Здоровый образ жизни, профилактика правонарушений
классный час

Никонова Галина Павловна

 Стратегическим направлением в ранней профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде является здоровый образ жизни и  искоренение вредных привычек. Как говорил Л.Н. Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали поддаваться вредным привычкам». Действительно, со времен известного русского писателя ничего не изменилось и в мире на сегодняшний день существуют те же  разрушающие жизни проблемы.

 Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы, учебные заведений и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны. Одна из вредных привычек  является сквернословие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernoslovie.docx36.62 КБ
Файл skvernoslovie1.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»

«Здоровый образ жизни, профилактика правонарушений».

(Классный час)

Подготовила и провела  мастер п/о Никонова Г.П.

Амурзет

апрель,2017 – 2018 уч. г.

Пояснительная записка.

Актуальность выбранной темы.

 Стратегическим направлением в ранней профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде является здоровый образ жизни и  искоренение вредных привычек. Как говорил Л.Н. Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали поддаваться вредным привычкам». Действительно, со времен известного русского писателя ничего не изменилось и в мире на сегодняшний день существуют те же  разрушающие жизни проблемы.

 Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы, учебные заведений и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны. Одна из вредных привычек  является сквернословие.

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.

Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются в школьной и студенческой среде, поскольку неспособность формирующейся личности осуществить правильную нравственную ориентацию включает механизмы психологической защиты регрессивного типа и подталкивает молодого человека к выбору форм противоправного поведения, одним из которых является употребление ненормативной лексики. В связи с этим приоритетным направлением деятельности общества выступает работа по формированию культуры личности как средству профилактики употребления инвективой (оскорбительной) и непристойной (выходящее за рамки принятого) ненормативной лексики в молодежной среде.

В глазах молодежи, сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, зачастую это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.

Цель: Формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни

Задачи:

1. Формирование навыков самоконтроля, потребности и умения сознательного исполнения законов

2. Выяснение отношения обучающихся к проблеме сквернословия, обсуждение и установление причин распространения мата в подростковой среде

3. Создание условия для воспитания у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью

  • Место проведения: кабинет №12
  • Оформление: Стенгазета, раздаточный материал, анкеты по теме классного часа, памятки обучающимся «Рекомендации по профилактике сквернословия»

  • Техническое  оснащение: ноутбук, презентация, звуковое оборудование.
  • Участники мероприятия: группа МС – 411, приглашенные лица

План мероприятия

1. Определение и осознание полезных привычек

2. Осознание вредных привычек

3. Их связь со здоровьем человека

4. Правонарушения, связанные с вредными привычками

5. История появления вируса сквернословия.

6. Распространение вируса

7. Изготовление вакцины против вируса

8. Профилактические мероприятия.

Ход урока

Добрый день ребята!

Я рада встречи с вами.

Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Привычки бывают положительные, которые приводят человека к духовному и физическому здоровью. И вредные привычки, приводящие к болезням души и  тела человека (слайд 3)

Жизненные ценности
Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и назовите их (слайд 4). Есть такая наука – социология. Социологи проводят опросы общественного мнения, чтобы узнать, что думают рядовые люди о разных вещах.

Задание №1 Выберите 5 главных составляющих счастливой, а значит здоровой жизни. Назовите их. В разном возрасте у человека ценности бывают разные.

Пирамида здоровья  (слайд 5)
50% –Образ жизни
20% – Медицина
20% – Экология
10% – Наследственность 

 По данным социологов это: 
Семья 
Работа, учёба
Здоровье
Материальное благополучие
Любовь и дружба 
Теперь в каждой группы расставьте эти понятия в порядке значимости для человека.

То есть, по мнению большинства людей, главное в нашей жизни – это здоровье. 


Задание №2 Поработайте в группах и составьте из разрезанных карточек пословицы о здоровье. Прочитайте их. 
В здоровом теле – здоровый дух
Было бы здоровье – остальное будет
Где здоровье – там и красота
Здоровому всё здорово
Береги здоровье смолоду
Здоровье всего дороже
Здоровому бедняку и богачи завидуют
Первое богатство – это здоровье
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть, жадность и лень.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое

А теперь перейдем к вредным привычкам. Перечислите их. Каждая, на первый взгляд личная проблема, вредная привычка, может стать общей и привести к правонарушению.

Рассмотрим виды правонарушений (слайд 6)

Виды правонарушений

Рассмотрим каждый вид из перечисленных правонарушений


       Административное правонарушение (слайд 7)

Дисциплинарный проступок (слайд 8)

Гражданское правонарушение (слайд 9)

Задание №3

На ваших столах стоят по пять коробок, которые обозначены видами правонарушений: уголовные, административные, дисциплинарные, гражданские, социальные. Так же имеются карточки с наименованием правонарушений. Разложите по коробкам карточки. Перечислите их.

