"Смогу жить сам"
рабочая программа

Программа обучения подросков и молодых людей с РАС и ТМНР навыкам самостоятельного проживания "Смогу жить сам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа56.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное общеобразовательное учреждение , реализующее

адаптированные  основные общеобразовательные  программы

« Школа- интернат № 5»

структурное подразделение

Краевой центр помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития

РАССМОТРЕНО                                                       УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета                        Директор краевого государственного

Протокол №____                                                        казенного общеобразовательного

от «___» ________20____г.                                       учреждения , реализующего

                                                                                      адаптированные основные

                                                                                      общеобразовательные программы

                                                                                     « Школа – интернат № 5»

                                                                                      ________________ С.М.Налескина

                                                                                      «____»__________20____г.

 Обучение подростков и молодежи с ТМНР и РАС навыкам сопровождаемого самостоятельного проживания « Смогу жить сам»

                                               Составители:

                                                                                        Евтеева Н.В. учитель- дефектолог

                                                                             руководитель КЦПД ТМНР

                                                                                        Залога Н. Ф. учитель – дефектолог

                                                                        Цыбань Е.С. воспитатель

        г.Хабаровск

                                2016

                                                     Содержание

1. Пояснительная записка_______________________________________3

2. Структура программы « Смогу жить сам»_______________________4

2.1 Диагностика_______________________________________________4

2.2 Основные направления обучения по программе « Смогу жить сам»_  5

2.3  Планирование обучения_____________________________________6

2.4 Обучение по программе_____________________________________ 7

3. Планируемые результаты_____________________________________9

4.Заключение_________________________________________________10

5. Учебно- методическое обеспечение_____________________________ 10

6. Приложения________________________________________________10

1. Пояснительная записка

Программа обучения подростков и молодежи с ТМНР и РАС  навыкам самостоятельного проживания  «Смогу жить сам».

 В России более 2-х миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч – дети – инвалиды. К основным видам патологии относятся психические заболевания (более, 30%). К сожалению, даже успешно обучаясь в специальных коррекционных школах, они не смогут  избавиться от этих заболеваний. В настоящее время многое в нашей стране сделано для  воспитания, образования и коррекции детей с ментальными нарушениями. Но повзрослев, окончив школу , в которой подросток  успешно социализировался в течении 9 лет, он оказывается в домашней обстановке, со своей  семьёй, но без привычного окружения сверстников , нахождение в котором позволяло подростку двигаться вперед, к большей социализации. Через некоторое время наступает момент, когда подросток начинает терять навыки и умения, которым обучался в школе. Поэтому   обучение подростков с тяжелыми нарушениями развития сопровождаемому проживанию в квартирах, позволяет поддерживать их психическую и физическую активность, не только препятствуя снижению умственных способностей и утрате сформированных навыков, но и способствуя развитию интереса к активной самостоятельной жизни, к взаимодействию с окружающими людьми.

Цель программы – развитие самостоятельности подростков с тяжёлыми нарушениями развития в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности, а также самореализация и нормализация их жизни в обществе.

Задачи-

- формирование у подростков с ТМНР навыков доступной бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности.

- развитие личностного потенциала обучающихся и поддержка их самореализации.

- организация сотрудничества с родителями (законными представителями)

- содействие формированию уважительного отношения общества к молодым людям с ТМНР.

Целевой группой программы являются молодые люди с ТМНР в возрасте от 12 лет.

В своей работе мы опираемся на Псковские методические материалы

 « Вместе к самостоятельной жизни»

                       

2.  Программа  « Смогу жить сам»:

 2.1  Диагностика

 Работа начинается с диагностики  участников программы .

Цель диагностики – выявить степень самостоятельности подростка с ТМНР и РАС в повседневной жизни, по направлению самообслуживание и социально- коммуникативная сфера.  Это происходит в ходе  беседы с родителями и  их анкетирования, мы выявляем,  что умеет подросток на начальном этапе обучения, но главной задачей является обучение тем навыкам,  которые подросток сначала  сумеет сделать  с помощью кого-либо,  именно такие навыки нам следует довести до полной самостоятельности. Это позволяет составить ИПО подростка в соответствии с актуальным уровнем его психофизического развития.  Диагностику проводят учитель- дефектолог и воспитатель. На каждого участника программы формируется пакет документов:

- Заявление о принятии подростка на курс программы « Смогу жить сам»

( приложение 1)

- Договор с КЦПД ТМНР

( приложение 2 )

- Протокол психолого- педагогического  обследования ( ППО)

( приложение 3)

- Индивидуальная программа обучения (ИПО) , заполняется специалистами , ведущими программу , два раза за учебный курс программы- на начало программы и на конец программы

( приложение 4)

- Журнал учёта самостоятельности

( приложение 5)

-Анкета № 1

( Приложение 6)

Первая часть ИПО заполняется в течении двух недель.

