План открытого занятия по дисциплине ОП.02 Техническая механика на тему «Цент тяжести»
методическая разработка

Родионов Александр Александрович

Цель занятия: изучение понятие центра тяжести (его значение в природе и технике, закономерности);

         Задачи занятия:

         Познавательные: обеспечить знание студентами понятия силы тяжести, центра тяжести; обеспечить формирование умений по определению центра тяжести ; формировать умение систематизировать изученное,  раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, развить способность к анализу,

         Развивающие и воспитательные: создать  условия для формирования у обучающихся практических навыков определения центра тяжести, развития  логического мышления студентов; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач;  формировать  творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

 

 

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями);

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков, систематизация и закрепление изученного материала.

Межпредметные связи:   

         Обеспечивающие: физика, математика, инженерная графика

         Обеспечиваемые:

ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

         Внутридисциплинарные: техническая механика (сопротивление материалов, детали машин)

Технология обучения: личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей обучающихся

Формы и методы обучения – метод проблемного изложения, исследовательский, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, интерактивный; индивидуальная работа студентов, решение задач, решение творческих  заданий;

 

Планируемые образовательные результаты:     

Студенты должны знать:   

 

основы технической механики; виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения        

Студент должен уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsentr_tyazhesti_otkrytyy_urok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого занятия по дисциплине ОП.02 Техническая механика на тему «Цент тяжести»

Преподаватель: Родионов Александр Александрович

Образовательное учреждение: Тучковский филиал Московского Политехнического университета

 Дисциплина: ОП.02 Техническая механика

Группа: 161-ТО11

Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Цель занятия: изучение понятие центра тяжести (его значение в природе и технике, закономерности);

        Задачи занятия:

        Познавательные: обеспечить знание студентами понятия силы тяжести, центра тяжести; обеспечить формирование умений по определению центра тяжести ; формировать умение систематизировать изученное,  раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, развить способность к анализу,

        Развивающие и воспитательные: создать  условия для формирования у обучающихся практических навыков определения центра тяжести, развития  логического мышления студентов; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач;  формировать  творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями);

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков, систематизация и закрепление изученного материала.

Межпредметные связи:   

        Обеспечивающие: физика, математика, инженерная графика

        Обеспечиваемые:

ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

        Внутридисциплинарные: техническая механика (сопротивление материалов, детали машин)

Технология обучения: личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей обучающихся

Формы и методы обучения – метод проблемного изложения, исследовательский, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, интерактивный; индивидуальная работа студентов, решение задач, решение творческих  заданий;

Планируемые образовательные результаты:        

Студенты должны знать:        

основы технической механики; виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения        

Студент должен уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах

Общее время занятия: 90 минут.

Оснащение урока: 

        А) Наглядные пособия: электронная презентация

        Б) Технические средства обучения : проектор, компьютер с установленной на них программой Microsoft PowerPoint

        В) Учебные места (для практических занятий, лабораторных работ)

Рекомендации к занятию:

В ходе урока по ходу объяснения материала студенты делают записи в конспектах, приводят собственные примеры. Сообщения студентов по предложенной тематике являются опережающим домашним заданием.

 Теоретическая часть урока построена на основе слайд - лекции.

 Практическая часть урока построена на основе индивидуальной работы и выполнения самостоятельных и коллективных практических заданий

        Межпредметные связи:

        Литература :

        Основная: 

        1.Л.И. Вереина, М.М. Краснов –Техническая механика

        Дополнительная:

         1. Олофинская В. П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Содержание этапов урока (основное) и необходимые методические пояснения и рекомендации

