«Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность»
классный час

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания воспитанников в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе. Мероприятие составлено в форме исторического исследования и предназначено для воспитанников 1, 2 курса обучения. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным  ИКТ-технологиям, знакомятся с историей развития кадетского движения в России, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике.

Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории создания и развития кадетских корпусов.

Данное воспитательное мероприятие было опробовано в Санкт Петербургском Кадетском Военном Корпусе. Считаю, что данное мероприятие поможет воспитателям организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie_kk.docx652.78 КБ
Файл prezentatsiya_kk.pptx635.94 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЁННОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Утверждаю»

Заместитель начальника СПб КВК МО РФ

по воспитательной работе

 ________________________ И. Коробкин

«____»________________________ 2018 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

«Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность»

Воспитатель  Салтыков С.В.

Петергоф – 2018 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

«Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность»

Цель: 

расширить и углубить знания по истории Отечества;

Задачи:

  • ознакомление с историей развития кадетского образования в России,
  • освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  • приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

Современные образовательные технологии:  

коммуникативно-диалоговые (дискуссия-диалог)

Форма проведения мероприятия: историческое исследование

Материально-техническое обеспечение: 

  • Мультимедийная установка;
  • Выставка книг, посвященная данной тематике;

Предварительная подготовка: кадеты  заранее готовят сообщения и презентации об истории создания и развития кадетских корпусов в России

Структура мероприятия:

1. Организационный момент

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключительная часть

Время занятия:               45 минут

Место проведения:         класс самоподготовки

г. Петродворец

2018г

Содержание

  1. Введение.
  2. История формирования и развития военно-учебных заведений в России. Кадетские корпуса дореволюционного периода.
  3. Быт и нравы в кадетских корпусах.
  4. Военно-учебные заведения советского периода: суворовские и нахимовские училища. Современные кадетские корпуса в России.
  5. Заключение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Введение

Воспитатель: Преобразования, происходящие в России, затрагивают практически все сферы жизни и деятельности нашего общества. Продолжается активный процесс становления новой российской государственности, соответствующей изменившимся внутренним социально-экономическим реалиям и международным условиям. Создаются институты гражданского общества, новое демократическое государственное управление и местное самоуправление, механизмы их функционирования и взаимодействия. Претворение в жизнь этих задач напрямую зависит от развития среднего образования в стране, качества обучения и воспитания молодых россиян.

Воспитание и обучение молодежи в любой стране является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров. Одним из таких апробированных направлений является создание широкой сети кадетских корпусов. Несомненно, что при формировании таких учебных заведений должен учитываться накопленный исторический опыт.

Глава I. Кадетские корпуса в России. История их формирования.

Воспитатель: Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких наук, будущий морской корпус. В 1712 году, также в Москве, Пётр 1 основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в С. Петербурге. Эти школы соединены вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус, который в 1800 году утратил значение специального учебного заведения и получил название 2-го кадетского корпуса.

Воспитанник: katya

Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти старейшие военно-учебные заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России.

В царствование Императора Александра 1 были созданы ещё 2 корпуса: (Пажеский, 1-й Сибирский в Омске), при Николае 1 восемь корпусов: (Оренбургский-Неплюевский), Нижегородский, Полоцкий, Петровский Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский Владимирский Киевский), при Александре 2- девять корпусов: (3-й Московский, Вельский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский в С. Петербурге и Сибирский), при Александре 3-м один корпус: (Донской) и при Николае 2 семь корпусов: (Суворовский в Варшаве, Одесский, Сумски, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Иркутский. sasha

Воспитанник: Эти 31 кадетских корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадетов. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимы, особый мир, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая 2, во главе всех Военно-Учебных заведений встал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 и до дня своей кончины в 1915 г. - Главного Инспектора. Являясь одним из самых культурных людей России того времени, человек большой гуманности и обладая даром привлекать к себе сердца молодёжи, которую он и любил, и понимал, Великий Князь открыл ей своё большое сердце и посветил ей лучшие силы своей исключительно красивой души. Революция 1917 г. нанесла ряд тяжёлых ударов кадетским корпусам. В 1917 г. Кадетские корпуса были переименованы в трудовые школы, а к лету 1918 г. - распущены. В областях занятых Белыми Армиями сохранилось лишь  несколько кадетских корпусов, в составе которых находились также много прикомандированных кадетов почти всех корпусов из других областей России, остались в том или ином виде, или же восстановлены на территории Украины, под именем "Войсковых бурс" при гетмане Скоропадском. Крушение белых фронтов юга России в конце 1919-го и в 1920 годах, положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле, заставило командование приступить к их эвакуации, далеко не всегда успешной, и к устройству спасённых кадет в Югославии. kolja

Воспитатель: Десять Российских кадетских корпусов находясь за рубежом, продолжали сохранять традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. Во Франции корпус-лицей Императора Николая 2 существовал до 1964 г.

