Открытый урок по теме: "Организация охраны труда на предприятии"
план-конспект занятия

Будаева Светлана Зориктуевна

Применение игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_ohrane_truda.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики бурятяи

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

( МФ ГБПОУ «БКТиС»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина «Охрана труда»

Тема: Организация охраны труда на предприятии.

Преподаватель: Будаева С.З.

Группа АМ-109

Профессия: 23.01.02Автомеханик

Могойто  2017

Учебная дисциплина : Охрана труда

Дата проведения:

Группа: АМ-109

Тема программы: Правовое и организационное обеспечение охраны труда

Тема урока: Организация охраны труда на предприятии.

Цели  занятия:

1. Образовательная:

  • проверка знаний и навыков по охране труда;
  • проконтролировать степень усвоения материалов;

2. Воспитательные:

  • прививать интерес к соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;
  • формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях;

3. Развивающие:

  • развивать навыки принятия правильных решений в создавшихся на рабочем месте ситуациях, при не соблюдении требований охраны труда и техники безопасности;
  • способствовать развитию аналитического мышления и познавательных умений;
  • привить интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии;
  • развить логическое мышление;

4. Методическая

  • Продемонстрировать элементы игровой деятельности, как метода повышения продуктивности мышления студентов.

Общие компетенции (ОК):

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

Оснащение урока: карточки-задания, ситуационные задачи, тесты

Литература: Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте : учебное пособие. - М.: издательский центр Академия, 2014 г. - 160 с.

Организация и ход урока

1.Организационная часть

1.1.Выявление отсутствующих студентов

1.2.Организация внимания и готовности студентов к уроку.

2.Сообщение темы и целевая установка на урок

3. Контроль ЗУНК студентов

4. Проверка и самопроверка ЗУНК

5.  Подведение итогов урока

Будаева С.З  Добрый день, присаживайтесь.

Будаева С.З.  Давайте проверим присутствующих.

Тема сегодняшнего занятия. «Охрана труда на предприятии». Мы сегодня проведем игровой урок,  на котором подведем итоги обучения дисциплины за семестр.

Будаева С.З.

А сейчас переходим к работе. Нам необходимо сформировать две команды. Я попрошу группу построиться. Капитанов команд мы с Вами определили. А теперь капитаны по очереди будут набирать себе команду.

Будаева С.З.

Попрошу команды придумать себе названия.

 Будаева С.З.

 И так мы начинаем игру.

1 тур: - Мозговой штурм

Командам задаются по семь вопросов, если кто-то не отвечает, то команда теряет право отвечать дальше и вопросы задаются другой команде. Следующая команда может набрать больше баллов, если ответит на свои вопросы и оставшиеся вопросы предыдущей команды.

Будаева С.З.

 Карточка 1.

1. На что направлена Охрана труда на предприятиях? (Направлена на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.)

2.Что такое производственная травма? (Травма, полученная на производстве)

3. Перечислите виды инструктажей по ТБ на производстве. (Вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой)

4. Вредный производственный фактор. (Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию.)

5. Что такое производственная санитария?  (Это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

6. Перечислите бытовые помещения на предприятии.  (Гардероб, туалет, душ , столовая…)

7. Какой инструктаж проводит Инженер по ТБ? (Вводный)

Карточка 2.

1. Назовите главный документ по охране труда на предприятии. (Трудовой кодекс)

2. Что, такое бытовая травма? (Травма, полученная в бытовых условиях)

3.Кто отвечает, за технику безопасности на производстве? ( Главный инженер)

4. Какой инструктаж, производит мастер? (На рабочем месте - первичный)

5. К кому идет рабочий после оформления на работу в Отделе кадров? (Инженер по технике безопасности)

6. Опасный  производственный фактор. (Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу).

7.Что такое, профессиональные заболевания? (Заболевание в результате воздействия вредных производственных факторов)

Будаева С.З.

Переходим ко 2 туру.   Мы отвечаем сами …(Вопросы задают команды)

Карточка 1.