В перечисленных правонарушениях мы нашли сквернословие. Это одна из вредных привычек человека. Сегодня мы с вами поговорим об этой вредной привычке.

Задание 4.

Закройте глаза, я вам задам вопросы, если ответ «да» поднимите руки, и не отпускайте их пока я вам не скажу.

1. Вы вернулись позже обычного, ругали вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?

2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.

 «Вирус сквернословия» (слайд10)

Эпиграфом будет высказывание «словом можно исцелить, словом можно убить»

Конечная цель нашего классного часа придумать вакцину против сквернословия. (слайд 11)

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово сквернословие. Какое определение вы бы дали?

Ответы обучающихся

  • нецензурная брань
  • непечатные выражения
  • «мат»
  • нецензурная лексика (слайд 12)

Все это верно.

История возникновения сквернословия (слайд №13)

Давайте посмотрим определение слов «скверна» и сквернословие в словаре

Ответы: Сквернословие происходит от слова «скверна». Согласно словарю Даля – мерзость, гадость, пакость... Другими словами сквернословие – это речь, состоящая из неприличных выражений, брани, непристойных словам.

Немного истории. (слайды 14 – 18)

Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.

Все чаще из уст молодежи  мы слышим «мат»? (слайд 19)

 Вопрос: для чего использует бранную речь молодежь? (распространение вируса) Выберите из предложенных вариантов на ваш взгляд наиболее распространенные ответы.

Ответы обучающихся:

  • это проявление независимости
  • способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости
  • Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.
  • подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
  • для повышения эмоциональности речи,
  • эмоциональной разрядки,
  • оскорбления, унижения адресата речи,
  • демонстрации агрессии,
  • демонстрации отсутствия страха,
  • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
  • желание подражать кумирам,
  • боязнь прослыть белой вороной

Из ваших высказываний следует:

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться – проявление бескультурья.

Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.

Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием? (слайд 20)

Ответы обучающихся:

  • На заборах, в туалетах, местах общего пользования.
  • В книгах, современных кинофильмах.
  • От ведущих , киножурналистов, артистов,
  • Людей в пьяном виде

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии: (слайд 21)

  1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
  2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
  3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Сквернословие и здоровье

 К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Притча

Ведущий: Ребята, в книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга-медведя в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся и ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце».

Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце ( душевная )

Ответы обучающихся. ……..

Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

Мы неосознанно причинили боль, страдание себе, человеку. (слайд 22)

 В медицине эту болезнь называют «копролалия» - грязная речь

«копрес» - грязь

«лалия» - речь

Опыт №1

Приведу примеры. Существует гипотеза.

Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. (слайд 23) В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.

Вывод: Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Опыт №2

В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вывод: Так как человек на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся дети, рождаются с заболеванием ДЦП, Дауна.

Мат и уголовная ответственность(слайд 25)

Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ребята, мы провели в нашей группе анкетирование. Анализ результата показал, что большинство ребят понимают актуальность поднятой нами темы и за искоренение вредной привычки сквернословие.

Я надеюсь, что наша группа будет стремится стать лучшей ,  отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом.

Составим вакцину ( памятку как искоренить сквернословие)

Обучающиеся зачитывают (слайд 26)

  1. Мы доброжелательно относимся друг к другу.
  2. Не повышаем голос и не кричим.
  3. Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
  4. Не говорим друг другу оскорбительные слова.
  5. Здороваемся со всеми в школе.
  6. Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.
  7. Обращаемся друг к другу по имени.

Вывод: Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера (слайд 27)

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

На ваших столах лежат листы. Запишите на них те слова, от употребления которых вы бы хотели избавиться. Сложив листочки самолетиком, и когда выйдите из класса запустите их в небо, тем самым избавлитесь от этих слов.

Моменты нашей беседы отражены в газете «Вирус сквернословия». Спасибо редколлегии за помощь в её создании..

Рефлексия (слайд 28)

  • Я сегодня задумался о….
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я остался при своем мнении…
  • Я изменил мнение о…
  • Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."

Родительское собрание на тему: "Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения."...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Проект «Роль студенческого центра медицинской профилактики в реализации стратегии охраны здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни»

Проект  «Роль студенческого центра медицинской профилактики  в реализации стратегии охраны здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни»...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних в контексте борьбы за здоровый образ жизни»

В статье рассмортрены способы и формы работы социального педагога с обучающимися для предотвращения совершения правонарушений и формирования ценностей здорового образа жизни....