биоэтика
план-конспект занятия

Слимак Светлана Владимировна

конспекты занятий Где зимуют лягушки" и "Где у кузнечика ухо" разработан для инновационного проекта по биоэтике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

                «Куда прячутся лягушки зимой»?

        Программные задачи: Обогащать, расширять  и закреплять знания детей о природе Алтайского края. Познакомить с земноводным животным лягушкой, внешним видом, местах обитания, способами выживания в зимний период.

                Ход   занятия.

 Дети встают в круг.   Собрались все дети в круг.

                                Я твой друг и ты мой друг.

                                Крепко за руки возьмёмся

                                и друг другу улыбнёмся.

        Воспитатель: отгадайте загадку

                         Скачет зверушка не рот, а ловушка                                        попадут в ловушку и комар и мушка.                                Половит мух  и в воду плюх.

        Дети: Лягушка.

        Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

        Дети: Ловит мух, скачет. Плюхается в воде.

        Воспитатель: Да, действительно это лягушка.                

                ( выставляется картинка)

Рассматривается внешний вид лягушки. Как она выглядит.

Лягушка относится к земноводным животным. Что значит земноводное. Из каких двух слов состоит это сложное слово? Земно – земля,  водно – вода.  Значит она живёт на земле и в воде. По всему нашему краю расселились лягушки. Как называется наш край?        

        Дети: Алтай.

        Воспитатель: Где вы встречали лягушек?

        Дети: В болоте, в саду, в огороде.

        Воспитатель: Лягушки живут в реках, озёрах, прудах, болотах по берегам. Их можно встретить, и в огородах, и в саду, где они помогают людям – охотятся на насекомых. А когда наступает зима, где прячутся лягушки?

        Дети: …..

        Воспитатель: Зимуют лягушки на дне водоёмов, прячутся где - нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, что лягушка вмерзает в лёд, но весной всё равно оттаивает и пробуждается к жизни. Ребята. А как же дышат они? А знаете ли вы , как дышат люди?

Мы вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем.  Давайте проверим. Опыт №1.

        Воспитатель: Лягушки дышат также, но только летом, а зимой они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное, холодное время. Давайте проведём опыт, как воздух  выглядит в воде.

        Опыт №2. Через соломинку задуваем воздух в стакан с водой и наблюдаем пузырьки воздуха.

        Воспитатель: давайте проверим откуда может попадать в воду воздух. Опыт №3. В стакан с водой положим камешки, косточки от фруктов, сухие листочки, веточки растений. Возьмём лупы,  появились ли пузырьки воздуха в воде?

        Дети: Да появились.  Значит в воде есть воздух        , которым дышат лягушки.

        Воспитатель: предлагаю вам превратиться в лягушек и поиграть.         Подвижная игра: Видим скачут по опушке

                                     Две зелёные лягушки

                                     Прыг- скок, прыг- скок        

                                     На болоте две подружки

                                     Две зелёные лягушки

                                     Утром рано умывались

                                     Полотенцем растирались,

                                     Лапками хлопали,

                                     Лапками топали.

                                     Вот здоровья в чём секрет,

                                     Всем друзьям Физкульт привет.

        Воспитатель: Весной лягушки просыпаются и начинают много есть. Чем питаются лягушки?

        Дети: Насекомыми.

        Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?

        Дети: Комары, мошки, жуки, стрекозы, бабочки и т.д.

        Воспитатель: Лягушки замечательные охотники. Они поедают целые полчища комаров и мошек. Как только лягушки наберут вес, они начинают готовиться к своим  свадьбам  и поют песни. Как лягушки поют?

        Дети: Квакают.

        Воспитатель: Они издают звуки: коакс – коакс, уорр – уорр, бре – ке – ке – ке. Давайте мы исполним лягушачьи песни. ( Дети квакают).

        Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру « Да или нет»

Раздаются сигнальные кружочки красного и зелёного цвета на каждого ребёнка. Воспитатель задаёт  вопросы, а дети поднимают зелёный если согласны, а красный если нет.

Вопросы:  1. Можно ли брать лягушек в руки?

                2. Можно ли забирать лягушек домой?

                3. Лягушки являются помощниками человеку?

                4. У лягушек есть враги?

Пальчиковая гимнастика: Две весёлые лягушки

                                        Ни минуты не сидят

                                        Ловко прыгают подружки

                                        Только брызги вверх летят.