1. Перечислите основные узлы механической вентиляции. (Воздуховод, шибер, коллектор, магистральный воздуховод, циклон, бункер, вентилятор, вытяжная шахта)

2. Перечислите основные формы деятельности человека. (Физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд)

3. Комфортные условия труда - обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья.

4. Перечислите параметры воздуха рабочей зоны. (Температура, влажность, подвижность воздуха, давление).

5. Дайте определению вентиляции. (Вентиляцией называется организованный и  регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязнённого воздуха и подачу наего место свежего).

Карточка 2.

1. Какие факторы влияют на работоспособность человека. (Внешние – рабочее  место, освещённость, температура, взаимоотношения в коллективе и т.д.; внутренние - уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость)

2. Дифлектор, его назначение. (Дефлектор - представляет собой специальные насадки, устанавливаемых на вытяжных трубах и каналах, усиливающие при образовании их ветром разряжения в трубе или канале.)

3. Относительно дискомфортные условия труда - при воздействии в течении определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективное ощущение и функциональные изменения, не выводящие за пределы нормы.

4. Какими приборами определяют параметры воздуха рабочей зоны? (Термометр, психрометр, анемометр, барометр).

5. Дайте определение заземлению. (Заземление – намеренное соединение нетоковедущих частей, которые случайно могут оказаться под напряжением, с заземляющим устройством).

Будаева С.З.

Переходим к 3  туру.    Конкурс капитанов.

Первый  конкурс капитанов:

Команда №1 - Интересная ситуация – Вы инженер по технике безопасности, предложите, как будите проводить вводный инструктаж с рабочим.

Команда №2 - Интересная ситуация – Вы мастер, предложите, как будите проводить первичный  инструктаж с рабочим.

Будаева С.З.

Второй  конкурс капитанов:

Вопросы капитанам.

Вопрос 1. Почему электричество считается одним из самых опасных производственных факторов? (Оно не имеет запаха, не имеет вкуса, цвета, невидимо)

Вопрос 2. Какие способы защиты от поражения электрическим током вы знаете? (Изоляция и ограждение токоведущих частей, знаки безопасности и плакаты, применение средств индивидуальной защиты, применение малых напряжений, защитное заземление, защитное отключение, предупредительная сигнализация и блокировка.)

Вопрос 3. Какой вид инструктажа проводится перед выполнением особо опасных работ (Целевой)

Вопрос 4. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками. (Ударит током)

Вопрос 5. Как должен поступить студент, если получит травму. (Немедленно обратиться к преподавателю)

Вопрос 6. Что нужно сделать в первую очередь, если во время занятий в кабинете что-либо загорится. ( Быстро выбежать из кабинета)

Будаева С.З.

Переходим к 4 туру.  Ох, счастливчик.  

Принимают участие студенты, набравшие большее количество баллов с каждой команды по два человека.

Ведущий  задаёт по очереди вопросы, если команда не ответила, то вопрос переходит ко 2 команде.

Вопросы 4 тура:

1. Перечислите категории труда. (Легкий труд, средний труд, тяжёлая работа)

2. Каким прибором измеряют освещенность? (Люксметром)

3. Каким прибором измеряют шум? (Шумомер)

4. Назовите границы инфразвука. (0 - 20 Гц)

5. Назовите границы слышимого звука. (20 - 20000 Гц)

6. Назовите границы  ультразвука. (Более 20000Гц)

7. Основное оборудование при тушении пожара? (Огнетушитель)

8. Кто из работников предприятия отвечает за охрану труда на  предприятии? (Работодатель)

9. Перечислите виды естественного освещения.  (Боковое, верхнее, комбинированное, совмещенное)

10. Перечислите виды естественной  вентиляции. (Организованная:  за счет аэрации и дефлекторами  и неорганизованная)

Будаева С.З.

Переходим к 5 туру – «Производственная ситуация» Максимальное количество баллов – 5.

- Вы работники предприятия. На предприятии произошел пожар. Перечислите алгоритм действия руководителя предприятия и действия работников.

