САМОАНАЛИЗ педагога-психолога за межаттестационный период
материал

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx297.75 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагога-психолога К.С. Строковой за межаттестационный период

Основной целью деятельности педагога-психолога является обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, организация образовательной среды как единого воспитательного пространства таким образом, чтобы создать условия для развития общих компетенций обучающихся, активной жизнедеятельности, всестороннего развития, их самоопределения и самореализации, формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, социально-культурном и нравственном развитии, формирование положительного эмоционального фона в педагогическом коллективе.

Работа педагога – психолога ГБПОУ СПЦ №5 осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Организационно-методическая работа
  2. Психодиагностическая работа
  3. Коррекционно-развивающая работа
  4. Консультативно - просветительская работа
  5. Психопрофилактическая работа

В своей деятельности руководствуюсь следующей нормативно-правовой базой:

ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка

436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

427-ФЗ от 28.12.2010  «О внесении изменений в федеральный закон «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты РФ в части уточнении процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».

Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ».

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 

Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»

Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О Дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Приказ Минтруда от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Должностная инструкция педагога-психолога

Семейный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003, Москва).

Моя организационно-методическая работа состоит из:

  • подготовки к работе кабинета педагога – психолога;
  • подготовка необходимой документации и методической литературы;
  • разработка коррекционно-развивающих программ;
  • подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе

Организация работы осуществляется согласно утвержденным ежегодным планам работы:

  • Годовой план работы педагога-психолога
  • План работы по организации и профилактики суицидального поведения обучающихся
  • План мероприятий по адаптации первокурсников
  • План работы по психологическому сопровождению обучающихся в период подготовки к экзаменам
  1. Организация сопровождения обучающихся

Целью организации сопровождения обучающихся ГБПОУ СПЦ №5 является развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, сохранение и укрепления психологического здоровья, помощь в прохождении адаптационного периода, проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, пропаганда здорового образа жизни.

Задачей психологического сопровождения обучающихся является разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении обучающихся

Таблица 1. Направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

№ п/п

Наименование программы, которую реализует педагог

Цели и задачи

1

Программа тренинга для обучающихся «Адаптация первого курса»

Цель программы – создание условий для успешной адаптации первого курса.

Задачи программы:

  1. Подготовка обучающихся к новым условиям обучения;

  2. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеурочной деятельности;

  3. Развитие групповой сплоченности создание благоприятного психологического климата в коллективе;

  4. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;

  5. Разработка и проведение психокоррекционных мероприятий

2

Программа по предупреждению и профилактики суицидального поведения обучающихся

Цель программы – организация профилактической работы по предупреждению суицидального поведения обучающихся, сохранение и укрепление их психического здоровья.

Задачи программы:

  1. Выявление обучающихся с маркерами суицидального риска, (суицидальные мысли, попытки самоубийства).

  2. Оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь обучающимся склонным к суицидальному поведению.

  3. Провести соответствующую просветительскую работу среди педагогов, обучающихся и их родителей.

3

Программа тренинга для обучающихся по развитию коммуникативной и перцептивной компетентности

Цель программы – развитие коммуникативной и перцептивной компетентности.

Задачи программы:

  1. Развитие навыков уверенного поведения;
  2. Обучение эффективным способам общения
  3. Формирование продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии.

4

Программа профилактики экзаменационной тревожности

Цель программы -оказать обучающимся помощь в психологической подготовке к предстоящим экзаменам и отработка с обучающимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи программы:

1. Обучение подростков способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

2. Обучение подростков способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

3. Обучение приемам активного запоминания.

5

Программа социализации «Самостоятельный подросток» (Переработана совместно с соц.педагогом ГБПОУ СПЦ №5 на основании программы

МКОУ «Таловский детский дом ЯМР» авторы: Прокудина Т.Г. Бездольева Масленникова Т.А.).

Цель программы – содействие в социализации обучающихся из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы:

Адаптация обучающихся проживающих в общежитии к самостоятельной жизни

Формирование представлений о жизни в социальном пространстве прав и обязанностей.

Создание условия для успешной социализации выпускника после окончания им образовательного учреждения.

6

Методические рекомендации

для педагогических работников по вопросам раннего выявления признаков суицидального поведения и оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях.

(ГОБУ МО ЦППМС-помощи Саблина С.В.,

Булыгина А.А., Забиран С.А.)

