Интеграция общего и дополнительного образования.
статья

Малкина Ольга Владимировна

Интеграция общего и дополнительного образования способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой, эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция общего и дополнительного образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в построении школой принципиально иной функциональной модели своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей должны представлять единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 

Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

Интеграция общего и дополнительного образования способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой, эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Следует всё же разделять такие понятия как внеурочная деятельность и дополнительное образование. Именно различия мы рассмотрим более подробно.

Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

Дополнительное образование реализует дополнительные образовательные программы.

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

«…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)…»

«Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой» формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования.

«…Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение…»

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяет организация.

«Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06. 2012 г «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования,

осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),

а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.  

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Результатами успешной интеграции являются:

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
  • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

Направленность интеграции разнообразна. Образовательные программы педагогических работников не являются традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а представляют собой педагогические технологии развития личности и становления механизма её самореализации. одарённых, так и проявляющих обычные способности.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов — это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит само реализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"...

Диплом Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования

Диплом Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования...

Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования

Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования...

X Всероссийский педагогический конкурс «Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования»

X Всероссийский педагогический конкурс «Теория и практика педагогики общего, профессионального и дополнительного образования»...

«Интеграция среднего общего и профессионального образования на примере реализации учебной дисциплины «Биология» для специальности «Сестринское дело».

Данный материал являтеся авторским и использовался в докладе выступления в конкурсе для преподавателей «Педагог из СООбщества» с целью обмена лучшими практиками реализации практико-ориенти...