Порядок действия руководства организации

Данный алгоритм был специально разработан компетентными специалистами и является правилами поведения при пожаре. Список действий и их последовательность выглядит так:

  • Сообщить об обнаружения возгорания пожарной станции по телефону, набрав «01» — следует указать свои имя и фамилию, точный адрес здания, в котором случился пожар.
  • По возможности, поставить в известность всех коллег поблизости.
  • Трезво оценив ситуацию и учтя все свои возможности, начать ликвидацию очага возгорания подручными средствами пожаротушения, если нет риска получить увечий различной тяжести.
  • В случае получения команды с диспетчерской рубки пожарной станции об остановке производственного цикла, то следует остановить производство.
  • Если ситуация быстро ухудшается, т.е. стало больше дыма, огонь быстро распространяется, то стоит начать полную эвакуацию. Это можно осуществить с помощью соответствующего сигнала или приказа руководителя учреждения
  • После достижения безопасного места руководитель должен произвести подсчет своих сотрудников и осуществить перекличку, ведь только так можно оперативно установить все ли работники предприятия в безопасности. После переклички работник обязан доложить спасателям и пожарным, все ли целы или кто-то остался в здании. Следует оказывать любое содействие спасательной и пожарной службам, а также следственным органам.
  • Еще одним важным пунктом является обозначения пожарникам расположение зданий, в которых находятся взрывоопасные, горючие и ядовитые вещества. Сотрудники организации должны всячески помогать в ликвидации огня, но не следует открывать окна и двери, потому что это может способствовать напору воздуха и все большего разгоранию огня.

6 тур – Тестирование команд. Каждый правильный ответ – 1 бал.

Тест №1

1.При какой численности работников в организации должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда?

А: Если численность работников превышает 50 человек

Б: Если численность работников превышает 100 человек

В: Если численность работников превышает 500 человек

Г: Создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда не зависит от численности работников организаций

2. Ниже перечислены обязанности работодателя по обеспечению требований охраны труда. Но в одном из ответов указана обязанность работника. Найдите этот ответ.

А: Обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Б: Обязан проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В: Обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и нструктаж по охране труда, стажировку работников на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда.

Г: Обязан обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров

3. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу работниками, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику. Так ли это?

А: Вводный инструктаж не обязателен для работников с высшим образованием.

Б: Да, вводный инструктаж проводится со всеми.

В: Вводному инструктажу не подлежат специалисты, нанимаемые на высшие руководящие должности.

Г: Вводный инструктаж проводится по усмотрению работодателя.

4. Непрерывный контроль за безопасностью труда на предприятии обеспечивает, занимается организацией и координацией работы по охране труда:

А: Руководитель предприятия

Б: Юрисконсульт

В:  Руководитель отрасли

Г: Инженер по охране труда

Д:  Председатель профсоюзного комитета

5. Должен ли работодатель (его представитель) сохранять до начала расследования несчастного случая обстановку на месте, где он произошел?

А: Нет, потому что необходимо принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

Б: Необходимо сохранить до начала расследования несчастного случая

обстановку, какой она была на момент происшествия.

В: Да, в том случае, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения –зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование, видеосъѐмку и пр.).

Г: Необходимо сохранить обстановку, какой она была на момент несчастного случая, и только после осмотра места происшествия комиссией по расследованию несчастного случая, ликвидировать последствия несчастного случая.

6. Повторный инструктаж по вопросам охраны труда с работниками обычных профессий проводится:

А: 1 раз в год

Б: 2 раза в год

В: 3 раза в год

Г: 1 раз в 2 года

Д:  1 раз в 3 года

7.Относительную влажность воздуха определяют в единицах:

А: Градусах

Б:  Мг / м куб

В: Мг / л

Г: Процентах

8. Задачи вентиляции:

А: Уменьшение шума

Б:  Обеспечение чистоты воздуха

В:  Обеспечения нормальных микроклиматических условий

Г: Обеспечение взрывобезопасности и пожаробезопасности

9. На какие категории подразделяются средства защиты работающих в зависимости от характера их применения?