В методических рекомендациях представлен теоретический аспект суицидального поведения, рассмотрены вопросы раннего выявления признаков суицидального поведения у детей и подростков, оказания психолого-педагогической помощи в кризисной ситуации.

Данное пособие адресовано педагогическим работникам образовательных организаций.

Таблица 2. Сведения о сопровождении составлении и реализации индивидуальных программ

№ п/п

Наименование программы, которую реализует педагог

Возраст обучающегося

Основная цель

1

Программа коррекции девиантного поведения подростков

16 - 18

Коррекция эмоционально-волевой сферы подростка склонному к девиантному поведению.

2

Снятие эмоционального напряжения и коррекция тревожности

16 - 18

  • Улучшение самочувствия и гармонизация эмоционального фона подростков за счет снижения уровня тревожности, развития эмоциональной устойчивости.

  1. Организация сопровождения педагогов образовательной организации

Целью организации сопровождения педагогов ГБПОУ СПЦ №5 является содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата, психопросвещение педагогических работников по вопросам воспитания подростков, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности, взаимодействие с подразделениями ГБПОУ СПЦ №5 (Совет профилактики, методические объединения, Педагогические советы и д.р).

Таблица 3 Информация о консультативно-просветительской работе педагога-психолога с педагогическим коллективом

№ п/п

Тематика

Результат

1

Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов

Создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у педагогов.

Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития.

Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.

2

Программа тренинга: «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»

Обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.

Знакомство участников с способами разрешения конфликтов (избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество).

Совершенствование умения конструктивно выражать свои эмоции и распознавать внешние проявления основных эмоций у других людей.

Совершенствование умения конструктивно выражать свои эмоции и распознавать внешние проявления основных эмоций у других людей.

3

Семинар «Адаптация обучающихся 1 курса»

Создание условий, в рамках которых педагоги получают профессионально значимые навыки для решения проблем, возникающих у обучающихся в период адаптации к условиям обучения в СПО. Этапы реализации программы «Адаптация первого курса».

Знакомство с основными типами подростков не готовыми к обучению.

Умение отличать обучающихся не готовых к обучению по особенностям в поведении и обучении.

Формирование представлений о том, как надо вести себя с данными обучающимися и что надо делать, чтобы избежать появления у них учебных трудностей и возможной дезадаптации.

4

Семинарское занятие «Как помочь подготовиться обучающимся к сдаче ВПКР и ВКР»

Информирование педагогов о группах детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов, познакомить с некоторыми возможными способами оказания поддержки этим детям.

5

Психологические особенности подросткового возраста

Повышение психологических знаний об особенностях подросткового поведения, основными принципами конструктивного и бесконфликтного взаимодействия.

6

Круглый стол «Работа с таблицей факторов наличия кризисной ситуации»

Обучение заполнению таблицы факторов наличия кризисной ситуации. Знакомство педагогов с маркерами суицидального поведения.

7

Индивидуальное консультирование педагогов

По запросу.

Таблица 4. Сводная таблица индивидуальных консультаций педагогов.

Учебный год

Количество консультаций

Охват человек

Доля от общего количества участников

2016-2017

12

7

19%

2017-2018

23

12

31%

2018-2019

25

18

47%

  1. Организация сопровождения семьи обучающихся

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития обучающихся. Педагог-психолог Строкова К.С., принимает участие в родительских собраниях и индивидуальных консультаций с родителями, где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к СПО, к новой социальной роли, формирования положительной мотивации обучения, а также совместного предупреждения асоциального поведения обучающихся, систематическое разностороннее педагогическое и психологическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой семейного воспитания. В индивидуальных беседах и на родительских собраниях обращается внимание родителей на формирование доверительных детско-родительских отношений, обсуждение проблем подросткового возраста. В рамках помощи родителям подростков столкнувшимися с трудностями подросткового возраста мною был разработан буклет «Общение с подростком на равных. Возможно ли это?». Помимо родительских собраний эффективным способом педагогической поддержки являются доверительные индивидуальные беседы, консультирование.

К сожалению, многие родители не часто посещают родительские собрания и неохотно идут на консультацию к психологу, считая, что в условиях СПО подросток должен учиться самостоятельно и воспитательная работа родителя уже закончена.

