Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов
статья на тему

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано огромное образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchebno.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

Основная задача профессионального  образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. 

Учитывая это, в колледже необходимо создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки).

Научно-исследовательская работа студентов может организоваться  и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;
  • научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).

Целью учебно-исследовательской работы обучающихся является развитие способности и готовности к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Основными организационными формами научно-исследовательской работы студентов в колледже являются:

- элементы научных исследований в курсовых и дипломных работах;

- проведение учебных занятий с элементами научных исследований;

- проведение предметных олимпиад;

- участие студентов в работе научных конференций;

- студенческие научные кружки;

- участие студентов в студенческих научных организационо-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (общетехникумовских, региональных, всероссийских, международных), к которым относятся: конференции, смотры–конкурсы научно-исследовательских работ студентов, олимпиад по дисциплинам и специальностям.

Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы. Задания исследовательской направленности предусмотрены в содержании учебных курсов и отражены в программах учебных дисциплин в разделе «Организация самостоятельной работы студентов». Так, например, на занятиях по профессиональному модулю 01 МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте по теме «Коммерческая деятельность» в зависимости от изучаемой темы студентам предлагаются следующие задания:

  • подготовить сообщение по темам: «Информационное обеспечение коммерческой деятельности организации» , «Управление коммерческой деятельностью организации», «Коммерческие риски», «Договоры в коммерческой деятельности организаций» и т.д.;
  • выполнить творческую работу на выбор: составить глоссарий, кроссворд, блок-схему и т.д.:
  • Составить толковый словарь основных терминов;
  • составить таблицу «Факторы коммерческой деятельности», «Организационно-правовые формы предприятий» и т.д.;

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Во время прохождения учебной и производственной практики студенты закрепляют теоретические знания, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда. После окончания практики каждый студент составляет отчет по производственной практике. Отчет и характеристика обязательно заверяется печатью автотранспортного предприятия и подписью руководителя предприятия. Руководитель пишет отзыв на работу студента за период практики. В отзыве дается оценка деловых качеств студента, его теоретическая и практическая подготовка, выполнение им программы производственной практики, активность в освоении практических навыков и достигнутое мастерство. Отмечается выполнение студентом правил внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда и выполнение требований пожарной безопасности. При необходимости, делаются замечания по работе студента.

Преподаватель – руководитель практики проводит зачетное занятие, на котором определяется полнота выполнения студентом рекомендованного объема практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов работы в соответствии с критериями оценки знаний и практических навыков по ФГОС.

 Учебный процесс в колледже организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах. Далее на заключительном этапе изучения учебной дисциплины они выполняют курсовые работы. В течение всего периода обучения предусмотрено выполнение трех курсовых работ. На выпускном курсе выполняется Дипломный проект. Выполнение данных работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования как обязательный вид аттестации студентов.

Тематика курсовых и дипломных работ ежегодно разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметно-цикловыми комиссиями и методическим советом колледжа. Так, например, для выполнения курсовой работы по профессиональному модулю 01  МДК.01.01. «Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте» Тема «Экономика отрасли» студентам предлагаются выполнить курсовую работу по индивидуальным заданиям.

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы дипломного проекта из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

В процессе работы над курсовыми и дипломными работами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует усилению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции. Научный кружок является первым шагом в научно-исследовательской работе студентов и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научно-практической конференции. Кружок, как правило, объединяет студентов различных курсов. Формами подведения итогов работы кружков является участие в  научных конференциях, проведение круглых столов.

Участие студентов в научно-практических конференциях исследовательских работ. Обучающиеся получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Завершающим этапом учебно-исследовательской деятельности является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

Таким образом, организация УИРС в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста в области экономических дисциплин

При преподавании экономических дисциплин - статистики, экономики организации, анализа финансово-хозяйственной деятельности по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» использую методы ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...