ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Есаулкова Ольга Васильевна

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательной деятельности. Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_obucheniyu.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Есаулкова О.В., преподаватель информатики

ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»

«Всякое знание остается мертвым, если в учащемся

не развивается инициатива и самостоятельность».

Н.А. Умнов

В современных условиях, когда развиваются информационно-коммуникационные технологии и ускоряется процесс обмена информацией, возрастает потребность в формировании у студентов образовательных учреждений, в частности студентов медицинских колледжей, мотивации к обучению.

Напомню, что мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. Согласно Стратегии развития информационного общества, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – один из приоритетов в образовании. В этой связи повышается актуальность разработки новых методов мотивации студентов к обучению и усвоению новых знаний.

Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательной деятельности.

Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии.

Наряду с формированием специальных знаний существует еще и одна из основных – это задача развития профессионально значимых личностных качеств студента, воспитания у него потребности в творческой деятельности, формирования способности находить индивидуальный подход к пациенту, сочувствия, эмпатии.

Одним из возможных путей стимулирования учебной деятельности будущих медиков на теоретических и практических занятиях является совершенствование методики проведения занятий, нацеленных на активную и осмысленную работу студентов.

Преподавание может обходиться и без информационных технологий, но они позволяют наиболее эффективно решать педагогические задачи. Однако нельзя ограничиваться только заменой рутинной работы интересными слайдами. С помощью ИКТ можно также изучать:

  • теоретический материал,
  • моделировать различные процессы,
  • составлять планы,
  • проекты и многое другое.

Вид работы зависит от поставленных преподавателем на занятии задач (проверка знаний, закрепление материала, объяснение новых тем и др.)

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют получить доступ к практически неограниченным объемам информации, хранящейся в виртуальном информационном пространстве. Это предоставляет возможность при организации учебного процесса опираться на самые новые достижения науки и педагогические технологии, материалы, размещенные преподавателем на своих личных страницах, либо на сайте образовательного учреждения.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Специфика использования учебного материала в электронном виде предполагает вовлечение участников учебного процесса в совместное "проживание" учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При таком обучении становится естественным наличие как бы двух центров: преподавателя и студента, взаимодействующих на основе партнерства и взаимного уважения.

Материал занятий, на которых используются интерактивные доски и мультимедийный проектор, становится более наглядным, интересным, доступным для студентов. Учебный материал врезается в память, что способствует более легкому его усвоению.

(пример применения интерактивной доски)

Благодаря использованию ИКТ на занятии можно показывать схемы, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу медицинского оборудования и экспериментальных установок, можно обратиться к интерактивным лекциям и обеспечить яркое представление учебного материала, использовать возможности интернета (видеоролики), облачных технологий.

К наиболее эффективным способам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Их использование возможно на любом этапе урока, что позволяет оперативно применять разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению студентами учебного материала.

Подготовка презентации дает возможность студенту проявить индивидуальный творческий подход к изучаемой теме. Для студентов медицинского колледжа крайне актуальным является практическое применение медицинских знаний и умений. Студенты сами могут создавать мультимедийные презентации и использовать их в своих ответах во время аудиторных занятий или участвовать во внеаудиторных мероприятиях, обеспечивая интерактивный процесс обучения.

Обращение к электронным информационным ресурсам позволяет решить следующие задачи:

-  использовать графическую, видео, анимационную и программную поддержку в подготовке элементов, применяемых в электронных образовательных ресурсах;

- увеличить количество и разнообразие источников учебной информации, доступных студентам;

-  уменьшить затраты времени на выполнение рутинных операций;

-  решать поисковые творческие задачи, в процессе чего формируются новые знания;

-  усилить роль самостоятельной работы учащихся, в процессе которой более активно формируются необходимые умения и творческий подход к решению проблем;

- повысить оперативность и объективность контроля результатов учебной работы учащихся;

-  организовать обучение по индивидуальным учебным планам.

Еще одним важным пунктом формирования мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью современных информационно-коммуникационных технологий является исследовательская деятельность.

К исследовательской деятельности можно привлекать учащихся для того, чтобы научить их креативному мышлению, навыкам анализа и систематизации изучаемого материала, работе в команде, что крайне актуально в будущей профессиональной деятельности медицинских работников. Участие в исследовательской работе способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.

Методы исследовательской работы позволяют студентам-медикам овладеть умением построения последовательности: от идеи через задачи, через мозговой штурм до реализации и обоснования законченного проекта. В основе исследовательской деятельности студентов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно анализировать и систематизировать процессы окружающего мира, ориентироваться в информационном пространстве, находить пути решения и в итоге решать проблемы. Все это является ключевым условием для построения фундаментальной картины мира у студентов медицинского колледжа.

Исследовательская деятельность студентов колледжа – это новая современная технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса воздействия субъекта (преподавателя) на обучающихся к их самостоятельной работе на занятиях, а также стимулировать развитие разумной инициативы у будущего медицинского работника.

Повышение скорости передачи информации неизбежно требует внедрения новых современных информационно-коммуникационных технологий в обучении. Для этого необходим комплексный подход и требуются как технологические меры – оснащение новой техникой, интерактивными материалами и программами, так и личная заинтересованность, и активность студентов.

Изменение отношения студентов колледжа к учебе от инертного к активному и самодостаточному является условием для создания микросреды по мотивации к обучению на уровне колледжа, групп обучающихся и отдельных студентов. Все это укладывается в создание мотивации к учению при помощи современных информационно-коммуникативных технологий.

Таким образом применение ИКТ для студентов-медиков:

1.  Источник дополнительной информации по изучаемым предметам;  

2.  Способ повышения интереса к обучению;

3.  Способ самоорганизации учебного труда и самообразования;  

4.  Возможность реализации личностно – ориентированного подхода

5.  Способ расширения индивидуальной активности и социализации человека.  

Миссия преподавателя в данном случае – выступить катализатором этих процессов. Это требует не только повышения материальной оснащенности медицинского колледжа современной компьютерной техникой, но и создания механизмов независимого мониторинга и контроля мотивации студентов к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК

Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....

Доклад на городской конференции преподавателей "Применение профессиональных задач на уроках математики для мотивации студентов-медиков"

Данный доклад был представлен на городской конференции преподавателей "Личностно-ориентированное обучение: опыт, проблемы"...

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...