А: На средства коллективной и индивидуальной защиты

Б: На средства коллективной, индивидуальной и комплексной защиты

В: На средства индивидуальной и комплексной защиты

Ответы на тест: 1-А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – Г; 5 – В; 6 – Б; 7 – Г; 8 – В; 9 - А

Тест №2

.

1. Найдите правильное определение понятию «Охрана труда».

А: Охрана труда - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Б: Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в

процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические, организационные, технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

В: Охрана труда - система сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

Г: Охрана труда- направлена на создание и поддержание организационной структуры и обеспечение ресурсами системы управления, обеспечивающей безопасность трудовой

 деятельности.

2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми принятыми в организацию специалистами, рабочими, учащимися и студентами, прибывшими на практику, а также при переводе работника на другую работу или в другое подразделение. Соответствует ли это утверждение требованиям ГОСТа?

А: Указаны не все категории работников.

Б: Да.

В: Первичный инструктаж на рабочем месте проводится для всех

работников, прошедших вводный инструктаж.

Г: Первичный инструктаж не проводят со специалистами.

3. Подлежат ли расследованию и учету несчастные случаи на производстве, происшедшие со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проходящими производственную практику в организациях, если им не установлена заработная плата?

А: В каждом конкретном случае определяет комиссия по расследованию

несчастного случая.

Б: Нет. Не подлежат. Они застрахованы в образовательном учреждении.

В: Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве,

происшедшие как с работниками, так и другими лицами, если они находились

при исполнении работы, совершаемой в интересах работодателя.

Г: Нет. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие только с работниками, находящимися в трудовых отношениях с работодателем.

4. Какие виды ответственности предусмотрены законодательством Российской Федерации за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности?

А: Дисциплинарная и административная.

Б: Дисциплинарная и материальная.

В: Административная и уголовная.

Г: Дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

5. Безопасность труда на предприятии вообще обеспечивает и несет за это ответственность  

А: Инженер по охране труда предприятия

Б: Юрисконсульт предприятия

В:  Председатель профсоюзного комитета

Г:  Руководитель предприятия

Д:  Госнадзорохрантруда труда

6. Из перечисленных параметров микроклимата лучшие:

А: Оптимальные

Б:  Допустимые

В:  Максимальные

Г: Минимальные

7. Единицы, в которых измеряется освещения:

А: Ваттах

Б: Вольтах

В: Люксах

Г:  Люменах

8. За чей счет в организации производится приобретение и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты?

А: Каждый работник должен сам приобретать необходимые средства индивидуальной защиты

Б: Приобретение и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты производится за счет средств профсоюзной организации при условии, что данный работник является членом профсоюза, в противном случае работник обеспечивает себя самостоятельно

В: Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств работодателя+

Г: Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств, выделяемых работодателю из средств федерального или регионального бюджета

9. С какой периодичностью работники в возрасте до 21 года, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны проходить периодические медицинские осмотры?

А: Не реже одного раза в полгода

Б: Ежегодно

В, Не реже одного раза в три года

Г: Не реже одного раза в пять лет

Ответы на тест: 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – Г; 5 – Г; 6 – А; 7 – В; 8 – В; 9 - Б

Будаева С.З.

7 тур – Составление кроссворда по дисциплине «Охрана труда».

Участвуют все члены команды. Необходимо в течении 7 минут кроссворд по охране труда и технике безопасности. Команда, написавшая большее количество слов получает пять баллов, меньшее – три балла.

Ключевые слова:

команда №1 –инструктаж;

команда №2 – санитария..

Ведущий оценивает работу команд.

        

Будаева С.З.-

 Подведение итогов,   студентам  объявляем  итоги и выставляют оценки за урок.

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...

Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"

Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"...

План открытого урока по учебной дисциплине "Охрана труда"

       Тема: «Причины производственного травматизма и профзаболеваний. Мероприятия по предупреждению травматизма». Цели урока: Обучающая: Формирование у уча...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...