доклад на заседании школы педагогического мастерства
статья на тему

Шагаева Валерия Евгеньевна

Доклад

по теме  «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа профессионального мастерства

Доклад

по теме  «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»

Подготовил: методист Шагаева В.Е.

2017 г.

Пояснительная записка

Основной задачей профессионального образования, является планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов страны. Мобильность и краткосрочность обучения студентов в средних специальных учебных заведениях определили ведущее место среднего профессионального образования в системе подготовки кадров для всех отраслей экономики. 

Реализация программы модернизации среднего профессионального образования показала, что возникает потребность более тесной связи процесса обучения с их профессиональной адаптацией. Это позволяет повысить степень социальной защищенности молодых специалистов, эффективность их профессионального роста. И основная роль в адаптации молодёжи к трудовой деятельности отводится системе образования в целом. Таким образом, адаптация студентов к учебному заведению является основополагающим фактором для их дальнейшего профессионального становления.

Для успешной реализации программы необходим  комплекс взаимосвязанных мер на всех уровнях системы образования и активное участие широкого круга заинтересованных лиц: администрации техникума, учебно-методического управления, студенческого актива, психологической службы, педагогического коллектива техникума. 

Техникум  выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде учебного заведения следующие стадии:

1.     Начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды учебного заведения и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2.     Стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3.     Аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4.     Ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида группы и среды.

С перечисленными стадиями сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам. Среди кризисов выделяют четыре наиболее типичных:

1-й курс – кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1-го курса);

2-й курс – кризис самоопределения («Большая часть учебы позади... Что я могу как профессионал?»);

3-й курс – кризис трудоустройства (планирование карьеры, поиск места работы);

по выходе из техникума– кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии).

Педагогический коллектив в силах поддержать студента на всех кризисных этапах, но особенно важно помочь в самом начале, в первый год обучения. Именно начало учебного процесса в техникуме связано со множеством трудностей и противоречий.

Сроки реализации программы

 Адаптация студентов к социокультурной среде техникума  предполагает систему комплексных мер: организация внеаудиторной деятельности студентов, сплочение в группе. Программа реализуется с сентября 2016 года по июнь 2020 года.

  

Цель и задачи программы.

          Цель программы:

Оказание своевременной адаптационной помощи со стороны педагогов и администрации для  снижения неуспеваемости, отсева студентов, уровня учебной и социальной тревожности.

          Задачи:

1.     Создать атмосферу для наиболее успешной адаптации студентов 1 курса нового набора;

2.     Раскрыть перед студентами особенности их будущей профессии и перспективы роста;

3.     Обеспечить студентам качественное профессиональное обучение и воспитание;

4.     Стимулировать  деятельность студентов по профессиональному самосовершенствованию, развитию самоанализа, объективного уровня самооценки.

Программа рассчитана на пять лет:

1. Формирование и становление движения по адаптации студентов;

2. Работа по развитию движения по адаптации студентов;

3. Совершенствование движения по адаптации студентов.

Предполагаемый  результат  реализации программы.

1. Создание системы сопровождения первокурсника, элементы которой обеспечивают информационную поддержку, психологическую помощь,  методическое сопровождение самостоятельной работы;

2.   Академическая успеваемость первокурсников;

3. Наработка опыта по организации и проведению работы по адаптации студентов нового набора у преподавателей техникума.

4. Смягчение трудностей в адаптации на социально-психологическом, информационном и дидактическом уровнях.

5.   Активное участие первокурсников в жизни техникума.

Направление деятельности.

Определены основные направления работы:

 - создание комфортной атмосферы в техникуме;

- сплочение групп нового набора;

- разработка рекомендации для преподавателей, классных руководителей;

- применять методы воздействия на процесс профессиональной адаптации в условиях внеаудиторной работы (беседы, лекции, ролевые игры, практикумы, тренинги);

- работа с родителями студентов.


Содержание программы.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учебном заведении: социологический, психологический и педагогический.
     К
социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Таким образом, программа адаптации направлена на взаимодействие всех этих факторов. Программа включает в себя 6 направлений работы:

 1. Нормативно-правовое обеспечение программы. Это направление включает в себя утверждение планов мероприятий, направленных на адаптацию студентов к учебному заведению.

2. Организационно-методическое обеспечение программы. Это направление состоит из сбора данных о студентах, их родителях, организация методической поддержки со стороны методиста.

3. Информационно-аналитическое обеспечение программы. Проведение психодиагностики личностных качеств студентов, отслеживание первичной адаптации к техникуму и группе.

4. Содержательная часть. Включает в себя основные мероприятия, направленные на становление студента, как профессионала, принятие им активной жизненной позиции. В содержательную часть входят: организация досуга студентов, спортивно-массовые мероприятия для сплочения группы, работа с педагогом-психологом для решения личных проблем, работа с преподавателями-предметниками для наиболее плодотворной работы на уроках, тесное взаимодействие  классных руководителей с группой и родителями студентов.

5. Взаимодействие с общественными организациями. Это направление включает в себя сотрудничество со всеми общественными организациями города – комитет по молодёжной политике при администрации г. Алексина, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.

6. Материально-техническое обеспечение. Сюда входит приобретение литературы, дисков, бумаги, ватманов и других необходимых составляющих для реализации программы.

Основные направления.

  1. Психологическая адаптация:
  •  Анкетирование, тестирование, беседы, деловые игры.
  • Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
  • Проведение тестов по погрупповой сплоченности.
  1. Социальная адаптация:
  • Разработка воспитательных мероприятий, родительских собраний.
  • Разработка уроков, тем, вопросов по проблеме адаптации в учебных предметах.
  • Выбор актива групп.
  • Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений), освещающего жизнедеятельность техникума.
  1. Педагогическая адаптация:
  • Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, и др.
  • Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день.
  • Проведение воспитательных мероприятий, родительских собраний.
  1. Профессиональная адаптация.