Особенности организации профориентационной работы
план-конспект занятия

  ДОКЛАД

об особенностях организации профориентационной работы в

ГБПОУ СО «ВСЛ»

 

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Проблема формирования интереса у учащихся к профессии, над которой я работаю, является исключительно актуальной, потому что интерес определяет активное отношение учащихся к учебе, к труду, к общественно полезной деятельности. Высокий уровень интереса к профессии улучшает итоги учебной и производственной деятельности.
Актуальность темы обуславливается еще и тем, что, во-первых, есть необходимость создания на уроках условий по формированию у учащихся интереса к предмету, к профессии, чего невозможно достичь без использования на уроках средств, вызывающих у учащихся познавательную разноплановую деятельность; во-вторых, существует субъективный фактор: встречаясь с трудностями в учебе, некоторые молодые люди теряют желание освоить профессию.

Повседневная практика показывает, что если профессия выбрана правильно, по призванию или интерес к профессии был вызван в процессе обучения в ПЛ, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу обществу. Исходя из этого, я поставила перед собой цель - всестороннее развитие личности, гармоничное раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Воспитание любви к изучаемой профессии, привитие профессионально значимых качеств, необходимых будущим рабочим. Задачи, решаемые для её достижения, направлены на формирование профессиональных знаний и умений учащихся, обеспечивая реализацию требований Государственных стандартов по подготовке кадров квалифицированных работников, способных к эффективной работе по избранной специальности:
 

  1. Формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве, его отраслях, предприятиях, профессиях.
  2. Изучение учащихся в целях профориентации.
  3. Оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни.
  4. Выявление склонностей к определённой профессии, закрепление и развитие их.
  5. Формирование у учащихся потребности в профессиональном самоопределении, развитие профессионально важных качеств.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащемуся обнаружить, что в нём заложено, через создание возможности самостоятельной, познавательной, творческой, целесообразной деятельности. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах:
 

  • Период до поступления в профессиональный лицей.
  • Период обучения в профессиональном лицее.
  • Начало трудовой деятельности.

Изучение будущих рабочих я начинаю, по мере возможности,  ещё в период их обучения в общеобразовательной школе. 
Первую беседу при посещении школ провожу с учащимися 9 классов и посвящаю её развитию отрасли, профессии («Призвание и профессия», «Всё о профессии сварщика»). В процессе беседы использую фотографии, кинофильм «Это очень важно» (о сфере обслуживания). Рассказывая о профессии, опираюсь на факты из окружающей действительности, на сведения из газет и журналов. Полученные данные о профессии накапливаю в виде карт профессий. Основным материалом для бесед считаю профессиограммы. Целесообразно проводить диспуты «Кем быть?» или «Каким быть?» На диспуте учащиеся ведут откровенный разговор о своих планах на будущее, высказывают своё отношение к выбору профессии. Вторую беседу организовываю на базе лицея, для этого проводят «День открытых дверей». Приглашают учащихся общеобразовательных школ, знакомят с производственным содержанием профессии. Одно дело, когда учащимся рассказывают о получении профессии в лицее, и совсем другое дело, когда они сами приходят в ПЛ, знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащением кабинетов и лабораторий, а главное – знакомятся с теми, кто здесь учится, овладевает профессией. Поэтому в своей работе я планирую такие мероприятия, поддерживаю тесную связь со школами. 
Практика показывает, что в большинстве случаев при выборе профессии молодыми людьми решающее слово остаётся за их родителями. Предусматривается совместная работа: родительские собрания, посещение дней открытых дверей в ПЛ, концертов художественной самодеятельности, спортивных соревнований.

Цель проводимых мероприятий состоит в том, чтобы рассказать об особенностях, подготавливаемых в лицее, рабочих профессий, об условиях обучения и воспитания учащихся, рассеять бытующее мнение о профессиональном лицее как второсортном учебном заведении.
Выявив интересы школьников, их желание учиться в ПЛ, выясняю отношение к этому родителей. Знакомлюсь с родителями, интересуюсь индивидуальными особенностями своих будущих учащихся, мотивами, побудившими подростков избрать данную профессию, их наклонностями. Большое значение имеют индивидуальные беседы с родителями («Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии»). Такие беседы позволяют мне выявить отношение родителей к лицею, определить меры, необходимые для закрепления и развития у молодого человека интереса к избранной профессии. 

Важной обязанностью является забота о здоровье и физическом развитии учащихся. В связи с этим особое значение имеет взаимодействие с подростковым врачом. 

Большую роль в организации профориентационной работы лицея играет «Ярмарка профессий». Она проходит весной, когда в школах завершается программа года, а в ПЛ формируются новые группы. Учебные заведения проводили на сцене ярмарки – презентации, в которых рассказывали о специальностях и профессиях, которым они учат, сопровождая их яркими выступлениями своих учащихся с концертными номерами. Кроме этого раздавали собственные памятки и буклеты.
Когда набор в училище произведен, встаёт задача продолжения изучения контингента учащихся в целях дифференциации профессиональной ориентации, направленной на закрепление у учащихся интереса к избранной специальности.

Предварительное и первое знакомство, полученное на основе изучения анкетных данных, сведений, получаемых из бесед с учащимися, их родителями и учителями школ, в которой учился подросток можно отнести к первому этапу в системе изучения учащихся. Однако часто полученная информация бывает весьма ограниченной. Поэтому наиболее полные сведения можно получить лишь при повседневном наблюдении за учащимися в ходе их учёбы и участия во внеклассных мероприятиях. 
Важным считаю организацию труда и отдыха для учащихся лицея и учащихся нового набора. В этот период учащиеся вовлекаются в разнообразные виды деятельности. Это создаёт им необходимые условия для самоутверждения и проявления своих способностей в трудовых делах, организаторской деятельности, спортивной работе, художественной самодеятельности и т.п. Появляется возможность выявить уровень подготовки молодых людей к овладению профессии их индивидуальные психологические особенности. Оптимальными формами организации деятельности учащихся считаю работу в группах, заседание круглого стола, дающие возможность создать диалоговое общение (диалог, полемика, дискуссия).

Метод наблюдения позволяет мне увидеть разные стороны подростка. Однако наблюдению доступны лишь внешние проявления процесса, чтобы раскрыть явления, скрытые от глаз педагога использую один из таких методов - метод опроса, который позволяет выявить не только взгляды, мнения, отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Опрос как метод психолого-педагогического исследования использую в разнообразных формах: в виде устного опроса – интервью, беседа; в виде письменного опроса – анкетирования. Для изучения личности учащегося использую педагогический эксперимент, где перед началом эксперимента, на промежуточных его этапах и в конце провожу проверку исследуемых у учащихся качеств, знаний, умений, навыков, интересов. Затем полученные данные на всех этапах сравниваю и делаю вывод об эффективности используемых методов, форм, средств системы профориентации. 
После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии, ценностных ориентаций разрабатываю воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки учащегося к избираемой или избранной им профессии. Значительное место в этой работе занимают встречи с представителями работодателей, которые проводят беседы с учащимися («Выбор профессии и личное счастье», «Мой путь в профессию» и др.). Такая форма общения послужит благодатной почвой для развития интереса к профессии и образованию профессионального интереса.
На встречу приглашаю такого человека, который мог интересно и содержательно рассказать о своей профессии, смог бы привлечь учащихся. Необходимо подготовить и учащихся к этой беседе. В ходе подготовке учащиеся «добывали» сведения о профессии, которые стали предметом обсуждения на встрече. Задавая вопросы, учащиеся стараются узнать всё, что их интересует о профессии и предприятии. Это говорит о том, что дети не были пассивными зрителями, а были активными собеседниками.
Такая форма общения служит благодатной почвой для развития интереса к профессии и образованию профессионального интереса.
Подобные мероприятия не только фиксируются, но и оформляются, то есть материалы встречи послужили для оформления стендов «Моя любимая профессия», «В мире профессий», «Все о профессиях». 
В лицее стало традицией начинать новый учебный год с вечера для учащихся первого курса «Посвящение в профессию». Проведение вечера «Защита профессий», конкурсы «Лучший по профессии», конференций «Сфера услуг и технический прогресс» когда каждый выступающий убедительно доказывает достоинство выбранной им профессии. Учащиеся готовят реферативные сообщения о профессиях. Работа над рефератом помогает учащимся лучше узнать профессию, выявить свои профессиональные интересы. После проведения мероприятий рефераты оформляются в тематические альбомы «Кем быть?», «Предприятия сферы обслуживания».

Эффективная работа по профессиональной ориентации возможна только при условии активного и творческого изучения учащимися теоретических основ профессии. Поэтому для реализации поставленной цели применяю различные методы и приёмы, обеспечивающие результативность обучения, организацию работы с учебной и справочной литературой, рецептурными сборниками, технологическими картами, иллюстрациями, макетами и образцами сырья и продуктов. Наряду с уроком как традиционной и основной формой организации учебно-воспитательного процесса широко использую и такие, как лекция, практические занятия, самостоятельная работа учащихся с учебным материалом, экскурсия, деловая игра и другие. В череде привычных занятий неординарным событием станет для учащихся театрализированый игровой урок: «Особенности быта и национальной кухни США», «Кухня народов мира: приготовление пиццы». А поскольку игровой урок обычно касается не только одного какого-либо предмета, а нескольких, то можно считать его комплексным мероприятием по истории, географии, литературе и, конечно, технологии. Чрезвычайно важным считаю, чтобы мышление учащихся носило рефлексивный характер размышления, самонаблюдения, самопознания. Рассуждения учащихся направляю в объективное и логическое русло. Использую следующие формулировки вопросов: дайте объяснение, почему вы думаете, почему вы считаете, в чём различие.

Профориентация органически связана с производственным обучением, направленным на подготовку будущих рабочих к трудовой деятельности, выработку у них мастерства. Включаясь в ходе производственного обучения систематические и обязательные трудовые процессы, учащиеся приобретают привычку выполнять работу тщательно, преодолевая трудности. Всё это дает возможность определить склонность к профессии. Таким образом, моя задача состоит в том, чтобы выявить склонности и развивать их. 

Важной формой профориентации будущих рабочих является производственная практика, в ходе которой у учащихся окончательно формируются производственные умения и навыки, закрепляются важные нравственные качества, над воспитанием которых работал до этого коллектив лицея. 

Методы диагностики, разработанные и адаптированные с учётом специфики образовательной деятельности в нашем лицее, позволяют сформировать обобщённо-итоговую картину динамики мотивации «Чем вас привлекает выбранная профессия?».
Данные свидетельствуют о доминировании 2,3 мотивов деятельности («стремление быть полезным и нужным людям», «интересный вид труда», «профессия требует сообразительности, смекалки, творчества»)
Оценивая всю методику работы, я могу сказать следующее. Да, она проста, использую все известные приёмы, формы, методы. Учащиеся в основном необходимыми умениями и навыками владеют. Все учащиеся проходят итоговую квалификационную аттестацию с оценкой хорошо и отлично, причём уровень обученности по профессии с каждым годом повышается.
Считаю, что трудности в развитии интереса к профессии, возникают вследствие недостатков в учебно-воспитательном процессе, пропусков занятий, неуспеваемости по предметам, неблагоприятных отношений с преподавателями. Большую роль играют семейные обстоятельства.

 Осложняют профориентационную работу следующие причины:
 

  1. На качестве комплектования профлицея отрицательно сказывается то, что в некоторых образовательных школах до настоящего времени администрация, стремясь сохранить определённый состав учащихся 10 классов, противодействует ориентации девятиклассников на ПЛ;
  2. Молодёжь зачастую беспечно относится к своему выбору.
  3. Профиль лицея совпадает с профилем ближайших училищ города.
  4. Низкий материальный уровень семей учащихся, когда молодые люди, вынужденные начать работать, не заканчивают обучение.

Для наиболее эффективных условий профориентационной работы предлагаю: 

1.Начинать профориентационную работу в школе с седьмого года обучения;
2. К участию целенаправленной ориентации привлекать базовое предприятие;
3.Чаще проводить совместные мероприятия с участием учащихся школ и профессионального лицея с профориентационной направленностью;
4.Проводить районные мероприятия с участием молодёжи на базе лицея;
5.Направить деятельность профессионального лицея на более тесное сотрудничество со службой занятости населения.
6.Создать для лицея и школ района систему профориентационной работы;
7.Наличие профуголков или кабинета профориентации;
8. Заинтересовать в данном виде работы весь педагогический коллектив;
9. Проводить регулярную работу с родителями.
10. Лицей должен вести работу по совершенствованию учебного процесса, стремясь к тому, чтобы он не только отражал достигнутый на данном этапе уровень производства, но и, опережал время, учитывая его развитие в будущем, то есть обеспечивал бы так называемое опережающее обучение. 

Исследования и практика показывает, что успешная деятельность профессионального лицея по профориентации возможна лишь в атмосфере постоянного творческого поиска его коллектива при использовании наиболее эффективных форм и методов работы.
В целом, профориентационная работа с молодёжью на современном этапе важна. И хотя проводимая работа отнимает много времени, но эффективность её очевидна. 

 

 

 

 

Социальный педагог                                                    И.С. Маслова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_proforientatsionnoy_raboty.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

об особенностях организации профориентационной работы в

ГБПОУ СО «ВСЛ»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Проблема формирования интереса у учащихся к профессии, над которой я работаю, является исключительно актуальной, потому что интерес определяет активное отношение учащихся к учебе, к труду, к общественно полезной деятельности. Высокий уровень интереса к профессии улучшает итоги учебной и производственной деятельности.
Актуальность темы обуславливается еще и тем, что, во-первых, есть необходимость создания на уроках условий по формированию у учащихся интереса к предмету, к профессии, чего невозможно достичь без использования на уроках средств, вызывающих у учащихся познавательную разноплановую деятельность; во-вторых, существует субъективный фактор: встречаясь с трудностями в учебе, некоторые молодые люди теряют желание освоить профессию.

Повседневная практика показывает, что если профессия выбрана правильно, по призванию или интерес к профессии был вызван в процессе обучения в ПЛ, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу обществу. Исходя из этого, я поставила перед собой цель - всестороннее развитие личности, гармоничное раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Воспитание любви к изучаемой профессии, привитие профессионально значимых качеств, необходимых будущим рабочим. Задачи, решаемые для её достижения, направлены на формирование профессиональных знаний и умений учащихся, обеспечивая реализацию требований Государственных стандартов по подготовке кадров квалифицированных работников, способных к эффективной работе по избранной специальности:

  1. Формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве, его отраслях, предприятиях, профессиях.
  2. Изучение учащихся в целях профориентации.
  3. Оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни.
  4. Выявление склонностей к определённой профессии, закрепление и развитие их.
  5. Формирование у учащихся потребности в профессиональном самоопределении, развитие профессионально важных качеств.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащемуся обнаружить, что в нём заложено, через создание возможности самостоятельной, познавательной, творческой, целесообразной деятельности. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах:

  • Период до поступления в профессиональный лицей.
  • Период обучения в профессиональном лицее.
  • Начало трудовой деятельности.

Изучение будущих рабочих я начинаю, по мере возможности,  ещё в период их обучения в общеобразовательной школе. 
Первую беседу при посещении школ провожу с учащимися 9 классов и посвящаю её развитию отрасли, профессии («Призвание и профессия», «Всё о профессии сварщика»). В процессе беседы использую фотографии, кинофильм «Это очень важно» (о сфере обслуживания). Рассказывая о профессии, опираюсь на факты из окружающей действительности, на сведения из газет и журналов. Полученные данные о профессии накапливаю в виде карт профессий. Основным материалом для бесед считаю профессиограммы. Целесообразно проводить диспуты «Кем быть?» или «Каким быть?» На диспуте учащиеся ведут откровенный разговор о своих планах на будущее, высказывают своё отношение к выбору профессии. Вторую беседу организовываю на базе лицея, для этого проводят «День открытых дверей». Приглашают учащихся общеобразовательных школ, знакомят с производственным содержанием профессии. Одно дело, когда учащимся рассказывают о получении профессии в лицее, и совсем другое дело, когда они сами приходят в ПЛ, знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащением кабинетов и лабораторий, а главное – знакомятся с теми, кто здесь учится, овладевает профессией. Поэтому в своей работе я планирую такие мероприятия, поддерживаю тесную связь со школами. 
Практика показывает, что в большинстве случаев при выборе профессии молодыми людьми решающее слово остаётся за их родителями. Предусматривается совместная работа: родительские собрания, посещение дней открытых дверей в ПЛ, концертов художественной самодеятельности, спортивных соревнований.

Цель проводимых мероприятий состоит в том, чтобы рассказать об особенностях, подготавливаемых в лицее, рабочих профессий, об условиях обучения и воспитания учащихся, рассеять бытующее мнение о профессиональном лицее как второсортном учебном заведении.
Выявив интересы школьников, их желание учиться в ПЛ, выясняю отношение к этому родителей. Знакомлюсь с родителями, интересуюсь индивидуальными особенностями своих будущих учащихся, мотивами, побудившими подростков избрать данную профессию, их наклонностями. Большое значение имеют индивидуальные беседы с родителями («Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии»). Такие беседы позволяют мне выявить отношение родителей к лицею, определить меры, необходимые для закрепления и развития у молодого человека интереса к избранной профессии. 

Важной обязанностью является забота о здоровье и физическом развитии учащихся. В связи с этим особое значение имеет взаимодействие с подростковым врачом. 

Большую роль в организации профориентационной работы лицея играет «Ярмарка профессий». Она проходит весной, когда в школах завершается программа года, а в ПЛ формируются новые группы. Учебные заведения проводили на сцене ярмарки – презентации, в которых рассказывали о специальностях и профессиях, которым они учат, сопровождая их яркими выступлениями своих учащихся с концертными номерами. Кроме этого раздавали собственные памятки и буклеты.
Когда набор в училище произведен, встаёт задача продолжения изучения контингента учащихся в целях дифференциации профессиональной ориентации, направленной на закрепление у учащихся интереса к избранной специальности.

Предварительное и первое знакомство, полученное на основе изучения анкетных данных, сведений, получаемых из бесед с учащимися, их родителями и учителями школ, в которой учился подросток можно отнести к первому этапу в системе изучения учащихся. Однако часто полученная информация бывает весьма ограниченной. Поэтому наиболее полные сведения можно получить лишь при повседневном наблюдении за учащимися в ходе их учёбы и участия во внеклассных мероприятиях. 
Важным считаю организацию труда и отдыха для учащихся лицея и учащихся нового набора. В этот период учащиеся вовлекаются в разнообразные виды деятельности. Это создаёт им необходимые условия для самоутверждения и проявления своих способностей в трудовых делах, организаторской деятельности, спортивной работе, художественной самодеятельности и т.п. Появляется возможность выявить уровень подготовки молодых людей к овладению профессии их индивидуальные психологические особенности. Оптимальными формами организации деятельности учащихся считаю работу в группах, заседание круглого стола, дающие возможность создать диалоговое общение (диалог, полемика, дискуссия).

Метод наблюдения позволяет мне увидеть разные стороны подростка. Однако наблюдению доступны лишь внешние проявления процесса, чтобы раскрыть явления, скрытые от глаз педагога использую один из таких методов - метод опроса, который позволяет выявить не только взгляды, мнения, отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Опрос как метод психолого-педагогического исследования использую в разнообразных формах: в виде устного опроса – интервью, беседа; в виде письменного опроса – анкетирования. Для изучения личности учащегося использую педагогический эксперимент, где перед началом эксперимента, на промежуточных его этапах и в конце провожу проверку исследуемых у учащихся качеств, знаний, умений, навыков, интересов. Затем полученные данные на всех этапах сравниваю и делаю вывод об эффективности используемых методов, форм, средств системы профориентации. 
После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии, ценностных ориентаций разрабатываю воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки учащегося к избираемой или избранной им профессии. Значительное место в этой работе занимают встречи с представителями работодателей, которые проводят беседы с учащимися («Выбор профессии и личное счастье», «Мой путь в профессию» и др.). Такая форма общения послужит благодатной почвой для развития интереса к профессии и образованию профессионального интереса.
На встречу приглашаю такого человека, который мог интересно и содержательно рассказать о своей профессии, смог бы привлечь учащихся. Необходимо подготовить и учащихся к этой беседе. В ходе подготовке учащиеся «добывали» сведения о профессии, которые стали предметом обсуждения на встрече. Задавая вопросы, учащиеся стараются узнать всё, что их интересует о профессии и предприятии. Это говорит о том, что дети не были пассивными зрителями, а были активными собеседниками.
Такая форма общения служит благодатной почвой для развития интереса к профессии и образованию профессионального интереса.
Подобные мероприятия не только фиксируются, но и оформляются, то есть материалы встречи послужили для оформления стендов «Моя любимая профессия», «В мире профессий», «Все о профессиях». 
В лицее стало традицией начинать новый учебный год с вечера для учащихся первого курса «Посвящение в профессию». Проведение вечера «Защита профессий», конкурсы «Лучший по профессии», конференций «Сфера услуг и технический прогресс» когда каждый выступающий убедительно доказывает достоинство выбранной им профессии. Учащиеся готовят реферативные сообщения о профессиях. Работа над рефератом помогает учащимся лучше узнать профессию, выявить свои профессиональные интересы. После проведения мероприятий рефераты оформляются в тематические альбомы «Кем быть?», «Предприятия сферы обслуживания».

Эффективная работа по профессиональной ориентации возможна только при условии активного и творческого изучения учащимися теоретических основ профессии. Поэтому для реализации поставленной цели применяю различные методы и приёмы, обеспечивающие результативность обучения, организацию работы с учебной и справочной литературой, рецептурными сборниками, технологическими картами, иллюстрациями, макетами и образцами сырья и продуктов. Наряду с уроком как традиционной и основной формой организации учебно-воспитательного процесса широко использую и такие, как лекция, практические занятия, самостоятельная работа учащихся с учебным материалом, экскурсия, деловая игра и другие. В череде привычных занятий неординарным событием станет для учащихся театрализированый игровой урок: «Особенности быта и национальной кухни США», «Кухня народов мира: приготовление пиццы». А поскольку игровой урок обычно касается не только одного какого-либо предмета, а нескольких, то можно считать его комплексным мероприятием по истории, географии, литературе и, конечно, технологии. Чрезвычайно важным считаю, чтобы мышление учащихся носило рефлексивный характер размышления, самонаблюдения, самопознания. Рассуждения учащихся направляю в объективное и логическое русло. Использую следующие формулировки вопросов: дайте объяснение, почему вы думаете, почему вы считаете, в чём различие.

Профориентация органически связана с производственным обучением, направленным на подготовку будущих рабочих к трудовой деятельности, выработку у них мастерства. Включаясь в ходе производственного обучения систематические и обязательные трудовые процессы, учащиеся приобретают привычку выполнять работу тщательно, преодолевая трудности. Всё это дает возможность определить склонность к профессии. Таким образом, моя задача состоит в том, чтобы выявить склонности и развивать их. 

Важной формой профориентации будущих рабочих является производственная практика, в ходе которой у учащихся окончательно формируются производственные умения и навыки, закрепляются важные нравственные качества, над воспитанием которых работал до этого коллектив лицея. 

Методы диагностики, разработанные и адаптированные с учётом специфики образовательной деятельности в нашем лицее, позволяют сформировать обобщённо-итоговую картину динамики мотивации «Чем вас привлекает выбранная профессия?».
Данные свидетельствуют о доминировании 2,3 мотивов деятельности («стремление быть полезным и нужным людям», «интересный вид труда», «профессия требует сообразительности, смекалки, творчества»)
Оценивая всю методику работы, я могу сказать следующее. Да, она проста, использую все известные приёмы, формы, методы. Учащиеся в основном необходимыми умениями и навыками владеют. Все учащиеся проходят итоговую квалификационную аттестацию с оценкой хорошо и отлично, причём уровень обученности по профессии с каждым годом повышается.
Считаю, что трудности в развитии интереса к профессии, возникают вследствие недостатков в учебно-воспитательном процессе, пропусков занятий, неуспеваемости по предметам, неблагоприятных отношений с преподавателями. Большую роль играют семейные обстоятельства.

 Осложняют профориентационную работу следующие причины:

  1. На качестве комплектования профлицея отрицательно сказывается то, что в некоторых образовательных школах до настоящего времени администрация, стремясь сохранить определённый состав учащихся 10 классов, противодействует ориентации девятиклассников на ПЛ;
  2. Молодёжь зачастую беспечно относится к своему выбору.
  3. Профиль лицея совпадает с профилем ближайших училищ города.
  4. Низкий материальный уровень семей учащихся, когда молодые люди, вынужденные начать работать, не заканчивают обучение.

Для наиболее эффективных условий профориентационной работы предлагаю: 

1.Начинать профориентационную работу в школе с седьмого года обучения;
2. К участию целенаправленной ориентации привлекать базовое предприятие;
3.Чаще проводить совместные мероприятия с участием учащихся школ и профессионального лицея с профориентационной направленностью;
4.Проводить районные мероприятия с участием молодёжи на базе лицея;
5.Направить деятельность профессионального лицея на более тесное сотрудничество со службой занятости населения.
6.Создать для лицея и школ района систему профориентационной работы;
7.Наличие профуголков или кабинета профориентации;
8. Заинтересовать в данном виде работы весь педагогический коллектив;
9. Проводить регулярную работу с родителями.
10. Лицей должен вести работу по совершенствованию учебного процесса, стремясь к тому, чтобы он не только отражал достигнутый на данном этапе уровень производства, но и, опережал время, учитывая его развитие в будущем, то есть обеспечивал бы так называемое опережающее обучение. 

Исследования и практика показывает, что успешная деятельность профессионального лицея по профориентации возможна лишь в атмосфере постоянного творческого поиска его коллектива при использовании наиболее эффективных форм и методов работы.
В целом, профориентационная работа с молодёжью на современном этапе важна. И хотя проводимая работа отнимает много времени, но эффективность её очевидна. 

Социальный педагог                                                И.С. Маслова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово

Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

а последние годы сложился и продолжает развиваться рынокобразовательных услуг. В этой сфере стали действовать законы рыночнойэкономики, появилась конкурентная среда, существенно изменилисьтребов...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Особенности организации самостоятельной работы со слабоуспевающими обучающимися

Уровень качества знаний обучающихся  обучения   низкий.   Чаще всего это обусловлено низкой мотивацией к обучению, низким уровнем познавательных способностей, неумением вести ...

Селезнёва Л. В. Формирование имиджа колледжа при организации профориентационной работы [Электронный ресурс] // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 90-97. Режим доступа: https://clck.ru/C9Cgn (Дата обращения 12.11.2017). --

в статье раскрывается процесс формирования имиджа образовательного учреждения, который формируется, прежде всего, на стимулировании положительных эмоций потенциальных аудиторий абитуриентов и их...

Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями Министерство

Методические рекомендации по организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки подростков с ограниченными возможностями предназначены для родителей, педагогов и руководителей учреждени...