Кейс-менеджмент
методическая разработка на тему

Гулюкина Виктория Владиславовна

Кейс-менеджмент - это ведущая технология социально-педагогической работы с проблемной ситуацией.
Используя метод конкретного анализа в ситуации, можно способствовать развитию ораторских, логических и организаторских способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sisitemy_keysov.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

Государственное  автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области                                      

  «Калужский технический  колледж»

ГАПОУ КО «КТК»

                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                          Зам. директора по НМР

                                                              ________   В.А. Никитина

                                                                                          «____»  __________2017 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие системы  анализа и  обсуждения студентами кейсов»

                            Подготовил преподаватель

                                                                В.В. Гулюкина

                                                                                                               

                    Рассмотрено на заседании

                                       дисциплинарно - цикловой комиссии

                                                    профессионального цикла по специальностям:

                                       38.02.03 «Операционная деятельность

                                                   в логистике», 40.02.01 «Право и организация

                        социального обеспечения»

                                                 Протокол  № ____  от___________ 20____ г.

     Председатель ДЦК        

                            _____________ О.А. Симонова

                                 

Калуга

2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Кейс-менеджмент это ведущая технология социальной и социально-педагогической работы с конкретной проблемной ситуацией, в которой объединены и определенный мониторинг ситуации и осуществление координации действий специалистов и служб с целью решения психологических, межличностных, социальных проблем человека, его окружения. Реализуется путем установления непосредственного взаимодействия между специалистом (социальным работником/социальным педагогом) и клиентом. Ведение случая - как процесс - очень близок к управленческим моделям, потому данную технологию (в конкретных случаях – метод) в определенной степени можно рассматривать как универсальный. Эта технология развивается с начала ХХ столетия. Ведение случая – это процесс идентификации человека, который имеет специфические социальные потребности, разработки и реализации плана, в соответствии с которым социальные, образовательные и медицинские ресурсы используются наиболее эффективно с целью достижения оптимального результата для клиента при наименьших затратах.

Цель методической разработки: описание методики использования современных педагогических технологий - КС на занятиях и осуществление связи теории с практикой.

Данная методическая работа предлагает разработку новых форм и методов  обучения.

Актуальность темы методической разработки заключается в современном подходе к учебному процессу, а также внедрению стандартов третьего поколения.

Без творческих и  свободных дискуссий представить современный урок  «Менеджмента» сложно.  Авторитарное  мышление уходит на второй план.    

Используя метод конкретного анализа в  конкретной ситуации можно способствовать развитию ораторских, организаторских и логических способностей студентов.  Это необходимо для  нового качественного уровня развития общества.

Таким образом,  актуальность данной работы определяется следующим:

- она дает возможность исследовать дискуссию на основе новых подходов к этому процессу;

- с помощью конкретного анализа составить представление о принципах и механизме проведения дискуссии  на занятиях;

- опыт и уроки дискуссии дадут возможность студентам  раскрыть свой потенциал.

Развитие системы  анализа и  обсуждения студентами кейсов.

Современный интерес к понятию КС в  учебной деятельности отражает общие тенденции в развитии психологии и педагогики в связи с необходимостью рассмотрения студента с точки зрения его активности, инициативности и деятельностной  сущности.

Одно из ключевых мест занимает категория  КС  учебной деятельности и в теории педагогики.

Основными качествами студентов в  учебной деятельности называют сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, желание и умение учиться.

Подготовка студента к анализу и обсуждению конкретных ситуаций.

Участие студентов и других категорий, обучающихся правлению бизнесом, является ключевым компонентом реализации метода конкретной ситуации. Качество анализа конкретной ситуации и уровень вовлеченности студента в ее обсуждение в классе играют ключевую роль в успешном применении этого метода. Очевидно, что как бы ни был искусен преподаватель, он вынужден делить свой успех с аудиторией. Поэтому важно, чтобы обучающиеся были адекватно подготовлены к проведению занятий с использованием конкретных ситуаций. Приводимый ниже материал призван помочь обучающимся лучше делать анализ КС и готовиться к ее обсуждению.