        Воспитатель: А теперь давайте сделаем оригами:

Лягушку.

        Дети делают лягушку с воспитателем.

         В конце занятия воспитатель проводит рефлексию.

                

                        « Где у кузнечика ухо»?        

        Программные задачи: Обогащать и расширять знания детей о природе Алтайского края. Пробудить у детей интерес  к живым существам. Познакомить с кузнечиком, внешним видом, месте обитания, питанием. Формировать чувство ответственности за природу, сострадание к живым существам.

                Ход   занятия.

        Музыкальное сопровождение «В траве сидел кузнечик».

 Дети встают в круг. В лесу летают мотыльки, а на лугу ползут жуки.

                Природа мать им жизнь дала, у них у всех свои дела.

                Ты их увидишь на пути, не обижай и отойди.

                Без насекомых лес друг мой и одинокий и пустой.

          Воспитатель: Ребята, кто такие насекомые? Назовите их.          Дети: Говорят.                        

        Воспитатель: Отгадайте загадку.        Он зелёный попрыгучий.

                                                        Совершенно не колючий

                                                        На лугу весь день стрекочет

                                                        Удивить нас песней хочет.

        Дети: кузнечик.

        Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

        Дети: высоко прыгает, стрекочет, зелёный.

        Воспитатель:ставит картинку. Рассматривают, как он выглядит?

        Дети: он зелёного цвета, голова, длинные усы, 6 ног. Ноги длинные, сильные, на спине крылышки. Кузнечик хорошо прячется Лёгкое зелёное тело кузнечика в траве почти незаметно. Большая голова. Усы   длиннее тела и задние ноги тоже. Мускулистые длинные ноги позволяют кузнечику высоко прыгать. У кузнечика кожистые  надкрылья. У самочки хорошо заметен толстый похожий на саблю яйцеклад.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и найдите кузнечика, который спрятался. А теперь найдите различия на картинке.

        Воспитатель: Ребята, а что интересного вы знаете о кузнечиках?

        Рассказы детей. Интересные факты. 2-3 предложения.

        Воспитатель: А вы знаете, где у кузнечика ухо?        Дети: нет.

         Воспитатель: А уши  у кузнечика расположены  на голенях передних ног. Вот здесь. По всему нашему краю расселились кузнечики. Где вы встречали кузнечиков? Где они живут?

        Дети: На опушках леса, на лугу, в саду.

        Воспитатель: А чем питается кузнечик?   Дети:  ???

        Воспитатель: Кузнечики хищники и отличные охотники. Питаются они мелкими насекомыми, мелкими бабочками и их гусеницами. В то же время они могут питаться и растительной пищей.         Воспитатель: А чем дышит кузнечик?

        Дети: воздухом.

        Воспитатель: Где находится воздух? Мы можем его увидеть?

        Дети :  нет.

        Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух.

Опыт №1 Воздух в целлофановом пакете.

Опыт №2 воздух в стакане. На дно стакана кладём сухую салфетку, стакан опускаем  в ёмкость с водой дном вверх. Вытаскиваем и видим, что салфетка сухая. Почему в стакан не попала вода – её не пустил воздух, находящийся в стакане.

Исследование №3: Под микроскопом спрятались насекомые, вам нужно внимательно посмотреть и определить где, кто.        

        Воспитатель: Давайте поиграем.

 «Подвижная игра: « Изобразить кто, как передвигается».

                Бабочки порхают – молча.

                Комар летает – звенит з-з-з-з-з.

                Паук ползает – молча.

                Пчела летает – жужжит ж-ж-ж-ж.

                Кузнечик скачет – стрекочет  ч-ч-ч-ч-ч.

Дети издают звук и изображают движение заданного насекомого.

        Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру « Да или нет».

Раздаются сигнальные кружочки красного и зелёного цвета на каждого ребёнка. Воспитатель задаёт  вопросы, а дети поднимают зелёный, если согласны, а красный если нет.

Вопросы:          1. У кузнечика 6 ног?  Да.

                2. У кузнечика короткие усики?  Нет.

                3. Кузнечик стрекочет? Да.

                4. Кузнечик бегает? Нет.

                5. У кузнечика ухо на ноге? Да.

                6. Кузнечик летает? Нет.

        Воспитатель: Ребята, а можно ли ловить кузнечиков.

        Дети: Да, можно.