Таблица 5 Информация о проведенной работе с родителями, лицами их заменяющими

Год

Формы работы с родителями

Тематика

Результат

Ежегодно

Родительские собрания в группах 1 курса. Информирование

«Как помочь подростку адаптироваться в новом коллективе?»

Знакомство с понятием «адаптация». Анализ причин возникновения дезадаптации. Сформированное представление о том, как помочь ребенку адаптироваться в школе.

Родительские собрания в группах 3 курса. Информирование

«Помощь родителей при подготовке к экзаменам».

Снижение тревожности, беспокойства, повышение мотивации в преодолении трудностей.

Родительские собрания в группах. Информирование.

Предупреждение суицида среди подростков

Знакомство с понятием «суицидальное поведение». Анализ распространенных причин суицида среди подростков. Умение отличать детей наиболее подверженных суициду. Умение определять суицидальное поведение детей по их поступкам, жалобам и проявлениям. Сформированное представление о том, как предотвратить суицид у ребенка.

Родительские собрания в группах.

Буклет

«Общение с подростком на равных. Возможно ли это?»

Анализ психологической атмосферы в своей семье и эмоциональных отношений между ее членами.

Повышение интереса и внимания к внутреннему миру своего ребенка.

 Принятие типологических особенностей характера своих детей

В течение года

Индивидуальные консультации

По запросу

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее психолога и родителя решение проблемы, с которой родитель обратился на консультацию. Повышение социально-психологической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка. Повышение активности участия родителей в образовательном процессе.

  1. Психодиагностическая работа

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуальная, так и  групповая  психодиагностика. Главная цель психодиагностического исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии подростка, его социальной адаптации в коллективе. 

Содержание диагностической работы с обучающимися

1. Исследование уровня адаптации обучающихся 1 курса

Анкетирование «Мои интересы и увлечения»

Социологический опрос «Выбор профессии»

Анкета: «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.)

Анкета на выявление уровня конфликтности

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса)

2. Диагностика обучающихся находящихся на учете в КДН и ЗП, ПДН, внутреннем учете центра

Экспресс диагностика уровня самооценки

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса)

Методика «Склонность к риску» (Семенюк Л.М.)

Диагностика агрессивности и конфликтности у подростка (опросник Басса-Дарки)

Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М. Цукерман)

Изучение отношения к употреблению ПАВ

Диагностика суицидальной направленности

Диагностика межличностных отношений (Т.Лири)

Диагностика дезадаптированного поведения «Карта наблюдений Д.Стотта»)

3.Диагностика обучающихся с ОВЗ

4. Изучение познавательной, мотивационно-личностной сферы

Изучение мотивационной сферы (М.В.Матюхина)

Диагностика ценностных ориентаций школьников

5.Выявление подростков склонных к суициду

6.Изучение экзаменационной тревожности

Исследование эмоциональной напряженности

Анкетирование «Выявление готовности ученика к сдаче экзаменов»

  1. Результаты работы по психопрофилактике по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания

Одной из главных задач в направлении работы по психопрофилактике по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в ГБПОУ СПЦ №5 является помощь в конструктивной адаптации подростков.

Проблема адаптации в частности весьма актуальна для подростков первого курса. Необходимым условием успешной деятельности подростка является освоение новых для него особенностей учебы в центре. На протяжении первого года обучения происходит вхождении подростка – первокурсника в коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к новой системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима.
  3. Вхождение в новый коллектив.

В процессе адаптации подростков-первокурсников к обучению в центре выявляются следующие трудности:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, электронной библиотекой центра);

4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание села, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия с подростками, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:

- образовательном – адаптация к учебной деятельности;

- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;

-межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.

В течение трех первых месяцев обучения за обучающимися 1 курса велось наблюдение педагогом – психологом и мастерами групп, с целю выявления обучающихся с трудностями прохождения адаптации. В этот период так же был проведен ряд диагностических методик:

  1. Анкетирование «Мои интересы и увлечения»
  2. Социологический опрос «Выбор профессии»
  3. Анкета: «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»
  4. Анкета на выявление уровня конфликтности
  5. Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса)
  6. Итоговое исследование уровня адаптации студентов-первокурсников

В проведенном исследовании приняли участие 127 подростков: 3 группы I курса.

