году составила 4 руб. Определить изменение фондоотдачи в отчетном году.

Решение задачи:

Фондоотдача – экономический показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия, отрасли. Данный показатель используется для характеристики динамики эффективности использования основных фондов предприятия, а также для сравнительной оценки эффективности использования основных фондов на предприятиях одной отрасли.

Если в базовом году на 1 руб. средств, вложенных в основные фонды, приходилось 4,00 руб. выпущенной продукции, то в отчетном году – 4,28 руб. Это говорит о том, что эффективность использования основных фондов предприятия увеличилась.

В отчетном году по сравнению с базовым годом эффективность использования основных фондов увеличилась на 7%.

Задача № 17

Имеются следующие данные по двум отраслям, млн. руб.:

Отрасли

Выпуск продукции в сопоставимых ценах (базисный период)

Выпуск продукции в сопоставимых ценах (отчетный период)

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (базисный период)

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (отчетный период)

1

2000

2700

2400

4500

2

1800

2200

5600

5500

Определите:

  1. Уровень фондоотдачи и его динамику по каждой отрасли.
  2. Средний уровень фондоотдачи и фондоемкости по группе предприятий в базисном и отчетном периоде.
  3. Индексы фондоотдачи переменного, постоянного состава и индекс структурных сдвигов.

По результатам расчетов сделайте краткие выводы.

Решение задачи:

Фондоотдача – это экономический показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия. Данный показатель используется для характеристики динамики эффективности использования основных фондов предприятия, а также для сравнительной оценки эффективности использования основных фондов на предприятиях одной отрасли.

Расчеты показали, что отдача основных средств на предприятиях отрасли №1 превышает аналогичный показатель на предприятиях отрасли №2. Чем выше значение показателя, тем более эффективно используются основные фонды. Это означает, что с каждого рубля основных фондов организация получает больше продукции. Вместе с тем, следует отметить, что на предприятиях отрасли №2 наблюдается положительная динамика данного показателя (т.е. фондоотдача увеличилась на 24,4%), тогда как на предприятиях отрасли №1 – фондоотдача снизилась на 28% (0,720*100-100).

Средняя фондоотдача увеличилась на 16,2% за счет структурных сдвигов в стоимости основных производственных фондов.

Задача №18

Определите ожидаемое выполнение плана товарооборота, если за девять месяцев фактический товарооборот составил 3248 тыс. руб. План четвёртого квартала составляет 25% от годового товарооборота. Планируемый на год товарооборот – 4590 тыс. руб.

Решение задачи:

Если предположить, что выполнение плана товарооборота в 4-м квартале будет соответствовать аналогичному показателю за 9 предыдущих месяцев, то выполнение плана в целом за год составит 94,35%.

Задача № 19

Дать оценку количественного влияния изменения целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени на время, отработанное одним рабочим. Данные в таблице.

Показатели

План

Факт

1. Время, отработанное одним рабочим, час

1784,0

1762,8

2. Количество дней, отработанных одним рабочим, дни

223

226

3. Средняя продолжительность рабочего дня, час.

8

7,8

Решение задачи:

Вывод: фактическое время, отработанное одним рабочим сократилось по сравнению с планом на 21,2 часа. При этом негативное влияние на результирующий показатель оказали внутрисменные потери, поскольку если по плану продолжительность рабочего дня должна была составить 8,0 часов в день, то фактически – только 7,8 часов в день. Количество целодневных потерь рабочего времени, напротив, сократилось: если по плану количество дней, которое должно быть отработано рабочим составляло 223 дней, то фактически эта величина составила 226 дней. В результате за счет данного фактора количество часов работы увеличилось на 23,4 часа.

Задача № 20

По данным таблицы оценить влияние изменения материальных затрат и материалоотдачи на выпуск продукции. Сформулировать выводы.

Показатели

Смета

Факт

Выпуск товарной продукции, тыс. руб.

32700

34620

Материальные затраты, тыс. руб.

13490

14470

 

Решение задачи:

Фактический выпуск товарной продукции по сравнению со сметой увеличился на 1920 тыс. руб. Это произошло в результате совместного влияния изменения материальных затрат (+3276 тыс. руб.) и сокращения материалоотдачи (-456 тыс. руб.).

Таким образом, увеличение результирующего показателя произошло под влиянием экстенсивного фактора, тогда как эффективность использования материальных ресурсов снизилась.

Задача № 21

Дать оценку влияния на фонд оплаты труда изменения численности и среднегодовой заработной платы. Данные в таблице:

Показатели

План

Факт

1. Численность рабочих, чел.

86

89

2. Годовой фонд оплаты труда рабочих, тыс. руб.

3258

4342

Решение задачи:

Фактический фонд оплаты труда увеличился по сравнению с планом на 1084 тыс. руб. При этом большее влияние на такую динамику оказало изменение среднегодовой заработной платы (за счет этого фактора величина ФОТ увеличилась на 970,3 тыс. руб.), меньшее влияние – изменение численности рабочих (за счет этого фактора величина ФОТ увеличилась на 113,7 тыс. руб.).