        Воспитатель: А для чего их ловить? Если вы его поймаете – он погибнет. Но мы не имеем права лишать жизни живое существо. К тому же кузнечик умеет защищаться. У него крепкие  челюсти и он может прокусить кожу на пальце у того кто его хватает. А ещё  у него отламывается нога, за которую вы хотите его поймать, и он удирает, но новая нога у него не успеет вырасти   и ему придётся трудно жить  с  одной ногой. Поэтому не стоит их ловить. Люди любят кузнечиков. О них сочиняют стихи. С. Чёрный  «Зелёные стихи»

                                Зеленеют все опушки, зеленеет пруд

                                    И зелёные лягушки песенку поют.

                                   Ёлка сноп зелёных свечек, мох  зелёный пол.

                                    И зелёненький кузнечик песенку завёл.

Сочиняют сказки «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки. Кузнечик спасает муравьишку, везёт его домой через поле. Сочиняют песни «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик.» Предсказывают погоду. Если вечером сильно стрекочут кузнечики, то будет хорошая погода.

        Воспитатель: Предлагаю вам собрать картинку и узнать кто на ней нарисован.

        Рефлексия: Что нового вы узнали? Что интересное про кузнечика вам понравилось?

Зимушка зима»        Задачи: Обогащать, расширять  и закреплять знания детей о зиме, развивать наблюдательность по отношению к явлениям пророды, учить проводить опыты, делать выводы, отгадывать загадки, изменять сущ, развивать мелкую моторику, закрепить безопасное поведение на улице в зимний период.          Ход   занятия.

                 Дети встают в круг.

        Воспитатель:    Собрались все дети в круг.

                                Я твой друг и ты мой друг.

                                Крепко за руки возьмёмся

                                и друг другу улыбнёмся

        Воспитатель: угадайте, что я вам принесла, отгадайте загадку.                   Одеяло  белое, не руками сделано.

                   Не  ткалось и не кроилось.

                   С неба на землю спустилось.         Дети:   снег.                                              Воспитатель: правильно снег, ставит коробку со снегом, потрогайте (дети  трогают снег). Снег, какой?                      Дети: холодный, липкий, ледяной, скрипучий, белый, блестящий, искристый, мокрый и т.д.

        Воспитатель: что - то у меня руки замёрзли,  (отставляет коробку), давайте руки погреем.

                        Пальчиковая гимнастика.

1. Дуем на ручки. 2. растираем пальчики и ладошки. 3.Упражнение                   Зимним утром от мороза,                                                  На заре звенят  берёзы.                                                           Всё звенят, звенят, звенят

                                         И согреться хотят.

Воспитатель: давайте превратимся в волшебников и проведём опыты со снегом 

1. Что легче лёд или снег? (опускаем снег и лёд в воду).

2. Откуда берётся вода? (процесс конденсации).  

3. Взаимодействие воды и снега.(опускаем снег в стаканы с тёплой и холодной водой).

Воспитатель: давайте сядем  на стульчики и я прочитаю вам  отрывок из стихотворения И.Сурикова  

                Белый снег пушистый в воздухе кружится, '

                И на землю тихо падает, ложится .       -

                И под утро поле, снегом забелело,

                Точно пеленою всё его одело.

                Тёмный лес, что шапкой

                Принакрылся чудной,

                И заснул под нею

                Крепко, непробудно…

        Воспитатель:  О каком времени года говорится в этом стихотворении.         Дети: о зиме.        

        Воспитатель: А вы любите зиму? Я тоже люблю зиму.

Давайте поиграем в игру  «Назовём  ласково»  

зима – (дети) зимушка, снег – (снежок), лёд – (ледок), санки –(саночки), снеговик-(снеговичок) , ветер – (ветерок)                      

        Воспитатель: ребята, а какая погода, когда на улице холод? – (дети) холодная, когда снег –(снежная), мороз, ветер, солнце, тепло  и т.д.

         Воспитатель: давайте поиграем  в игру «Доскажи словечко»    Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)                                       С неба всё скользят пушинки  серебристые(снежинки)

        На полянку, на лужок всё снижается ...(снежок)                 Вот веселье для ребят, всё сильнее…(снегопад)

        Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)

         Рядом снежная фигурка, это девочка…(снегурка)

                Воспитатель: за  что вы любите зиму?                

        Дети:- Можно в снежки играть, на санках кататься, на лыжах бегать, на коньках кататься, с горки, лепить снежную бабу, строить снежную крепость и т.д.                                                   Физкультминутка.

