статья "Педагогика взаимодействия"
статья

Аксенова Елизавета Александровна

Педагогическое взаимодействие - это открытая система совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов и личностному росту всех его участников.

Педагогическое взаимодействие  - это часть образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности.

Общую характеристику педагогического взаимодействия можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: педагогика, взаимодействие, субъект образовательного процесса.

Существует много трактовок данных понятий.

Педагогика  — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

Взаимодействие –  это понятие, принятое для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogika_vzaimodeystviya.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

Статья

«Педагогическое взаимодействие»

 Исполнитель:

Аксенова Е. А., педагог ДО

 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  3. ТИПЫ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИХ ВИДЫ, ПУТИ  РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое взаимодействие - это открытая система совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов и личностному росту всех его участников.

Педагогическое взаимодействие  - это часть образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности.

Общую характеристику педагогического взаимодействия можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: педагогика, взаимодействие, субъект образовательного процесса.

Существует много трактовок данных понятий.

Педагогика  — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

Взаимодействие –  это понятие, принятое для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами.

Субъекты образовательного процесса - педагоги и учащиеся являются активными «субъектами» образовательного процесса. При этом педагог выступает в роли «субъекта организации образовательного процесса», а учащийся — в роли «субъекта учебной  деятельности».

К существующим проблемам  педагогического взаимодействия относят:

- обострение в современной школе проблем педагогического взаимодействия в системе «ученик - педагог - родитель» и неумением педагогов осознавать эти проблемы и находить эффективные способы их решения;

- между увеличением количества проблем в системе педагогического взаимодействия и недостатком диагностических методик для их оперативного выявления;

- между необходимостью своевременного решения проблем и низким уровнем мотивации субъектов на их решение.

Решение проблем педагогического взаимодействия будет проходить успешно, если педагог:

-осознаёт необходимость постоянного самообразования;

-осознает необходимость своевременного выявления проблем в системе педагогического взаимодействия на основе их диагностики;

-осваивает индивидуально значимые способы решения проблем педагогического взаимодействия.

Целью данной работы является изучение классификации, типов, способов педагогического воздействия.

Актуальность работы обусловлена значимостью педагогического взаимодействия в системе образования.

  1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

Педагогическое взаимодействие, как развивающая и развивающаяся система, широко исследовалось в научной литературе и педагогической практике. Ученые обращались к педагогическому взаимодействию в разных контекстах: диалогового взаимодействия с окружающим миром ( М.М. Бахтин, Н.Л. Бердяев), особенностей взаимодействия и общения, в ходе которых происходят изменения человека и его отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), развития внутриличностных механизмов саморазвития человека (С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская), особенностей организации этого процесса в образовательных учреждениях (С.С. Татарченкова, А.П. Тряпицына).

Педагогическое взаимодействие как «целостная система, функционирует и развивается в более широких системах, и при определенных условиях становится развивающим по отношению и к учащимся, и к педагогам» (Н.Ф. Радионова (7, с. 32). Целью такого взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного личностного развития его участников и позитивной реализации их в жизни. Педагогическое взаимодействие влияет на формирование мотивации к учебной деятельности ученика и профессиональной деятельности учителя, на их эмоциональное состояние, самооценку и развитие личности в целом.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке инновационных технологий, реализующих в процессе деятельности учителей и учащихся взаимодействие, которое создает условия для формирования созидательного, творческого человека, способного к поиску решения возникающих проблем. Позитивное взаимодействие реализуется в форме диалога, предполагающего не только стремление к сотрудничеству, но и психологическую готовность ко встрече со смыслом другого, безоценочную реакцию на получаемую от него информацию, обмен смыслами с другими собеседниками, благодаря принятию множественности точек зрения.

Педагогическое взаимодействие можно классифицировать по следующим признакам:

-по признаку субъекта и объекта;

-по направленности педагогического взаимодействия;

-по содержанию деятельности;

-по постановке цели;

-по степени управляемости;

-по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия;

-по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия;

-по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия;

-по временным установкам педагогического взаимодействия;

-по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия;

-по характеру итогов и степени эффективности целеполагания.

  1. ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

По данным признакам, педагогическое взаимодействие может быть представлено  следующими типами:

По признаку субъекта и объекта:  личность – личность; ученик-ученик; педагог-педагог; педагог – ученик; педагог – родитель; коллектив – коллектив; коллектив старших – коллектив младших; класс – класс; коллектив педагогов – ученический коллектив и т.д. Под влиянием взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса складываются определённые взаимоотношения,  конфликтные или бесконфликтные.

 Формирование культуры социального взаимодействия школьника выступает как целостный, специально организованный процесс поэтапного изменения мотивации, мышления, индивидуального опыта и отношений субъектов образовательного процесса и социума, что обеспечивает гуманистическую направленность, ценностно – смысловую и личностную ориентированность их взаимодействия.