   Анкета заполняется в присутствии родителей подростка, также оговаривается участие родителей в программе. Регулярные контакты между родителями и специалистами ОУП, осуществление единых согласованных подходов к обучению на учебной квартире и дома. В частности, оговаривается участие родителей в составлении индивидуальной программы обучения, выполнение домашних заданий, участие в мероприятиях, организуемых специалистами программы « Смогу жить сам».

     В течение всего времени пребывания молодых людей на учебной площадке

 « Смогу жить сам»,  с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполненной программы.

     Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в процессе обучения. В домашних условиях они продолжают формирование навыков, начатое в учебной квартире.

2.2  Основные направления обучения по программе « Смогу жить сам»

Обучение осуществляется по трём направлениям

   -бытовая деятельность

   - социально-коммуникативная деятельность

   - досуговая деятельность

-Содержание обучению бытовым навыкам включает формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уборке помещений, уход за вещами, планирование расходов, совершению покупок, приготовлению пищи, осуществлению различных платежей.

-Обучение социально - коммуникативной деятельности включает развитие общения, выстраивание межличностных отношений, ориентацию в социальном пространстве, соблюдение общепринятых норм и правил в социальном пространстве.

-Обучению навыкам досуговой деятельности включает организацию свободного времени, формирование потребности и умения культурно отдыхать.

1. Самообслуживание:

- прием пищи;

- обращение с одеждой и обувью;

- пользование туалетом;

-гигиена тела.

2. Уборка помещений.

Поддержание чистоты в квартире или доме – необходимое условие для безопасного и комфортного проживания, в результате обучения формируется потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Также включает в себя несколько направлений:

- подметание пола;

- вытирание пыли;

- уборка пылесосом;

- мытье пола;

- протирание зеркал;

- чистка сантехники;

- вынос мусора.

3. Уход за вещами.

Обучение подростков с ТМНР уходу за вещами и аккуратности является важнейшей задачей, от решения которой в определенной степени зависит успех социальной интеграции в общество лиц с ментальной инвалидностью. Включает в себя:

- уход за обувью;

- чистка одежды;

- хранение одежды;

- машинная стирка;

- утюжка.

4. Экономика домашнего хозяйства.

Умение обращаться с деньгами, планировать расходы и возможные затраты – одна из самых сложных задач для молодых людей с ментальными нарушениями. При обучении надо учитывать уровень интеллектуального развития обучающихся и планировать обучение посильными операциями в экономике домашнего хозяйства.

5. Организация питания.

Вследствие нарушений общей и мелкой моторики, интеллектуального развития самостоятельности при приготовлении пищи у подростка с РАС и ТМНР существенно ограничены. Также объективным фактором пассивного участия в ведении домашнего хозяйства является гиперопека взрослых. В результате молодые люди с ТМНР практически всегда не умеют готовить. В лучшем случае, бутерброды и чай. В связи с этим, обучение приготовлению пищи является приоритетной задачей, нацеленной на оптимизацию того потенциала, который имеется у человека с инвалидностью.

6. Социально-коммуникативная деятельность.

Умение жить в обществе подразумевает знание и соблюдение человеком норм и правил поведения, особое значение это имеет для молодых людей с нарушениями развития, так как их опыт общения с окружающим миром ограничен домом, семьей и школой. Молодые люди с ТМНР не умеют самостоятельно планировать свою деятельность и определять ее продолжительность. Это связано также с несформированностью понятий о времени, молодые люди не умеют учитывать мнения других людей.

7. Досуговая деятельность.

Молодых людей с ТМНР следует специально обучать отдыху, так как они сами часто затрудняются или не знают, что бы они хотели сделать в свое свободное время. Поэтому целью является достижение более высокой степени самостоятельности молодых людей с ТМНР и РАС.