В рамках метода конкретной ситуации работа студента с КС включает:

•  индивидуальной анализ КС;

• разбор КС в малой группе;

• обсуждение КС в классе с преподавателем. 

Развитие системы анализа и обсуждения КС

На практике не существует единственно верной системы анализа и обсуждения КС, поэтому необходимо в  этих целях иметь собственную систему. Опыт преподавания показывает, что у каждого студента есть свой взгляд на метод конкретных ситуаций. У каждого свои заботы, приоритеты и ценности. Многие студенты проходят через  метод «с наименьшими потерями». Поэтому думать, что студент прошедший через большее количество КС, получит больше навыков и умений, было бы не совсем  верно. Здесь нет автоматизма, много различных факторов влияют на успешную выработку у студентов требуемых навыков и умений. В их числе наличие у студента собственной системы работы с КС. Главное, что студенту в жизни эта система пригодится больше, чем высокая оценка в зачетной книжке. Студент-неудачник - - это тот, у которого нет такой системы. Считается, что для выработки системы работы с КС необходимо пройти хотя бы через 50 КС.

Основой подобной системы являются два момента. Первый студент должен всегда приходить на занятие хорошо подготовленным. Второй - студент должен всегда слушать и реагировать на то, что сказано преподавателем и другими студентами в ходе разбора КС как в малых группах, так и индивидуально. Усилия в этих направлениях существенно повышают общую эффективность занятия. При этом необходимо помнить, что умение хорошо говорить еще не делает студента автоматически эффективным участником дискуссии. Нередко студенты не слушают, так как заняты обдумыванием того, чего хотят сказать.

Вклад студента в успех занятия включает ответственность за доведение своих идей до других и принятие критики своих идей другими. Хорошо работает следующее правило: лучше переучаствовать, чем совсем не участвовать в обсуждении КС. Значение последнего связано с тем, что профессия управленца требует наличия способности увлечь других ценностью своих идей, основанных на анализе ситуации. Те студенты, которые с ним не согласны, просто отвергают метод конкретной ситуации. Они таким образом, не используют преимущества имевшейся у них  возможности самосовершенствования   через   получение   опыта   и   знаний   от других.

Как читать КС

Чтение КС целесообразно проводить в несколько этапов. Первый раз следует прочесть всю КС очень быстро. При этом скорость чтения должна определяться возможностью пересказать, прочитанное своими словами.

В ходе первого чтения студент должен определить, с какой, КС   он имеет дело, и понять, общую тему и содержание КС.

Важно разобраться в структуре и логике КС, что впоследствии помогает возвращаться по тексту за разъяснением и ссылками. Если студенту удается понять, зачем была задача именно эта КС, то ему легче выявить вопросы, которые могут быть поставлены преподавателем в классе. Первое чтение должно подготовить студента к работе в малой группе, где он может поделиться с другими своим пониманием фактов и событий.

Второе чтение КС должно быть более внимательным, а его скорость определяться возможностью осуществить  рефлексию в  отношении прочитанного. Для больших КС это может составить от двух до четырех часов. Анализ КС начинается именно на этом этапе чтения.

Рассмотрим направления прочтения конкретных ситуаций в таблице 1.