Воспитанник: 21 августа 1943 г. Правительство Советского Союза принимает постановление № 901 "О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупации", и, в частности: п.1 . "Об организации для детей воинов Красной армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецко-фашистских оккупантов суворовских военных училищ… типа старых кадетских корпусов со сроком обучения 7-8 лет". В постановлении наряду с решением хозяйственных первоочередных задач проявилась государственная забота о детях, лишившихся родителей. Для них предписывалось создать сеть детских воспитательных учреждений, в т.ч. "девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников".

Глава II. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ,  СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ. ИХ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ВОЕННОЙ  ПОДГОТОВКИ.

Воспитатель: 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища. Центральные и местные газеты, радио посвятили этому событию специальные статьи, заметки, сообщения.

Воспитанник: В декабре 1943 г. каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя, День его вручения стал большим праздником и считается днем рождения училища. Для большинства СВУ, в том числе и для нашего Воронежского, этим днем является 19 декабря 1943 года.

Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училищах не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия.

Воспитатель: Офицерско-преподавательский состав училищ основное внимание с самого начала уделял учебе. Воспитанники изучали те же образовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время - игры на свежем воздухе, занятия спортом, дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых учеников за предыдущие классы.

Воспитанник: 4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. Начальниками этих училищ были назначены генерал-майоры К.А. Железняков, В.В. Болознев, генерал-лейтенант Г.Г.Невский, генерал-майоры П.А. Дьяконов, А.А. Куценко, И.С. Хохлов.

При организации этих училищ использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ.

Война еще продолжалась и трудностей в деле создания новых специальных учебных заведений с пансионатом для воспитанников было достаточно.

1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.

Воспитатель: Однако, как подтверждают архивные документы, начальник ГУК НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 г. к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года еще шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что еще при наборе в 1944 г. мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

Воспитанник: В Суворовские военные училища принимались мальчики с 10-летнего возраста. Учебные классы имели нумерацию с 1 по 7 (выпускной), позже классы были переименованы в отделения, а параллели классов в роты. Воспитателями назначались лучшие офицеры, имеющие достаточный опыт в воспитательной и педагогической работе, преимущество отдавалось офицерам, имеющим боевой опыт. С 1964 г., суворовские военные училища (Московское), стали переводиться на трёхлетний срок обучения, а с 1969 г. - на двухлетний срок обучения. Суворовские военные училища продолжали лучшее традиции русских кадетских корпусов, берущее своё начало с 1699 года.

Воспитанник: В начале 90-х годов по инициативе офицера запаса, бывших воспитанников послевоенных суворовских военных училищ, в г. Москве при общеобразовательных школах начали создаваться кадетские классы и кадетские школы выходного дня. Их основной целью является оказание помощи государству в воспитании на основе исторических ценностей патриотов своей Родины, способных встать на защиту государственных интересов. В связи с необходимостью подлинного восстановления Русских кадетских корпусов - продолжения подготовки высококвалифицированных кадров, сознательно готовящих себя к служению Отечеству, с 1991 г. стихийно, без участия государства, начался процесс восстановления кадетских корпусов в России.

Воспитанник: Первые кадетские корпуса возникли в Новочеркасске и Новосибирске в 1991 г. В 1993 году по инициативе и исключительно на средства Московского суворовско-нахимовского Союза был создан первый Московский Великого Князя Дмитрия Донского кадетский корпус. Корпус был организован в Южном административном округе на базе средней школы № 83.  В 1997 году получил статус государственного и вошёл в систему Московского Комитета образования. Началом для создания кадетских образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, не входящих в систему Министерства обороны Российской Федерации, стали: распоряжение президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г.  № 118-рп "О создании образовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)" и постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427, утвердившее "Типовое о кадетской школе (школе-интернате)", которые определили официальный статус общеобразовательных учреждений - кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Воспитанник: В настоящее время такие учебные заведения действуют в Москве, Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Мурманске, Ростове Великом, Твери, Орле, Екатеринбурге, Волгограде и других городах Российской Федерации.