2.3 Планирование обучения

В ходе первых двух недель на каждого обучающегося составляется ППО (психолого-педагогическое обследование) и ИПО (индивидуальная программа обучения).

Психолого-педагогическая характеристика состоит из двух частей: в первой части содержатся общие сведения, социальная картина развития и индивидуальные особенности участника обучения, во второй части описывается оценка сформированности навыков самостоятельной жизни до и после обучения.  Характеристика является основой для последующей разработки ИПО самостоятельному проживанию. Работа над составлением ИПО ведётся всеми специалистами программы, при участии родителей. В ходе составления программы формируются задачи обучения и детально излагается содержание по каждому направлению.

     2.4  Обучение по программе « Смогу жить сам»

       Обучению  самостоятельному проживанию проводит  команда специалистов,  включающая  учителя-дефектолога , воспитателя и тьютора

Учитель-дефектолог  является руководителем  команды. Он организовывает и координирует  работу отделения, обеспечивает своевременное заполнение и ведение  необходимой документации, координирует решение материально-технических и финансовых вопросов деятельности  подразделения центра. Педагоги работают  в одну смену, в дневное время с 10:00 до 16:00. В течение рабочей недели   осуществляется  обучение, уход и присмотр  за участниками программы.

Распорядок дня при обучении по программе « Смогу жить сам»

Принятые на обучение и их родители следуют установленному расписанию :

  •  с понедельника по пятницу (с 10 до 16:00) обучающиеся приезжают в КЦПД ТМНР на городском или специальном транспорте, где их встречают сопровождающие.
  • с момента приезда и до отъезда обучающиеся участвуют в различных учебных мероприятиях, направленных на развитие у них бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности.
  • всё остальное время, а также в праздничные дни, каникулы или в случае болезни, обучающиеся проводят дома, с родителями.

Расписание дня  достаточно гибкое и часто, по необходимости, в него могут вноситься изменения.

Расписание дня:

1000  -  утренний круг( знакомство с расписанием)

1030 – индивидуальные занятия ( развитие бытовых навыков)

1230 – подготовка к обеду

1300 – обед

1330  –групповые занятия (обучение, живопись, батик, швейное дело, растениеводство)

1430   – прогулка на прилегающей территории (физкультура)

1530 –  вечерний круг ( планирование)

1600  – отъезд домой

Обучение происходит в процессе естественного хода жизни (принцип нормализации) и включает в себя три этапа:

Первый этап: ориентировочный – обучающиеся знакомятся с режимом, новыми обязанностями и  требованиями. На этом этапе, как правило, молодые люди очень заинтересованы, им нравится новая ситуация проживания без родителей, они с удовольствием включаются в различные виды деятельности. Поэтому дополнительная мотивация на этом этапе не требуется. Педагоги налаживают взаимоотношения в группе, включают молодых людей в различные виды бытовой деятельности, наблюдают за обучающимися и при необходимости вносят изменения в индивидуальные программы.

Второй этап: формирующий – на этом этапе работы идет формирование умений и навыков. Педагоги оказывают только необходимую помощь обучающимся, чтобы закрепить правильное выполнение действий; учат  обучающихся самостоятельно,  без вербальной инструкции, переходить от выполнения одной деятельности к другой, пользуясь визуальными опорами (расписанием). Также последовательность графических изображений (фотографии, пиктограммы, напечатанные слова) используются в качестве алгоритма при формировании новых действий (например, во время приготовления пищи или в процессе уборки), в ходе выполнения которых необходимо соблюсти определенный порядок выполнения операций и научиться работать самостоятельно,  без подсказки от начала до конца.

На третьем этапе – совершенствование навыков – заметно уменьшается объём помощи со стороны сопровождающих, молодые люди максимально самостоятельно планируют и выполняют домашние дела. При активном взаимодействии специалистов и родителей происходит перенос сформированных навыков в домашних условия. Именно на данном этапе, благодаря повышению уровня самостоятельности при выполнении различных видов деятельности, изменяется самооценка обучающихся, появляется стремление самостоятельно выполнять бытовую деятельность дома, растет  интерес к активной социальной жизни, возникает желание быть и жить отдельно от родителей.

