Вербальное выражение похвалы и критики в речи учителя английского языка
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепт «общение» и его вербальное выражение в речи учителя (на примере английской языковой картины мира)

Аннотация

Статья посвящена изучению лексических единиц, которые используются в речи учителя в различных ситуациях общения с учащимися. Умение учителя построить грамотное, корректное высказывание влияет на эффективность работы с учениками.

Ключевые слова: концепт, концептуальный анализ, общение, речь учителя, лексические единицы, языковая картина мира.

The concept of communication and its verbal expression in the teacher’s speech (through the example of English language picture of the world)

Abstract

The article is devoted to the studying of lexical units which are used in the teacher’s speech in various situations of communication with students. Communication plays an important role in the educational process. The teacher’s ability to build a literate, correct sentence influences the effectiveness of work with students. Conceptual analysis of this linguistic phenomenon helps the author to come to certain conclusions.

Keywords: concept, conceptual analysis, communication, teacher’s speech, lexical units, language picture of the world.

Любой человек по своей природе является социальным существом, т.е. не может существовать без связи с другими людьми. Огромное значение в этой реалии имеет общение. Общение представляет собой значимую сторону человеческой жизни, является важным условием в процессе формирования общества, в целом, и личности, в частности.

Формирование картины мира непосредственно связано с процессом общения между носителями языка. Использование определенных лексических, синтаксических, семантических правил позволяет судить об особенностях языковой картины. В процессе общения могут быть выделены конкретные свойства личности, присущие целому народу, нации, стране. В таком случае мы начинаем говорить о менталитете.

Целью данной статьи является рассмотрение стратегии общения в работе учителя, как основного инструмента воздействия на учащихся.

Исходя из этого, можно говорить о следующих задачах:

1. изучение вербального образа учителя в английских школах;

2. подробный анализ речи учителя в классно-бытовом общении;

3. описание лексико-стилистических норм.

В рамках данной статьи мы формируем образ учителя посредством анализа слов, выражений, применяемых в речевой деятельности. Использование тех или иных языковых структур, лексических единиц говорит о личности учителя в национальной картине мира. (Стиль!!!)

Процесс общения происходит в письменной и устной форме, в виде диалогов и монологов, может быть вербальным и невербальным. Говоря о вербальном общении, мы имеем в виду речь, сформированную из слов и выражений, каждое из которых имеет свою смысловую нагрузку.

У общения, с точки зрения гуманитарных наук, можно выделить несколько основных функций:

1. информационная, т.е. общение – это способ передать определенную информацию, навыки, умения, опыт;

2. когнитивная, т.е. общение – это способ изучить человека, его мировоззрение, намерения и цели;

3. эмотивная, т.е. общение – это способ поддержать межличностные отношения.

На протяжении личной работы во время практики, было записано и проанализировано огромное количество фраз, слов, диалогов и монологов в работе учителя с учениками. Исходя из этого, нужно отметить, что все приведенные примеры в статье взяты из собственных наблюдений.

В речи любого учителя в процессе общения с учащимися встречаются слова и выражения, помогающие выразить 1. похвалу, одобрение, подбадривание и 2. порицание, неудовлетворение работой ученика. Как уже говорилось ранее, в английской языковой картине мира учителя представляют, как сдержанного, спокойного человека, с радостью идущего на контакт с учениками. Именно по этой причине слов, относящихся к первой группе, значительно больше.

Like. Одной из наиболее распространенных лексем в речи учителя является like: “My dear, I liked your test. I’m proud of you”; “I like your moving forward!”; “I really like your today’s reading”. 

Подобных фраз в речи учителя можно встретить огромное множество. Учитель должен уметь восхищаться учеником, хвалить и, тем самым, выражать свою, в первую очередь, уверенность в успехе учащегося. Короткое, простое слово, произнося которое, учитель помогает ученику стать увереннее в себе и своих силах.

Help. Другую лексему, встречающуюся в речи учителя, можно назвать слово help. Умение поддержать, помочь ученику с трудной задачей, сложным параграфом, непонятным материалом учебника – основное в профессии педагога. Ученику важно слышать такие фразы, как “Let me help you”; “If you want I can help you” и многие другие.

Well-done. Учитель, желая похвалить ученика за хорошо выполненную работу, употребляет выражение “well-done”. Данная фраза, как показало наблюдение, используется учителем на каждом уроке. Это объясняется такими факторами, как:

- простота;

- общеупотребительность;

- эмоциональная экспрессия.

Good job. Выражение “good job” чаще всего встречается в письменном общении учителя с учеником посредством оценки домашнего задания. Учитель не всегда ставит конкретные отметки за выполненную письменную работу, часто ограничиваясь вышеуказанным выражением. Нередко оно является дополнением к отметке и выполняет именно оценочную функцию.

Следующее выражение также используется преимущественно в письменной речи учителя – You’ve made a lot of progress. Методом анализа источников можно сделать вывод, что данное предложение часто встречается в аннотациях к работе, анализе работы ученика за семестр и т.д.

Keep it up! Ученик пробежал дистанцию, выполнил итоговый тест или получил «отлично» за эссе - данное выражение подойдет именно этому случаю. Русский вариант выражения «Так держать!»

You are improving выступает в роли отличной мотивирующей фразы. Произнося данное выражение, учитель показывает рост ученика в знаниях по предмету, улучшение учебных показателей, что очень важно в образовательном процессе.

Кроме вышеупомянутых слов и выражений, в общении учителя с учениками могут встречаться такие, как That’s perfect; You’ve got it!; Better than ever и многие другие. Благодаря подобным фразам на уроке создается доброжелательная атмосфера, учитель может эффективно вести занятие, ученики проявляют интерес, формируется мотивация в овладении предметом.