Направления прочтения КС

Хорошо

Структурированные  КС

Неструктурированные  

КС

  • Привлечь известную концепцию
  • Привлечь известную   концепцию

  • Подобрать необходимые

данные для решения

  • Определить  пути  применения ее

        па практике

  • Выбрать методы анализа

  • Сопоставить  выводы с имеющимися факторами

  • Привлечь известную практику
  • Быть способным выйти за рамки традиционного

  • Сформулировав общие положения
  • Найти новые методы анализа

  • Проверить выводы на фактах
  • Привлечь интуицию

Таблица 1

Для этого студент должен разобраться во всех важных фактах и отделить их от оценки. Анализ включает выявление фактов и определение частей проблемы, а также того, как они соотносятся друг с другом (связи и отношения между ними). В процессе эффективного анализа может выявиться нечто новое, т.е. то, что не было замечено до этого. Анализ фактов и событий должен помочь студенту найти подтверждения своим решениям. Это требует от студента оригинальности и творчества. Оценка фактов и событий, к которой чаще всего вместо анализа прибегают студенты, состоит из формулирования и выбора критериев и выхода на этой основе на ряд заключений, т.е. реальная оценка может быть сделана только после тщательного анализа.

Предполагается, что студент в ходе второго чтения должен «докопаться»   до   проблемы.    Это   нелегкая   задача.   Студент должен знать, что проблема состоит в несоответствии между намерением   и  результатом.   Проблемы  не  могут иметь чисто материальную основу (предприятие,  машины, деньги, цены и проч.). Они всегда связаны с человеком, его поведением. Это чаще    всего    касается    руководителя    организации,    если    он выступает   «героем»   КС.   Второе   чтение   помогает   студенту обеспечить обоснованность предполагаемого решения, т.е. того, что будет оцениваться преподавателем. Для этого ему необходимо     выстроить     цепочку     доказательств     из     фактов     и последовательности   событий.   Он   также должен   внимательно просмотреть   схемы   и   таблицы,   чтобы   увидеть   то,   что   не объяснил текст.

Завершающим является третье чтение КС. Делать это лучше вечером, перед занятием следующего дня. Полезно прочитать начало КС. а затем начать читать е конца как бы «раскручивая» все вперед, перепроверяя и уточняя факты и события после их обсуждения в малой группе.

Анализ КС студентом

Данный этап работы с КС заключается в проведении серьезного смыслового анализа КС и нахождении эффективной формы представления этого анализа в классе. Помимо этого анализ предусматривает:

• выбор методов анализа;

• определение основных направлений анализа;

• определение   уровня   и   типа  анализа,   выносимого   на

  обсуждение в классе.

Эффективный анализ КС - это обеспечение студентом своей позиции соответствующими фактами. При этом

творческое использование простых методов количественного анализа для обеспечения качества своей позиции является наиболее ценным навыком, который студент может приобрести благодаря методу конкретной ситуации. При определении направлений анализа важно не хвататься за каждую цифру, каждый незначительный факт, а выявлять факты вокруг проблем, решений и рекомендаций. При недостатке информации делать это лучше творчески, а не на основе гипотетических предположений. Успешнее это делают люди с опытом работы.

В зависимости от того, на что обращает внимание студент с точки зрения содержания (организация или техника дела) и методов (логика или интуиция) анализа, можно выделить четыре подхода к анализу КС: с позиции решения, системный, поведенческий и ситуационный (табл. 2).

Существует также пять типов анализа КС. Всесторонний анализ   предполагает   глубокое   изучение   ключевых   проблем, подкрепленное   количественными   и   качественными   данными. Такой анализ позволяет студенту чувствовать себя уверенно в ходе обсуждения КС. Специализированный анализ делается с упором на какой-то отдельный вопрос с последующим «уходом вглубь» с расчетом, что никто другой этою не сделает. Обычно студент   выбирает,   для   этого   вопрос,   который   ему   хорошо известен из теории или практики.

