картотека игр с палочками Кюизенера
картотека на тему

Картотека игр с палочками Кюизенера для развития мелкой моторики и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с палочками Кюизенера.

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди: красную, синюю, фиолетовую, желтую, бордовую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Назови среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
  4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
  6. Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
  7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
  8. Возьми красную и синюю палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой и черной; бордовой, зеленой, белой и желтой палочек.
  9. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочки? Или палочки одинаковые по длине?
  10. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  11. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
  12. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
  13. Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы в низу оказалась длинная, а вверху короткая палочки.
  14. Какая из палочек длиннее (короче) красная или бордовая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняй концы с одной стороны, проверь свой ответ.
  15. Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой и т.д.
  16. Я спрятала палочку длиннее синей. Назови, какую палочку я спрятала? (оранжевую) Теперь покажи ее.
  17. Назови и покажи все палочки длиннее (короче)… (Называете цвет любой палочки).
  18. Сделай лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лесенке, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
  19. Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спустись, называя цвета каждой ступеньки.
  20. Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку, от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке – от длинной палочки, к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив, их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
  21. Упражнение в игровой форме: «Угадай, какую палочку я выбрала?». Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме цвета. Ответ на вопрос дается: «да» или «нет». Например: «Эта палочка короче жёлтой?» -«Нет». Значит речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадают палочку, выбранную (задуманную) ведущим.      Варианты разной сложности:

А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».

Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать их нельзя.

В. Игра протекает исключительно в плане представлений.

  1. Составь одну палочку из голубой и  розовой так, чтобы розовая была справа (из синей и бордовой так,  чтобы бордовая палочка была левее синей; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; из синей, черной, бордовой так, чтобы черная была в середине, а синяя справа; из красной, желтой и черной так, чтобы красная была справа, а желтая слева).
  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или бордовый?
  3. Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо.
  4. Возьми по одной палочке каждого цвета и положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая из палочек выше: желтая или синяя (голубая или красная)? Какая палочка лежит между голубой и желтой (красной и розовой)? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей)? Под желтой (бордовой, синей)? Выше всех? Ниже всех?
  5. Возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку: внизу самая длинная, а вверху самая короткая. Угадай, какого цвета палочка, если она лежит ниже бордовой, но выше оранжевой (ниже голубой, но выше желтой), между оранжевой и коричневой (голубой и белой), в самом низу, в самом верху.
  6. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число «один».
  7. Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
  8. Найди палочку равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, равны голубой. Голубая палочка – это, число «три». (По аналогии вводятся все остальные числа до 10).
  9. Упражнение в игровой форме «Назови число – найди палочку». Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое оно обозначает (например: белая – один; розовая – два; голубая – три; красная – четыре и так далее) . Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
  10. Упражнение в игровой форме «Найди пару». Варианты:

А. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображенное на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).

Б. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

В. К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе)

  1. Составь поезд из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек), какое число им обозначается. Рядом с ним поставь нужную карточку с кружочками (цифрой). Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше)?
  2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, - ).
  3. Возьми две палочки из набора и составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-,=).

     Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать «запись» действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры решает воспитатель с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития.

  1. Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек.

     Варианты разной сложности:

А. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.

Б. Ковер делается из как можно большего числа палочек.

В. Ковер делается из палочек разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).

Г. Составляется ковер из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, розовую или бордовую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).

Д. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.

Е. То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.

  1. Из двух вагонов составь поезд такой же длины, как красная (синяя, оранжевая и так далее) палочка.
  2. Возьми голубую, желтую, черную палочки. Составь поезд, такой же длины из каких- либо двух палочек.
  3. Положи на стол бордовую, красную, желтую, оранжевую палочки. Составь поезд такой же длины из каких либо трех палочек.
  4. Из каких одинаковых палочек можно составить оранжевую (синюю, бордовую, желтую) палочку?
  5. Из каких трех одинаковых палочек можно составить бордовую (синюю, оранжевую, голубую) палочку.
  6. Составь поезд из синей и бордовой, розовой и бордовой, голубой и черной, фиолетовой и красной; двух желтых; белой, красной и желтой; черной и трех белых палочек. Найди в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд.
  7. Положи по одной палочке каждого цвета друг под другом – от самой короткой к самой длинной. Подровняй их с одной стороны. Какой одной палочкой можно дополнить меньшую до большей?
  8. Дополни белую палочку до каждой из остальных только палочкой.
  9. Дополни одной палочкой белую до желтой ( красную до синей, красную до бордовой, желтую до оранжевой).
  10. Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10) Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число (указывается число) из палочек определенного цвета.
  11. Пусть один поезд будет из желтой, а другой из фиолетовой палочки. Какой поезд длиннее (короче)? Какой вагон надо прицепить к короткому поезду, чтобы он стал такой же длины, как длинный поезд?
  12. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трех розовых. Какой поезд будет длиннее? На сколько?
  13. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой - из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
  14. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уровнять длины поездов?
  15. Составь поезда так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом – 2 розовых, а во втором – 4 розовых вагона; в первом 6 красных вагонов, а во втором 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
  16. Поезд состоит из красного и голубого вагонов. Составь поезд из белых вагонов так, чтобы он был на один белый вагон короче (длиннее) первого поезда.
  17. Составь поезда так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на один вагон длиннее. (В одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
  18. Составь поезд из оранжевого и бордового вагонов. Замени бордовый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
  19. Поезд состоит из синева и бордового вагонов. Замени один вагон голубым, а другой – розовыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
  20. Сколько розовых палочек в оранжевой ( бордовой, фиолетовой, красной)?
  21. Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
  22. Составь синюю палочку из одинаковых палочек разными способами.
  23. Сколько уложится в дорожке (длиной 10 сантиметров) белых, (розовых, желтых, оранжевых) палочек?
  24. Измерь с помощью оранжевых палочек длину и ширину стола.
  25. Измерь длину карандаша разными (одинаковыми) палочками.
  26. Измерь бордовую палочку белой,(розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочки бордовую?
  27. Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь. Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? Ау прямоугольника?
  28. Составь с помощью палочек каждое из чисел от 11 до 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр краеведческого содержания

Представляю вашему вниманию подборку дидактических и лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Иле...

Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи

Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

Из опыта работы с детьми "Я познаю мир"...

Картотека дидактических игр по пдд

В этом файле собрано большое кол-во дидактических игр по пдд,с информацией их подготовки и рекомандации по проведению....

Занятие по ФЭМП. Тема: Работа со счетными палочками.​

Занятие ФЭМП. Тема:​ Работа со счетными палочками.​ Цель:​ Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек. Задачи:​ - Продолжать учить составлять и решать прост...

Методическая разработка «Изготовление подставки из деревянных палочек»

Данный мастер-класс по разработанной технологической карте предназначен для изготовления подставки из деревянных палочек, которые можно приобрести в магазине или взять на раздаче в кафе или рест...

Программа по внеурочной деятельности «Барабанные палочки» 5- 9 класс.

Программа  по внеурочной деятельности   «Барабанные палочки» 5-9 класс....