Особо необходимо выделить три кадетских корпуса в Красноярском крае по 1000 мальчиков в каждом. Организованы корпуса в 1997-1999 гг. лично губернатором края Лебедем А.И. и финансируются из краевого бюджета.

Глава III.  Преемственность.

Воспитатель: Российская военная школа имеет почти 300-летний опыт подготовки кадров для армии и флота. Она доступна для совершенствования, ее потенциал огромен. Поэтому сегодня очень важно сохранить преемственность, не растерять накопленный столетиями педагогический опыт, приумножить славные достижения российской военной мысли.

Особенно хорошо зарекомендовала себя дореволюционная система кадетских корпусов. В стенах этих учебных заведений всегда царил особый жизненный уклад. Выпускников кадетских корпусов отличали мужество и крепость духа.

Воспитанник: Правопреемниками кадетских корпусов явились созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские военные училища. Они накопили солидный опыт обучения и воспитания будущих офицеров, подготовив в общей сложности свыше 100 тысяч человек.

Воспитатель: На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.

А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен. В настоящее время воспитанники обучаются 7 лет.

Сегодня основой воинского воспитания суворовцев становятся славные традиции русской армии, ее офицерства. И, несомненно, большую роль в воспитании суворовцев играет изучение традиции их предшественников - кадетских корпусов России. Да и у самих суворовцев за полувековую историю сложились сланные традиции.

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.

Воспитанник: Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы:

Первая из них - использование в системе первоначальной подготовки офицерских кадров российской армии богатейшего опыта кадетских корпусов и суворовских военных училищ. При ее решении следует сначала на научной основе определить оптимальную продолжительность обучения в суворовском училище.

Вторая проблема - подготовка кадров для работы в кадетских корпусах. Специально подготовленные офицеры-педагоги очень необходимы сегодня армии и флоту.

Нуждается в серьезном улучшении и нынешняя средняя школа, где начальную военную подготовку заменили предметом ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.

Третья проблема - сохранение истории и традиций училищ.

И четвертая проблема - использование выпускников  кадетских корпусов. Выпускнику необходимо предоставить как можно больше возможности для самостоятельного выбора дальнейшего жизненного пути.

Приложение 1

Обязанности кадета:

  1. Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.
  2. Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.
  3. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе.
  4. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.
  5. В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.
  6. По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся, и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника.
  7. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.
  8. Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.
  9. Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.
  10. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках.
  11. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.
  12. Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.
  13. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.
  14. Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении следующие правила:

- встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться; затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру;

- ходить в баню не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю; летом - купаться только в отведенных местах и с разрешения начальников;

- ноги содержать в чистоте и чаще менять носки. Ногти на руках и ногах иметь остриженными;

- волосы на голове иметь коротко остриженными; ежедневно расчесывать их расческой;

- белье не занашивать; сырого белья или носков не надевать. Не сушить белье в жилом (спальном) помещении и не развешивать его, где попало;

- одежду носить бережно. Чинить ее своевременно. Крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты. Обувь всегда должна быть исправна и почищена;

- подушки и постель кадет обязан сам заправлять и содержать опрятно, проветривая и выколачивая их не реже одного раза в неделю (обычно по субботам). Под матрацем и подушкой не держать никаких вещей. Под кроватью не иметь сора.

Воспитатель:               С. Салтыков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательное мероприятие ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ Выполнил воспитатель Салтыков С.В.

Слайд 2

МЕНЬШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Слайд 4

ФОРМА ОДЕЖДЫ КАДЕТ

Слайд 5

УРОК АРИФМЕТИКИ УРОК ФЕХТОВАНИЯ

Слайд 6

СТРОЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ С КАДЕТАМИ ЗАНЯТИЯ КАДЕТ В ГИМНАСТИЧЕСКОМ ЗАЛЕ КАДЕТЫ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадетское образование в России

В данной статье рассказывается история кадетского образования в России, поднимаются оснвные проблемы кадетского образования....

методическая разработка по дисциплине ОБЖ на тему "История создания Вооруженных сил России"

Разработка для преподавателей ОБЖ по теме "История ВС России"....

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"...

Реферат "Офицер - воспитатель в кадетском корпусе"

Реферат "Офицер - воспитатель в кадетском корпусе"...

История кадетского образования в России

В презентации отражены основные этапы развития кадетского образования в России, так называемые "Три века русской военной школы". В презентации также приведены примеры выпускников кадетских к...