Синдром гипермобильности: повышенная гибкость у гимнасток
статья

Маркина И.В.

Художественная гимнастика — вид спорта, заключающийся в выполнении под музыкальное сопровождение на ковре комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную  художественную композицию. Соревнуются взрослые гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами. Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_gipermobilnosti_povyshennaya_gibkost_u_gimnastok.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром гипермобильности: повышенная гибкость у гимнасток

Маркина И.В.

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №1»

Художественная гимнастика — вид спорта, заключающийся в выполнении под музыкальное сопровождение на ковре комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную  художественную композицию. Соревнуются взрослые гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами. Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

В современной художественной гимнастике важными являются практически все физические качества, но до максимально возможного уровня следует развивать гибкость, ловкость (как совокупность координационных способностей), прыгучесть, общую выносливость. Ведущем качеством в художественной гимнастике  являлась и является гибкость.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Гибкость – зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Возможность выполнять то или иное движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц, определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.

Такое понятие как гипермобильность суставов тоже имеет место быть в худежественной гимнастике. Итак, гипермобильность или синдром ГМС — врожденная избыточная гибкость суставов, которая позволяет ребенку выполнять движения, выходящие за рамки анатомических способностей здорового ребенка.

Синдром гипермобильности суставов  является генетически обусловленным заболеванием. То есть передается по наследству. Врачи, изучающие историю болезни такого пациента, почти всегда могут установить, что в его семье синдромом гипермобильности болеет несколько поколений родственников.

Из-за того, что все ближайшие родственники имеют такую же высокую гибкость, люди, которым по наследству передалась гипермобильность, убеждены, что такая гибкость - норма. И, как правило, не сообщают о ней врачам. Поэтому врачи обычно выявляют гипермобильность случайно - на специализированных ортопедических или артрологических осмотрах.

К сожалению, в художественной гимнастике преимущество при отборе имеют девочки с врожденной гипермобильностью суставов, при этом данная врожденная аномалия развития соединительнотканных структур принимается за верхнюю границу нормы. В связи с этим необходимо учитывать, что врожденные и/или наследственные дефекты соединительной ткани способны привести к нарушениям жизненно важных функций, в осуществлении которых принимает участие соединительная ткань, и проявляются нарушением процессов адаптации.

Требованиями художественной гимнастики как вида спорта наряду с гибкостью являются астенический тип телосложения и удлинение конечностей по отношению к туловищу: долихостеномелия (длинные тонкие конечности) и арахнодактилия (удлиненные и утонченные пальцы), что также является одними из фенотипических признаков соединительнотканной дисплазии (СТД).  Однако необходимо учитывать, что практически у каждого ребенка можно обнаружить те или иные признаки СТД, что соответствует легкой степени дисплазии и является вариантом нормы.

И так какие же плюсы данного диагноза для художественной гимнастики:

- более быстрое достижение необходимого уровня растяжки, следовательно более высокие показатели на соревнованиях, так как гимнастки начинают свои выступления с упражнения без предмета;

- быстрое усвоение и разучивание сложных элементов, для которых необходима гипергибкость;

- психологически таким детям проще заниматься данным видом спорта, потому что часто детям сложно преодолевать болевой порог от постоянных растяжек;

- такие дети имеют более красивую форму элементов, за счет того, что у таких детей чаще астенический тип телосложения и больше амплитуда движений. Что в гимнастике очень цениться. Как ни крути, но до сих пор гимнастика считается субъективным видом спорта. Сколько ФИЖ не пробовала менять правила судейства и добавлять более высокую ценность техническим элементам, но ничего не изменилось.
В основном все плюсы связаны с тем, что основное качество в гимнастике это гибкость, а гибкость это амплитуда, амплитуда это гипермобильность суставов. Детям трудно развивать гибкость, поэтому природная гипергибкость значительно упрощает работу тренерам и позволяет гораздо быстрее проходить этап подготовки тела и развития данного качества, что позволяет раньше детям начинать свой соревновательный путь.

Но обойтись без травм, что очень просто при таком диагнозе, позволит только грамотный квалифицированный подход тренера. Тут мы подходим к главному минусу, это неправильный подход  к таким детям, что будет приводить к множественным травмам. Важно то, что таким детям необходима хорошо развитая мышечная система. Мы обязаны укреплять мышечный корсет юных спортсменок. Часто общие физические нагрузки доставляют немало трудностей в выполнении таким детям. Им тяжело напрягать и контролировать свои мышцы, наша обязанность научить делать это их правильно. Следующий минус связан с одним из плюсов, это амплитуда. Дело в том, что амплитуда движения у таких детей присутствует во всем. Их суставы настолько разболтаны, что часто наносят травмы, например они часто подворачивают стопы при беге и ходьбе, не могут выполнять движения с использованием стойки на руках, так как подвижны суставы плечей, локтя, кистей рук и пальцев. Им трудно даются элементы трудности тела равновесия и прыжки.

Часто наблюдается связь синдрома гипермобильности суставов с соединительнотканной дисплазией сердца. Возрастание нагрузок на сердечно-сосудистую систему, действие специфических нагрузок в момент интенсивного роста и развития организма могут увеличить выраженность кардиологических нарушений. В связи с фенотипическими особенностями спортсменок в художественной гимнастике, особенно на современном этапе развития этого вида спорта, когда отчетливо прослеживается повышение интенсивности и объема физических нагрузок, становится реальностью повышенная опасность сердечно-сосудистых и вегетативных нарушений у гимнасток с проявлениями соединительнотканной дисплазии. Это так же является большим минусом в исследуемом нами вопросе.
На мой взгляд минусов может и не больше, но они гораздо более весомее плюсов, ведь здоровье у нас всех одно. И прежде всего каждый тренер должен думать и руководствоваться правилом «Не навреди». Это не значит что не надо брать таких детей заниматься гимнастикой, просто нужно учитывать физиологические особенности каждого ребенка и искать правильный подход к таким детям. Прежде всего необходимо укреплять из мышечный корсет. Художественная гимнастика давно зовется принцессой спорта, а значит на нас лежит ответственность за здоровое поколение наших принцесс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональная гибкость

Занятие для студентов. Эмоциональная гибкость....

Развитие гибкости на уроках физической культуры

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию...

Развитие гибкости на уроках физической культуры

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию...

Развитие гибкости на уроках физической культуры

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию....

Презентация. Метаболический синдром в терапевтической практике. Студенты гр. С-304 – Пикалова Е.А. и Мокринская В.Е. Руководитель: преподаватель: Рязанцева В.Н. 2012г. По материалам работы: «Метаболический синдром и артериальная гипертония» – док. мед. на

Презентация. Метаболический синдром в терапевтической практике.Студенты гр. С-304 – Пикалова Е.А.  и Мокринская В.Е. Руководитель - преподаватель: Рязанцева В.Н. 2012г. По материалам  ...

Тест для гимнасток 8-12 лет на выявление уровня знаний правил по художественной гимнастике.

Тест для гимнасток 8-12 лет на выявление уровня знаний правил по художественной гимнастике....