Работа программы построена на неукоснительном режиме дня и расписания. Это достигается с помощью визуальной опоры (пиктограмм, на которых указан предмет или действие). Визуальные опоры используются повсюду: стирка, мытьё посуды, мытьё пола и.т.д. В помещении все промаркировано.  Для успешного формирования навыка какого-либо действия  необходимо соблюдать единство требований к качеству, темпу, операционной последовательности выполняемого действия. Данного правила должны придерживаться все специалисты, работающие с каждым конкретным обучающимся, а также их родители.

 Всё обучение носит развивающий характер:  если подросток что-то уже умеет делать , переходим к следующему действию, которому предстоит научить. Также, к нам в центр постоянно приходят гости, волонтеры, студенты и в расписании дня это обязательно отражается.

Для того чтобы отследить происходящие в развитии обучающихся изменения, педагогами заполняется дневник наблюдений ( приложение 4), в котором отражаются действия обучающихся, дается качественная характеристика их выполнения, так же отмечается эмоциональный фон и особенности поведения. Также на каждого участника программы ежедневно заполняется Журнал учёта самостоятельности

( приложение5) . Изменения в развитии самостоятельности обучающихся отмечаются в ИПО с помощью оценочных знаков в начале и в конце обучения.

 Заключительный

В конце обучения на каждого воспитанника вновь расписывается вторая часть ИПО, где отражаются изменения, произошедшие в ходе курса учебного проживания.

Собранная и обобщенная в конце курса обучения информация является основой для рекомендации родителям для дальнейшего развития самостоятельности ребят, но уже в условиях родительском доме.

3. Планируемые результаты обучения:

- личностные результаты (выстраивание межличностных отношений, ориентация в социальном пространстве, соблюдение общепринятых норм поведения,  формирование ответственного отношения к обучению, формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим участникам программы, формирование нравственных навыков.)

- предметные результаты (формирование навыков доступной бытовой деятельности, умение  планировать свою деятельность, развитие  умений по выполнению гигиенических процедур, уборке помещений, уход за вещами.)

Главный результат программы остаётся один: генерализация сформированных на программе навыков и умений.

4. Заключение

Для наших подростков очень важно знать ежедневную и даже ежечасную последовательность действий и событий, что гарантирует им предсказуемость их жизни и обучения.

Результатами обучения остаются довольны и подростки, и их родители и педагоги. Все начинают  видеть жизненную перспективу. В ходе обучения подростков было замечено, что развивая даже незначительные бытовые навыки, мы открываем этим подросткам огромные возможности для дальнейшего общения со сверстниками, для успешной социализации.

 Общение и становление отношений с взрослым; вхождение в группу сверстников; социальная причастность к различным социальным областям: школа, отдых, спорт, культура и т.п. – все это способствует самореализации подростков с ТМНР и РАС,  вызывая у них интерес к дальнейшему обучению и включая  их в социальную жизнь общества.

5. Учебно – методическое обеспечение

1. Аутизм: методологические аспекты коррекции. Материалы к спецкурсу. Под ред. С.А. Морозова. , Москва, 2002

2. К медико- психолого- педагогическому обследованию детей с аутизмом. Материалы к семинару « Детский аутизм: основы коррекции». Под ред. С. А. Морозова., Москва , 2002

3.« Вместе к самостоятельной жизни» Учебно- методическое пособие Центра  лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

4.« Основные аспекты использования АВА при аутизме» С. С. Морозова., - Москва.,  2013

5.« Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра» С.А. Морозов., Москва , 2014

6.« Социальные и правовые аспекты помощи лицам с расстройствами аутистического спектра» С.А. Морозов , Т.И. Морозова., Москва ,2008

6. Приложения                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                              Приложение 1

Директору АНО «ХИО «Реальная помощь»

Евтеевой Н.В.

от__________________________________________________________________________________(ФИО)

паспорт______________________________________выдан_______________________________________________________________________________________________________________________________

когда

домашний  адрес:_____________________________

                                                                  телефон:_____________________________________

эл. адрес:____________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу      принять    моего(ю)      сына,     дочь,     подопечного(ю)   ___________________   

                                                         (ненужное зачеркнуть)

________________________________________________________________________(ФИО)

«_______»_____________.________года     рождения,    на    курс     формирования навыков

 

самостоятельного проживания подростков и молодежи с ТМНР  по  программе «Смогу жить сам».