Вторая группа слов и выражений передает противоположное значение. Зачастую учителю необходимо поругать ученика, раскритиковать его плохую работу и т.д. Этот процесс протекает по двум направлениям: использование мягких выражений для порицания ученика, и более жестких, конкретных. К первым можно отнести следующие: I’m not very satisfied with your reading; It could be better; Not so good as I wanted и другие, им аналогичные. Используя такие фразы в процессе общения, учитель показывает, что:

  1. плохая работа ученика абсолютно для него не характерна;
  2. любая острая критика может повлиять на психологическое

состояние учащегося;

  1.  любой ученик в любом возрасте представляет собой личность,

которую нужно воспитывать, а не унижать.

        Лексика, демонстрирующая особенности второго направления, представляет собой, как правило, отдельные слова, произносимые быстро, четко, конкретно: Bad! Bad job; Shame on you; It’s no good at all и т.д. Данные слова и выражения присутствуют в речи учителя, говоря о:

  1. ужасном поведении ученика или очень плохо выполненном задании;
  2. некорректном поведении учителя;
  3. заслуженной отметке и оценке.

Говоря об общении учителя с учениками, следует также рассмотреть

отдельные лексемы, встречающиеся в речи педагога в отношении учащихся. На основании их анализа можно более полно сформировать вербальный образ учителя.

          Believe. Проанализировав письменные и устные источники, было отмечено, что данная лексема очень часто встречается в речи учителя. Одной этой лексемой можно точно охарактеризовать учителя в английской языковой картине мира. (Стиль!!!)  Вера в ученика – главный принцип работы английского учителя. Атмосфера на уроке дружелюбная, дружеская, легкая.

Обращаясь к толковому словарю, мы находим следующее семантическое значение  этого слова: “to think that something is true or possible”.[6, C.124] Учитель не просто во что-то верит, а полагает, считает, что все возможно, необходимо лишь приложить усилия. Подтверждение данных слов можно увидеть из следующего примера: “Don’t give up! Try again! I believe in you, your knowledge and skills. You’ll do this test perfect next time. Just believe in yourself!” Из приведенного примера видно, что учитель не равнодушен к неудачам ученика, пытается подбодрить, показать свою заинтересованность в успехе и настроить учащегося на успех.

Praise. Данное слово реже встречается в общении учителя с учащимися, однако его употребление имеет огромное значение. Хвалить ученика нужно и за малые успехи, и за большие победы. На одном из уроков в маленькой школе в Англии учитель произнесла следующий монолог: “Today I’ve got a good opportunity to praise one of the pupils in your class. After some weeks of hard work and learning she’s made a lot of progress. Well done! Praise yourself too!” Учитель похвалила одну отстающую ученицу за отличный результат в работе. Чтобы поднять самооценку ученицы, она сделала это перед всеми учащимися класса. Данный поступок говорит о том, что учитель должен заботься не только об успеваемости учащихся, но и их психологическом состоянии.

Cheer. Следующая лексема по своему семантическому значению относится к более неофициальной лексике. Употребление ее в речи учителя считается признаком того, что общение учителя и ученика носят дружеский, доверительный характер. Суть использования данного слова заключается в его толковании: “to make someone feel more hopeful when they are worried”. [6, C.253] Поддержать учащегося, произнести несколько утешительных слов, вселить надежду являются отличительными чертами английского учителя: “Cheer up! Don’t cry! Next time you’ll be more successful in doing this work. I’ll help you.” В данном примере мы снова видим подтверждение нашей характеристики учителя.

Анализ вербальных средств, характеризующих общение учителя с учениками, позволяет сделать следующие выводы:

  1. общение носит демократический характер;
  2. учитель проявляет заинтересованность в деятельности учащихся;
  3. лексемы, выражающие похвалу и одобрение, превышают в

количественном соотношении;

  1. критика в процессе общения проявляется деликатно и корректно;
  2. во время общения наблюдается дружелюбная атмосфера.

В результате проведенного анализа лексических единиц в речи

английского учителя, можно судить о том, что стереотипный образ педагога подтверждается данным материалом. Результаты, к которым мы пришли в ходе работы над статьей, помогут не только расширить общие знания о стране, но и понять особенности менталитета.

        Таким образом, данное исследование можно назвать перспективным в области лингвистики, культурологии и психологии. Материал статьи может быть использован для дальнейшего рассмотрения языка, культуры и общества, а также стать предметом дискуссий, полемик и научных споров.

Библиографический список

  1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика (курс лекций по

англ.филологии)/Н.Н.Болдырев. – Тамбов: изд-во ТГУ, 2016. – 123с.

  1. Карасик В.И. Антология концептов. Том 1. Волгоград: Парадигма,

2005. – 352с.

3. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272с.

4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие/ В.А.Маслова. – Изд. 3-е. – Минск: «ТетраСистемс», 2016. – 102с.

5. Мурашов А.А. Личность и речь: эпоха кризисов. Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 504с.

6. Longman Dictionary of Contemporary English. - Pearson Education

Limited, 2003. – 1668с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный паспорт учителя английского языка

Прошла аттестацию на первую категорию по модельному паспорту в 2016 году....

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

"Учитель английского языка XXI века"

Новые социально-экономические условия развития общества в России, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают востребованным изучение иностранного как средство межкульт...

План самообразования учителя английского языка (на 5 лет)

Методическая тема для самообразования  "Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся и мотивации к изучению английского языка " была выбрана в ...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме «Обычаи, традиции, поверья народов России и англоговорящих стран. Изучение лексических единиц и устойчивых выражений»

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для 1 курса  по программа  подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по теме "Обычаи, традиции, поверья народов России...