        Воспитатель: давайте представим, как будто мы пошли гулять на улицу.Что сначала оденем?  (алгоритм одевания).         Воспитатель: ну вот мы и вышли, смотрите какой белый, липкий  снежок  (на полу  лежат белые листы бумаги), давайте в снежки поиграем (дети делают из бумаги снежки и бросают снежки друг в друга).  

        Музыкальное сопровождение «Трик – Трак».

         Воспитатель: но ведь зимой не только в снежки играют, давайте на лыжах походим (дети изображают лыжи идут по группе с воспитателем).  Подходят к картинкам «Времена года».

        Воспитатель: посмотрите  здесь четыре картинки, на какой из них нарисована зима ?  Почему вы думаете, что на этой?  Дети  (называют признаки зимы)                                  

        Воспитатель: Давайтеразделимся на команды, (мешочек справедливости),  выберем  картинки и прикрепим их к большим по временам года, (дети выбирают, рассказывают, что нарисовано и прикрепляют на липучки).        

 Воспитатель: ребята, а вы знаете правила безопасного поведения в зимнее время года? Тогда давайте поиграем в игру «Что можно, что нельзя?»

        Показываю картинки с разными ситуациями, дети поднимают фишки красного или зелёного цвета.

        Воспитатель: а теперь давайте все встанем в круг, скажите ребята, что вам понравилось сегодня?

        Под музыку «кабы не было зимы» дети уходят.

борудование  и материалы:

ёмкость со снегом, льдинки  9 шт., ложечки 9 шт., стаканы для воды 18 шт, салфетки, термос, зеркало, картинки с темой «зима», листы белой бумаги 20 шт, магнитофон,  Д/и «Времена года», « Назови ласково», «Доскажи словечко», «Что можно, что нельзя», мешочек справедливости, конструктор лего 4 цвета по 2,  картинки по безопасности, фишки, флешка,

                           Игра  «Что, где, когда».                                                                         (викторина)  старшая группа

        Программные задачи:  Закрепить признаки и особенности геометрических фигур, развивать логическое мышление, мелкую моторику, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, закреплять  гласные и согласные звуки , твёрдые и мягкие, закрепить обобщающие понятия окружающего мира, порядковый и количественный счёт,  закрепить дни недели  и соотношение их с порядковыми числительными, закрепить антонимы, развивать воображение, развивать коммуникативные навыки, умение работать группами, закрепить правила поведения на природе.

                                        Ход занятия.                                                Воспитатель:         Собрались все дети в круг                                                                                 Я твой друг и ты мой друг                                                                                Крепко за руки возьмёмся                                                                                 И друг другу улыбнёмся.

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой знаток.                              Дети: Человек, который много знает.                                                                 Воспитатель: А знаете ли вы поговорки  про знания и умения.                                      Дети: Ученье свет - неученье тьма. Знания и труд человека кормят, а лень портит. Знания да умения во всех делах помощники. Знаниям учиться всегда пригодиться.                        Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Что, где,  когда». Вы   будете «команда знатоков» и играть вы будете  с «командой зрителей». На столе у команды зрителей лежат конверты  с заданиями,  которые вы будете выполнять. Каждый  по очереди крутит волчёк. Стрелочка показывает на цифру конверта с которым вы будете работать.  Если ответ правильный балл достаётся вам.  Если нет - балл уходит «команде зрителей». На выполнение работы 1 минута по песочным часам. Победителей ждёт приз.                         Итак,  мы начинаем. Звучит гонг. Крутится волчок.  В конвертах:                                                   1. Игра «Волшебный мешочек» ( геометрические фигуры)                                         2. Игра «Весёлые вопросы» (математика, логика)                                                3. Звуковой анализ слов (обучение грамоте)                                                        4. Игра «Назови одним словом» (ознакомление с  окружающим)                        5. Чёрный ящик. Таинственный предмет.                                                                                                            6. Игра «Неделька» (построиться самостоятельно с карточками дней недели)                7.  Игра «Скажи по другому» (антонимы, развитие речи)                                        8.  Игра «Разложи по порядку» (части суток)                                                                                9.  Что под микроскопом? (Исследовательская деятельность)                                                      10. Времена года.                                                                                                                                11. Правила поведения на природе.                                                                                                12. Артикуляционный диктант.                                                                                                    13.  Игра: «С какого дерева лист?»                                                                            Музыкальная пауза по наблюдению педагога – Танец «Разноцветные стекляшки»..

