Методические рекомендации к уроку производственного обучения
презентация к уроку на тему
Методические рекомендации для молодых мастеро производственного обучения по подготовке к уроку производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 877.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А.Сухомлинский
Современный урок- это урок, характеризующийся следующими признаками: Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. На уроке реализуются идеи гуманизации образования. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии.
Урок производственного обучения – это: центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся; сотрудничество обучающихся с мастером производственного обучения. Урок в учебных мастерских является основной формой организации производственного обучения по избранной обучающимися профессии
Требования к современному уроку: В методической литературе определяются четыре блока требований к современному уроку, в том числе и к уроку производственного обучения: 1. Общепедагогические требования; 2. Дидактические требования; 3. Психологические требования; 4. Гигиенические требования.
Общепедагогические требования: приоритет личности обучающегося в организации образовательного процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; ориентация на процесс обучения; создание эмоционально-актуального фона обучения; педагогический такт и культура речи; познавательная самостоятельность обучающихся; четкое определение образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
Дидактические требования: рациональное использование каждой минуты урока; использование активных методов обучения; связь с ранее изученным опытом, приобретенным обучающимся; индивидуализация, дифференциация и интенсификация учебного процесса; создание условий для успешного обучения обучающихся; четкое формулирование образовательных задач в целом и его составляющих элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; выбор форм организации, обеспечивающей максимальную самостоятельность в обучении обучающихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; организованное окончание урока.
Психологические требования: учет психологических особенностей каждого обучающегося; нормальное психологическое состояние и хорошее настроение мастера производственного обучения; требовательность и доброжелательность мастера производственного обучения и обучающихся; педагогическая этика и психологический такт.
Гигиенические требования: соблюдения определенного температурного режима; нормативность освещения учебного помещения, мастерских; проветривания; чередование видов учебной роботы; предупреждения перегрузки, утомляемости обучающихся.
Современный мастер производственного обучения должен иметь: коммуникативные навыки; способность к самооценке; аналитическое мышление; умение гибко адаптироваться; брать на себя ответственность; проявлять инициативу; уметь принимать адекватные решения.
Классификация типов уроков п/о: Тип урока – это характер содержания изучаемого материала + уровень обученности обучающихся Вводный ( Цель - ознакомление обучающихся с профессией, учебной мастерской, базовым предприятием). По изучению трудовых приемов и операций ( Цель - усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов). По выполнению простых комплексных работ (Цель - ознакомить с организацией труда, усовершенствовать и закрепить профессиональные умения по применению и использованию приемов и операций при выполнении простых производственных работ). По выполнению сложных комплексных работ ( Цель – формировать умение самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ). Контрольно-проверочный ( Цель – обеспечить проверку прочности сформированности профессиональных ЗУН).
Структурные этапы урока п/о: Урок п/о соответственно темы и цели имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы, а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы. Организационный момент (5 мин., 1-2%); Вводный этап (35-40 мин., 12-15%); Основной этап (5 часов, 70-85%); Заключительный этап (5-6%).
Структура урока производственного обучения По отношению к основным этапам практического занятия Вводный инструктаж Текущий инструктаж Заключительный инструктаж Доминирующие методы обучения Объяснение в сочетании с показом Индивидуальная беседа и показ приемов работы Изложение результатов анализа деятельности обучающихся, рефлексия, взаимосвязь пройденного учебного материала с последующим
2. По степени познавательной активности Активный инструктаж Пассивный инструктаж Доминирующие методы обучения Дискуссия; Система вопросов; Анализ технической документации; Комментирование своих действий вслух; Составление технологической документации. Объяснение; Показ; Повторение действий по образцу.
3. По степени предъявления информации Письменный инструктаж Устный инструктаж Текстовой; Графический; Кодовый; Смешанный. Предъявление готовых знаний; Решение проблемных ситуаций.
План урока План урока – это средство научной организации труда; основной планирующий документ для проведения конкретного урока по теме; результат подготовительной работы мастера. Содержание : Курс: Мастер п/о: Тема программы: Тема урока: Тип урока: Цель: Задачи: (обучающая, развивающая, воспитательная); Материально – техническое оснащение; Технологическая карта.
