Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года)
статья на тему
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета
Издание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотрудникам, аспирантам и студентам.
ISBN 978–5–00047–379–5
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
КУЛЬТУРА НАУКА ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Материалы VI Международной научно-практической конференции
г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года
Часть I
Издательство Нижневартовского государственного университета
2017
ББК 72я43
К 90
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета
К 90 Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. Ч. I. Общественные и гума- нитарные науки. – 627 с.
ISBN 978–5–00047–379–5
Издание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотруд- никам, аспирантам и студентам.
ББК 72я43
Изд. лиц. ЛР № 020742. Подписано в печать 18.05.2017 Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. листов 78,38 Тираж 300 экз. Заказ 1847
Отпечатано в Издательстве Нижневартовского государственного университета
628615, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11 Тел./факс: (3466) 43-75-73, Е-mail: izd@nvsu.ru
ISBN 978–5–00047–379–5 © Издательство НВГУ, 2017
Содержание
.......
ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ТУРИЗМ
Окунцева С.В., Пенкина Н.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЧАСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ) 435
ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ТУРИЗМ
.....
УДК 338.482.22
С.В. Окунцева
магистрант
Н.В. Пенкина
кандидат философских наук, доцент г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЧАСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ)
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема включения профильных образовательных организа- ций в состав индустрии туризма. Проанализированы точки зрения различных авторов на данную проблему. Представлены статистические данные о средней численности работников средств размещения и турфирм как в целом по стране, так и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Представлен перечень образователь- ных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по направлениям «Туризм» и «Гостинич- ный сервис» на территории региона. На основе проведенного исследования автором выявлена роль профильных образовательных организаций в туристской индустрии и обоснована идея включения таких организаций в со- став индустрии туризма.
Ключевые слова: туристская индустрия; состав индустрии туризма; образовательная организация; про- фессиональное образование.
Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, комму- нально-бытового, культурного, медицинского, образовательного обслуживания. Таким образом, ту- ризм включает в себя множество различных отраслей экономики и направлений деятельности чело- века.
Состав туристской индустрии является темой для длительного обсуждения, ведь, в зависимости от той или иной точки зрения, элементы, относящиеся к туриндустрии или нет, могут отличаться. Поэтому, достаточно трудно четко разграничить составные элементы данной отрасли. Нас в большей степени интересует конкретная составная часть туриндустрии и ответ на вопрос: «Относятся образо- вательные организации к туристской индустрии или нет?»
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» закреплено следующее опреде- ление: «Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транс- порта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультур- но-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент- скую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предос- тавляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [1].
Как мы видим, в данном определении отражены только те составные элементы (предприятия, организации), которые непосредственно производят турпродукт или участвуют в обслуживании ту- ристов. Об образовательных организациях в составе туристской индустрии речи не идет.
Действительно, образовательные организации не относятся к основной группе предприятий, занятых производством в туриндустрии, но они играют важную роль в кадровом обеспечении этого производства, и не включать их в состав туриндустрии будет ошибкой. Об этом свидетельствуют и мнения различных авторов, которые включают образовательные (учебные) учреждения и организа- ции в состав туриндустрии.
И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в своей «Энциклопедии туризма» приводят следующий состав индустрии туризма: «Индустрия туризма образуется из предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать туризм. Это – индустрия гостеприимства, предприятия питания, инфраструктура туроперейтинга, транспортная инфраструктура туризма, учебная инфраструктура туризма, информационная инфраструктура, органы управления туризмом, научная инфраструктура туризма, торговая инфраструктура туризма, инфраструктура производственная» [2, с. 57]. Причем, в энциклопедии приводится пояснение, что к учебной инфраструктуре туризма относятся «…учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии» [2, с. 58]. Лойко О.Т. придерживается похожего мнения о составных элементах и приводит такое опреде- ление: «Туристская индустрия – это совокупность предприятий, учреждений и организаций матери- ального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и созда- ние материальной базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплек- сом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты: организаторов туризма, пред- приятия, предоставляющие услуги по размещению, предприятия питания, транспортные предпри- ятия, экскурсионное бюро, производственные туристские предприятия, предприятия сферы досуга и развлечений, учреждения самодеятельного туризма, органы управления туризмом, учебные, научные
и проектные учреждения» [3, с. 8].