Вместе с тем, значительная часть участников   образовательного процесса испытывает трудности адаптации в школьном коллективе, в общении с сотрудниками, в усвоении норм и правил, существующих в школе. Они не готовы работать в команде, строить партнерские взаимоотношения, отвечать за результаты своего вклада в результат совместной деятельности, что значительно затрудняет процесс их интеграции в ученическое пространство. Школьная действительность показывает, что практическая работа по формированию культуры отношений и поведения школьников сегодня ещё далека от совершенства.

 Говоря о педагогическом взаимодействии в сфере образования, большинство исследователей концентрируют свое внимание на анализе контактов между учителем и учащимися, заметно меньшее число психологов и педагогов изучают взаимоотношения между учащимися; еще меньше – профессиональные и межличностные связи, возникающие в коллективе педагогов. Существует несколько уровней взаимодействия:

  Первый уровень включает взаимодействие личности с самой собой. Здесь происходит осмысление себя как другого, оценка и прогнозирование своих действий в будущем. От   умения   личности взаимодействовать с собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми.            Второй уровень отражает взаимодействие личности с Другим.  Им может быть значимый человек, равноправный партнер, а может оказаться человек, чье мнение не играет существенной роли.

  Отдельное   место на этом уровне занимают взаимодействия личности с другими. Поведение индивида часто изменяется   в зависимости от того, сколько человек его окружает и как это окружение относится к индивиду.  

  Третий уровень взаимодействий характеризует взаимоотношения личности с определенной системой. Например, с образованием. Школа, является достаточно стабильной организацией, представляет собой совокупность первичных учительских и ученических групп: административный совет школы; педагогический совет;   методический совет; ученический класс, родительский комитет, совет учащихся и т.д. Взаимодействие этих групп обусловлено общей целью, пространством, временем, а также относительно устойчивыми взаимоотношениями, которые складываются между субъектами педагогических взаимодействий. В каждой группе педагог играет определенную роль. В классе - организатор; в  методическом объединении – опекаемый или наставник, в педагогическом коллективе – рядовой сотрудник.  Таким образом, отношения индивида и системы отражают разнообразие профессиональных и межличностных взаимодействий внутри педагогического коллектива. Группы   формируются добровольно, на основании   личных интересов, вкусов, привязанностей. В профессиональное взаимодействие эти же участники педагогического процесса вовлекаются по какому-либо формальному признаку: возрастной ценз, показатель интеллектуального коэффициента, учебная и профессиональная результативность и т.д.  Успех работы всего педагогического коллектива складывается из совокупности достижений каждого   участника образовательного процесса.

 Во взаимодействиях между людьми наиболее приемлем принцип гуманизации педагогического взаимодействия. Действительно личность воспитывается личностью. Эта идея должна быть заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие.    

По направленности , педагогическое взаимодействие может быть прямым или косвенным. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

По содержанию деятельности, педагогическое взаимодействие может реализовываться в различных областях деятельности: в учебной, трудовой, спортивной.

По постановке цели оно может быть целенаправленным или стихийным. во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;

По степени управляемости, педагогическое воздействие может быть управляемым, полууправляемым или неуправляемым. Управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие, полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю, неуправляемое - это стихийное взаимодействие

По типу взаимосвязи субъектов, педагогическое взаимодействие может быть «на равных» или руководство. для взаимодействия «на равных» характерны субъект - субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон, при «руководстве» - активность с одной стороны.

По характеру отношений субъектов,  педагогическое взаимодействие

может быть в виде сотрудничества, диалога, соглашения, опеки, подавления, конфликта. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности.    

Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно.

Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: «У ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта — более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе как к более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Односторонне-потребительская позиция воспитанников является основной причиной живучести потребительской психологии.

Школьники привыкают прежде всего получать готовый опыт, избирательно относиться к нему, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы прежде всего для себя»2.

Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив.  

Проявление данного типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других — деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов.

Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный конфликт.

Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным.

Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений3.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения и может идти в различных направлениях и переходить в соперничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-соглашение, которое заключается в урегулировании разногласий через взаимные уступки и договоренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуждать их к поиску продуктивных решений проблем.

Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования.

Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.

По уровню подготовленности процесса, педагогическое взаимодействие может быть  случайным или преднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других.

Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

По временным установкам, педагогическое взаимодействие бывает длительным или кратковременным.

По степени психологической обоснованности субъектов, педагогическое взаимодействие может быть вербальным или невербальным.

По характеру итогов и степени эффективности целеполагания, педагогическое взаимодействие бывает продуктивным или непродуктивным.

  1. ТИПЫ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИХ ВИДЫ, ПУТИ  РЕШЕНИЯ

У субъектов педагогического взаимодействия возникают проблемы, которые можно классифицировать следующим образом:

- организационно-деятельностные проблемы - противоречие между желанием достижения цели и низким уровнем активности;

- информационно-методические проблемы - противоречие между потребностью оперативно ориентироваться в информационных потоках и низким уровнем осознания возможных путей её удовлетворения;

- психологические проблемы - противоречие между потребностью понимать, быть понятым, принимать, быть принятым и низким уровнем осознания путей и способов достижения желаемого.

