Метод. рекомендации по составлению презентаций к уроку.
учебно-методический материал

Чирская Виктория Витальевна

Выступление на МО предметников " Методические рекомендации по составлению презентаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа - интернат»

Методические рекомендации

по составлению  презентаций к урокам.

                                                                Составитель:

                                                                                          Чирская В.В.

   

                                          Введение

В основу реализации принципа наглядности через презентацию в коррекционной школе, положены общие правила, однако в частностях их применение отличается некоторым своеобразием. Мы сформулировали основные правила создания и представления презентации для любого урока, который проводится для детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
  • воспитать у них положительные личностные качества: правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить их к социальной адаптации, к жизни в обществе.

Для решения задач подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая оснащенность и правильная реализация принципа наглядности.

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении обучающихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Чтобы знания у воспитанников были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и - выполняет эту функцию.

Мощным инструментом для реализации принципа наглядности как в общеобразовательной школе так и в коррекционной являются современные информационно-коммуникативные технологии, а основным средством — презентации.

Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.

Презентация в школе - это подготовленный с помощью компьютерных программ наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с целью и задачами урока.

Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.

Неграмотно построенная презентация может навредить неустойчивой психике ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому выделим ряд правил построения наглядности через презентацию.

Содержание презентации:

  • Для успешного восприятия ребенком с ОВЗ графической информации, располагайте на слайде не более одного объекта.
  • Если есть необходимость использовать несколько графических объектов, выделяйте при этом центральный.

Избегайте большого количества анимаций, двигающихся, быстро

          меняющихся объектов – это утомляет, а в некоторых случаях           растормаживает психику ребенка.

  • Без крайней необходимости не пользуйтесь в презентациях звуковыми эффектами. Дети с ограниченными возможностями интеллекта привыкают к размеренному, спокойному голосу учителя, поэтому включение громкого звукового эффекта может вызвать испуг, эмоциональный всплеск и отвлечет внимание.
  • При расположении на слайде текстовой информации, используйте «маечный принцип», т.е. желательны только выводы или правила не более 3 — 5 строк.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Используйте ключевую графическую или текстовую наглядность в презентации более длительное время, это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Расположение информации

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

 Шрифт

Необходимо использовать во всех создаваемых презентациях одинаковый, четкий шрифт, к которому обучающийся привыкнет и сможет спокойно, без лишнего напряжения и беспокойства воспринимать текстовую информацию.

Размер шрифта следует выбирать оптимальный, чтобы каждый ребенок из любой точки класса мог прочитать написанное. Как правило, размер шрифта основного текста должен быть не менее 28, для заголовков — 32 — 36.

 В качестве заголовка, можно использовать тему урока.

Фон презентации 

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, что создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. Рекомендуется выделять отдельные куски текста цветом; отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Согласно нормативам в учебных презентациях не допускается применять:

  • - более 4 цветов на одной электронной странице;
  • - красный фон.

Для восприятия основной информации, ребенок не должен отвлекаться на    другие «мешающие» объекты, поэтому фон презентации может быть белым, так же можно использовать неяркие, успокаивающие цвета, такие как голубой или светло-зеленый. 

 Фон должен являться элементом заднего (второго) плана, т.е. выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

  Допускается использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

 Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно,  интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
При создании презентации важно помнить:
· Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
· Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
· С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.
· Не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

      Для здоровьесбережения на уроках с использованием презентации, необходимо проводить зрительную гимнастику, например, по методу В.Ф. Базарного, которая позволяет расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Оформляя презентацию к уроку для обучающихся с ограниченными возможностями интеллекта, необходимо помнить также о том, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с обычными детьми. Детям с ОВЗ требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. 

Раскрывая понятия, необходимо четко графически отображать взаимосвязь, используя линии, стрелки, несложные таблицы и т.д. Выделять информацию можно используя четкие рамки, границы, светлую заливку, избегая штриховки, мигающих объектов, многогранных рамок. Основной стиль для любой презентации к уроку в коррекционной школе—это минимализм. Преимущества использования компьютерных презентаций в преподавании очевидны:

• обогащают учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и     эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.

• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

Основные правила создания презентации

Ниже приведены общие правила, которые необходимо помнить при создании презентации.

Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять (понимать), что вы собираетесь донести до обучающихся, что вы собираетесь им рассказать. Поэтому необходимо просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые вам необходимы. Определить, какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, найти в Интернете или, наконец, нарисовать самим.

Вам необходимо знать, кто будет вашими слушателями. Тогда вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад. Это является важным шагом к успеху.

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации.

Не перегружайте слайды лишними деталями (не увлекайтесь анимацией). Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда. Не забывайте, что звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание учащихся от основной (важной) информации.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Следующие  требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов(т.е. из Интернета). (Наиболее приемлемым и удобным в работе является «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов.
  • Последними слайдами урока-презентации должен быть список литературы.
  • И ПОМНИТЕ: Презентация должна не заменять, а дополнять ваше выступление. Презентация создается к докладу (сообщению), а не наоборот.

Литература

О.П. Гаврилушкина, НДСоколова. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников. М., 2007.

С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. М., 2007

http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Presentation.htm

http://www.razumniki.ru/fizkultminutkLgimnastika_glaza.html

  1. Т.М. Елизаветина «Компьютерные презентации:От риторики до слайд-шоу». М., 2003
  2. В.И. Карлащук «Подготовка элементов презентации». М., 2002
  3. О.А. Буковецкая «Создание презентаций на ПК». М., 2005
  4. Джин Желязны «Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению». М., 2005
  5. Радислав Гандапас «Презентационный конструктор». М., 2006
  6. Джерри Вайссман «Мастерство презентаций». М., 2004
  7. Сергей Ребрик «Презентация:10 уроков». М., 2004
  8. Михаэль Шметткамп «Искусство презентации». М., 2005
  9. Питер Урс Бендер «Секреты успешных презентаций. Практическое руководство». Минск, 2005

Использованные электронные ресурсы:

http://uchim.info/pdf/yak-pp.pdf

http://vashabnp.info/load/20-1-0-683


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...

Методические рекомендации по составлению плана учебно-тренировочного занятия в ДЮСШ

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учеб...

Методические рекомендации по составлению дневника-отчета производственной практики (по профилю специальности)

Производственная практика является составной частью профессионального модуля   основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО  080114 «Экономика и бухгал...

Методические рекомендации по составление конспектов урока

Методические рекомендации в помощь обучающимся....

Методические рекомендации по составлению методических разработок теоретических уроков

Методическая разработка - это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усво...

Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению. ФГОС

Санкт-Петербургское государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Промышленно-технологический колледж»...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...