статья "Учитель (вчера - сегодня...)
статья

Волкова Валентина Александровна

В начале ХХ века отечественная педагогика выдвинула новые варианты свободного воспитания...Детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Учитель - вчера, сегодня...23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Санкт – Петербург

ГБОУ Гимназия  № 528

Волкова  Валентина Александровна

(учитель начальных классов)

УЧИТЕЛЬ  (вчера – сегодня…)

   «Издавна  мудрые  искали

    Забытых истины следов …»      

                            А. С. Пушкин

       

  В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались  число школ и контингент учащихся..    Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник воспитания",  и др.

   В начале XX в. отечественная педагогика выдвинула новые варианты свободного воспитания (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, Н.В. Чехов и др.), которые возникли под влиянием толстовства и западных идей. Среди сторонников свободного воспитания определились два подхода. Так, Николай Владимирович Чехов (1865-1947), призывая к отказу от традиционных форм школьного образования и воспитания, полагал правильным не отказываться от определенным образом планируемой и организуемой учебно-воспитательной деятельности.

Иначе трактовал свободное воспитание Константин Николаевич Вентцелъ (1857-1947). Отвергая старую школу, он настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. Особое место в самостоятельном творчестве ребенка Вентцель отводил ручному труду, воспитанию активного альтруизма ("нравственной любви") - чувства гармонии человека с человеком. Раскрывая свой педагогический идеал, он говорил: "Мы создадим не только место труда, но место полной, цельной и всесторонней жизни; не только место, где ребенок производит те или другие материальные предметы, но место, где ребенок живет широкой, всеохватывающей жизнью и где эта полная жизнь ведет его к гармоническому, всестороннему, индивидуальному развитию".

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

    Вступление к данной  теме сделано для  лучшего восприятия перехода к современной системе образования. Перехода от «классной системы» за весь период обучения в школе к классной системе только начальных классов.     И такой переход представляется не случайным, потому что восприятие ребенком основ знаний, подготовка его к самостоятельному мышлению и начальное воспитание в коллективе может лучше осуществляться только в определенном возрастном периоде. Введение в старших возрастных группах детских садов некоторых предметов первого класса начальной школы остаются больше в качестве экспериментов. Эффективной системы такого перехода не создано уже потому, что не создана система перехода к индивидуальному обучению.           Примеры ускоренного обучения Ульянова В.И.  и др. остались в лозунгах советского периода.

     Представляет интерес для  сравнения  отражение в произведениях классика  русской литературы  некоторых выдержек из описания жизни и творчества учителя в конце  девятнадцатого века.

-- « Э, батюшка, добродушно проговорил учитель: - хотите вы от них!... Подите – ко, обломайте их, чтоб они понимали-то… И-и! Всех дураков не переучишь!   Слава богу,  хоть на экзаменах-то не срамят!... И этого-то подите-ка добейтесь от них…  Провалят раз – другой – и остался без хлеба!.. Хоть на экзаменах-то выручают – и то спасибо, а вы там!  Посмотрите-ка, как наедут к нам из города надзиратели, да смотрители, да попечители да как начнут  загвазживать разные вопросы, один хитрей другого, так тут только держись за «грядки», точно на перекладной мчат… «Что такое святой дух?», «Почему заутренняя раньше обедни?» то есть не приведи бог! «Что такое святой дух»!  позвольте узнать – что такое?    Скажи: третье лицо святой троицы – это им мало! Надо и им чем- нибудь отличиться – недаром они ревизоры…  Озадачить нашего брата для них первое удовольствие… Ну и налаживаешь ребят на этакие фокусы…» (из дневника 1878 г. Г.Успенского)

       Мечты, вдохновляющие и неиссякаемые в детских умах, требующие постоянной  подпитки  не только из различных источников информации,  в том числе и школьных занятиях, но и,  в первую очередь,  в познаниях  и восприятиях  окружающей  среды.  В большей степени только школа может прививать  ребенку  способность впитывать  полученные знания  и  вырабатывать целенаправленное мышление.

   Способности ребенка проявляются уже в начальных классах, хотя и не могут в большей степени вписаться  в программу и темпы обучения.   Пример развития  таланта  сказочника и поэта Андерсена со школьных лет одно из подтверждений  такого суждения.

   «Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что непрерывно мечтал. Это обстоятельство даже помешало ему вовремя научиться грамоте. Он одолел ее позже, чем его одногодки, и до пожилых лет писал не совсем уверенно, делая орфографические ошибки. Андерсен был   чистым образцом импровизации.   Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне немедленное превращение этой мысли в потоки образов и гармонических картин. Она возможна лишь при большом запасе наблюдений и великолепной памяти».   -  из произведения                   К. Паустовского  - сказочник (Христиан Андерсен).  

    Воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения.     А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.        Основными целями обучения принято считать:       создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности,  развития ее способностей,   добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.

   Мышление как один из познавательных процессов характеризуется рядом особенностей. Л.С. Выготский отмечает интенсивное развитие мышления в младшем школьном возрасте. Учащиеся первых, вторых классов мыслят обычно конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которые связаны с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

    Базовые основы    обобщены и не отражают разные уровни способностей детей, обучающихся в одном классе.     Возрастающая интенсивность  образования и объем знаний  требует индивидуальности в подходе для детей, отстающих  от заданной программы. Отставание происходит не только из-за личностных особенностей  ребенка к восприятию материала, но и по причине  пропусков по болезни или иных причин.  В таком случае может  происходить  наложение  отставания, что может привести  к психологической травме ребенка.

   При  численности  учеников в классе начальной школы свыше 30-ти детей осуществить  индивидуальный подход при  созданной  нагрузке  на учителя   ( проверке тетрадей, отчетной документации и занятий по внеурочной деятельности  и др.) чаще не представляется возможным. Что бы  помочь отстающему ученику  приходиться применять не только наглядные отображения материала на интерактивной доске, но и задания с поделками индивидуально,  что  подтверждается  «Методикой организации образовательного процесса младших школьников».  

     Занятия  по продленному обучению не всегда  дают желаемого результата, а реакция некоторых родителей для привлечения  репетитора либо с отставанием, либо не происходит по материальным причинам.

   Рекомендации методики учитывать « составление плана конспекта урока с включением упражнений для одаренных детей»  требуют дополнительного  времени  и индивидуального подхода, что осложняет процесс проведения урока  и , думается, не способствует поддержанию здорового климата в коллективе.

     Из своей многолетней практики  (более 26 лет)  удавалось уделять внимание  индивидуально  только 3-4 ученикам и это конечно   давало положительный результат. При том, что такой подход не вызывал негативной реакции   остальных учеников по причине явных преимуществ в освоении  программы лидеров по успеваемости в  классе   и  их  контактности (доброжелательности).  Такие учащиеся чаще проявляли лидерство и в общественной жизни школы.

   Учитель начальных классов в большей степени совмещает в учебном процессе  роль преподавателя и воспитателя. Эти задачи неразделимы уже в силу  особенностей развития, формирования личности ребенка в этом возрастном промежутке.  Оспаривать  трудно уже потому, что  вступая в школу ребенок впервые  начинает сознавать свое неотъемлемое участие в коллективе и в общественной  жизни.

   Исходя уже  из таких позиций,  важно правильно оценивать, создавать   программу и загрузку  учителя начальных классов.    Представляется, что в процессе формирования программ обучения менее всего учитывается именно воспитательная роль учителя начальных классов. Все перекрывает бюджет и отчетность, которая переходит в региональную статистику и выше. В  итоге  сухие цифры, мало о чем говорящие и, только статистика роста дефицита кадров  преподавателей  в школах начинает настораживать.

       Принятие правительством  решения о «возможном привлечении в образовательных учреждениях специалистов без специального педагогического образования» уже говорит о многом и без других статистических  данных.

   На фоне кадровых проблем в системе образования  высокопарные рассуждения  о  нужности, важности и особой роли учителя в современном обществе,   практические  действия  их   реализации,   восполнения  возникающих пробелов в образовательной сфере бесконечно  малы.

   Хотелось  закончить эту краем задетую злободневную тему пожеланием, что  Учитель  в современном обществе останется важным стержнем образования и воспитания  (а не оказания  услуг).  И, что отношение к личности учителя сохранится в той же уважительной степени, как это было и девятнадцатом, начале двадцатого веков, потому  что профессия Учитель всегда  неизменна.

 

 «Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!»                      

  Н.А.Некрасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие или классный час. "Час кроссворда" Спорт вчера, сегодня, завтра"

Игровая форма усвоения знаний для 8-11 классов.Тема физической культуры и спорта актуальна для любого современного человека.Мероприятие  поможет вспомнить  или узнать спорт. термины, события...

Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...

Методическая разработка конференции "Акушерство: вчера, сегодня, завтра"

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра». Выбор темы «Акушерство: вчера, сегодня, завтра» не случаен.Задача конференции заключается в том, чтобы проследить ист...

Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра».

Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»....

Классный час. Москва вчера, сегодня, завтра

Классный час. Москва вчера, сегодня, завтра...

Семинар "Деньги: вчера, сегодня, завтра.."

Презентации и доклады для проведения семинара  "Деньги: вчера, сегодня, завтра.."...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ  ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...