дидактическое пособие "Звуковозик"
методическая разработка

Федотова Наталья Владимировна

Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. В ходе занятий дети учатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции.   Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. Данное пособие рекомендовано педагогам коррекционных и общеобразовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoeposobiedlyadetey_3.docx312.83 КБ
Package icon posobie_zvukovozik.zip127.59 КБ
Файл pamyatka_po_izucheniyu_zvukov3.docx283.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений «Звуковозик»

Автор: Федотова Наталья Владимировна, учитель-логопед ОАНО Начальная школа - детский сад «Радуга» г. Москва

Пояснительная записка

Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. В ходе занятий дети учатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции.   Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. Данное пособие рекомендовано педагогам коррекционных и общеобразовательных учреждений.

Цель данного пособия: подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие умения составлять характеристику звука.

Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые/мягкие согласные звуки; глухие/звонкие звуки, активизировать интерес детей к звукам; воспитывать любовь к русской речи.

Описание.

Пособие изготовлено из дерева в виде паровозика с тремя вагонами разного цвета: красного, синего и зелёного. В каждом вагончике «живут» клубочки аналогичного цвета. В красном музыкальном вагончике живут гласные звуки ( красные клубочки - фишки красного цвета, на которых изображены символы гласных в виде геометрических фигур( раскрытие рта)( по Т.А. Ткаченко). У красного клубочка ниточка длинная, тянется, потому что нет преграды для воздушной струи, звук можно пропеть, протянуть.

В синем вагончике живут твердые согласные звуки ( синие клубочки - фишки синего цвета, на которых изображены предметы - символы твердых согласных звуков (взяты из картотек разных авторов М. Ф.Фомичева, Т.А.Ткаченко, З.Е. Агранович , некоторые придуманы автором пособия), а в зелёном вагончике - мягкие согласные звуки (зелёные клубочки - фишки, на которых изображены предметы - символы мягких согласных звуков. Ниточка у синего и у зелёного клубочка рвётся, потому что согласные звуки нельзя пропеть, для воздушной струи есть преграда. А также в синем и зелёном вагончиках живет дедушка Ау, он старенький, поэтому уже плохо слышит, он глухой и дружит с глухими звуками и Звонкий колокольчик, который дружит со звонкими звуками. Звуковозик едет из невидимой страны Звуков в страну Азбуку, где живут буквы, за которые прячутся клубочки-звуки. По мере знакомства со звуками русского языка дети выполняют задания по произнесению звуков по картинкам-символам( клубочкам).

Варианты работы с данным пособием:

  1. Произнесение гласных звуков

 Например,  [а], [у], [o], [и], [э], [ы] ( фишки гласных)

C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpg , C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный круг маленький.jpg , C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный овал.jpg ,  C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный прямоугольник.jpg , C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный половина круга.jpg ,C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный половина круга.jpg

  1. Произнесение звукослияний ( из гласных звуков)

Например, [ау], [ои], [ыэ]

C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный круг маленький.jpg     C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный овал.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный прямоугольник.jpg      C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный половина круга.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный половина круга.jpg

  1. При знакомстве с согласными, дети начинаю прочитывать слоги, отгадывая ребусы

Например,  АП.., ПА.

 C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий чайник.jpg     C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий чайник.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpg

  1. Прочитывание слов из пройденных звуков, отгадывая ребусы.

Например, «вата», «винт»

    C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий вентилятор.jpg C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpg C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий молоток.jpg C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpg                C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\зеленые\фишка зеленый вентилятор.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный прямоугольник.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий девочка.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий молоток.jpg

  1. Затем идут задания на планшете, когда дети разноцветными маркерами начинают печатать слова, отгадывая данные ребусы, соотносят звук с буквой, которая обозначает данный звук ( за которую он прячется).

Например, «тумба», «Бим»

Примечание. Обязательно берутся те слова, которые как произносятся, так и пишутся.

C:\Users\Natali\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0924.jpgC:\Users\Natali\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0925.jpgC:\Users\Natali\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0929.jpg

  1. Разгадывание ребусов и печатание предложений ( планшеты и разноцветные маркеры)

Например, У Вани танк.

C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный круг маленький.jpg        C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий вентилятор.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\зеленые\фишка зеленый девочка.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный прямоугольник.jpg          C:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий молоток.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\красные\фишка красный большой круг.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий девочка.jpgC:\Users\Natali\Desktop\символы звуков\синие\фишка синий дождь.jpg.

Постепенно, в игровой форме, отгадывая ребусы, дети легко обучаются чтению, сначала слогов, затем слов, а потом и целых предложений.

Обратная сторона фишек без картинок - символов. Она предназначена для выполнение заданий на звуковой анализ слов.



Предварительный просмотр:

                          ПАМЯТКА

                 (для детей, а также их родителей)

Данная методика помогает детям в игровой форме понять, что мы произносим и слышим, а что печатаем. И почему за одну букву может спрятаться два звука (обозначение твердости и мягкости), а за какие-то согласные буквы прячется только один звук (твердый или мягкий). Печатая слова, словосочетания и предложения, отгадывая «ребусы» и обращая внимание на цвет фишки, дети обучаются слышать звуки в конкретном слове, т.е делать звуковой анализ слов. В дальнейшем, это фонетический разбор, который будет сопровождать детей не только в начальной школе, но и в средней, старшей. Символы звуков у разных авторов могут отличаться, например, у кого-то звук /ч/ - это звук поезда, а у кого-то – кузнечик. На фишках (клубочках), обозначающих согласные звуки, изображены предметы, которые  звучат похоже на определенный звук. Например, стучим по синему барабану – барабан звучит/б-б-б../, стучим по зеленому маленькому барабанчику – барабанчик звучит /б’-б’-б’../. Авторы, у которых вы можете увидеть элементы данного обучения (М.Ф. Фомичева, Т.А. Ткаченко, З.Е. Агранович и др.). Со своей стороны хочу сказать, что использую у некоторых звуков свою символику. Это не имеет значение. Главное, что за много лет работы  дети, которые обучаются не механическому чтению, а осознанному, с понимание «Что такое звук? Что такое буква? Для чего?  И в чем связь?», никогда не испытывают трудности с усвоением русского языка.                                 

                    Гласные звуки

звук /а/    Аа           звук /у/   Уу

звук /о/    Оо                звук /ы/   ы

звук /э/   Ээ                 звук /и/   Ии

                   

                 Согласные звуки

Звуки /м/ Мм                /м’/Мм

Звуки /п/Пп                 /п’/Пп

Звуки /т/Тт                  /т’/Тт

Звуки /к/ Кк               /к’/Кк

Звуки /н/Нн               /н’/Нн

Звуки /в/Вв               /в’/Вв

Звуки /ф/Фф            /ф’/Фф

Звуки / х/Хх             /х’/Хх

Звуки /г /Гг              /г’/Гг

Звуки /д/Дд               /д’/Дд

Звук /й/Йй


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....

дидактический материал по английскому языку для 2 класса

Данный архив содержит полезную информацию для урока английского языка во 2 классе. он содержит (музыкальные физ.минутки,  ЗАДАНИЯ НА УСВОЕНИЕ АЛФАВИТА, песни на английском)...

Дидактические материалы

В данном разделе размещены дидактические материалы по различным дисциплинам основной и дополнительной подготовки, сборники упражнений, тестов и других материалов для использования на уроке и СРС...

дидактические тесты по немецкому языку

Дидактические тесты по немецкому языку разработаны для обучающихся средних специальных учебных заведений всех специальностей....