Структурно-частотный анализ понятия "Педагогическая деятельность"
статья на тему

Легошина Анна Сергеевна

Определить теоретические подходы к оценке деятельности педагогических работников в организациях среднего профессионального образования был проведен структурно-частотный анализ понятия «Педагогическая деятельность». В результате анализа (представленном на слайде) были определены основные структурные элементы понятия, полученные при анализе философских и педагогических исследований, монографий и статей разных авторов. По результатам сводной таблицы основных элементов можно сделать вывод, что понятие «воспитание» встречается очень часто. Это говорит о важности воспитательной функции в процессе педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontent_analiz.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Структурно-частотный анализ понятия «Педагогическая деятельность»

Определение понятия

Источник

Основные элементы понятия

1

Педагогическая деятельность - система педагогически целесообразных действий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности, на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения [c. 37].

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

  1. система педагогически целесообразных действий
  2. подготовка подрастающего поколения
  3. к самостоятельной деятельности
  4. создание в педагогическом процессе оптимальных условий
  5. воспитание
  6.  развитие и саморазвитие личности воспитанника
  7. выбор возможностей свободного и творческого самовыражения воспитанника

2

Педагогическая деятельность - осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями (экономическими, политическими, нравственными, эстетическими). Компетентность педагога, а следовательно и эффективность его педагогической деятельности, оценивается следующими показателями: уровнем знания и понимания того, чему он намеревается обучить других; мерой владения технологией преподавания; умением добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности. (с.227)

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  1. деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами
  2. в образовательных учреждениях
  3. достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ
  4. задачи образования и его социальные целями
  5. компетентность педагога
  6. эффективность  педагогической деятельности
  7. оценивается следующими показателями
  8. уровнем знания и понимания того, чему он намеревается обучить других
  9. мерой владения технологией преподавания
  10. умением добиваться одновременного выполнения задач
  11. связанных с обучением
  12.  воспитанием
  13. и развитием личности

3

Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.(с.29)

Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

  1. особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей
  2. сознательно
  3.  направленной на подготовку
  4.  подрастающего поколения
  1. к самостоятельной деятельности
  2.   в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

4

Педагогическая деятельность– процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в Институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности (с.1)

"Модельный закон о статусе работника образования" (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-13 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

  1. процесс обучения
  2. воспитания
  3. направленный на всестороннее
  4.  развитие
  5.  обучающегося
  6. обеспечивать высокое качество подготовки
  7. осуществляющийся как в Институализированных формах
  8. посредством индивидуальной трудовой деятельности

5

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.(с.83)

Зимняя И. А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб—М.:Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. .

  1. деятельность
  2. которая обеспечивает отношения
  3. возникающие между людьми
  4. при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению

6

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях (с.17)

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова

. —— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.

  1. целенаправленное, мотивированное воздействие педагога
  2. ориентированное на
  3. всестороннее развитие личности ребенка
  4. подготовку его к жизни
  5. в современных социокультурных условиях

7

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.(с.53)

Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие. - Омск, 1997.

  1. вид профессиональной деятельности
  2. содержанием которой является
  3.  обучение
  4. воспитание,
  5. образование
  6. развитие обучающихся

8

Педагогическая деятельность – это сложно организованная система ряда деятельностей. Она состоит из целого множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой различными типами связей.(с.167)

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  1. сложно организованная система
  2. ряд деятельностей
  3. состоит из целого множества подсистем
  4. внедренных одна в другую или объединенных между собой различными типами связей

9

Педагогическая деятельность -сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества. (с.28)

Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

  1. сознательное
  2. вмешательство взрослых людей

3. в объективно закономерный общественно-исторический процесс

4.  воспитания

5. становления детей

6.взрослыми людьми

7. с целью подготовки зрелого члена общества

10

Педагогическая деятельность есть «...сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) — родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей (с.29)

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя/Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1987.— 159 с.

1.сознательная

2.целенаправленная деятельность взрослых

  1. родители
  2.  учителя
  3. школа
  4. и другие образовательных учреждений
  5. направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом
  6.  воспитания детей

11

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. (с 28-29)

Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

  1. самостоятельное
  2. общественное явление
  3. единое с воспитанием

12

Педагогическая деятельность - включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения(с.20)

Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.:Изд. центр «Академия», 2004.320с.

  1. включает профессиональную активность
  2. учителя
  3. направленную на решение задач развития
  4. и обучения
  5. подрастающего поколения

Сводная таблица основных структурных элементов понятия

«Педагогическая деятельность»,

встречающихся в педагогических исследованиях

Основные элементы

Номера определений

Сумма

1

система

1,8

2

сознательное

9,10

2

общественное

3,9,11

3

целенаправленная деятельность

6,10

2

взрослых

3, 9,10

3

2

профессиональной деятельности

7,12

2

3

воспитание

1,2,4, 7, 9,10,11

7

образование

7

1

развитие

1,2,4,6,12

5

обучение

2,7,12

3

4

ряд деятельностей

8

1

учителя

6,10,12

3

5

современных социокультурные условиях

6

1

6

подготовки зрелого члена общества

9

1

7

образовательного учреждения

2,10

2

8

эффективность педагогической деятельности

2

1

9

передаче духовно-практического опыта

5

1

10

подрастающее поколение

1,3,12

3

11

технология преподавания

2

1

12

компетентность

2

1

Вывод.  По результатам сводной таблицы основных элементов, выявленных в результате анализа понятия «Педагогическая деятельность» можно сделать вывод, что понятие «воспитание» встречается очень часто.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание — объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность-как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующих обобщениях.

1. Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

2. Воспитание — явление объективное и категория более широкая, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с нею в органическом единстве, воспитание может вступать с нею в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

3. Назначением воспитания в обществе является удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей. Педагогическая деятельность преследует цель охвата педагогическим влиянием всей детской жизни, формирования у воспитанников определенного мировоззрения, потребностей, форм поведения, личностных качеств.

4. Воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.

5. В воспитании средствами воздействия на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к. известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сознательно стремится к преодолению стихийности, к организованности, к тщательному отбору содержания и видов деятельности детей для достижения запланированных целей.

6. В воспитании принимают участие все: взрослые и дети, вещи и явления, природа и среда. Педагогическая деятельность представлена специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать влияние природы, среды и общественности.

7. По мере совершенствования общественных отношений и организации общественной среды происходит сближение воспитания и педагогической деятельности. Круг сознательных участников педагогической деятельности расширяется, включая в себя социальных педагогов, производственных наставников, педагогически образованных родителей, представителей общественности и самих детей.

Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса — одна из важнейших функций общества.[1]

[1]     Педагогика [Текст] : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 647 с. - (Педагогическое наследие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задачи по анализу зозяйственной деятельности

предлагаются пять вариантов задач по предмету "Анализ хозяйственной деятельности"...

Анализ педагогической деятельности

Самоанализпедагогической деятельностиучителя начальных классов,первой квалификационной категории,муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениягорода Новосибирска«Средняя общеобразова...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине ОП11 «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»

Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.11. Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

В работе представлены разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от поставленной цели:2 курс (Формирование умений работать с правовыми документами и литературой, развитие по...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Специальность № 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 2 курс Составлен в соотв...