Задача № 22

Определить величину брака, потери от брака, процент брака, процент потерь от брака в отчетном и предыдущем годах. Рассчитать удельный вес потерь от брака в себестоимости продукции. Сделать сравнительный анализ. Составить выводы и предложения.

тыс. руб.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

1 Себестоимость окончательно забракованных изделий

1,2

1,5

2 Затраты на исправление брака

0,6

0,5

3 Стоимость брака по цене его возможного использования

0,3

0,2

4 Сумма вычетов с виновников брака

0,9

0,7

5 Производственная себестоимость изделий

175,6

180,8

Решение задачи:

Величина брака определяется себестоимостью окончательно забракованных изделий.

Потери от брака складываются из себестоимости окончательно забракованных изделий и затрат на исправление брака, скорректированных на стоимость брака по цене его возможного изделия и сумму вычетов с виновников брака.

Процент брака определяется удельным весом себестоимости окончательно забракованных изделий в производственной себестоимости изделий.

Процент потерь от брака определяется удельным весом затрат на исправление брака в себестоимости окончательно забракованных изделий.

Удельный вес потерь от брака – это отношение суммы потерь от брака к производственной себестоимости изделий.

Расчет описанных показателей представлен в таблице:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Величина брака, тыс. руб.

1,2

1,5

Потери от брака, тыс. руб.

1,2+0,6-0,3-0,9=0,6

1,5+0,5-0,2-0,7=1,1

Процент брака, %

1,2*100/175,6=0,683

1,5*100/180,8=0,830

Процент потерь от брака, %

0,6*100/1,2=50,0

1,1*100/1,5=73,3

Удельный вес потерь от брака, %

0,6*100/175,6=0,342

1,1*100/180,8=0,608

Сравнительный анализ рассчитанных показателей произведен в следующей таблице:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Величина брака, тыс. руб.

1,2

1,5

0,3

25,00

Потери от брака, тыс. руб.

0,6

1,1

0,5

83,33

Процент брака, %

0,683

0,830

0,147

21,52

Процент потерь от брака, %

50,0

73,3

23,3

46,60

Удельный вес потерь от брака, %

0,342

0,608

0,266

77,78

Итак, на предприятии значительно ухудшились показатели, связанные с качеством продукции. Это может негативно сказаться на всех технико-экономических показателях работы.

В качестве основных факторов снижения брака можно выделить: повышение качества используемых материалов и полуфабрикатов, повышение квалификации работников; своевременное проведение ремонта оборудования; соблюдение технологии работ; функционирование системы качества работ.

Задача № 23

Выполнить диагностику экономической безопасности предприятия на основе финансовых показателей. Рассчитать:

  • рентабельность совокупного капитал;
  • рентабельность собственного капитала;
  • валовая рентабельность продаж;
  • операционная рентабельность продаж;
  • чистая рентабельность продаж;
  • валовая рентабельность производства;
  • чистая рентабельность производства.

Исходные данные для расчета показателей рентабельности предприятия:

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1. Собствен-
ный капитал, тыс. ден. ед.

8375,7

9706,0

9993,0

9236,4

8507,1

2. Баланс, тыс. ден. ед.

9117,5

10131,0

10526,8

9517,6

10354,1

3. Чистый доход от реализации продукции, тыс. ден. ед.

13104,1

3033,6

7856,8

8531,8

14135,9

4. Себесто-
имость реализо-
ванной продукции, тыс. ден. ед.

8360,5

9155,0

5947,8

6730,2

10865,4

5. Валовая прибыль, тыс. ден. ед.

4743,6

3878,6

1190,9

1801,6

3270,5

6. Прибыль от операци-
онной деятель-
ности, тыс. ден. ед.

3771,3

2352,2

558,7

420,7

282,5

7. Прибыль от обычной деятель-
ности, тыс. ден. ед.

3611,5

1871,5

433,2

335,8

31,1

8. Чистая прибыль, тыс. ден. ед.

2337,7

1310,7

309,0

54,4

8,7

Решение задачи:

Перечисленные показатели рассчитываем по данным 2004 г. Показатели за 2005-2008 гг. сгруппируем в таблицу.

1. Рентабельность совокупного капитала – это отношение чистой прибыли к величине баланса, выраженное в процентах. В 2004 г. этот показатель составлял: Рк=2337,7*100/9117,5=25,6%.

2. Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли и собственного капитала, выраженное в процентах: Рск=2337,7*100/8375,7=27,9%.

3. Валовая рентабельность продаж – это отношение валовой прибыли к чистому доходу, выраженное в процентах: Рвп=4743,6*100/13104,1=36,2%.

4. Операционная рентабельность продаж – это отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу, выраженное в процентах: Род=3771,3*100/13104,1=28,8%.

5. Чистая рентабельность продаж – это отношение чистой прибыли к чистому доходу, выраженное в процентах: Рчп=2337,7*100/13104,1=17,8%.