Таблица 6 Данные по результатам адаптации первого курса за межаттестационный период:

№ п/п

Наименование диагностики

Цель диагностики

Кол-во об-ся

Результат

2016-2017 учебный год

1

Анкета «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

Отношение к учебной деятельности

44

Высокая: 23%

Средняя: 32%

Низкая: 48%

2

Диагностика уровня тревожности Спилберга

Выявление психологических особенностей обучающихся

44

По группам:

11гр - Низкий 7%; Умеренный 93%; Высокий 0%

12 - Низкий 6%; Умеренный 82%; Высокий 12%

14 - Низкий 8%; Умеренный 67%; Высокий 25%

3

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

Изучение психологического климата в группе

44

Высокий: 54%

Средний: 39%

Низкий: 7%

4

Анкета «Итоговое исследование уровня адаптации студентов-первокурсников»

Изучение психологического климата в группе

44

Удовлетворенность: 80%

Неудовлетворенность: 2%

Равнодушие:18%

2017-2018 учебный год

1

Анкета «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

Отношение к учебной деятельности

45

Высокая: 51%

Средняя: 33%

Низкая: 16%

2

Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности

(автор О.Л. Гончарова)

45

По группам:

11гр - Высокий 15%; Средний 26%; Низкий 59%

12 - Высокий 12%; Средний 48%; Низкий 39%

13 - Высокий 0%; Средний 38%; Низкий 62%

3

Диагностика уровня тревожности Спилберга

Выявление психологических особенностей обучающихся

45

По группам:

11гр - Низкий 18%; Умеренный 74%; Высокий 8%

12 - Низкий 4%; Умеренный 88%; Высокий 8%

13 - Низкий 24%; Умеренный 76%; Высокий 0%

4

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

Изучение психологического климата в группе

45

Высокий: 60%

Средний: 35%

Низкий: 4%

5

Анкета «Итоговое исследование уровня адаптации студентов-первокурсников»

Изучение психологического климата в группе

45

Удовлетворенность: 91%

Неудовлетворенность: 1%

Равнодушие: 8%

2018-2019 учебный год

1

Анкета «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

Отношение к учебной деятельности

38

Высокая: 56%

Средняя: 35%

Низкая: 9%

2

Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности

(автор О.Л. Гончарова)

38

По группам:

11гр - Высокий 0%; Средний 16%; Низкий 83%

12 - Высокий 30%; Средний 15%; Низкий 54%

13 - Высокий 0%; Средний 41%; Низкий 58%

3

Диагностика уровня тревожности Спилберга

Выявление психологических особенностей обучающихся

38

По группам:

11гр - Низкий 16%; Умеренный 84%; Высокий 0%

12 - Низкий 8%; Умеренный 92%; Высокий 0%

13 - Низкий 16%; Умеренный 75%; Высокий 8%

4

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

Изучение психологического климата в группе

38

Высокий: 71%

Средний: 26%

Низкий: 3%

5

Анкета «Итоговое исследование уровня адаптации студентов-первокурсников»

Изучение психологического климата в группе

38

Удовлетворенность: 88%

Неудовлетворенность: 3

Равнодушие:9

При переходе от общего к профессиональному образованию у обучающихся часто возникают разного рода тревожности, опасения, страхи, неуверенность в себе, с целью выявления таких обучающихся проведена диагностика уровня тревожности Спилберга.

Ниже представлена диаграмма результатов обследования обучающихся 1 курса (диагностика уровня тревожности Спилберга)

Анализ общих результатов уровня тревожности показал, что большинство обучающихся стабильно имеют положительные установки к центру, однако у ребят проживающих в общежитии процесс адаптации немного затянут, с данными обучающимися ведется индивидуальная работа.

С целью содействия развития групповой сплоченности, создания благоприятного психологического климата и эффективному взаимодействию в группах первого курса, разработана программа адаптации первокурсников, а также утвержден план мероприятий по адаптации первокурсников. Цель программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса. Реализация программы включает организацию Т-групп, индивидуальных коррекционных бесед, консультирование мастеров групп, преподавателей.


Процентное соотношение психологического климата в группах нового набора

2016-2019 учебный год

Анализ данных изучения психологического климата в коллективах групп первого курса («Определение состояния психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.) позволил сделать следующие выводы: психологический климат, который на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе отношения, характер делового сотрудничества, в целом на 1 курсе благоприятный. В группах первого курса преобладает приятное настроение, стремление к взаимодействию, интерес к коллективной деятельности.