 Подсчет баллов. Награждение, рефлексия.

Материал: Конверты, медали. Приз, геометрические фигуры, мешочек. Картотека «Весёлые вопросы». Карточки для звукового анализа слов, фишки цветные, флешка, магнитофон, скрипичный ключ, дид игры, овощи.

                        

                        КВН « Мы друзья природы».

        Пр. задачи: Обобщить и уточнить знания детей о природе родного края,  временах года. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок, умение читать, понимать смысл, ориентироваться на листе бумаги. Формировать представления о природе. Работать со словом. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

        Деление на команды. Музыкальное сопровождение                                 « Край в котором ты живешь.»

Воспитатель: (Орг.момент.)        Есть веселая игра, называется она КВН.                                                        Шутки, смех, вопрос, ответ.                                                                        Знает ту игру весь свет.                                                                                Что ж пора нам начинать в КВН- е поиграть.

Жюри и игроки занимают свои места. Выбирают капитанов.

        Представление   капитанами своих команд.

        Назвать качества, своего животного,  которые помогут вам победить в этой игре.

        Команда Лиса: быстрота, хитрость, зоркость, острый нюх, слух, осторожность.

        Команда Заяц: смелость, сообразительность, зоркий глаз, хороший слух.

Итак начнем с разминки. Нужно отгадать загадку, кто первым правильно ответит, та команда и начнёт игру:  соблюдаем правила и для ответа поднимаем руку.

        У какого животного колючая шкурка? ( У ежа).

                1. Конкурс. «Ромашка» Отвечаем на вопросы. Игроки по очереди берут лепестки ромашки и зачитывают задание соперникам.

        А. Как называется 3 планета от солнца?                                                Б. Конверт № 1 назвать «Виды спорта».                                                         В. Назвать транспорт не загрязняющий окружающую среду.                 Г. Конверт № 2  назвать « Насекомых под микроскопом».                                Д . Как называется наш край?                                                        Е. Конверт № 3 назвать « Птиц».                                                                Ж.Что для птиц страшнее голод или холод?                                        З. Конверт №4  назвать «Природные явления».                                                И. Какое событие изображено на картине. ( Победа).                                К. Конверт № 5  назвать «С какого дерева листок?»

        2. Конкурс  - подвижный « Где они живут?». Капитаны выбирают картинку дом или ёлка. Распределить животных в свою среду обитания, использовать макеты.  Для дополнительного балла команды могут  рассказать о жизни своих животных.

                  3. Конкурс – «Графический». Выполнить рисунок по клеточкам.         1 пр. 2 в. 1пр. 1в 1пр.3н. 4пр. 2в. 2пр. 1н. 1л. 5н. 2л. 1в. 1пр. 1в. 4л. 2н. 2л. 1в. 1пр. 2в. 2л. 1в. ( собака). Сдать работы жюри.

                  Гимнастика для глаз:  встать, повернуться к доске, сжать кулачок, большой пальчик отогнуть, держать перед глазами, смотреть на большой пальчик, затем на вывеску КВН «Мы друзья природы.»  Повторить 5 раз.                                                      

        4. Конкурс. «Звуковой анализ слов.»  Каждому игроку выдаётся карточка и фишки. Затем команды меняются местами и проверяют выполнение.

        5.  Конкурс.  «Правила поведения в лесу»  Какая команда больше назовет правил.

                По необходимости ставится музыкальная пауза.

        6. Конкурс:  «Времена года» Каждая команда вытягивает задание,  подобрать картинки (к 2 по счёту месяцу года), (к 5 по счёту месяцу года). На стол выкладываются картинки с временами года, дети сообща выбирают нужные картинки.  Жюри проверяет.

        7. Задание: «Расшифруй слово» . Капитаны выбирают зашифрованные слова ЫМ  БЮИЛМ   или  РРИОПДУ           необходимо их расшифровать.

                2  1   5 4  6 3 7          2 4 3 5 1 6 7

Говорим  все  хором , что получилось  МЫ ЛЮБИМ ПРИРОДУ.

Итог КВН,  подсчет очков, премирование команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы биоэтики

Презентация лекции по дисциплине "Биоэтика"  для студентов СПО, по теме: "Принципы биомедицинской этики"....

Биоэтика

Освещение вопросов трансплантации....