Предмет педагогики
учебно-методический материал

Лазарева Наталья Борисовна

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_pedagogike.docx51.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

(ГБПОУ «1-й МОК»)

РЕФЕРАТ

Предмет педагогики

Лазаревой Н.Б.

Направление подготовки

44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Рецензент: Савина М.С., преподаватель высшей школы, д.п.н.

Москва, 2019

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………......3
  2. Глава 1. Объект и предмет педагогики …………………………...4
  3. Глава 2 Цели, задачи и функции педагогики……………………..7
  4. Глава 3 Педагогический процесс………………………………....10
  5. Глава 4 Система педагогических наук…………………………...13
  6. Заключение………………………………………..…………..........17
  7. Список используемых источников…………………………..........19


Введение

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Таким образом, обучение и воспитание, являясь главным объектом педагогики, становится самым актуальным предметом исследований в области усовершенствования этого процесса, а формы обучения и воспитания направлены на то, чтобы найти различные подходы к ребенку в зависимости от его способностей и уже сформированных личностных качеств характера.

Глава 1. Объект и предмет педагогики

Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Объектом педагогики будет одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, кᴏᴛᴏрая обеспечивает развитие, совершенствование человека. В случае если, скажем, экономическая наука исследует коммуникации между людьми, складывающиеся в процессе производства ими материальных благ, а культурология изучает процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без чего невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, поскольку именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, который на базе ϶ᴛᴏй науки вводит ребенка в жизнь, таким образом, чᴛᴏбы дальше он шел сам.

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению своего содержания и форм. В случае если первоначально она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере усиления форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Объектами исследований и практического интереса педагогика становится широкий круг реалий жизни государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности, оказывающие влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость гражданина, цивилизованную (и непременно духовную) самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресса страны и человечества. Такой объект, отвечающий реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.

Вывод таков, что по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность — ϶ᴛᴏ специфический социальный процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого происходит формирование, по сути дела, создание нового человека, его второе рождение.

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Под предметом той или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности. 

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм понадобился и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности.

Из совокупности данных размышлений и сформировалась уже в Древнем мире особая отрасль знаний, существовавшая сначала в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем, к Новому времени, превратившаяся в самостоятельную науку.

Сегодня предмет педагогической науки определяют как совокупность размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена ее тесная связь с практикой, поскольку ее задачей будет не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки направлены прежде всего на решение ряда трудных вопросов, ее «вечных проблем».

Предмет педагогики есть везде, где:

  1. осуществляется  образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);

  1. оказывается педагогическое  влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит, а также преднамеренно или стихийно;

  1. существуют и  обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного или стихийного воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа.

Реальным предметом современной педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования, воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.

Глава 2 Цели, задачи и функции педагогики

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:

  1. изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;

  1. разработка методик педагогического познания;

  1. создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;

  1. проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;

  1. развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;

  1. разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;

  1. педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;
  2. разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;

  1. разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;

  1. разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;

  1. разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

  1. предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;

  1. разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;

  1. разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;

  1. участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;

  1. подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики, при этом реализуются ее основные функции: социальная, научно-развивающая, познавательная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, организационно-методическая, практически-преобразовательная, интегрирующая, профессионально-педагогическая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.

Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная. 

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Глава 3 Педагогический процесс

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы.

Источником возникновения педагогических систем является цель образования как интерпретированная в педагогических терминах совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Выражая социальный заказ, цель образования педагогически интерпретируется с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания.

Если обучение ориентировано на усвоение знаний, умений, и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки.

Определение структуры любого процесса базируется на выявлении его основной структурной единицы (элемента). Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. 

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность – важнейшее качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, а третий – взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Педагогический процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам.

В данном случае, закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Наибольшее значение имеют связи между:

- процессами обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;

- процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, то есть между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;

- деятельностью и общением личности и результатами ее развития;

- возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;

- коллективом и личностью в педагогической системе.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.

Глава 4 Система педагогических наук

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Среди этих отраслей есть совсем “молодые”. Ряд отраслей имеют многовековую историческую давность. Такое развитие педагогики, естественно, привело к тому, что ее уже определяют как систему наук об образовании детей и взрослых.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему “возрасту” это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной и т.д.

Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики (теории обучения) дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно-, двух- и многодетных, полных и неполных семей.

Педагогика школы относится к самым развитым отраслям педагогики. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметный ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль наук находится на стадии становления. Ее теоретические основы в настоящее время развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдается активизация научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами, среди которых – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых обучающих конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии самих студентов. Это основная специфическая особенность педагогики высшей школы.