Подходы к анализу КС  сведены в таблицу 2

Подходы к анализу КС

Организация

дела

Поведенческий подход

Ситуационный подход

• фокус на поведение

людей в организации

•    повеление

организации в

зависимости oт среды

• выявление процессов и

связей между ними

•    выявление

методов анализа

альтернатив

количества

• решение — вокруг типа

взаимодействия в

определенной ситуации

Упор в

содержание

анализа ситуаций

Подход с позиции

«решения»

Системный подход

•  организация как

нормативная модель с

цифрами и числами

• организации как

открытая система

• выявление

элементов системы

и характера их

взаимодействия

•   выявление мешлов

анализа альтернатив

•   решение -     вокруг

количества

• решение   -    вокруг

типа системы и

характеристик ее элементов

Таблица  2

Инициативный анализ – это анализ вокруг того, что студент видит как начало дискуссии; он является разновидностью специализированного анализа. Однако этот сигнал направлен не на «глубокое копание», а на выработку альтернатив. Анализ «на выживание» носит поверхностный или очень общий характер и ведется по указанным в КС вопросам или ясным проблемам. Он не делает студента «героем» обсуждения КС, но дает возможность не получить плохую оценку. Интегрированный анализ имеет много форм. В основном он состоит из включения в анализ дополнительных данных ( отраслевых  отчетов, технической документации, отчетов компаний, личного опыта и т.д.). Цель такого анализа использование сторонней информации для обогащения анализа КС в целом.

Представление анализа КС в классе

Часто студенты имеют много идей в голове, но не способны представить их формально о ходе дискуссии. Это имеет место даже в малой группе. Нет ничего плохого в том, что студенты будут заимствовать методы, используемые опытными преподавателями. Прежде всего следует подумать, как использовать доску. Это может, например, быть преподавательский вариант «плана доски» (т.е. четко структурированное изложение материала). Можно подготовить слайды или раздаточный материал. Умение наглядно изобразить решение проблемы, обычно свидетельствует о ее глубоком и четком понимании. Студенты могут также использовать «вещдоки», т.е. приносить в класс продукты компании или ее конкурентов, статьи о компании или ее продуктах и т.п, сколько слов об особенностях использования слайдов/трансперенсис. Вначале надо определиться с тем, что собираетесь «положить» на слайд. Важно использовать максимально крупный шрифт и отличный от используемого с преподавателем цвет. Чем меньше на слайде слов, тем лучше (15—20 слов на слайд). Вообще простота и гибкость - залог успеха в содержании и оформлении анализа.

Подготовка к обсуждению КС в классе

Студент должен помнить, что обсуждать в классе необходимо не саму КС, а то, о чем в ней говорится. Не надо цепляться за написанное. Для студента также важно понять сам процесс обсуждения КС, в чем он включается, в чем его  отличие от семинара, экзамена, спора и т.п. Затем необходимо определиться со своей ролью в классе или по крайней мере, осознать, что такие роли реально существуют и уйти от этого нельзя. Все это пригодится, тому кто хочет быть в ходе обсуждения по-хорошему агрессивным, точнее говоря, активно стремиться к участию и наступлению в дискуссии.

 

Обсуждение КС ч классе

Для    хорошей    подготовки     к    обсуждению    в    классе необходимо решить следующие проблемы:

•  как включиться в процесс обсуждения;

•  какие формы взаимодействия использовать;

•  какую роль (или роли) выбрать;

• как быть инициативным.

Следует помнить, что в большинстве случаев обсуждение КС в аудитории «вращается» вокруг проблемы, альтернативы и рекомендации. Помнить об этом полезно для того, чтобы вырваться из капкана пересказа студентом текста КС. Само обсуждение КС может менять направленность и начинаться с любой из трех позиций. Чтобы не «заблудиться», студенту не стоит путать проблему с симптомами ее проявления. В принципе это не страшно и всегда случается, но лучше быстрее выйти из этого состояния. При выдвижении альтернатив необходимо помнить о том, что они должны быть измеряемы. Это устраняет фантазии и гипотезы. Если мы не можем измерять, то не можем управлять. Выдвигаемые рекомендации желательно довести до плана действий, т.е. отвечать на вопросы «где?», «когда?», «с кем?» и «как детально?» Это сделать нелегко, особенно если нет практического опыта.