Итоги диагностического обследования по адаптации обучающихся 1 курса по группам

Итоги диагностического обследования уровня адаптации

Таким образом, анализ полученных результатов за отчетный период свидетельствует о наличии стабильных положительных результатов адаптации студентов, положительной динамике в их развитии.

Анализ результатов диагностики обучающихся 1 курса показывает, что адаптационный период для большинства проходит успешно. Можно отметить, что уровень адаптации первокурсников достаточно высок, основное количество подростков имеют друзей в ОУ, хороший контакт с одногруппниками, мастерами и преподавателями.

В ноябре и мае каждого учебного года ведется работа по психопрофилактике экзаменационной тревожности, включающая:

  • реализация программы практических занятий: «Способы снятия эмоционального напряжения»;
  • классные часы: «Стресс», «Как вести себя во время экзамена»;
  • анкетирование «Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов», методика изучения эмоциональной напряженности.

Помимо групповых занятий по результатам исследования проводятся индивидуальные консультации обучающихся, а также индивидуальные консультации педагогов и мастеров групп «Помощь обучающимся в экзаменационный период». Педагог психолог принимает участие в родительских собраниях с темой: «Помощь родителей при подготовке к экзаменам». 

Целью программы практических занятий: «Способы снятия эмоционального напряжения» является отработка с обучающимися стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. После проведенных мероприятий проводится повторная диагностика, с целью отслеживания динамики изменений после проведенных мероприятий.

В образовательном учреждении педагогом – психологом систематически ведется работа по профилактике и предупреждению суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.

В течении межаттестационного периода в рамках методических объединений проведены следующие мероприятия:

  •  Семинар по вопросам раннего выявления признаков суицидального поведения и оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях
  •  Обучение педагогов воспитательного процесса методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся».
  •  Выступление на МО «Успешная адаптация подростков-первокурсников»
  •  Презентация «Психологические особенности подросткового поведения»
  •  Круглый стол: «Мастер группы, его роль в становлении группового коллектива. Работа педагогов по профилактике девиантного поведения подростков»
  •  Тренинг для работников общежития: «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».

Одно из направлений работы с родителями по профилактике суицида подростков является систематическое разностороннее педагогическое и психологическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой семейного воспитания. Осуществляется информирование родителей о признаках, причинах и маркерах суицидального поведения подростков, в индивидуальных беседах и на родительских собраниях обращается внимание родителей на формирование доверительных детско-родительских отношений, обсуждение проблем подросткового возраста. В рамках помощи родителям подростков столкнувшимися с трудностями подросткового возраста нами был разработан буклет «Общение с подростком на равных. Возможно ли это?». Помимо родительских собраний эффективным способом педагогической поддержки являются доверительные индивидуальные беседы, консультирование.

В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска в образовательном учреждении используются следующие методики:

- «Таблица факторов наличия кризисной ситуации», на основе анализа полученной информации составляются первичные списки обучающихся группы риска. За указанный период, данным методом выявлен 1 обучающийся, после проведённой углубленной диагностики суицидальная направленность не подтвердилась.

Проведение диагностического обследования включает следующие методики:

  1. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) цель: выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
  2. Диагностика суицидального поведения подростков модификация опросника Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (для подросткового возраста) Цель: Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка.
  3. Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фюргессона. Цель: выявление уровня ощущения одиночества личности

Тематика классных часов и групповых собраний:

  • «Тренинг активизации внутренних ресурсов»;
  • Тренинговое занятие: «На шаг впереди»;
  • Тренинг «Развитие мотивации для построения карьеры»;
  • Тренинговое занятие: «Учимся снимать эмоциональное напряжение»
  •  «СПИД – правда и мифы»
  • «Не говори да»
  • Жизненные цели 
  • Классные часы в рамках месячника по профилактике негативных тенденций.

Выступления на методическом объединении педагогов воспитательного процесса:

  • Доклад «Успешная адаптация подростков первокурсников»
  • Рассмотрение и утверждение программ профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Основным условием профилактики суицидального направления несовершеннолетних считаю успешное прохождение адаптационного периода в образовательном учреждении.

На сегодняшний день общество нуждается в квалифицированных выпускниках, способных в дальнейшей жизнедеятельности эффективно решать встающие перед ними профессиональные задачи. Всё это во многом зависит от уровня развития общих и профессиональных компетенций выпускников, которые проявляются в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, опыте и направленной на способность к саморазвитию самореализации.

