Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года)
статья на тему

Окунцева Светлана Владимировна

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета

Издание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотрудникам, аспирантам и студентам.

ISBN 978–5–00047–379–5

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

КУЛЬТУРА НАУКА ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Материалы VI Международной научно-практической конференции

г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года

Часть I

Издательство Нижневартовского государственного университета

2017


ББК 72я43

К 90

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета

К 90 Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017  года)  /  отв.  ред.  А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. Ч. I. Общественные и гума- нитарные науки. – 627 с.

ISBN 978–5–00047–379–5

Издание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотруд- никам, аспирантам и студентам.

ББК 72я43

Изд. лиц. ЛР № 020742. Подписано в печать 18.05.2017 Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. листов 78,38 Тираж 300 экз. Заказ 1847

Отпечатано в Издательстве Нижневартовского государственного университета

628615, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11 Тел./факс: (3466) 43-75-73, Е-mail: izd@nvsu.ru

ISBN 978–5–00047–379–5        © Издательство НВГУ, 2017


Содержание

.......

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ТУРИЗМ

Окунцева С.В., Пенкина Н.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЧАСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ)        435


ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ТУРИЗМ

.....

УДК 338.482.22

С.В. Окунцева

магистрант

Н.В. Пенкина

кандидат философских наук, доцент г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЧАСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ)

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема включения профильных образовательных организа- ций в состав индустрии туризма. Проанализированы точки зрения различных авторов на данную проблему. Представлены статистические данные о средней численности работников средств размещения и турфирм как в целом по стране, так и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Представлен перечень образователь- ных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по направлениям «Туризм» и «Гостинич- ный сервис» на территории региона. На основе проведенного исследования автором выявлена роль профильных образовательных организаций в туристской индустрии и обоснована идея включения таких организаций в со- став индустрии туризма.

Ключевые слова: туристская индустрия; состав индустрии туризма; образовательная организация; про- фессиональное образование.

Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, комму- нально-бытового, культурного, медицинского, образовательного обслуживания. Таким образом, ту- ризм включает в себя множество различных отраслей экономики и направлений деятельности чело- века.

Состав туристской индустрии является темой для длительного обсуждения, ведь, в зависимости от той или иной точки зрения, элементы, относящиеся к туриндустрии или нет, могут отличаться. Поэтому, достаточно трудно четко разграничить составные элементы данной отрасли. Нас в большей степени интересует конкретная составная часть туриндустрии и ответ на вопрос: «Относятся образо- вательные организации к туристской индустрии или нет?»

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» закреплено следующее опреде- ление: «Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транс- порта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультур- но-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент- скую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предос- тавляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [1].

Как мы видим, в данном определении отражены только те составные элементы (предприятия, организации), которые непосредственно производят турпродукт или участвуют в обслуживании ту- ристов. Об образовательных организациях в составе туристской индустрии речи не идет.

Действительно, образовательные организации не относятся к основной группе предприятий, занятых производством в туриндустрии, но они играют важную роль в кадровом обеспечении этого производства, и не включать их в состав туриндустрии будет ошибкой. Об этом свидетельствуют и мнения различных авторов, которые включают образовательные (учебные) учреждения и организа- ции в состав туриндустрии.

И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в своей «Энциклопедии туризма» приводят следующий состав индустрии туризма: «Индустрия туризма образуется из предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать туризм. Это – индустрия гостеприимства, предприятия питания, инфраструктура туроперейтинга, транспортная инфраструктура туризма, учебная инфраструктура туризма, информационная инфраструктура, органы управления туризмом, научная инфраструктура туризма, торговая инфраструктура туризма, инфраструктура производственная» [2, с. 57]. Причем, в энциклопедии приводится пояснение, что к учебной инфраструктуре туризма относятся «…учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии» [2, с. 58]. Лойко О.Т. придерживается похожего мнения о составных элементах и приводит такое опреде- ление: «Туристская индустрия – это совокупность предприятий, учреждений и организаций матери- ального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и созда- ние материальной базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплек- сом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты: организаторов туризма, пред- приятия, предоставляющие услуги по размещению, предприятия питания, транспортные предпри- ятия, экскурсионное бюро, производственные туристские предприятия, предприятия сферы досуга и развлечений, учреждения самодеятельного туризма, органы управления туризмом, учебные, научные

и проектные учреждения» [3, с. 8].

В. Фрейер в своих исследованиях выделяет:

  1. Туриндустрию в собственном смысле – предприятия, производящие типичные туруслуги (организация туризма, размещение, транспорт, государственные учреждения по планированию и раз- витию туризма);
  2. Дополнительная туриндустрия – нетипичные предприятия, производящие типичные турус- луги (экскурсионное обслуживание, учебные заведения по подготовке кадров для туризма, прокат турснаряжения, дипломатические представительства, маркетинговые агентства, страховые компании, производство и продажа сувенирной продукции и прочее);
  3. Окраинная туриндустрия – предприятия, производящие товары и услуги, не относящиеся к типичному турпродукту (предприятия питания, бытовые услуги, культурно-просветительские учреж- дения, медицинские услуги, производство спорттоваров, фотоопаратов, одежды и прочее) [4, с. 205].

