Нужно ли воспитывать взрослых людей?
статья

Петрова Александра Вячеславовна

Статья посвещена необходимости воспитания взрослых. Обосновывается важность этого процесса. Даны ссылки на соответствующие труды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhno_li_vospityvat_vzroslyh_lyudey_new.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

Если говорить о воспитании взрослых людей, то мы, безусловно, должны согласиться с тем, что воспитывать взрослых можно и нужно.

1. Прежде всего, если рассматривать воспитание как целенаправленный и организованный процесс формирования личности, то мы должны признать, что данный процесс может происходить и вне зависимости от усилий конкретного педагога. Например, очевидно, что «воспитание любого вида осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллективы, группы), социальных (воспитательные, религиозные и иные государственные общественные и частные организации» [Мудрик А. В. Воспитание: явление, институт, понятие. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Выпуск № 1 / 2005, стр. 23.]

Более того, следует учитывать, что часть людей и вовсе относятся к маргинальным группам и фактически находятся за пределами социума. «В криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах происходит диссоциальное воспитание – целенаправленное формирование (выращивание) у вовлеченных в них людей девиантных сознания и поведении.» [Мудрик А. В., там же, стр. 23.].

Таким образом, планомерное воспитание взрослых, направленное на формирование социально адекватного поведения, необходимо уже как процесс противодействия негативным процессам диссоциального воспитания.

2. Воспитательный процесс практически неотделим от процесса обучения «Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений». [Большаков М. А. Преподаватель как субъект воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. // Человек и образование, Выпуск № 1 / 2009, стр. 148.] Поэтому очевидно, что в процесс правильного, социального воспитания происходит «взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его позитивного (с точки зрения общества и государства) развития и духовно-ценностной ориентации. Оно осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (от домов ребенка и детских садов до школ, вузов, центров социальной помощи и пр.), а также во многих организациях, которым не свойственна функция воспитания (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и пр.).» [Мудрик А. В. Воспитание: явление, институт, понятие. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Выпуск № 1 / 2005, стр. 23.]

3. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда в детском возрасте был упущен воспитательный элемент обучения. То есть «проблемы воспитания были отодвинуты на второй план, и до сих пор многие педагоги затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе». [Саенко Т. В. Анализ современных подходов к воспитанию в системе образования. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 45 / том 19 / 2007.]. Таким образом в процессе воспитания взрослых педагог может отчасти (хоть и не в полной мере) компенсировать ошибки воспитания, допущенные на предыдущих этапах.

4. Особенности воспитания взрослых

Необходимо понимать, что воспитание взрослого человека существенно отличатся от воспитания ребенка. В данном случае «особенности деятельности педагога требуют от него внутреннего принятия социального заказа общества, превращения этого заказа в свою личностную позицию, творческого определения на этой основе целей и задач конкретных действий, учитывая потребности и интересы слушателя и коллектива, учебной группы. Объект педагогической деятельности – взрослый человек, слушатель, обладающий специфическими характеристиками: осознанием себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; запасом жизненного и профессионального опыта, который является существенным источником обучения и воспитания как его самого, так и его коллег; стремлением с помощью учебы решить свои жизненно важные вопросы и достичь конкретных целей». [Большаков М. А. Преподаватель как субъект воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. // Человек и образование, Выпуск № 1 / 2009, стр. 149.]

Кроме того «Чтоб развить личность взрослого, сам педагог должен быть личностью, обладать развитыми педагогическими способностями, нравственной гражданской позицией». [Большаков М. А. Преподаватель как субъект воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. // Человек и образование, Выпуск № 1 / 2009, стр. 152.]. Т. о., мы должны понимать, что воспитание взрослого человека задача весьма непростая и требует от педагога значительных усилий и высоких морально-этических качеств, а также серьезного интеллектуального уровня.

Список литературы

  1. Большаков М. А.Преподаватель как субъект воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. // Человек и образование, Выпуск № 1 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-kak-subekt-vospitaniya-vzroslyh-v-protsesse-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya
  2. Мудрик А. В. Воспитание: явление, институт, понятие. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Выпуск № 1 / 2005. http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yavlenie-institut-ponyatie
  3. Саенко Т. В. Анализ современных подходов к воспитанию в системе образования. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 45 / том 19 / 2007. http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-podhodov-k-vospitaniyu-v-sisteme-obrazovaniya
  4. Холод В. Л., Бочарова А. А. Особенности реализации идеи духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования взрослых на базе вуза. // Потенциал современной науки, Выпуск № 3 / 2014. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-idei-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vzroslyh-na-baze-vuza
  5. Усольцева И. В. Подходы к исследованию социально-психологических характеристик современного воспитания. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, Выпуск № 2 / 2010. http://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-sotsialno-psihologicheskih-harakteristik-sovremennogo-vospitaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад Оркестр учит и воспитывает

Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...

ЭССЕ «Я ВОСПИТЫВАЮ ПАТРИОТОВ…».

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

Данную разработку можно тспользовать на родительском собрании в начальных классах....

Что воспитывает детский сад

Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в гр...

Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...

«Взрослая жизнь - взрослая ответственность»

Презентация к классному часу  " Взрослая жизнь- взрослая ответственность"...