Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
план-конспект урока

Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: роман-пророчество «Бесы»

Тип урока: комбинированный урок, открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательные – показать мастерство Ф. М. Достоевского в создании психологического портрета и характера героя;

Развивающие – развивать навыки беглого чтения, воображение, речь обучающихся, имение работать в команде, брать на себя роль лидера;

Воспитательные – пробуждать у обучающихся любовь к родному народу, способствовать их нравственному и духовному воспитанию на примере идей Ф. М. Достоевского.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (дорожные карты для заполнения), фрагмент кинофильма В. Хотиненко (2014 года)

Ход урока:

Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей,

опьянены идеей,

все разговоры в его романах представляют

изумительную диалектику идей.

Н. А. Бердяев «Статьи о русской философии»

I. Огр.момент

Звучит стихотворение А. С. Пушкину «Бесы» (читает наизусть заранее подготовленный обучающийся)

– О чем это стихотворение? («Бесы» А. С. Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника, поэта, писателя).

II. Целеполагание

– Как это стихотворение соотносится с темой нашего урока, с творчеством Ф. М. Достоевского? Сформулируйте тему и цель урока.

III. Работа с эпиграфом урока (слова Николая Бердяева)

– Итак, спустя сорок лет Ф. М. Достоевский из этого стихотворения возьмет несколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа «Бесы», написанного в 1870 году, которому предшествовали «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1868). И так же, как и А. С. Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, «трагическое движение идей».

– Что же такое идея? Составьте по три собственных определения этому понятию (идея – это…)

– Как можно растолковать фразу Н. А. Бердяева? Какие герои Ф. М. Достоевского «опьянены» идеей? (обучающиеся приводят примеры из уже изученного романа «Преступление и наказание»). Какие герои романа «Бесы» отражают эту цитату? (Николай Ставрогин, Петр Верховенский, Алексей Кириллов, Иван Шатов, Федька-каторжник).

IV. Знакомство с историей создания романа

Доклад заранее подготовленного обучающегося об исторической основе романа – «Нечаевском деле».

– Какой герой получил некоторые черты реального революционера Нечаева? (Петр Верховенский).

– Кто является главным героем романа, «главным бесом», «дьяволом»? (Николай Всеволодович Ставрогин). Как создается образ этого героя?

Доклад обучающегося о идее создания образа Николая Ставрогина (из записок Ф. М. Достоевского).

– В чем загадка его образа? Относится ли он всецело к кружку революционеров? Разделяет ли их идеи? Тогда почему он назван «главным бесом»?

V. Анализ глав романа. Работа в группах (по технологии «мировое кафе»)

Обучающимся предлагается поделиться на 4 группы (требуется особая организация учебного пространства: соединить по две парты, чтобы группы могли расположиться и обсуждать задание, а центр класса был свободнее). Каждая группа получает свое задание (анализ определенного круга героев романа). Основные элементы анализа фиксируются в дорожной карте урока (представлена в таблице).

1 группа: «Поколение отцов» в романе(Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)

2 группа: «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский

3 группа: кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)

4 группа: Шатов и Кириллов

5 группа: женские образы (Лиза, Марья Лебядкина, Дарья Шатова)

Группа героев

Психологический портрет (обратить внимание на эмотивные глаголы)

Идеалы и идеи

Роль в произведении

1. «Поколение отцов» в романе (Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)

2. «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский

3. Кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)

4. Шатов и Кириллов

5. Женские образы (Лиза Тушина, Дарья Шатова, Марья Лебядкина)

VI. «Мировое кафе». Полное заполнение дорожных карт

В каждой группе выбирают «хозяина стола», спикера, который презентует заполненную группой часть дорожной карты обучающимся другой группы. Сами обучающиеся (кроме спикера, который всегда остается за своим столом) должны обойти всех спикеров других групп, и таким образом получить все сведения о героях романа, полностью заполнить дорожную карту. Затем группы возвращаются, спикеры заполняют свою дорожную карты и обсуждают получивший образовательный продукт (таблицу с образами героев).

VII. Обсуждение, анализ произведения

– Какие изобразительные средства использует Ф. М. Достоевский при создании образов персонажей романа? Что такое психологический портрет? Какая часть речи преобладает при создании психологического портрета героев романа «Бесы»? Для чего служат эмотивные глаголы?

– Есть ли в романе положительные персонажи? Почему неплохие изначально люди начинают портиться и совершать ужасные поступки? Приведите примеры из романа. Какой герой романа (или какой поступок) показался вам особенно отвратительным? Какие герои имели шансы на искупление, вызвали у вас сострадание, показались симпатичными? Исходя из данных рассуждений как можно объяснить название романа?

VIII. Просмотр фрагмента фильма «Бесы» В. Хотиненко (разговор Верховенского и Ставрогина в парке, 2 серия)

– Как актеры передают психологическое состояние своих героев? Совпадают ли описание Ставрогина и Верховенского в романе с экранной версией? Что вам показалось особенно удачным в создании образа Николая Всеволодовича и Петра Степановича?

IX.Подведение итогов анализа романа

– С каким героем романа «Преступление и наказание» можно сравнить Николая Ставрогина? А Петра Верховенского? Что такое мотив «двойничества»? Как он проявляется в романе «Бесы»?

– В чем заключается основная идея романа? Почему многие литературоведы называют его «пророческим»?

X. Рефлексия (проводится в форме интервью)

Один обучающийся задает данные вопросы, другие (двое-трое по желанию) отвечают:

– Что Вы знали до урока?

– Что Вы узнали на уроке?

– Что Вы хотели бы узнать глубже?

         XI. Дифференцированное домашнее задание:

  1. составить психологический портрет одного из героев романа «Братья Карамазовы», используя эмотивные глаголы;
  2. найти и записать отзывы русских и зарубежных писателей о романе «Братья Карамазовы»;
  3. написать эссе по роману «Бесы» на тему «Роман-предвидение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Внеклассное мероприятие по физике с профессиональным уклоном

Внеклассное мероприятие можно провести в строительном техникуме, т.к. используются вопросы с профессиональным содержаниям (сварщик, каменщик, автомеханик, столяр)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по домоводству КВН «Я всё сумею! Я всё смогу» 6 - 7 класс

Методическая разработка внеклассного мероприятия по домоводству  КВН  «Я всё сумею! Я всё смогу»    6 - 7 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "АВТОВАЗ - это класс!"

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «АвтоВАЗ – это класс!» среди студентов I курса специальности 23.02.03 Техническое обслужи...

Методическая разработка разработка внеклассного мероприятия "СПОР ГРИБОВ"

внеклассного мероприятия "СПОР ГРИБОВ" разработан для учеников начальной школы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия мастер-класс по теме "Схема подключения электродвигателя с тепловой защитой и защитой от короткого замыкания"

Мастер-класс направлен на повышение уровня профессиональной компетенции студентов по специальности "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования". Учащиеся научаться самостоят...