Формы взаимодействия в процессе обсуждения КС

 Форма взаимодействия участников процесса обсуждения КС в классе является в конечном счете результатом выбора студентом своей стратегии поведения и той роли (ролей), к которой (которым) он подготовился в ходе анализа КС. Характер взаимодействия участников дискуссии определяет ситуационную эффективность самого занятия. Выделяют следующие формы такого взаимодействия.

Взаимодействие «преподаватель - студент» чаще всего связано с проведением преподавателем сквозной проверки готовности обучающихся к обсуждению КС . Проводится она обычно очень жестко, и студенту в этом случае давать  преподавателю  точные ответы и быть предельно формальным. Возможна и другая стратегия со стороны преподавателя: он может «нападать» на студента, говоря, может быть, даже, абсурдные вещи. Студенты при этом вынуждены вести «дьявольскую защиту». Им в такой ситуации помогут скорее теория, опыт и здравый смысл, а не анализ фактов. И наконец, преподаватель в рамках такого взаимодействия может задавать патетические вопросы, требующие от студентов заявления своей позиции или своих рекомендаций. Здесь им больше поможет логика.

Другая форма взаимодействия, «студент <-> студент» требует от преподавателя высочайшего искусства в управлении процессом обсуждения КС. Важно, чтобы такое взаимодействие не превратилось в спор. Поэтому должно действовать правило: «вопрос  -  ответ»    и     больше    ничего.    Данная    форма взаимодействия сама по себе очень ценна, так как развивает групповой     анализ     и     вырабатывает     требуемые     образцы поведения.    Это   отчасти    обеспечивается   тем,    что    в   ходе дискуссии студенты вынуждены «сталкиваться» друг с другом, бороться   за   лидерство,   вступать   в    коалицию   или   искать союзников и т.п. Рассматриваемый тип взаимодействия может также  строиться   на  проигрывании  студентами ролей.  Лучше, если   эти   роли   задает   преподаватель.   От   студента главным образом требуется  умение  задавать, вопросы своим  коллегам.

Известно, что задавать вопросы сложнее, чем отвечать на них. Чем моложе аудитория, тем лучше она принимает этот метод.

Форма взаимодействия «преподаватель <-> весь класс»  обычно ассоциируется с ситуацией, когда в дискуссии образуется пауза. Преподаватель залает вопрос, обращенный ко всем, и ждет ответа. Чаше всего это связано с его желанием подсказать, подправить дискуссию, а может быть, и самому ответить на вопрос. Применяется эта форма также для проверки готовности аудитории к дискуссии.

Роли студента в обсуждении КС

Выбранная студентом в ходе подготовки к дискуссии стратегия во многом проявляется на деле и роди (ролях), исполняемой (исполняемых) им на занятии. Тот кто проделал всесторонний или специализированный анализ КО, больше будет готов выполнять роль «эксперта» уводя каждый раз дискуссию в глубину вопроса. Роль «npoвидца» также требует проведения серьезною анализа КС, позволяющего студенту ждать до сиx пор, пока дискуссия не зайдет в тупик, и тогда вывести ее из затруднительного положения. «Знатоки» при анализе КС обычно концентрируются на поведении определенного героя или его позиции в ситуации. Эти студенты по разным причинам могут хорошо знать или быть знакомыми с выбранными ими типом организации или типом личности. Такой подход очень удобен не только для входа в дискуссию, но и для включения в нее каждый раз, когда студент считает это необходимым.

Если студент провел поверхностный анализ КС с расчетом на «выживание», то ему придется играть роль «фактолога», защищаясь в своих ответах фактами, Данная роль позволяет студенту входить в дискуссию в любое время, но ненадолго. Его обычно приходится «вытягивать» другим студентам

Роль «отраслевика» подходит, как правило, тем, кто хорошо знает отрасль или производственный процесс, имеющие отношение к содержанию КС. Роль «бывалого» больше свойственна тем, кто имеет опыт работы в описанной в КС организации.