Пути решения психологических проблем - самоанализ и самопознание, принятия себя и другого с позиции понимания.

Пути решения информационно-методических проблем - самообразование и самосовершенствование, средства решения - непрерывное образование, а результатом решения является динамичность, рассматриваемая как умение легко ориентироваться в изменяющихся условиях.

Пути решения организационно-деятельностных проблем - самовыражение и самореализация, средством решения является творчество, активная деятельность, направленная на раскрытие природного потенциала, а результатом решения является успешность как способность презентации собственных достижений в адекватной форме.

Решение проблем в системе педагогического взаимодействия проходит успешно при условиях:

-осознания педагогом необходимости выявления проблем на основе их поэтапной диагностики. Диагностический подход позволяет педагогам своевременно выявлять проблемы и осуществлять выбор в пользу их решения;

-систематического применения диагностики и освоения педагогами индивидуально значимых способов решения проблем.

Основные перспективные направления  изучения проблем педагогического взаимодействия, связаны с  разработкой программ индивидуальных образовательных маршрутов, реализуемых в рамках накопительной системы повышения квалификации педагогов и организацией родительских групп по повышению уровня психологической культуры.

Подходы к решению проблем педагогического взаимодействия должны быть ориентированы на формирование у субъектов потребностей в самоанализе, самопознании и стремлении адекватно действовать, изменяя себя в быстро меняющемся мире на основе знаний о природе человека.

Формирование этих потребностей и их удовлетворение является важнейшим условием реализации концепции образования и достижения высоких педагогических результатов. 

Педагогическое взаимодействие является тем ресурсом, который целесообразно использовать, повысив его эффективность. Это возможно при сочетании двух подходов: с одной стороны, за счет своевременного выявления и разрешения возникающих проблем, а с другой - за счет проектирования инновационных технологий, реализующих в процессе педагогической деятельности взаимодействие, которое создает условия для формирования созидательного, творческого человека, способного к поиску решения возникающих проблем в условиях ускоряющихся изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое взаимодействие, являясь неотъемлемой частью системы образования, приобретает новые качества на разных этапах ее развития. Педагогическое взаимодействие на современном этапе - это открытая, динамическая, многокомпонентная, взаимосвязанная, взаимозависимая и взаимообусловленная система отношений и деятельности всех субъектов, влияющих на состояние образовательного процесса.

Повышение эффективности педагогического взаимодействия возможно при сочетании двух подходов: педагогическом проектировании эффективного педагогического взаимодействия и решении проблем, которые возникают при реализации данных проектов.

Критериями педагогического взаимодействия являются:

- достижение поставленных целей;

- положительная динамика образовательных результатов учащихся;

- позитивные изменения личности участников взаимодействия;

- удовлетворенность субъектов педагогического взаимодействия;

- рост профессионализма педагогов;

- взаимопонимание и взаимоуважение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.

2. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П.Блонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательнство Юрайт, 2016.

3.Голиков Н.А. Стагнация профессионального развития педагога: проблемы, опыт решения/ /Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Ч.1. Тюмень: ТОГИРРО, 2005.104 с.

4.Гордиенко, О.В. Современные средства оценивания результатов обучения : учебник для академического бакалавриата / О.В.гордиенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.

5.Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия : учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г.маралов, В.А.Ситаров. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательство Юрайт, 2016.

6.МитинаЮ Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учебзаведений / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова / под общ.ред. Л.М.Митиной. М.: Академия, 2005. 368 с.

7. Радионова, Н.Ф. Учебник педагогики для будущего учителя / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Современная учебная книга : материалы научно-практической конференции. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 150-162.

Шохин, В. К. Аксиология т. 1 / В.К.Шохин : Философия: энцикл. Словарь.- М., 2004. - с.62-67.

Интернет - ресурсы

1. http://festival.1september.ru/articles/501892/

2. http://festival.1september.ru/articles/530550/

3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-401413.html

4.http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

5. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2416


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе....

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

Статья "Педагогика и психология при создании образовательной среды при изучении иностранного языка"

В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отожествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование- это итог действия широкого с...

Тьютор из опыта работы, документация » статья по коррекционной педагогике

Тьюторское сопровождение - одно из направлений инклюзивного образования. Функции тьютора в отношении тьюторанта заключается в периодах: диагностический, поисково-результативный, аналитический. Предос...

Статья "Педагогика Я.А. Коменского в цифровую эпоху"

Педагогика Я.А. Коменского в цифровую эпоху Согласно «Великой дидактике» выдающегося чешского педагога-гуманиста, писателя, религиозного и общественного деятеля XVII века, Яна Амоса Коменского (1592-...