ПРОГРАММА по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа
рабочая программа

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию  нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции  обучающихся среднего профессионального образования, развитие интеллекта и творчества обучающихся.

Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения МДК 01.01.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_po_vyyavl_tvor_spos_stud_nikonovoy.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ Е.Г. ТРУБИЦЫНА»

ПРОГРАММА

по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

                               

Смоленск 2019

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..3

Понятие творчество, его виды и характеристики……………………7

Развитие творческих способностей при преподавании дисциплин экономического цикла………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………...14

Литература………………………………………………………………15


Пояснительная записка

Современная педагогика предлагает достаточно большое количество различных педагогических технологий, помогающих развивать креативность студентов. Преподаватели выбирают и используют их с учётом множества факторов: значимости в образовательной системе, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности студентов, содержания учебного материала преподаваемых дисциплин, личных предпочтений.

В настоящее время с особой остротой стоит проблема формирования творческих способностей, так как перестройка образования предъявляет серьезные требования к уровню подготовки обучающихся. Эта проблема является сложной для исследования, но рассмотрение возможных подходов к ее изучению актуально в настоящее время. Развитие творческих способностей происходит в основном не на уроках, а на кружковых и факультативных занятиях, а на мой взгляд, продуктивное развитие способностей будет происходить и на уроках.

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию  нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции  обучающихся среднего профессионального образования, развитие интеллекта и творчества обучающихся.

Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения МДК 01.01.

Задачи:

1. Определить социально-психологические факторы, влияющие на проявление творческих умений у студентов.

2. Проанализировать сущность творческого потенциала студента как основу профессиональной самостоятельности

3. Выявить содержание педагогического творчества как условие развития творческой деятельности подростков в процессе обучения.

4. Выявить наличие творческих умений у студентов.

5. Внедрить новую программу по формирование творческих умений у студентов.

6. Проанализировать степень сформированности творческих умений у студентов на формирующем эксперименте.

7. Сформировать мотивацию для приобретения дополнительных знаний по МДК 01.01.

8.  Развивать и углублять интеллектуальные и творческие способности студентов с помощью учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- нахождение студентов с предпосылками высоких интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие творческой активности студентов;

- повышение уровня индивидуальных достижений студентов в творческой деятельности;

- создание условий для развития творческого потенциала студентов.

Методы и способы выявление интеллектуальных и творческих способностей у студентов: наблюдение, беседа, тестирование, опрос, анализ, совместная деятельность, в том числе учебно-исследовательская и проектная.

Формы работы по выявлению и развитию творческих

способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского
  • характеров.

Работа с родителями: беседа, анкетирование.


Принципы тестирования:

- соответствие тестовых методик возрастным нормам;

- доброжелательная атмосфера во время тестирования;

- психологическая готовность подростка к процессу тестирования.

  

Наименование педагогических методик, используемых для выявления способностей у обучающихся:

- методики Торренса, Гилфорда и Джонсона,

- опросник Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся

   14 – 17 лет,  

- методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным «Диагностика вербальной креативности»,

- креативные тесты Вильямса.

 Этапы реализации программы:

         

  1. Исследовательско-диагностический этап

На этом этапе планируется:

- разработка системы выявления  интеллектуальных и творческих способностей у студентов колледжа;

- получение первичной информации о способностях студентов;

- работа с родителями студентов.

  1. Организационно – практический этап

На этом этапе планируется:

- опросы, тестирование, беседы - выявление творческих показателей каждого студента;

- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ.

3. Итогово –аналитический этап

На этом этапе планируется:

- контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов;

- мониторинг личных достижений студентов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения.


Понятие творчество, его виды и характеристики

Творчество – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности. Творчество – обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Творчество – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Творчество человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах творчества.

Теоретическое понятийное творчество – это такое творчество, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное творчество характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное творчество отличается от понятийного тем, что материалом, которым здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Таким творчеством пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Отличительная особенность следующего вида творчества – наглядно-образного – состоит в том, что творческий процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

Данная форма творчества наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид творчества достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последнее из обозначенных на схеме видов творчества – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс творчества представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид творчества широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды творчества выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое творчество считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Разница между теоретическим и практическим видами творчества, по мнению Матюшкина А.М, состоит лишь в том, что "они по-разному связаны с практикой. Работа практического творчества в основном направлена на ре-шение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического творче-ства направлена в основном на нахождение общих закономерностей".

До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ – tests – тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое – креативностью – не было.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творчества играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

3. Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором.

4. Кроме того, было доказано, что творчество в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.


Развитие творческих способностей при преподавании дисциплин экономического цикла

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как "…задания, требующие от обучающихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

 открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

 соответствие условия выбранным методам творчества;

 возможность разных способов решения;

 учет актуального уровня развития;

 учет возрастных особенностей обучающихся.

Определить показатели развития творческих способностей:

 владение большим объемом информации;

 самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

 установление причинно-следственных связей;

 обнаружение скрытых зависимостей и связей;

 умение делать выводы;

 интегрировать и синтезировать информацию;

 по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.