В тоже время, как показывает практика, выпускники учреждений среднего профессионального образования сталкиваются с серьезными проблемами, которые препятствуют их успешной самореализации на рынке труда. У многих выпускников снижается самооценка, появляется неуверенность в полученной профессии, страх перед будущим и тревожность, связанная с дальнейшим трудоустройством.

По запросу администрации ГБПОУ СПЦ №5 в 2018 – 2019 учебном году педагогом-психологом Строковой К.С. разработана программа тренинговых занятий: «Методы и приемы снятия эмоционального напряжения на рабочем месте»; «Профессиональная этика. Конфликты и способы их преодоления».

Перед реализацией программы выпускникам было предложено ответить на вопросы анкеты «Трудоустройство выпускников ГБПОУ СПЦ № 5» (авторская разработка).

Цель анкетирования - составление портрета выпускника ГБПОУ СПЦ № 5 (мотивы поступления, ожидания от обучения и от будущей работы, представления выпускников о хорошем специалисте глазами работодателя).

В исследовании приняли участие группы: № 31 по профессии «Автомеханик» и № 33 по профессии «ОПУТ», всего 31 выпускник.

Диаграмма №1. Причины поступления в ГБПОУ СПЦ №5

Диаграмма №2. Насколько Вы довольны выбором своей профессии?

Диаграмма №3. Наиболее значимые для Вас характеристики желаемой работы

Диаграмма №6. Как Вы считаете, что из ниже перечисленного является наиболее значимым для работодателя при приеме на работу выпускников?

Полученные нами данные позволяют сделать выводы, что выпускники, принявшие участие в опросе при поступлении в ГБПОУ СПЦ №5 сделали свой выбор осознанно. Многие, среди основных причин поступления в центр, назвали желание получить интересную и перспективную профессию. В целом, удовлетворенность выбором своей профессии составило 8 баллов из 10 возможных по шкале от 1 до 10 по центру. Среди основных характеристик будущей работы многие респонденты на первое место ставят карьерный рост. Не менее важным являются и такие критерии, как стабильность, надежность и хорошая оплата труда. В основном выпускники хотят получать заработную плату в диапазоне от 45-50 тыс. рублей. Многие выпускники считают, что для работодателей при приеме на работу, значимыми являются такие показатели, как профессиональные знания и навыки, наличие опыта работы.

Психокоррекционная и развивающая работа в ГБПОУ СПЦ №5 направлена на снижение тревожности, эмоционального напряжения, коррекцию поведения, развитию познавательной сферы и эмоционально-волевого контроля детей с ОВЗ.

Таблица 7 Информация о коррекционной и развивающей работе

п/п

Мероприятия, программы

Предполагаемый результат

1

Работа с обучающимися состоящими на внутреннем учете центра:

Наблюдение и оказание посильной помощи;

Систематическая работа с обучающими, состоящими на учете в ОДН и УИИ;

Психологическая помощь обучающимся, состоящим на учете в КДН и ЗП;

Проведение профилактической работы через беседы с представителями ПДН;

Участие в работе Совета профилактики.

Повышение учебной мотивации, изменения поведения в лучшую сторону, развитие личности.

2

Программа тренинга для обучающихся с ОВЗ по развитию коммуникативной и перцептивной компетентности

Цель программы – развитие коммуникативной и перцептивной компетентности.

Задачи программы:

  1. Развитие навыков уверенного поведения;
  2. Обучение эффективным способам общения
  3. Формирование продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии.

3

Организация и проведение деловых игр, тренинговых занятий по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции

Программа «Все в твоих руках» Б.Ю. Шапира, Е.Б.Царапкина

Формирование ЗОЖ

4

Профилактика экзаменационной тревожности

Снятие страхов перед экзаменами, повышения уверенности в себе

5

Профилактика и коррекция девиантного поведения

Коррекция эмоционально-волевой сферы

6

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО)

Коррекция познавательной, эмоционально - волевой сферы

Таблица 8 Перечень изученной и проанализированной литературы

п/п

Автор и год

Название

Краткая аннотация

1

Ю.А.Голубева и др.

2014г.