Добавления, изменения, замечания

1

Организационный момент

Эмоциональный настрой группы

3 минуты

2

Изучение нового материала

42 минуты

2.1

Сила тяжести как равнодействующая

Презентация

2 минуты

вертикальных сил

2.2

Центр тяжести

2.2.1

Сообщения по темам

Домашнее задание

Центр тяжести

5 минут

Устойчивость судна или ванька-встанька на воде

5 минут

2.2.2

Центр тяжести тела. Методы нахождения

Презентация

10 минут

центра тяжести тела

а

Способ подвешивания

б

Способ взвешивания

в

Аналитический способ

-

Метод симметрии

-

Метод разбиения

-

Метод отрицательных масс

2.2.3

Центр тяжести простых геометрических

20 минут

фигур

-

Прямоугольник

-

Треугольник

-

Сектор

-

Круг

-

Полукруг

-

Плоские фигуры прокатных профилей

3

Закрепление  и систематизация знаний

37

полученных знаний

3.1

Определение центра тяжести сечения

показательно

сложной формы

презентация

4

Подведение итогов  и рефлексия

Обобщение, вопросы

5 минут

5

Задание на дом

3 минуты

5.1

СРС: определить положение центра

тяжести сложного сечения

5.2

Повторить пройденный материал

Итого:

90 минут

Ход учебного занятия :

1. Организационный момент

        Здравствуйте, садитесь! Давайте проверим присутствующих на уроке. Староста, пожалуйста. Наш урок не в совсем обычном формате, но я думаю вы быстро адаптируетесь и ваша работоспособность будет на достаточно высоком уровне.

        Тема сегодняшнего нашего урока: «Центр тяжести». (слайд 1). Запишите в тетрадях число и тему урока. Сегодня нам необходимо изучить, на мой взгляд, одно из  важных понятий  – центр тяжести. И я думаю, вы со мной в завершении  урока с этим согласитесь Цель урока: изучение понятие центра тяжести (его значение в природе и технике, закономерности);

        Задачи урока:

        Познавательные: обеспечить знание студентами понятия силы тяжести, центра тяжести; обеспечить формирование умений по определению центра тяжести ; формировать умение систематизировать изученное,  раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, развить способность к анализу,

        Развивающие и воспитательные: создать  условия для формирования у обучащихся практических навыков определения центра тяжести, развития  логического мышления студентов; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач;  формировать  творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

         А в рамках этих целей мы займемся изучением  очень важного понятия -  центра тяжести , рассмотрим его  значение в природе , технике, в вашей дальнейшей профессиональной деятельности, а также научимся определять положения центра тяжести тел и плоских фигур.

 

2. Изучение нового материала

2.1 .Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил

        Почему мяч, брошенный в горизонтальном направлении ), через некоторое время оказывается на земле? Почему камень, выпущенный из рук , падает вниз? Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу? У всех этих явлений одна и та же причина  - притяжение Земли.

        Сила тяжести является одним из проявлений закона всемирного тяготения  ( Закон всемирного тяготения Ньютона, который стал первым научным законом, действующий во всей Вселенной гласит: каждые две частицы материи притягивают взаимно друг друга, или тяготеют друг другу, с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними:

Давайте вспомним  из курса физики, что же представляет собой сила тяжести?

Ответы студентов: ____________________________________________

Сила тяжести – это сила, с которой тела притягиваются к земле

Сила тяжести тела – это равнодействующая сил тяжести отдельных частиц тела; модуль этой силы – вес тела.

G – сила тяжести.

         Это сила, распределенная по всему объему тела, так на каждую его материальную точку действует сила притяжения, направленная к центру Земли. Силы притяжения, приложенные к частицам твердого тела, образуют систему с линиями действия, сходящимися в центре Земли. Но радиус Земли 6380 км, поэтому углы между линиями действия сил тяжести  двух соседних точек тела настолько малы, что систему сил тяжести , приложенных к телу, практически безошибочно можно считать параллельной. (Слайд 8)

        Как бы мы ни поворачивали тело, не изменяли его положение в пространстве, силы тяжести его отдельных частиц останутся параллельными друг другу (вертикальными): относительно тела они будут поворачиваться вокруг своих точек приложения, сохраняя свою параллельность и численное значение. Но при повороте равнодействующая параллельных сил всегда проходит через одну и туже точку – центр тяжести системы паралле6льных сил. Отсюда следует, что центр тяжести находится в совершенно определенной для каждого тела точке и не изменяет своего положения относительно этого тела при изменении положения самого тела.