Нетрудно заметить повторение одних и тех же составляющих (в частности, образовательных и учебных организаций) во всех представленных примерах. И это не удивительно, ведь индустрия ту- ризма за счет комплексности и разнообразия своей деятельности включает в себя множество пред- приятий, как основного производства, так и вспомогательного.

Помимо этого, важно понимать, что предприятия основного производственного состава созда- ются специально для производства именно турпродуктов и обслуживания именно туристов (в част- ности, предприятий в сфере туроперейтинга – туроператоры и турагенты). Поэтому образовательные организации хоть и входят в состав туриндустрии, но создаются не для обслуживания туристов, а для обслуживания населения в целом, за счет предоставления им образовательных услуг, в частности, профильных. По сути, помогают людям овладеть той или иной специализацией, получить право на определенный вид профессиональной деятельности. В данном случае, речь идет о направлениях про- фессиональной подготовки в области туризма и гостеприимства. Отсутствие таких направлений под- готовки в образовательных учреждениях свидетельствовали бы и об отсутствии потребности индуст- рии в кадрах с таким профилем деятельности (возможно, это свидетельствовало бы и об отсутствии отрасли как таковой), а значит, образовательные учреждения можно было бы в каком-то роде «отки- нуть» и не включать в состав туриндустрии. Однако, это не так.

На официальном сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) во вкладке «Образова- ние в сфере туризма» представлена информация о профильных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма и госте- приимства. Всего на территории Российской федерации таких профильных учреждений 723. Правда, на сайте Ростуризма представлены статистические данные только по итогам 2014 года, и эти данные соотносятся с данными Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (также по ито- гам 2014 года). Тем не менее, даже такое количество учреждений – это аргумент, подтверждающий потребность туриндустрии в квалифицированных специалистах (среднего и высшего звена). Это, в свою очередь, означает, что туриндустрия нуждается в наличии профильных образовательных орга- низациях.

Также, представленные данные о количестве профильных образовательных учреждений свиде- тельствуют и о масштабе самой туриндустрии в нашей стране. Ведь кадры требуются именно для предприятий, входящих в туриндустрию и предоставляющих те или иные услуги туристам. Раз таких предприятий много, следовательно, потребность в кадрах возрастает, а значит и профильных образо- вательных учреждений становится больше.

В подтверждение данного факта представляем статистические данные по субъектам Россий- ской Федерации о численности лиц, работающих в коллективных средствах размещения и турфир- мах. Эти данные находятся в свободном доступе на сайте Федерального агентства по туризму (Росту- ризм) во вкладке «Статистика». Данные представлены в таблицах 1 и 2 [7].

Таблица 1

Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (без учета микро-

предприятий), человек

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация, всего

405401

394223

391336

386359

375322

399146

402577

Уральский федеральный округ, всего

30932

29064

30142

31350

29555

28849

27463

Тюменская область, всего

10021

9886

9963

9356

9753

9600

9356

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ – Югра

3639

3588

3302

3084

3432

3090

3017

Ямало-Ненецкий авт. округ

1019

1010

1077

868

969

1036

1003

Тюменская область (кроме автономных

округов)

5363

5288

5584

5404

5352

5474

5336

Челябинская область

8917

7899

8280

9675

7508

7530

7114

Таблица 2

Численность лиц, работающих в туристcких фирмах

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация, всего

39727

48312

47452

48662

50144

45463

48433

Уральский федеральный округ, всего

2527

3547

3680

3516

3375

3799

4220

Тюменская область

659

862

918

968

1096

1205

1424

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ – Югра

207

345

325

436

500

553

370

Ямало-Ненецкий авт. округ

66

98

92

60

62

64

110

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Тюменская область (кроме автономных

округов)

386

419

501

472

534

588

944

Челябинская область

823

1063

1001

946

915

1016

1069

Представленные данные специально акцентированы на Ханты-Мансийском автономном окру- ге – Югре (далее ХМАО–Югра), для сопоставительного анализа занятости населения в данных об- ластях в разные периоды времени в сравнении с общим показателем по всей стране и в ближайших областей. В сфере гостеприимства занято большее количество граждан, так как на территории округа более 117 гостиниц и аналогичных средств размещения, а также 6 санаториев. Туристско- рекреационный комплекс округа в области въездного туризма, специализируется на спортивном, де- ловом, экстремальном, круизном, оздоровительном и экологическом туризме. На территории округа свою деятельность осуществляют порядка 110 туристических фирм [5, с. 34].

При этом, если проанализировать данные об образовательных учреждениях ХМАО-Югры, осуществляющих подготовку по направлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис», можно сделать вывод, что этих учреждений не так много, следовательно, именно они несут на себе основную на- грузку кадрового обеспечения туриндустрии региона. Для анализа использованы данные с официаль- ного сайта Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного ок- руга – Югры, вкладка «Образование в Югре» – «Каталог образовательных организаций». Данные представлены в таблице 3 [6].