В. Фрейер в своих исследованиях выделяет:
- Туриндустрию в собственном смысле – предприятия, производящие типичные туруслуги (организация туризма, размещение, транспорт, государственные учреждения по планированию и раз- витию туризма);
- Дополнительная туриндустрия – нетипичные предприятия, производящие типичные турус- луги (экскурсионное обслуживание, учебные заведения по подготовке кадров для туризма, прокат турснаряжения, дипломатические представительства, маркетинговые агентства, страховые компании, производство и продажа сувенирной продукции и прочее);
- Окраинная туриндустрия – предприятия, производящие товары и услуги, не относящиеся к типичному турпродукту (предприятия питания, бытовые услуги, культурно-просветительские учреж- дения, медицинские услуги, производство спорттоваров, фотоопаратов, одежды и прочее) [4, с. 205].
Нетрудно заметить повторение одних и тех же составляющих (в частности, образовательных и учебных организаций) во всех представленных примерах. И это не удивительно, ведь индустрия ту- ризма за счет комплексности и разнообразия своей деятельности включает в себя множество пред- приятий, как основного производства, так и вспомогательного.
Помимо этого, важно понимать, что предприятия основного производственного состава созда- ются специально для производства именно турпродуктов и обслуживания именно туристов (в част- ности, предприятий в сфере туроперейтинга – туроператоры и турагенты). Поэтому образовательные организации хоть и входят в состав туриндустрии, но создаются не для обслуживания туристов, а для обслуживания населения в целом, за счет предоставления им образовательных услуг, в частности, профильных. По сути, помогают людям овладеть той или иной специализацией, получить право на определенный вид профессиональной деятельности. В данном случае, речь идет о направлениях про- фессиональной подготовки в области туризма и гостеприимства. Отсутствие таких направлений под- готовки в образовательных учреждениях свидетельствовали бы и об отсутствии потребности индуст- рии в кадрах с таким профилем деятельности (возможно, это свидетельствовало бы и об отсутствии отрасли как таковой), а значит, образовательные учреждения можно было бы в каком-то роде «отки- нуть» и не включать в состав туриндустрии. Однако, это не так.
На официальном сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) во вкладке «Образова- ние в сфере туризма» представлена информация о профильных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма и госте- приимства. Всего на территории Российской федерации таких профильных учреждений 723. Правда, на сайте Ростуризма представлены статистические данные только по итогам 2014 года, и эти данные соотносятся с данными Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (также по ито- гам 2014 года). Тем не менее, даже такое количество учреждений – это аргумент, подтверждающий потребность туриндустрии в квалифицированных специалистах (среднего и высшего звена). Это, в свою очередь, означает, что туриндустрия нуждается в наличии профильных образовательных орга- низациях.
Также, представленные данные о количестве профильных образовательных учреждений свиде- тельствуют и о масштабе самой туриндустрии в нашей стране. Ведь кадры требуются именно для предприятий, входящих в туриндустрию и предоставляющих те или иные услуги туристам. Раз таких предприятий много, следовательно, потребность в кадрах возрастает, а значит и профильных образо- вательных учреждений становится больше.
В подтверждение данного факта представляем статистические данные по субъектам Россий- ской Федерации о численности лиц, работающих в коллективных средствах размещения и турфир- мах. Эти данные находятся в свободном доступе на сайте Федерального агентства по туризму (Росту- ризм) во вкладке «Статистика». Данные представлены в таблицах 1 и 2 [7].