«Любопытные» -  это те студенты, которые стремятся больше задавать вопросы, чем отвечать на них. Они обычно задают ключевые вопросы (что само по себе уже очень трудно), направляющие других студентов в их анализе КС. Данная роль может быть полезной, если вопросы помогают студентам расширить и улучшить анализ.

Те студенты, которые стремятся подвести итог дискуссии, выполняют роль,  которую можно назвать «упаковщик». Они как бы интегрируют на своих выступлениях высказанные ранее разные позиции и объединяют их вокруг важнейших проблем КС. Это совсем не повторение того, что уже было сказано. Такие студенты обычно внимательно следят за ходом дискуссии. Они таким образом готовят себя к ответу на вопрос, который преподаватель задаст в конце обсуждения. Полезно помним, что студент не считается неудачником, если он честно ошибается.  

Студент становится неудачником, когда он ничего не делает.

Как наступать в дискуссии

Все, что может произойти со студентом в ходе обсуждения КС, зависит только oт него. Что он вложит в дело, то он и получит. Например, от студента зависит количество и качество приобретаемого им в ходе обсуждения КС опыта - навыков и умений. Залогом удачи может служить подготовка студентом конспекта своего анализа КС. Известно, что существует положительная корреляция между эффективным участием в дискуссии и хорошим письменным анализом. Это проверено на практике работы в классе.

Организации «наступления» в дискуссии помогает такое поведение студента, когда он преодолевает страх и нервозность. Самая плохая ситуация для студента, когда он отмалчивается занятие за занятием и со страхом ждет, когда преподаватель задаст ему вопрос. Это всегда очень неудобное положение.

Успеху «наступления» способствует использование любой возможности и умение рисковать. Бесконфликтной и безрисковое вхождение в дискуссию является не лучшей ситуацией. Однако сверхактивность не означает, что студент всегда прав. Научение во многом исходит oт ошибок. Это нормально, если студент делает ошибки. Если преподаватель выявил ошибку  в  ответе студента, то последнему не пристало «биться до смерти» для ее защиты. Со стороны это выглядит глупо, гак как студент вынужден привлекал, несостоятельные факты, данные и т.п. Очень плохо, если у студента это войдет в привычку и он перенесет это в управленческую деятельность.

Письменный анализ КС

Безусловно, подготовка формального письменного анализа  намного труднее, чем прото подготовка к обсуждению в классе. Письменный анализ может быть индивидуальным или групповым. Однако в любом случае он требует решения следующих проблем:

-  планирования времени и задач;

-  проведения самого анализа;

-   написание отчета по анализу по требуемой форме;

-  оформления отчета для представления преподавателю;

У многих студентов возникают трудности при переводе своих идей анализа КС на бумагу (проблемы письменной коммуникации). При этом главная сложность заключается в том. чтобы адекватно отразить на бумаге идеи, существующие пока только в голове. Поэтому нижеприводимые рекомендации могут быть полезны как студентам, гак и преподавателям. Последним это важно с точки зрения опенки письменного анализа. Планирование работы по подготовке письменного анализа. Типичная ошибка студентов заключается в том, что они тратят мало времени на написание отчета и слишком много времени на все остальное, связанное с анализом КС. Беда в том. что в наших вузах вообще не уча! такому жизненно важному качеству, как управление временем, означающее сегодня не что иное, как управление собой.

   Для сложной, «гарвардского» типа КС объемом около 30 страниц обычно требуется отчет в 6 —8 страниц (2000 слов), не считая таблиц и рисунков. Подготовка такого отчета может занять но вышеприведенному плацу до 20 ч. Для более коротких КС время не сокращается пропорционально уменьшению количества страниц. Так, для «одностраничной» КС работа по ее качественному анализу занимает не менее 4 ч. Попытки студентов  «сэкономить» время           оборачиваются удовлетворительной (в лучшем случае) оценкой.