Таблица 3

Перечень образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по на- правлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис» на территории ХМАО-Югры

Наименование образовательной органи- зации

Код и наименование специальности

Присваи- ваемая ква-

лификация

Сайт образова- тельной органи-

зации

Высшее профессиональное образование

Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Сургутский государ-

ственный университет»

49.03.03 Спортивно-

оздоровительный туризм

Бакалавр

http://www.surgu. ru/napravleniya-1

51.03.04 Культурный туризм и экс- курсионная деятельность

Бакалавр

Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Сургутский государ-

ственный педагогический университет»

43.03.02 Туризм

Бакалавр

http://www.surgpu

.ru/uchebnyj- process/fakultety/s gf/

100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

Специалист

Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Нижневартовский государственный университет»

43.03.02 Туризм

Профиль: Технология и организация туроператорских и турагентских

услуг

Бакалавр

http://nvsu.ru/ru/fe iup/

43.04.02 Туризм

Профиль: Организация и управление турбизнесом

Магистр

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югор- ский государственный университет»

100400.62 Туризм

Бакалавр

https://ugrasu.ru/e ducation/

101100.62 Гостиничное дело

Бакалавр

100103.65 Социально-культурный

сервис и туризм

Специалист

Среднее профессиональное образование

Бюджетное учреждение профессиональ- ного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневар- товский социально-гуманитарный кол-

ледж»

43.02.10 Туризм

Специалист

http://nv-study.ru/

43.02.11 Гостиничный сервис

Менеджер

Квалифицированные кадры – это один из базовых ресурсов любого предприятия, в том числе и туристического. Производством туристских услуг – размещением, питанием, экскурсионным обслу- живанием и другим – занимаются именно люди, то есть персонал. Именно они являются частью про- изводственной и непроизводственной сферы индустрии туризма. А кто занимается «созданием» этих

кадров, кто обеспечивает туриндустрию качественными работниками? На наш взгляд, в этом вопросе ключевую роль играют именно образовательные организации.

Да, предприниматель может нанять на определенную (скорее всего низкопрофильную) долж- ность человека «с улицы» – не имеющего ни профильного образования, ни опыта работы, ни даже представлений о специфике деятельности в сфере туризма и гостеприимства. Однако, в этом случае, работодатель должен понимать, сколько времени, сил и финансов придется вложить в такого сотруд- ника, чтобы поднять его на должный уровень. А если мы говорим о должностях более высокого ранга (линейный или топ-менеджмент), то конечно, наличие профильного образования (а то и не одного), различных сертификатов курсов повышения квалификации, а также опыта работы – это неотъемле- мое условие профессиональной деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что образовательные учреждения и не занимаются непосредст- венным производством турпродукта или непосредственным обслуживанием туристов, за счет резуль- татов своей деятельности, то есть формирования компетентных, квалифицированных сотрудников, создают необходимые условия для эффективного функционирования всей индустрии туризма, явля- ются ее неотъемлемой частью.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
  2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003.

368 с.


  1. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 152 с.
  2. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
  3. Пенкина Н.В. Состояние туристско-рекреационного комплекса Ханты-Мансийского автономного ок-

руга-Югра // Дискуссия. 2015. № 11 (63) декабрь. С. 33–38.

  1. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. URL: http://www.doinhmao.ru/ (дата обращения: 21.01.2017).
  2. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 21.01.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019

Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...

Материалы XXIII международной научно-практической конференции "Проблемы экономики, организации и управления в России и в мире" (Прага, Чешская Республика, 30.04.2020)

Материалы XXIII международной научно-практической конференции "Проблемы экономики, организации и управления в России и в мире" (Прага, Чешская Республика, 30.04.2020)...

Образование: традиции и инновации. Материалы XXII международной научно-практической конференции (Прага, Чешская республика, 27 декабря 2019 г.).

Содержание сборника составляют научные статьи ученых России и других стран. В статьях излагается теория, методология и практика научных исследований в области педагогики, психологии, философии, культу...

Проблемы экономики,организации и управленияв России и мире. - Материалы XXV международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика. 30 декабря 2020года

Проблемы экономики,организации и управленияв России и мире. - Материалы XXV международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика. 30 декабря 2020года...

Инновационное развитие железнодорожного транспорта. Международная научно-практическая конференция / Материалы II Международной научно-практической конференции. г. Томск, 26 февраля, 2021.

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Автоматизация и развитие ОАО "РЖД". С. 44-47Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Любым процессом нужно управлять. С. 238-243Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Моя история о...

Фестиваль «НЕДЕЛЯ НАУКИ – 2021» Великие Луки, 29 марта – 29 апреля 2021 года МАТЕРИАЛЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ Посвящается 2021 году - Году науки и технологий в Российской Федерации

Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Волонтерство как средство активизации общественной деятельности студентов. С. 168Ксюнов С.В., Завьялова С.В. От правильного выбора профессии зависит и успех. С. 172Мигунова...