картотека игр с палочками Кюизенера
картотека на тему
Картотека игр с палочками Кюизенера для развития мелкой моторики и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с палочками Кюизенера.
- Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди: красную, синюю, фиолетовую, желтую, бордовую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
- Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
- Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Назови среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
- Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
- Перечисли цвета всех палочек на столе.
- Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
- Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
- Возьми красную и синюю палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой и черной; бордовой, зеленой, белой и желтой палочек.
- Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочки? Или палочки одинаковые по длине?
- Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
- Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
- Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
- Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы в низу оказалась длинная, а вверху короткая палочки.
- Какая из палочек длиннее (короче) красная или бордовая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняй концы с одной стороны, проверь свой ответ.
- Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой и т.д.
- Я спрятала палочку длиннее синей. Назови, какую палочку я спрятала? (оранжевую) Теперь покажи ее.
- Назови и покажи все палочки длиннее (короче)… (Называете цвет любой палочки).
- Сделай лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лесенке, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
- Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спустись, называя цвета каждой ступеньки.
- Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку, от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке – от длинной палочки, к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив, их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
- Упражнение в игровой форме: «Угадай, какую палочку я выбрала?». Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме цвета. Ответ на вопрос дается: «да» или «нет». Например: «Эта палочка короче жёлтой?» -«Нет». Значит речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадают палочку, выбранную (задуманную) ведущим. Варианты разной сложности:
А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать их нельзя.
В. Игра протекает исключительно в плане представлений.
- Составь одну палочку из голубой и розовой так, чтобы розовая была справа (из синей и бордовой так, чтобы бордовая палочка была левее синей; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; из синей, черной, бордовой так, чтобы черная была в середине, а синяя справа; из красной, желтой и черной так, чтобы красная была справа, а желтая слева).
- Составь поезд из бордового, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или бордовый?
- Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо.
- Возьми по одной палочке каждого цвета и положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая из палочек выше: желтая или синяя (голубая или красная)? Какая палочка лежит между голубой и желтой (красной и розовой)? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей)? Под желтой (бордовой, синей)? Выше всех? Ниже всех?
- Возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку: внизу самая длинная, а вверху самая короткая. Угадай, какого цвета палочка, если она лежит ниже бордовой, но выше оранжевой (ниже голубой, но выше желтой), между оранжевой и коричневой (голубой и белой), в самом низу, в самом верху.
- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число «один».
- Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
- Найди палочку равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, равны голубой. Голубая палочка – это, число «три». (По аналогии вводятся все остальные числа до 10).
- Упражнение в игровой форме «Назови число – найди палочку». Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое оно обозначает (например: белая – один; розовая – два; голубая – три; красная – четыре и так далее) . Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
- Упражнение в игровой форме «Найди пару». Варианты:
А. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображенное на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
Б. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
В. К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе)
- Составь поезд из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек), какое число им обозначается. Рядом с ним поставь нужную карточку с кружочками (цифрой). Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше)?
- Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, - ).
- Возьми две палочки из набора и составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-,=).
Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать «запись» действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры решает воспитатель с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития.
- Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек.
Варианты разной сложности:
А. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
Б. Ковер делается из как можно большего числа палочек.
В. Ковер делается из палочек разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
Г. Составляется ковер из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, розовую или бордовую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
Д. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
Е. То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.
- Из двух вагонов составь поезд такой же длины, как красная (синяя, оранжевая и так далее) палочка.
- Возьми голубую, желтую, черную палочки. Составь поезд, такой же длины из каких- либо двух палочек.
- Положи на стол бордовую, красную, желтую, оранжевую палочки. Составь поезд такой же длины из каких либо трех палочек.
- Из каких одинаковых палочек можно составить оранжевую (синюю, бордовую, желтую) палочку?
- Из каких трех одинаковых палочек можно составить бордовую (синюю, оранжевую, голубую) палочку.
- Составь поезд из синей и бордовой, розовой и бордовой, голубой и черной, фиолетовой и красной; двух желтых; белой, красной и желтой; черной и трех белых палочек. Найди в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд.
- Положи по одной палочке каждого цвета друг под другом – от самой короткой к самой длинной. Подровняй их с одной стороны. Какой одной палочкой можно дополнить меньшую до большей?
- Дополни белую палочку до каждой из остальных только палочкой.
- Дополни одной палочкой белую до желтой ( красную до синей, красную до бордовой, желтую до оранжевой).
- Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10) Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число (указывается число) из палочек определенного цвета.
- Пусть один поезд будет из желтой, а другой из фиолетовой палочки. Какой поезд длиннее (короче)? Какой вагон надо прицепить к короткому поезду, чтобы он стал такой же длины, как длинный поезд?
- Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трех розовых. Какой поезд будет длиннее? На сколько?
- Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой - из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
- Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уровнять длины поездов?
- Составь поезда так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом – 2 розовых, а во втором – 4 розовых вагона; в первом 6 красных вагонов, а во втором 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
- Поезд состоит из красного и голубого вагонов. Составь поезд из белых вагонов так, чтобы он был на один белый вагон короче (длиннее) первого поезда.
- Составь поезда так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на один вагон длиннее. (В одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
- Составь поезд из оранжевого и бордового вагонов. Замени бордовый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
- Поезд состоит из синева и бордового вагонов. Замени один вагон голубым, а другой – розовыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
- Сколько розовых палочек в оранжевой ( бордовой, фиолетовой, красной)?
- Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
- Составь синюю палочку из одинаковых палочек разными способами.
- Сколько уложится в дорожке (длиной 10 сантиметров) белых, (розовых, желтых, оранжевых) палочек?
- Измерь с помощью оранжевых палочек длину и ширину стола.
- Измерь длину карандаша разными (одинаковыми) палочками.
- Измерь бордовую палочку белой,(розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочки бордовую?
- Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь. Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? Ау прямоугольника?
- Составь с помощью палочек каждое из чисел от 11 до 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр краеведческого содержания
Представляю вашему вниманию подборку дидактических и лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Иле...
Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи
Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
Из опыта работы с детьми "Я познаю мир"...
Картотека дидактических игр по пдд
В этом файле собрано большое кол-во дидактических игр по пдд,с информацией их подготовки и рекомандации по проведению....
Занятие по ФЭМП. Тема: Работа со счетными палочками.
Занятие ФЭМП. Тема: Работа со счетными палочками. Цель: Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек. Задачи: - Продолжать учить составлять и решать прост...
Методическая разработка «Изготовление подставки из деревянных палочек»
Данный мастер-класс по разработанной технологической карте предназначен для изготовления подставки из деревянных палочек, которые можно приобрести в магазине или взять на раздаче в кафе или рест...
Программа по внеурочной деятельности «Барабанные палочки» 5- 9 класс.
Программа по внеурочной деятельности «Барабанные палочки» 5-9 класс....