Обязуюсь предоставить  необходимые документы в соответствии с перечнем:

- копия паспорта родителя (законного представителя) страницы 1-2, 5, 17;

- копия паспорта ребенка;

- справка МСЭ об установлении инвалидности;

- индивидуальная программа реабилитации ребенка МСЭ;

- медицинская карта ребенка с объективными лабораторными данными (ЭЭГ, КТ, ЯМР, УЗИ, заключение невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога и др. специалистов);

-характеристика психолого-педагогического профиля с места учебы.

Даю согласие на обработку персональных данных. Разрешаю  использование фото и видеоматериалов на стендах, сайте учреждения и в средствах массовой информации.

Дата:

Подпись_________________(___________________________________________________)

                                                                                 ФИО                                                                                     

                                                     Приложение 2

Первичное обследование

ФИО клиента……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Дата рождения……………………………………………………………………..

Домашний адрес………………………………………………...............................

………………………………………………………………………………………

ФИО родителей (опекунов) (место работы)……………………………………..

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Контактные телефоны……………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Основные данные

Состав семьи

Жилищные условия (наличие отдельной комнаты)

Где и когда обучался(лась)

Место работы клиента

Приём медикаментов (какие, в каком количестве и в каких случаях)

Наличие аллергий, хронических заболеваний

Пищевые предпочтения

Режим дня

Подъём

Отбой

Дневной сон

Обязанности по дому

Развитие речи

Умение читать, писать

Особенности поведения

Возможные осложнения

Ожидания и пожелания родителей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень сформированности навыков до начала проекта

(со слов родителей, в домашних условиях)

Ориентировка в ближайшем окружении

Знает свои ФИО, адрес, номер телефона

Может самостоятельно добраться до дома

Добирается до дома на общественном транспорте, автобусом мастерских

Остаётся в квартире один(а)

Передвигается по городу самостоятельно(гуляет)

Самообслуживание

Приём пищи:

- способен самостоятельно перекусить в течении дня

Уход за собой

- использование косметических средств

- использование дезодоранта

Туалет

Одевание\ раздевание

Уход за волосами

- мытьё головы

- причёсывание

- бритьё

Душ

Приготовление пищи

Мытьё и хранение посуды

Использование бытовых приборов

Пользование газовой (электрической) плитой

Приготовление пищи

Хранение продуктов

Сервировка стола

Уход за вещами

Чистка одежды, уход за обувью

Ручная стирка

Машинная стирка

Глажка

Мелкий ремонт одежды

Различение одежды

- своя\ чужая

- праздничная\ домашняя

- для сна

Складывание одежды:

- выворачивание

- сворачивание

- вывешивание на плечики

- складывание на полку\ стул

Уборка и ремонт помещений

Подметание пола

Работа с пылесосом

Мытьё пола:

- руками

- шваброй

Мытьё окон

Чистка сантехники

Вынос мусора

Ведение финансовых расчётов

Ориентируется в деньгах:

- знает номинальное значение

- умеет разменивать, считать сдачу

Самостоятельно совершает покупки

Оплачивает коммунальные услуги:

- заполняет квитанции

- оплачивает на почте квитанции

Посещение общественных мест

Пользуется общественным транспортом:

- самостоятельно

- автобусом мастерских

- имеет представление

Какие общественные места посещал:

- театр

- кино

- кафе

- парикмахерская

Соблюдение правил поведения в общественных местах

Досуг

Предпочитаемый

Знакомые виды досуга

Умение занять своё свободное время

Дата посещения…………………………………………………………………….

Специалисты………………………………………………………………………..

                                                                               Приложение 3

Индивидуальная программа обучения(сопровождения)

Содержание и отслеживание результатов обучения

Показатели самостоятельности обучающегося (ПС)

Условные обозначения

Действия выполняются сопровождающим (обучающийся пассивен)

!