Подготовка письменного анализа. При подготовке отчета нe следует превращаться в писателя и усложнять то, что вложено в КС. Не нужно также оригинальничать и концентрировать много интересных идей. В целом студенту не надо давать слишком сложный сценарий своего восприятия КС. а тем более фантазировать. Простота изложения – это основная черта подготовки хорошего письменного анализа.

Другая    важная    черта - эта    четкость    изложения. Необходимо сосредоточиваться на двух- -трех моментах (полезно помнить. сколько минут может потратить преподаватель на чтение отчета студента), но осветить их следует достаточно полно.

Как это ни выглядит парадоксально, но часто студенты  начинают писать отчет по анализу параллельно с чтением КС, т.е. «по ходу дела». Очень важно, прежде чем писать, прочисть КС,  как это было рекомендовано выше, ознакомиться с ней самому, а не со слов друзей.

В ходе написания отчета студент должен ответить себе на два вопроса:

•   знаю ли я соответствующую теорию и методы анализа:

•  готов ли я к встрече с новым и нетрадиционным?

Также важно подкрепить качество отчета количественными показателями. Экономический, финансовый, количественный и организационный виды анализа фактов дают сильную и  доказательную поддержку выдвигаемым студентом предложениям. При  этом ключевым аспектом анализа КС  является готовность и способность студента оценить будущий эффект своих рекомендаций.

Последовательность написании отчета. Чтобы принять предлагаемый ниже план действий, студент должен понять, что ему придется потратить время на подготовку качественного

отчета по анализу КС.

Сначала необходимо проанализировать ситуацию в ходе ее чтения и осмысления. Для этого нужно поработать с текстом, делая  пометки и выписки.  Полезно при  этом составить свои «логические» схемы. Затем над всем -л им следует подумать с точки зрения того, как изложить результаты анализа. Только после этого можно садиться писать отчет. Хорошо если в начале удастся изложить основную идею того, что хочется отразить в отчете. Далее следует объяснить свой   интерес.  Такая  логика облегчит преподавателю чтение отчета, а главное -  уяснение того, что хотел сказать студент.  Завершив написание отчета, студент    должен    прочесть    и    перепроверить    написанное (особенно   факты   и   данные).   Лучше   попросить   кого-нибудь прочитать   отчет   до   окончательного    печатания.   Общая структура отчета может выглядеть следующим образом:

•  контекст событий и факты;

•  формулирование проблемы;

•  непосредственный анализ;

•  решения и их реализация;

•  рисунки, схемы и таблицы.

Правила    написания    отчета. Не    следует     увлекаться введением. Часто студенты делают его длинным и на этом как бы   «выдыхаются»   и   теряют   время.   Отчет не   должен   быть простым     пересказом     текста     КС. Это скорее  хорошо структурированное сочинение,        чем        изложение. Не рекомендуется   использовать   безличные   или    неопределенно-личные предложения типа: «Решено было повысить цепы» или «Цены повысились». В бизнесе все решают конкретные люди. Полезно   также   соблюдать   целостность   абзацев   и   отмечать ключевые   идеи   в  них. Не   стоит   злоупотреблять длинными предложениями, в них обязательно вкрадывается какая-нибудь ошибка и теряется мысль.

Особо хочется остановиться на оформлении отчета. То, как оформлен отчет- показатель самоуважения студента. Значит, так же он будет себя проявлять в процессе управленческой работы. Известно, что не уважающий себя человек не способен производить ценности.

Отчет обычно начинается с титульного листа, где указывается, кто и что делал. Далее идет структурированный текст с нумерацией страниц. Студентам следует обращать внимание на правильность терминов (язык пауки), знаков и символов. Последнее особенно касается графиков, схем и таблиц. Для печатания отчета лучше использовать бумагу формата А4 и предельно простой шрифт. Написание отчета от руки должно быть исключением. В этом случае преподаватель нe несет ответственности за то, что не сможет понять почерк студента.