Таблица 1
Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (без учета микро-
предприятий), человек
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Российская Федерация, всего | 405401 | 394223 | 391336 | 386359 | 375322 | 399146 | 402577 |
Уральский федеральный округ, всего | 30932 | 29064 | 30142 | 31350 | 29555 | 28849 | 27463 |
Тюменская область, всего | 10021 | 9886 | 9963 | 9356 | 9753 | 9600 | 9356 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ – Югра | 3639 | 3588 | 3302 | 3084 | 3432 | 3090 | 3017 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 1019 | 1010 | 1077 | 868 | 969 | 1036 | 1003 |
Тюменская область (кроме автономных округов) | 5363 | 5288 | 5584 | 5404 | 5352 | 5474 | 5336 |
Челябинская область | 8917 | 7899 | 8280 | 9675 | 7508 | 7530 | 7114 |
Таблица 2
Численность лиц, работающих в туристcких фирмах
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Российская Федерация, всего | 39727 | 48312 | 47452 | 48662 | 50144 | 45463 | 48433 |
Уральский федеральный округ, всего | 2527 | 3547 | 3680 | 3516 | 3375 | 3799 | 4220 |
Тюменская область | 659 | 862 | 918 | 968 | 1096 | 1205 | 1424 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ – Югра | 207 | 345 | 325 | 436 | 500 | 553 | 370 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 66 | 98 | 92 | 60 | 62 | 64 | 110 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Тюменская область (кроме автономных округов) | 386 | 419 | 501 | 472 | 534 | 588 | 944 |
Челябинская область | 823 | 1063 | 1001 | 946 | 915 | 1016 | 1069 |
Представленные данные специально акцентированы на Ханты-Мансийском автономном окру- ге – Югре (далее ХМАО–Югра), для сопоставительного анализа занятости населения в данных об- ластях в разные периоды времени в сравнении с общим показателем по всей стране и в ближайших областей. В сфере гостеприимства занято большее количество граждан, так как на территории округа более 117 гостиниц и аналогичных средств размещения, а также 6 санаториев. Туристско- рекреационный комплекс округа в области въездного туризма, специализируется на спортивном, де- ловом, экстремальном, круизном, оздоровительном и экологическом туризме. На территории округа свою деятельность осуществляют порядка 110 туристических фирм [5, с. 34].
При этом, если проанализировать данные об образовательных учреждениях ХМАО-Югры, осуществляющих подготовку по направлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис», можно сделать вывод, что этих учреждений не так много, следовательно, именно они несут на себе основную на- грузку кадрового обеспечения туриндустрии региона. Для анализа использованы данные с официаль- ного сайта Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного ок- руга – Югры, вкладка «Образование в Югре» – «Каталог образовательных организаций». Данные представлены в таблице 3 [6].
Таблица 3
Перечень образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по на- правлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис» на территории ХМАО-Югры
Наименование образовательной органи- зации | Код и наименование специальности | Присваи- ваемая ква- лификация | Сайт образова- тельной органи- зации |
Высшее профессиональное образование | |||
Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Сургутский государ- ственный университет» | 49.03.03 Спортивно- оздоровительный туризм | Бакалавр | http://www.surgu. ru/napravleniya-1 |
51.03.04 Культурный туризм и экс- курсионная деятельность | Бакалавр | ||
Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Сургутский государ- ственный педагогический университет» | 43.03.02 Туризм | Бакалавр | http://www.surgpu .ru/uchebnyj- process/fakultety/s gf/ |
100103.65 Социально-культурный сервис и туризм | Специалист | ||
Государственное образовательное учреж- дение высшего профессионального обра- зования Ханты-Мансийского автономно- го округа – Югры «Нижневартовский государственный университет» | 43.03.02 Туризм Профиль: Технология и организация туроператорских и турагентских услуг | Бакалавр | http://nvsu.ru/ru/fe iup/ |
43.04.02 Туризм Профиль: Организация и управление турбизнесом | Магистр | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югор- ский государственный университет» | 100400.62 Туризм | Бакалавр | https://ugrasu.ru/e ducation/ |
101100.62 Гостиничное дело | Бакалавр | ||
100103.65 Социально-культурный сервис и туризм | Специалист | ||
Среднее профессиональное образование | |||
Бюджетное учреждение профессиональ- ного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневар- товский социально-гуманитарный кол- ледж» | 43.02.10 Туризм | Специалист | |
43.02.11 Гостиничный сервис | Менеджер |
Квалифицированные кадры – это один из базовых ресурсов любого предприятия, в том числе и туристического. Производством туристских услуг – размещением, питанием, экскурсионным обслу- живанием и другим – занимаются именно люди, то есть персонал. Именно они являются частью про- изводственной и непроизводственной сферы индустрии туризма. А кто занимается «созданием» этих
кадров, кто обеспечивает туриндустрию качественными работниками? На наш взгляд, в этом вопросе ключевую роль играют именно образовательные организации.