Действия выполняются обучающимся:

- со значительной помощью сопровождающего

пп

- с частичной помощью сопровождающего

п

- по последовательной инструкции ( по изображению или вербально)

и

- подражая или по образцу

о

- самостоятельно, но не аккуратно

с

- самостоятельно аккуратно

са

- самостоятельно , но после напоминания

сн

- представление сформировано

*

- представление сформировано неверно

х

- представление не сформировано

хх

- нет данных

-

- ранее не делала

Содержание обучения

ПС

На начало курса обучения

На конец курса обучения

Бытовая деятельность

Самообслуживание

Приём пищи

Пользование ножом и вилкой

Одевание, раздевание

Выбор одежды соответственно

ситуации

погоде

Организация питания

Следование правилам гигиены и технике безопасности при приготовлении пищи

мытьё рук перед началом приготовления пищи

Поддержание чистоты рабочего места (выбрасывает отходы, вытирает, если что-то разлил\уронил)

Использование бытовых приборов для приготовления пищи

Пользование кухонным комбайном

пользование регуляторами скорости

разбор и сборка деталей

мытьё

Пользование микроволновой печью

использование специальной посуды

выбор режима (разморозка, подогрев)

пользование регуляторами температуры

Пользование газовой плитой

соотнесение регулятора пламени с конфоркой

пользование регуляторами пламени

Приготовление пищи

выбор блюда для приготовления

выбор продуктов для приготовления блюда

соблюдение порядка операций при приготовлении пищи по рецепту

обработка и приготовление продуктов

нарезание кусочков разной величины и формы в соответствии с блюдом

очистка ( лук, чеснок)

перемешивание

жарка

определение готовности блюда к употреблению по таймеру

использование мерной посуды

подбор подходящей мерной посуды

наливание\засыпание продукта до мерки

хранение продуктов

распознавание и выбрасывание испорченных продуктов

Сервировка стола

выбор посуды и приборов подходящих к блюду

Выставление посуды и раскладывание приборов в соответствии с количеством человек

Мытьё посуды

Соблюдение операций при мытье посуды вручную

дозированное использование моющего средства

ополаскивание

Уход за вещами

Машинная стирка

сортировка белья на цветное, белое и тёмное перед стиркой

Утюжка

утюжка фигурного белья (футболки, брюки)

выбор температурного режима, подходящего к типу ткани

Складывание выглаженного белья

Уборка помещения

определение необходимости и вида уборки

соблюдение последовательности уборки

Подметание пола

определение необходимости подметания пола (подметает, если что-то рассыпал\уронил)

Работа с пылесосом

соблюдение направления движения

чистка пылесоса

Мытьё пола

определение нужного количества моющего средства с использованием мерки и добавление его в воду

мытьё пола руками

соблюдение направления движения

определение необходимости ополаскивания тряпки и замены воды

Чистка сантехники

выбор чистящих средств

использование перчаток

нанесение чистящего средства

чистка

смывание чистящего средства

Обращение с деньгами

набор заданной суммы из имеющихся в наличии купюр

Знание\ выполнение операций с деньгами

перерасчет

Ведение бюджета

подсчет суммы дохода в месяц

Планирование ежемесячных расходов ( квартплата, питание, хозяйственные товары и др.)

Покупки

подсчет примерной стоимости всех покупок

ориентирование в цене товара (выбирает товар средний по стоимости)

использование дисконтных карт

выкладывание покупок дома в места их хранения

Социально- коммуникативная деятельность

Соблюдение правил и норм проживания в общежитии

оказание помощи другим

учёт интересов других жильцов

Досуговая деятельность

Проведение свободного времени

умение договориться с другими жителями квартиры

определение продолжительности отдыха

подготовка необходимых материалов

организация досуга ( позвонить, узнать о времени и стоимости желаемого отдыха)

Предпочитаемый вид отдыха

До

После

Педагог…………………………………………………………………………

Родитель……………………………………………………………………….

Директор……………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Презентация на поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная авт...

Литературно-музыкальная гостиная «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной  «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва» может быть использован для проведения мероприятия, посвящённого Великой Отечественной войне....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по домоводству КВН «Я всё сумею! Я всё смогу» 6 - 7 класс

Методическая разработка внеклассного мероприятия по домоводству  КВН  «Я всё сумею! Я всё смогу»    6 - 7 класс...

Конспект тренингового занятия "Я смогу!"

Цель занятия : создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх; Задачи:  раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»; ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Я смогу!»

Конспект открытого занятияв подготовительной группе«Я смогу!»Тема: «Развитие познавательных процессов».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, мышления;    ...