Отчет сдается преподавателю до начала обсуждения КС. в классе. По количеству сданных отчетов преподаватель может :удить о степени готовности аудитории к занятию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главный акцент КС – это развитие аналитического мышления. При этом развиваются навыки структурирования информации, актуализируется и оценивается накопленный опыт.

Кейс-менеджмент это ведущая технология социальной и социально-педагогической работы с конкретной проблемной ситуацией, в которой объединены и определенный мониторинг ситуации и осуществление координации действий специалистов и служб с целью решения психологических, межличностных, социальных проблем человека, его окружения. Реализуется путем установления непосредственного взаимодействия между специалистом (социальным работником/ педагогом) и клиентом.

КС можно рассматривать как инструмент оптимизации затрат, увеличения эффективности, рационализации услуг и ресурсов.

Данная методическая работа предлагает разработку новых форм и методов  обучения.

Актуальность темы методической разработки заключается в современном подходе к учебному процессу.

Научно-исследовательская актуальность данной работы заключается в следующем:

- она дает возможность исследовать дискуссию на основе новых подходов к этому процессу;

- с помощью конкретного анализа составить представление о принципах и механизме проведения дискуссии  на занятиях;

- опыт и уроки дискуссии дадут возможность студентам  раскрыть свой потенциал.

Кейсы по менеджменту для практических занятий

Пример 1. Женщина 46 лет, опоздала на работу. Опоздание она объясняет следующим образом: «Иногда я задумываюсь, стоит ли действительно стольких усилий с стараться удержаться на работе и выбегать вовремя из дома. Вы же знаете, что такое подростки: ночью не могу уложить старшего, а утром - поднять, А младший, наоборот, встает ни свет, ни заря. Это причина постоянных ссор между ними, так-как они живут в одной комнате. Они так ссорятся, что мне приходится все бросать - приготовление завтрака, уборку квартиры. Я даже не знаю, что я буду делать во время школьных каникул»

Пример 2. 16-летняя девушка опоздала на работу, плачет: "Я потеряла свой кошелек. Я собиралась заказать путевку и во время обеденного перерыва подготовила деньги. Были и деньги матери, так как я хотела сходить в магазины, моя мать меня убьет, когда вернусь. Я точно знаю, что деньги были при мне, когда я садилась в автобус и когда один парень помогал выйти. Это ужасно! Что я скажу матери?"

Пример 3. 52-летний мужчина появился на работе с опозданием. Он высказывается следующим образом: «Я знаю, что Вы хотите сказать, но воздержитесь. Я сначала ПОЙДУ И первым поговорю с вашим руководством до то, как Вы доложите СВОЮ версию, хотя не думаю, что мой рассказ может что-то изменить, поскольку вы все заодно. Вы придираетесь ко мне но всяким мелочам. Я заметил, что Вы совсем не так себя ведете, когда молоденькие сотрудницы опаздывают. Может быть, настало время, чтобы кто-то выслушал меня для разнообразия? Вы все одинаковы. Если что-то не касается лично Вас. так Вы и знать ничего не хотите!»

Пример 4. 28-летняя женщина опоздала на работу. В оправдание она говорит: "Я действительно виновата, этого не должно было случиться ни при каких обстоятельствах» но сегодня утром у меня были ужасные проблемы. Предполагалось, что моя подруга подвезет меня, но она позвонила и сказала мне. что плохо себя чувствует и никуда не поедет. Я хотела добраться на автобусе, но посмотрела на расписание и решила, что автобус возможно уже ушел. Мне совсем не хотелось выводить машину из гаража, затем вспомнила, что просрочила выплату налога за автомобиль и не решилась им воспользоваться. Тогда я собрала все свое мужество и позвонила Вашему боссу, так как я заметила, что он тоже частенько опаздывает и несколько раз он меня подвозил. Он сказал, чтобы я не беспокоилась, он меня подвезет в любое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс "Менеджмент"

Кейс "Менеджмент"...