Да, предприниматель может нанять на определенную (скорее всего низкопрофильную) долж- ность человека «с улицы» – не имеющего ни профильного образования, ни опыта работы, ни даже представлений о специфике деятельности в сфере туризма и гостеприимства. Однако, в этом случае, работодатель должен понимать, сколько времени, сил и финансов придется вложить в такого сотруд- ника, чтобы поднять его на должный уровень. А если мы говорим о должностях более высокого ранга (линейный или топ-менеджмент), то конечно, наличие профильного образования (а то и не одного), различных сертификатов курсов повышения квалификации, а также опыта работы – это неотъемле- мое условие профессиональной деятельности.
Таким образом, несмотря на то, что образовательные учреждения и не занимаются непосредст- венным производством турпродукта или непосредственным обслуживанием туристов, за счет резуль- татов своей деятельности, то есть формирования компетентных, квалифицированных сотрудников, создают необходимые условия для эффективного функционирования всей индустрии туризма, явля- ются ее неотъемлемой частью.
Литература
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003.
368 с.
- Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 152 с.
- Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
- Пенкина Н.В. Состояние туристско-рекреационного комплекса Ханты-Мансийского автономного ок-
руга-Югра // Дискуссия. 2015. № 11 (63) декабрь. С. 33–38.
- Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. URL: http://www.doinhmao.ru/ (дата обращения: 21.01.2017).
- Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 21.01.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО» ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Химизация швейной промышленности
Актуальность темы: Химизация - одно из направлений техническогопрогресса швейной отрасли....
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019
Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...
Материалы XXIII международной научно-практической конференции "Проблемы экономики, организации и управления в России и в мире" (Прага, Чешская Республика, 30.04.2020)
Материалы XXIII международной научно-практической конференции "Проблемы экономики, организации и управления в России и в мире" (Прага, Чешская Республика, 30.04.2020)...
Образование: традиции и инновации. Материалы XXII международной научно-практической конференции (Прага, Чешская республика, 27 декабря 2019 г.).
Содержание сборника составляют научные статьи ученых России и других стран. В статьях излагается теория, методология и практика научных исследований в области педагогики, психологии, философии, культу...
Проблемы экономики,организации и управленияв России и мире. - Материалы XXV международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика. 30 декабря 2020года
Проблемы экономики,организации и управленияв России и мире. - Материалы XXV международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика. 30 декабря 2020года...
Инновационное развитие железнодорожного транспорта. Международная научно-практическая конференция / Материалы II Международной научно-практической конференции. г. Томск, 26 февраля, 2021.
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Автоматизация и развитие ОАО "РЖД". С. 44-47Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Любым процессом нужно управлять. С. 238-243Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Моя история о...
Фестиваль «НЕДЕЛЯ НАУКИ – 2021» Великие Луки, 29 марта – 29 апреля 2021 года МАТЕРИАЛЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ Посвящается 2021 году - Году науки и технологий в Российской Федерации
Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Волонтерство как средство активизации общественной деятельности студентов. С. 168Ксюнов С.В., Завьялова С.В. От правильного выбора профессии зависит и успех. С. 172Мигунова...