Чем чаще метод проектного обучения применяется преподавателем на уроке, тем активнее развиваются воображение студента, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на уроке, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы во внеурочное время. Обучающиеся всех возрастов с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта и определяются претенденты на участие в подобных конкурсах городского уровня.

Творческое развитие личности ярко проявляется в процессе обучения в кружке «Финансовая грамотность – путь к успеху». После изучения каждого раздела обучающиеся создают работу на определенную тему, в конце курса разрабатывают и представляют проект. По завершении курса мы оформляем выставку работ и устраиваем просмотр.

Одним из способов творческой активности обучающихся являются задания, которые требуют выполнения исследовательской работы. Для организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся эффективно использовать практические работы, в ходе которых возможно оказывать индивидуальную помощь, разъяснять принципиальные моменты. Преимущества такой формы работы заключаются и в том, что обучающиеся самостоятельно выполняют определенные задания. Студенты учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент дальнейшей самостоятельной деятельности.

Важно при выполнении творческих заданий такое качество личности, как самоорганизация. На третьем курсе по темам "Основные средства", "Оборотные средства" задаю домашнее задание в виде массива задач. Стимулирую желание решить как можно больше задач контрольной работой, в которую включаю задачи из объявленного массива. При изучении основных алгоритмических конструкций предлагаю обучающимся список задач, которые разбиты на три группы по сложности. Определяется количество задач для решения и количество баллов на определенную отметку. Каждая правильно решенная задача оценивается 3, 4, 5 баллами соответственно уровню. Оценку выставляю по сумме баллов,  которая предполагает, что на отметку "5" должны быть решены задачи из второго и третьего блока, на отметку "3" достаточно решенных задач из первого и одной задачи из второго блока. При таком подходе происходит самосогласование студента по отношению к уровню задач. Выбирая, обучающийся читает все задания, расширяет кругозор и учится оценивать сложность предложенной работы. При таком подходе легко отследить, кто из обучающихся не обладает приемами самоорганизации. Этим обучающимся целесообразнее давать задания с элементами творчества.

В своей работе я столкнулась с проблемой оценивания творческих работ. Во-первых, можно негативно повлиять на самооценку студента, так как ничто так не ранит человека, как неоценённый творческий труд. Во-вторых, не все студенты способны к самовыражению в творчестве. Поэтому творческие задания предлагаю в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части или домашним заданием, которое выполняется на добровольных началах, и поощряю хорошей оценкой.

Работы принимаются на бумажном или электронном носителе и используются для оформления газет, в проведении внеклассных мероприятий. При оценивании творческого задания вместе с обучающимися определяем критерии, например:

 актуальность,

 соответствие теме урока,

 личную заинтересованность,

 источники информации,

 оформление работы,

 использование технических средств и др.

На уроках на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или закрепления изученного материала использую такие приемы:

 опрос в виде "перестрелки". Вопросы обучающиеся придумывают дома или во время урока. Вместе выбираем три лучших вопроса, которые оцениваются.

 решение кроссвордов, что позволяет обучающемуся оценить собственные знания, а у преподавателя имеется возможность оценить каждого студента.

На старших курсах при изучении МДК 01.01. Тема «Экономика отрасли» студентам предлагается разработать курсовой проект, который позволяет, например, оценить работу студента за весь курс. Таким образом, мною накоплен банк дидактических материалов по разным темам. Очень важно то, что такие проекты востребованы и неоднократно могут быть использованы на уроках. Нестандартные приемы, активные методы, творческие задания – все это в целом благотворно влияет на воспитание студента, на мотивацию к обучению.


Заключение

Процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студента и воплощаются в деятельностных формах. Идеальным средством для решения первоначальной задачи развития творческих способностей личности является метод проектов.

На уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б. Фрэнса: "Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист".

Предложенные мною задания по МДК 01.01, направленные на развитие творческих способностей, а также наблюдения и беседы позволили существенным образом изменить уровень творческих умений в сторону увеличения.


                                         Литература

1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.

2. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского. университета, 2002, 336 с.

3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

6. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

7. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

8. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

                                                                                       

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

     Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей подростков 14-17 лет методом тестирования в групповой форме. Проводится 1 раз. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. 
                                                              Тест 

     Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ. Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. 
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других 
4 — желание выделиться 
6 — недовольство собой 
7 — полный любопытства 
8 — не популярен 
9 — регресс на детство 
10 — отбрасывание давления 
12 — самодостаточность 
16 — чувство предназначенности 
17 — чувство красоты 
19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка 
3 — рискованность 
5 — альтруизм 
11 — любовь к одиночной работе 
13 — независимость 
14 — деловые ошибки 
15 — никогда не скучает 
18 — активность 
20 — стремление к риску 
21 — потребность в активности

   Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то  предполагается наличие творческих способностей у отвечающего. Это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, т. к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Необходимо избегать частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режима творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Выявление и развитие творческих способностей студентов

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...

Программа по выявлению творческих способностей студентов колледжа

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта....

ПРОГРАММА «Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся техникума»

ПРОГРАММА«Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся техникума»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей студентов

Программа по выявлению и развитию творческих способностей студентов...

ПРОГРАММА по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие интеллект...

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей студентов»

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...