Учебно-методическая литература: Тренинги с подростками: конспекты занятий

Пособие содержит программы подростковых тренингов, где учащиеся развивают свои внутренние ресурсы, учатся владеть механизмами межличностного общения, приобретают способность преодолевать трудности и адаптироваться к новым жизненным ситуациям.

2

Н.Н.Ежова

2011г.

Справочник практического психолога

Книга включает теоритические основы психодиагностики, консультированияи и психокоррекции.

3

М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова 2016г.

Учебно-методическая литература: Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях

Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги – направленные на преодоление кризисных ситуаций в подростковом возрасте.

4

И.А.Устюгова, И.Г.Сухогузова и др. 2016г.

Учебно-методическая литература: Работа с подростками девиантного поведения

Пособие содержит программы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся

5

Е.Д.Шваб 2016г.

Учебно-методическая литература:

Психологическая профилактика и коррекционно – развивающие занятия

Пособие содержит материал с описанием форм и методав деятельности с учащимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникационных

умений.

6

О.И.Бабич

2012г.

Учебно-методическая литература:

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Диагностика, тренинги, упражнения

7

Н.А. Литвинов 2016г.

Методическое пособие:

Психологическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении

В пособии представлены теоритические и практические материалы. Даны рекомендации по диагностике, профилактике и коррекции социальной дезадаптации.

8

Б.Ю Шапиро, Е.Б.Царапкина 2005г.

Пособие:

«Все в твоих руках»

В пособии представлены материалы по профилактике ВИЧ/СПИДа, общие сведения, варианты практических занятий

9

О.В. Завразина 2016г.

Учебник:

Психология экстремальных ситуаций

В учебнике рассматриваются вопросы, возникающие при работе с пострадавшими в экстремальных ситуациях.

10

О.Н. Истратова 2010г.

Книга:

Большая книга подросткового психолога

В книге представлен материал по диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работе.

11

Е.И.Рогов

2014г.

Настольная книга практического психолога:

Система работы с детьми разного возраста

В пособии представлена система диагностических и коррекционных методик, которые стали классическими в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками.

12

А.В.Батаршев 2009г.

Учебное пособие

Учебно-профессиональная мотивация молодёжи

Учебное пособие содержит обширный практический материал: психологические тесты, опросники, методики определения и диагностики

13

Под редакцией И. В. Дубровиной 2004г.

Учебное пособие:

Практическая психология образования

В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста

14

Л.А. Ясюкова 2003г.

Психологический практикум:

Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников

Выделяется ряд объективных причин, порождающих типичные отклонения в развитии современных детей, приводящие в дальнейшем к школьной дезадаптации и неуспеваемости. В книге предлагается социальная технология, которая позволяет благодаря профилактическим мероприятиям предупреждать отклонения в развитии и не допускать проблем в период обучения ребенка в школе.

Таблица 9 Курсы повышения квалификации

Год

Название программы

Место проведения

2019г.

«Эмоциональные нарушения подросткового возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

Удостоверение АНО Академия дополнительного профессионального образования №

2019г.

«Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях СПО»

Удостоверение КГБ ПОУ ККТиС № 270700011687

2018г.

Методики социально-эмоционального развития и навыков будущего у детей и подростков»

Удостоверение ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» № 652405271825

2007г.

Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?

Удостоверение Институт практической психологии «Иматон» №300/488/2017

Таблица 10 Трансляция опыта работы

п/п

Год и место проведения

Тематика

Результат

1

2019г.

«Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы»

Сертификат ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

2

2019г.

«Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока»

Сертификат Фонд Президентских Грантов

3

2018г.

Коррекция детско-родительских отношений как профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Сертификат ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

4

2017г.

«Выявление и психологическая помощь детям, пережившим жестокое обращение»

Сертификат ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

5

2017г.

«Профилактика суицидального поведения у детей и подростков»

Сертификат ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

6

2016г.

«Здоровый образ жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения»

Сертификат ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный планповышения профессионального уровняна межаттестационный период 1.     Личные данные. Ахмадуллин Айрат Сагидуллович, преподаватель Географии и биологии ГАПОУ ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Важнейшим условием ре...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Индивидуальная тема самообразования«Развитие практических умений и навыков на уроках производственного обучения»....

индивидуальный план по повышению квалификации на межаттестационный период

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессиональногоуровняпреподавателя специальных дисциплин Хабибуллина Алмаза Халимовича...