Технологическая карта Структурный элемент урока (этап) Время эта па Деятельность мастера п/о Деятельность обучающихся Мето ды обуче ния Средст ва обучен ия Форма организации 1 этап- организационный до 5 мин 1.1Приветствует обучающихся. 1.2Проверяет присутствие обучающихся. … Отвечают на приветствие мастера. Староста докладывает о явке. Приводят себя в порядок в соответствии с ТБ. … словесный Журнал п/о, тетради по п/о, канцелярские принадлежности фронтальная 2 этап – вводный инструк таж 2.1 Мотива ция и определение темы урока до 45 мин Создает мотивацию учебной деятельности и повышает интерес к учению. Для определения темы предлагает просмотр видеоролика, анализирует сюжет, задает проблемные вопросы Просмотр видеоролика. Самостоятельно определяют тему урока опираясь на … Принимают участие в анализе сюжета, отвечают на проблемные вопросы, опираясь на полученные ранее знания, самостоятельно формулируют тему … Словесный, наглядный (демонстра цион ный) Видеоролик фронтальная
Методы обучения Метод обучения – это процесс взаимодействия между преподавателями и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Прием обучения – это детали метода, его элементы, кратковременное взаимодействие между педагогом и обучающимся, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка (приемы слушания, рассматривания, сравнения, зарисовывания, словесное описание, анализ).
Основные группы методов обучения (Ю.К. Бабанский) 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Словесные, наглядные, практические (по источникам изложения учебного материала); Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала); Репродуктивные и проблемно-поисковые (по характеру учебно-познавательной деятельности – мышление); Самостоятельные работы и работы под руководством мастера (управление). 2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля; Методы письменного контроля и самоконтроля; Методы лабораторного контроля и самоконтроля. 3. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации интереса к учению; Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении.
Краткая характеристика методов обучения: Рассказ - монологическое изложение учебного материала. Беседа - побуждение обучающихся к актуализации уже известных знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов. Лекция - словесное изложение большого количества информации по строгой структуре и логике. Дискуссия - обмен взглядами по определенной проблеме. Работа с книгой - самостоятельная работа учащегося с информацией источника или под руководством преподавателя.
Практический метод - выполнение конкретных практических задач на основании полученных знаний. Познавательная игра - специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Метод программированного обучения - работа обучающихся по предложенным программам в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Обучающий контроль - устный, тестовый, письменный, машинный, самоконтроль. Ситуационный метод - скомбинированный из многих путей и способов метод, позволяющий применять нестандартные решения в конкретных условиях; самостоятельное произведение педагога.
Демонстрация - наглядно-чувственное ознакомление обучающихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Иллюстрация - показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении (плакаты, карты, схемы, рисунки). Видеометод - наглядное восприятие информации с помощью соответствующих средств. Метод упражнения - планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. Лабораторный метод - проведение экспериментов, исследований самостоятельно или под руководством преподавателя или мастера п/о.
Формы обучения (по степени сложности): Простая - минимальное количество методов и средств, посвящена одной теме или решению одной задачи Виды учебной деятельности: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, выставка, инструктаж. Составная - строится на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях Виды учебной деятельности: урок, Конкурс профмастерства, конференция, трудовой десант, КВН. Комплексная - комплекс простых и составных форм Виды учебной деятельности: дни открытых дверей, посвященных профессии, предметные декады и т.д.
Классификация форм по организации деятельности обучающихся на уроке: Индивидуальная; Фронтально-групповая; Бригадная (звеньевая). Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом.
Педагогические приемы для развития мотивации на уроках: «Линия времени» «Ситуация успеха» Освобождение от домашнего здания «Защитный лист» «Оценка – не отметка» «Кредит доверия» «Оратор» «Автор» «Фантазер» «Кумир» «Профи»
Виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся: (осуществляются в устной, письменной или практической формах) Текущий Периодический (промежуточный) Итоговый Результативность – достижение обучающимися целей урока; овладение обучающимися сознательными, глубокими, и прочными знаниями и умениями, способами их получения и применения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332158-1383328020.jpg)
Методическая разработка отрытого урока производственного обучения
Хоменок Валентина АнатольевнаМетодическая разработка открытого урока производственного обучения "Простое оштукатуривание поверхностей стен и потолков"...
Методическая разработка открытого урока производственного обучения «Выполнение декоративной штукатурки»
Данная разработка урока производственного обучения направлена на изучение области применения и технологии выполнения декоративной штукатурки содействует воспитанию интереса к своей профессии, ак...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-591889-1423740917.jpg)
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-399304-1544178477.jpg)
методические рекомендации к уроку производственного обучения
Рекомендуется для мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений по специальности «Токарь»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-1292206-1606133164.jpg)
Методические рекомендации для мастеров производственного обучения
Использование информационных технологий на уроках учебной практики по профессии "Повар, кондитер"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-1292206-1606133164.jpg)
Методические рекомендации для мастеров производственного обучения
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках учебной ппрактики по профессии "Повар, кондитер"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-1292206-1606133164.jpg)
Методические рекомендации для мастеров производственного обучения
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ...