Главные вкладки

    Интеграция общего и дополнительного образования.
    статья

    Малкина Ольга Владимировна

    Интеграция общего и дополнительного образования способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой, эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx16.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеграция общего и дополнительного образования.

    В современных условиях возникла настоятельная необходимость в построении школой принципиально иной функциональной модели своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей должны представлять единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 

    Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

    Интеграция общего и дополнительного образования способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой, эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

    Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.

    Следует всё же разделять такие понятия как внеурочная деятельность и дополнительное образование. Именно различия мы рассмотрим более подробно.

    Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы.

    Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

    Дополнительное образование реализует дополнительные образовательные программы.

    Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

    Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

    «…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)…»

    «Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой» формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования.

    «…Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение…»

    Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяет организация.

    «Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06. 2012 г «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

    Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

    Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования,

    осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),

    а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.  

    Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

    Результатами успешной интеграции являются:

    • повышение качества образования;
    • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
    • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
    • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
    • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

    Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

    Направленность интеграции разнообразна. Образовательные программы педагогических работников не являются традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а представляют собой педагогические технологии развития личности и становления механизма её самореализации. одарённых, так и проявляющих обычные способности.

    Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов — это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит само реализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

    Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ педагога дополнительного образования Печеной Н.А. «Этапы и современные методы в изучении авторского текста» Автор: педагог дополнительного образования

    Создание программы саморазвития «Этапы и современные методы в изучении авторского текста»вызвано необходимостью профессионального роста преподавателя. Направлена на совершенствование знаний и педагоги...

    Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования

    Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

    Интеграция образовательных программ общего и профессионального образования как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

    Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся  пред...

    Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

    Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

    Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

    Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

    Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...