Таблицы по педагогике
учебно-методический материал

Ульяна Александрова
Виды обучения (традиционное, личностно-ориентированное, развивающее, дифференцированное, программированное, проблемное).
 
Сравнить дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи (в виде таблицы), изложить современную дидактическую систему. 
 
Историческое развитие форм обучения.
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_po_pedagogike.docx8.22 КБ

Предварительный просмотр:

  • Заполнить таблицу: Виды обучения (традиционное, личностно-ориентированное, развивающее, дифференцированное, программированное, проблемное)

                 

Вид обучения

Сущность

1)Традиционное.

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.[2] Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.

2)Личностно-ориентированное.

концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

3)Развивающее.

Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.

4)

Дифференцированное.

Это технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых. Программный материал усваивается на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта).

5)Програмированное.

Это система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла.

6)Проблемное.

Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

  • Сравнить дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи (в виде таблицы), изложить современную дидактическую систему. Сделать вывод. (Литература №5,6)

     

 Дидактическая система И.Ф. Гербарта                  

дидактическая система Дж. Дьюи

-Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической. Основную роль в этой системе играет учитель.

-Ученики,которые не хотят учиться при любой системе не будут выполнять задания,пока не появится желание.

об

-Учитель все равно принимает участие в обучении ученика.Проблема учителя в этом случае – помочь в решении проблемы, показать пути выхода из ситуации, но ни в коем случае не настаивать на выполнении задания.

-Однако педоцентрическая концепция переоценивает способность ребенка к активной самостоятельной деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности. А знания носят случайный характер.

щее

-Главный в процессе обучения учитель.

-Материал предоставляется в готовом виде и не дает ученику возможности самостоятельно отыскать знания.

-Считается, что эта система не способствует развитию творческого мышления ученика.

раз

-Главный в процессе обучения ученик.

-Ребенок сам осознает необходимость получения тех или иных знаний.

- Считается (и не без оснований), что данная доктрина способствует развитию творческого мышления.

личие

Поскольку ни педоцентрическая, ни педагого-центрическая системы не могут удовлетворить потребности современной дидактики, разработана современная дидактическая система.

Ее суть заключается в том, чтобы использовать положительные стороны как одной, так и другой доктрины. Современная концепция считает, что и учение, и преподавание – есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Эта система разработана и основана на концепциях, предложенных П. Гальпериным, Л. Занковым, В. Давыдовым, К. Роджерсом. Элементами современной концепции являются такие направления, как проблемное обучение, программирование, развивающее обучение, педагогика сотрудничества.

Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика. Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.

  • Таблица: Историческое развитие форм обучения

Форма обучения

Достоинства

Недостатки

Мангеймская система

При сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

1. Ненадёжность методик отбора детей для обучения в разных типах классов. Ученики разделялись по классам на основе наблюдений учителей, психометрических исследований и экзаменов. Учитывая, что метод наблюдения весьма субъективен, а психометрические методики тогда были несовершенны, существовала высокая вероятность ошибочной оценки способностей ребёнка. 2. Закрепление за учеником статуса, соответствующего тому классу, в который он попал при отборе. Считалось, что дети, в зависимости от их успехов могут переводиться в другой тип класса, однако фактически процедура перевода не была разработана. Это приводило к тому, что ребёнок, попав в тот или иной тип класса, оставался в том же классе до конца обучения.

Виннетика-план

Каждый учащийся проходит курс обу­чения по индивидуальному учебному плану своим собственным темпом.Виннетика-план уделяет большое внимание воспитательной работе, организованной в форме различных коллективных занятий (игр, диспутов, кружков по искусству и т.д.).

Считается, что организация учебной работы в форме Виннетки-план не обеспечивала систематических знаний, умаляла роль учителя.

Батавия- план

Предоставление большого количества времени индивидуальным занятиям учащихся и оказание им индивидуальной помощи.

Учитель обязан был главным образом наблюдать за поведением учащихся, а не учить (в обычном смысле этого слова). Общие занятия с классом, изложение материала и повторение его требовалось довести до минимума.

Дальтон- план

Позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов работы и др.

Мало способствовал систематическому овладению учащимися системы знаний.А дальтон-план мало способствовал систематическому овладению учащимися системы знаний. Они были у них фрагментарны, не охватывали всего объема необходимой и достаточной информации о природе, обществе, технике и культуре. Кроме того, дальтон-план порождал нездоровое соперничество среди учащихся, зачастую приводил к затрате времени на выполнение заданий. Все это обусловило то, что в педагогической действительности он не получил широкого распространения даже в период его интенсивной популяризации Дж. Дьюи, а впоследствии и вовсе был отвергнут.

План Трампа

Однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий.

На практике учащиеся, которым предоставлялась свобода выбора дисциплин и форм занятий, терялись и не могли определиться в своих интересах. Подобный факт негативно сказывался на процессе обучения и качестве полученных знаний. Кроме того, подобная форма обучения требует высокой квалификации преподавателей и их слаженной совместной работы, что не всегда достижимо. Потому план Трампа, как система обучения, в целом не прижился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 раздел - итоговая таблица, таблица для графической части

4 раздел - итоговая таблица,  таблица для графической части...

Практическая работа №1. Инструкция для педагогов. Перенос таблиц из MS WORD в MS EXCEL. Редактирование таблицы.

В работе педагога очень много текстовых документов, среди них иногда встречаются большие таблицы, которые удобнее обрабатывать в табличном редакторе, но возникает проблема, как безболезненно перенести...

Задание на тему: элементарные расчеты в таблицах Word и преобразование текста в таблицу

Вкладка "Макет"Формулы в WordРасчеты в таблицах WordПреобразование текста в таблицу...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...

М.Г.Коджаспирова Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах

Учебник, предназначеный для студентов педагогического колледжа при подготовке к ОП.01 Педагогика...

Методическая разработка конспекта урока по ОП.01 Педагогика. Тема Педагогика как наука

Методическая разработка учебного занятия по теме: "Педагогика как наука" предназначена для обучающихся 2 курса специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореог...