Мастер-класс "По просторам окияна"
проект

Капралова Анна Юрьевна

Художественно-литературная мастерская по произведениям А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

 141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс  . 8(496) 540-51-92

Художественно-литературная мастерская

Тема «По просторам окияна»

в рамках проекта «Что за прелесть эти сказки»

Составитель: Капралова А.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

23 октября 2018  года

Художественно-литературная мастерская

Тема «По просторам окияна»

в рамках проекта «Что за прелесть эти сказки»

        Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Полат)

        Тема. «По просторам окияна».

Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности выпуклого панно по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Тема проекта тесно связана с изучением сказок А.С. Пушкина, музыкальных произведений русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, живописи, окружающего мира, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, красками, кистями, циркулем и т.п.).

Цели образовательные и воспитательные:

образовательные:

- развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память;

- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

– познакомить учащихся с принципом создания коллективного панно, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;

– учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

воспитательные

-  воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

- формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив;

– воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, музыке, к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:

– развивать творческие способности, эстетический вкус;

– формировать навыки исследовательской деятельности, начальные навыки создания выпуклого панно и сказочных персонажей на нем, умение самостоятельной работы с различными материалами, приобщать к полезному труду.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: аудиосистема, аудиозаписи «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина и оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»; художественная литература; ватман, клей, краски, цветная бумага, шаблоны; ножницы, губка, циркуль; иллюстрации по сказкам А.С. Пушкина.

Осуществление учебного проекта

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Этап 1. Подготовка

На предыдущих занятиях дети знакомились с различными жанрами художественной литературы, музыки, живописи. Проводились уроки-семинары, ученики посещали школьную библиотеку.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, потому что вам предстоит окунуться в мир сказок. Давайте прочитаем запись на доске.

Дети. «Что за прелесть эти сказки!»

У. Кто автор этих строк?

Д.   А.С. Пушкин.  

У. А.С.Пушкина очень любил сказки, эту любовь привела поэту его няня Арина Родионовна, которая длинными зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их маленькому мальчику.

Сказки, которые создал сам Пушкин много-много позднее, появились в период расцвета его творчества. Их было не так уж и много, но зато какие это сказки!

У. Перечислите названия сказок.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
–  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
– «Сказка о царе Салтане».

- «Сказка о попе и его работнике Балде»

- «Сказка о Золотом петушке»

У. Ребята, а чем отличаются сказки, написанные Пушкиным, от тех сказок, которые ему рассказывала няня?

Д. Сказки Пушкина являются литературными, так как у них есть автор, а он слушал русские народные сказки. Кто их сочинил – неизвестно.

У. Сказки Александра Сергеевича Пушкина хорошо известны и взрослым, и детям. Как вы думаете, благодаря каким жанрам искусства стала возможна такая широкая популярность?

Д. Благодаря литературе, музыке, живописи, киноискусству.

У. В одной из сказок а.С.Пушкин описал сказочный остров Буян. Как называется эта сказка?

Д.Сказка о царе Салтане.

У. На прошлом занятии мы начали наше путешествие к острову Буяну. Вы изобразили, как   мог выглядеть этот остров. Этот остров удивительный, но чтобы до него добраться нам понадобятся большой корабль, спокойные воды окиана, хорошая погода и сказочная помощница.

У. Сегодня на занятии мы создадим коллективное иллюстрацию-панно к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»..
Вы   разделились на четыре  группы, каждая из которых будет выполнять определенную работу.

Представьте вашу команду. Какова цель вашей работы?

Дети рассаживаются за четыре стола

  • Группа 1 – «Корабельщики» – будет создавать корабль, на котором плывет царь Салтан к своему сыну – царевичу Гвидону.
  • Группа 2 – «Маринисты» – должна изобразить море-окиян, по которому плывет наш герой.
  • Группа 3 – «Звездочеты» – покажет прекрасную погоду, которая сопутствует нашим героям.
  • Группа 4 – «Волшебники» – изобразит героиню сказки – царевну Лебедь.

На столах каждой группы лежат необходимые для работы предметы и схемы. И помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное – качество работы.

Начинаем нашу необычную работу. Первыми у панно начнут работу «Маринисты». А далее продолжат ребята из других групп по мере готовности.

Ребята выполняют работу. По очереди от каждой группы выходит представитель и объясняет, почему группа имеет такое название, что и в какой последовательности, из каких материалов ребята выполняют, какие приемы используют.

Этап 2. Планирование

У: Какие задачи вы перед собой поставили?

Определив задачи, учащиеся обсуждают ход работы, этапы ее выполнения.

  • Группа 1 – «Корабельщики»: как мог выглядеть древний корабль? из каких элементов он мог состоять? кому принадлежать – богатому или бедному человеку? какой материал подходит?
  • Группа 2 – «Маринисты»: какие краски потребуются для изображения спокойного моря? Кто такие маринисты?
  • Группа 2 – «Звездочеты»: как показать хорошую погоду? что для этого потребуется?
  • Группа 3 – Как выглядит сказочная красавица?

В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает поставить цель, корректирует работу.

Этап 3. Исследование

У. Что вы узнали по вашей теме, как будете выполнять свою работу?

Варианты проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной детали. Каждая группа собирает и обсуждает информацию по теме, после чего выбирает базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта, подбираются инструменты, краски. Учитель корректирует последовательность технологических операций.

Сообщения представителей групп

Mapинисты. Маринисты – это художники, которые рисуют море. Мы будем изображать море нетрадиционным способом. Для этого воспользуемся губкой. Еще нам потребуются трафарет,    кисть для прорисовки более чётких деталей, краски, баночка с водой и салфетки, чтобы промокнуть излишки краски. Работу мы начали на ватмане, который сейчас лежит на столе, чтобы краска по нему не растеклась.

Сообщение о маринистах.

Корабельщики. Наша группа попытается создать чудесный сказочный корабль, на котором плывет сам царь Салтан, чтобы увидеть своего сына. Корабль состоит из корпуса  мачты, паруса. Их мы выполним из цветной бумаги, парус выполним из красной бумаги – это покажет, что на судне плывет богатый и могущественный человек. А на самой верхушке мачты будет развеваться вымпел. Чтобы показать, что наш корабль не стоит на месте, а плывет по морю-окияну, бумагу для вымпела мы сложим складочками и приклеим к ватману.

Сообщение о гальюнной фигуре

Звездочеты. Наша группа названа так, потому что мы отвечаем за создание одной из звезд под названием Солнце. Мы работаем вместе с маринистами. Солнышко очень похоже на цветок, поэтому наша сказочная звезда будет состоять из небольшого кружка, вырезанного из желтой бумаги, и нескольких лучиков в виде лепестков того же цвета. Каждый лучик мы складываем пополам и одну половинку приклеиваем около кружка (его мы приклеим в самом начале нашей работы).Такой прием позволяет показать солнышко не плоским, а выпуклым.  Солнце мы расположим в верхнем правом углу, потому что по закону построения композиции человек, рассматривая картину, в первую очередь непроизвольно бросает взгляд именно в верхний правый угол. А там он увидит ласковое солнышко: ведь желтый цвет – теплый, он пробуждает в человеке радостное и благодушное настроение. Человек получает своеобразный заряд бодрости.

Волшебники. Наша группа называется так потому, что мы создаем  царевну Лебедь, которая из птицы может превращаться в красавицу, а без волшебства здесь не обойтись! Для этого нам понадобятся белая бумага, постой карандаш и вата. Изучив элементы изображения царевны лебедь сосдадим обьёмную аппликацию из тонких полосок бумаги и ваты, нарисуем  силуэт красавицы простым карандашом, саму же царевну оставим в белом цвете. Белый цвет подчеркивает душевную чистоту и благородство царевны.Так как царевны неотрывно связана с морем, прикрепим её изображение в нижнем левом углу ватмана, у ног царевны прикрепим кусочки выты, показывая её выход на берег.  

Этап 4. Результаты и выводы

После того как работа полностью завершена, на доску вывешивается готовое панно, а также индивидуальные работы корабли.

У. Наше панно готово. Мы видим, что корабль Салтана плывёт к долгожданному берегу, погода прекрасна, а Царевна -Лебедь встречает нас в своём сказочном обличии.

Этап 5. Выбор соответствующей музыки для готовой иллюстрации

У. А теперь , ребята, я предлагаю вам выбрать музыкальный фон, который лучше всего подходит для рассматривания нашего панно.

Эти произведения создал известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков .

Произведение 2 Р-К создал к опере «Сказка о царе салтане».

Учащиеся прослушивают три музыкальных отрывка, из которых выбирают один. Все отрывки из произведений русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, с творчеством которого дети знакомились на уроках музыки.

Этап 6. Оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы:

– Ребята оцените свою работу.

Учитель оценивает работу учащихся.

А мне трудно оценить работу каждой группы в отдельности, вы все справились с поставленной задачей, вы все вместе создали это замечательное панно.

Уважаемые гости, а вам понравилась наша работа и созданное ребятами панно?

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается особенность различных видов искусств: литературы, музыки, живописи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что за прелесть эти сказки!»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Картина Михаила Александровича Вребеля

«Царевна — Лебедь»

        Самое таинственное и притягивающее изображение Царевны-Лебедь создал Михаил Александрович Врубель.

        М.А.Врубель — известный художник. Он создал очень много картин. Но прежде, чем стать известным художником, он окончил Московский университет и Академию художеств. После учёбы он уехал в Киев, работал в церкви — расписывал стены, писал иконы.

        По возвращении в Москву М.А.Врубель познакомился с композитором Н.А.Римским-Корсаковым, который написал замечательные музыкальные произведения на сюжеты сказок и былин. М.А.Врубель тоже увлёкся сказками и былинами. Он создал на их сюжеты картины «Микула Селянинович», «Принцесса Грёза» и загадочную картину  «Царевна — Лебедь».

        Композиция картины построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

        Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море.

        Все как будто заколдовано. Но мы слышим живое биение сердца русской сказки, мы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее прекрасным и загадочным лицом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Само название «маринист» происходит от латинского слова «Marina», что в переводе на русский значит «морской». Самыми выдающимися художниками маринистами считаются: русские, французские и голландские художники. Если говорить о русских художниках-маринистах, то одно имя напрашивается на ум само собой, и известно оно почти каждому русскому человеку независимо от возраста и пристрастий к искусству. Это конечно же русский художник-маринист - Иван Константинович Айвазовский. Айвазовский по праву считается одним из выдающихся художников XIX в. За свою творческую жизнь он написал около 6 тысяч картин. Большую часть жизни прожил в Феодосии, там же открыл свою художественную галерею, которая работает по сей день.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАУКА Учёные смогли узнать очень много интересных фактов о солнце: 1. Солнце — это молодая звезда среднего размера, желтый карлик. 2. Светит солнце благодаря термоядерной реакции, которая происходит в его недрах. При этом выделяется огромное количество энергии, часть этой энергии — световая и тепловая. 3. Солнце находится примерно в 150 миллионах километров от Земли. 4. Температура солнца на поверхности 5000 С, а в центре доходит до 15.000.000 С. Почему люди так почитают солнце? Солнце почиталось как божество с древнейших времён, ему поклонялись греки, римляне, американцы и наши предки славяне. Солнце было почитаемо славянами с одной стороны как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. Даже в старых славянских сказках говорится о Солнце, как о Боге. Обычай изображать солнце от наших предков перешёл и к нам. Ни одна сказка не обходится без изображения солнца.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест "По просторам информатики"

Внеклассное  мероприятие по инфоматике для студентов 1 курса СПО или учеников 10-11 классов. Данное мероприятие позволяет проверить знания обучающихся, а также повысить интерес к предмету....

Приказ "Просторы Подмосковья"

Приказ "Просторы Подмосковья"...