6. Валовая рентабельность производства – это отношение валовой прибыли к себестоимости производства продукции, выраженное в процентах: Рвпр=4743,6*100/8360,5=56,7%.

7. Чистая рентабельность производства – это отношение чистой прибыли к себестоимости производства продукции, выраженное в процентах: Рчпр=2337,7*100/8360,5=28,0%.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1. Рентабельность совокупного капитала, %

25,6

12,9

2,9

0,6

0,1

2. Рентабельность собственного капитала, %

27,9

13,5

3,1

0,6

0,1

3. Валовая рентабельность продаж, %

36,2

29,8

15,2

21,1

23,1

4 Операционная рентабельность продаж, %

28,8

18,0

3,1

4,9

0,6

5. Чистая рентабельность продаж, %

17,8

43,2

3,9

0,6

0,1

6. Валовая рентабельность производства, %

56,7

42,4

20,0

26,8

30,1

7. Чистая рентабельность производства, %

28,0

14,3

5,2

0,8

0,1

На основе результатов расчета показателей, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что эффективность использования ресурсов предприятия снизилась. Предприятию необходимо предпринять меры по совершенствованию своей деятельности.


Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:  

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебных наглядных пособий Основы экономики, маркетинга и  менеджмента;  

  • нормативно-правовые документы.

Технические средства обучения:  

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/ А.И.Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жанин.-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2012.-336с.
  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В.,Зайналабидов М.С.Менеджмент.Серия Среднее профессиональное образование. Р-н-Д:Феникс, 2004.-288с.
  4. 4.Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб.пособие. Издательский центр «Академия», 2002-208с.

Дополнительные источники:

  1. Е.Ф. Борисов, учебник «Основы экономики», М. «Юристъ», 2003
  2. О.Ю.Мамедов, учебное пособие «Современная экономика», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
  3. Б.И.Яковлев, В.Б.Яковлев, учебник «Организация производства и предпринимательства в АПК», М. «КолосС», 2004.
  4. Е.Ф. Борисов, учебник «Основы экономической теории», М. «Высшая школа», 2001.
  5. Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева, учебник для 10 и 11 классов «Основы экономических знаний», М. «Вита Пресс», 2000
  6. А.Н.Люкшинов, учебник «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК», М. «Колос», 1999.
  7. Г.Б.Казначевская, учебник «Менеджмент», Ростов-на-Дону «Феникс», 2014.
  8. Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов, учебное пособие «Менеджмент», М. «Мастерство», 2002.
  9. Ф.Котлер, «Основы маркетинга», М.
  10. И.Н. Герчикова, учебник «Менеджмент»,М. 2001.
  11. Э.А.Уткин «Курс менеджмента», М. «Зерцало», 2000.
  12. М.М.Максимовцев, А.В.Игнатьева, учебник «Менеджмент», М. «Банки и биржи», 1998.
  13. Н.Ф.Самсонова, учебник «Финансовый менеджмент», М., 2001
  14. О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская, учебное пособие «Основы менеджмента», С.-П. «МиМ», 1998
  15. Э.А.Уткин, учебник «Маркетинг» , М.1998.
  16. Ричард.Л.Колз, Джозеф Н.Ул, «Маркетинг сельскохозяйственной продукции», М. «Колос», 2000
  17. О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская, учебное пособие «Основы маркетинга», С.-П. «МиМ», 1997
  18. А.Ф.Барышев, учебник «Маркетинг», М. «Ассадема», 2002 г.
  19. Л.Е. Басовский, курс лекций «Маркетинг», М. «Инфра-М», 2000
  20. Ю.В.Морозов, учебное пособие «Основы маркетинга», М.2000.
  21. Шевчук  Д.А. Экономика организации: учебное пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-240с:ил.-(среднее профессиональное образование)
  22. Сергеев И.В. Экономика предприятия:Учеб.пособие.-2-еизд., перераб.и дополн.-М.:Финансы и статистика, 2005.-304с.:ил.
  23. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. – М.: КолосС, 2004.
  24. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
  25. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
  26. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2002.  
  27. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал  Изд-во: Дело и сервис.  
  28. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/  
  2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
  3. Сайты и учебные
  4.  материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НПО "ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ"

Рабочая программа по математике на 2 курса, разработанная в соответствии с государственными стандартами для начального профессионального образования....

презентация на тему: " Почетно это звание - электрик

Интересное внеклассное мероприятие по профессии "Электромонтер"...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Рабочая тетрадь содержит методические указания к выполнению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Техническая механика». Рабочая тетрадь охватывает разделы «Статик...

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика»19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью   основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации подготовки специалистов сред...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине Техническая механика 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Техническая механика 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...

ОП.03 Техническая механика. Рабочая программа для спец.15.02.16 Технология машиностроения

Рабочая программа дисциплины ОП.03 Техническая механика.  для спец.15.02.16 Технология машиностроения...