Другой специфической особенностью педагогики высшей школы является ее преемственность со школьной педагогикой. Многие теоретические основы обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материальной и духовной жизни отражают преемственность общего и профессионального образования. Общепризнано, что педагогика школы как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей науки о воспитании.

Производственная педагогика нацелена прежде всего на обучение работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переподготовку к новым профессиям. Активная динамика рынка труда, появление (исчезновение) специальностей и профессий превращает в неизбежность постоянное, непрерывное образование людей, занятых в любой сфере производства. Теоретические и прикладные результаты исследований в данной области напрямую связаны с производственным прогрессом. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств огромную сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Военная педагогика раскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования. Основное приложение педагогические разработки находят в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где молодежь осваивает воинские специальности.

Социальная педагогика включает в себя теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие дополнительного образования, которое дают многопрофильные образовательно- воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга, получать необходимые, в том числе и профессиональные знания. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.

Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившими активную профессиональную деятельность на производстве, дает многообразие вариантов. Многие педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границах медицины и геронтологии. По данным зарубежных социально-психологических и демографических исследований, благодаря внедрению педагогических разработок, относящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название – “педагогика пенитенциарных учреждений”. Существуют детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. По мере появления новых разновидностей преступлений расширяется поле научных поисков в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у разных народов позволяют находить и давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Системы воспитания и образования лиц, лишенных зрения, слуха, и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических и психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма во взаимодействии со средой.

Лечебная педагогика – сравнительно новая отрасль педагогики, которая развивается рука об руку с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов со школьниками, страдающими хроническими заболеваниями. В связи с ростом числа таких школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методических разработок. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, практика сотрудничества медиков и педагогов.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Полученные авторами методик научные результаты имеют значение не только для конкретного учебного предмета, но и расширяют арсенал общей теории обучения – дидактики.

Таков состав педагогических наук, отражающих современное состояние педагогической мысли России. Мы не касаемся зарубежной педагогики, которая имеет, естественно, и сходства, и различия с отечественной наукой об образовании и, тем более, практикой школьного и вузовского дела.

Заключение

Образование и воспитание - часть процесса формирования личности. Анализ изученных источников по проблеме темы позволил сделать выводы:

1) личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям; 2) при этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития;

3) одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека, а также его всестороннего образования.

Это нужно, для того, чтобы происходило:

• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Таким образом, отбор содержания образования и воспитания обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса.

  В данной работе, посвященной изучению предмета и задач педагогики были рассмотрены область знаний педагогики как науки о воспитании, а также связь педагогики с другими науками, что в конечном итоге позволило выявить объект, предмет, а также основные функции и задачи современной педагогики, развивающихся  вместе с социальными потребностями общества.

Итак, педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогический процесс и педагогическая деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета. Сколь на различны по целям содержанию, по задачам и технологиям выделенные курсивом процессы, они верно отражают происхождение и сферу внимания и влияние педагогики. Происхождение – потому что она  - ровесница человечества, которое еще формируясь стало задумываться о воспитании о обучении новых поколений, а для этого – о необходимости передачи им своего опыта и организации собственного опыта потомства.

Область внимания и влияния научной педагогики связана с изучением и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование — сфер обучения и воспитания, а предметом — закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Педагогика как наука выполняет самые различные задачи и функции. Но всех объединяет то, что они направлены в первую очередь на воспитание и образование человека, играя важную роль в развитии современного общества, а также будущих поколений. Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры, как составляющей общей культуры.

        

Список используемых источников:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, Юрайт 2011. 464с.
  2. Смирнов В.И. Общая педагогика. М. 2012.

3. Бордовская Н. В., Реан Н. А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

4. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 479 с.

5. http://www.ucheba.ru/referats/26889.html

6. http://www.edu-zone.net/show/176467.html

7. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-72.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры безопасности молодёжи как современное направление в педагогике

Научное издание. Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Выпуск 5: сборник научных статей; Воронежский государственный университет. -Воронеж, 201...

Вопросы по предмету "Педагогика"

Данные вопросы предлагаются студентам для подгодготовки к экзамену по педагогике....

Предмет « Педагогика».2 курс. Тема: Методы педагогического исследования

Василий Александрович Сухомлинский сказал « Если вы хотите ,чтобыпедагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП(у).03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобр...

Методическая разработка конспекта урока по ОП.01 Педагогика. Тема Педагогика как наука

Методическая разработка учебного занятия по теме: "Педагогика как наука" предназначена для обучающихся 2 курса специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореог...

Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ( часть I)

 Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету  ОУП. 10 История составлена на основе рабочей программы общеобразовательного...