2.2 Центр тяжести. Методы нахождения

2.2.1  Послушаем сообщения о центре тяжести и его значении в жизни

О значении центра тяжести в нашей повседневной жизни расскажет Кирилл Григорович

Вчера ваша группа присутствовала на спуске судна на «Окской судоверфи». И то, что такая многотонная махина держится на плаву и не переворачивается, т.е. является устойчивой «виноват» центр тяжести.  Послушаем сообщение Горбатко Никита.  

Выступления студентов с сообщениями

2.2.2 Центр тяжести. Методы нахождения

Центр тяжести тела – это такая неизменно связанная с этим телом точка, через которую проходит линия действия силы тяжести данного тела при любом положении тела в пространстве. (слайд 11)

Очень часто центр тяжести  тела находится и вне тела.

Приведите такой пример

Так как центр тяжести тела – центр параллельных сил тяжести его частиц, то его координаты определяются по формулам:

        Хс, Yc, Zc – координаты центра тяжести тела;

        Gi – сила тяжести произвольной частицы тела;

        Хi, Yi, Zi – координаты этой частицы

       - сила тяжести всего тела

        Рассмотрим методы определения координат центра тяжести тела.

        

2.2 .3. Центр тяжести простых геометрических фигур

Очень часто приходится определять положение цента тяжести различных плоских тел и геометрических плоских фигур различной формы.

V= Аh

А – площадь фигуры, h – ее высота.

Поэтому координаты центра тяжести плоской фигуры определяются по формулам:

 Если плоская фигура имеет неправильную форму, то центр тяжести такой фигуры находится :

  1. Методом подвешивания на острие;
  2. Теоретическим методом. В этом случае сложная фигура разбивается на определенное количество элементарных фигур, имеющих правильную геометрическую форму. Затем определяется положение центра тяжести и площади каждой элементарной фигуры.

3 Закрепление  и систематизация знаний  полученных знаний

        Задача: Определить центр тяжести тел (задание на доске)

4 Подведение итогов  и рефлексия

Сегодня мы с вами хорошо поработали. Результаты следующие – выставить и прокомментировать оценки. А еще ответьте на вопросы:

1. Сегодняшний урок мне (понравился или не понравился)

2. Мне понравилось …(назвать, что именно)

3. Пригодятся ли эти знания в вашей профессиональной деятельности?

 5 Задание на дом

Задача: Определить центр тяжести тел (задание на доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОП.1 Техническая механика

Дисциплина "Техническая механика".Специальность 140448  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»...

Методические рекомендации для проведения урока по дисциплине «Техническая механика» на тему: «Кинематика точки»

Данные методические рекомендации разработаны по теме «Кинематика точки» в объеме для изучения 2 часа и предназначена для преподавателей, преподаваемых дисциплину «Техническая механика» специальности 2...

Задания по выполнению самостоятельной работы на тему: "Механические передачи" по дисциплине ОП 1 "Техническая механика"

Задания по выполнению самостоятельной работы на тему "Механические передачи" по УД "Техническая механика"...

Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" на тему «Сопротивление усталости»

Урок на тему «Сопротивление усталости» является одним из основных в разделе. Данный раздел -  один  из базовых в дисциплине «Техническая механика». В результате изуче...

УРОК по дисциплине «Техническая механика» на тему «Расчет статически определимых ферм» с презентациями.

Изучение статически определимых ферм завершается рассмотрением графического способа определения усилий в стержнях фермы.Представлена разработка урока с двумя презентациями - приложениями. Презентация ...

Календарно-тематический план по дисциплине ОП.02 "Техническая механика"специальность 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (базовый уровень)

Календарно - тематический план составлен на основании рабочей программы по дисциплине ОП.02  «Техническая механика»,утвержденной  ГАПОУ РБ  «Бурятский республиканский ...

Тестовые задания по дисциплине "Техническая механика" по теме "Разьёмные и не разьёмные соединения. Виды передач"

Тестовые задания по дисциплине "Техническая механика" по теме "Разьёмные и не разьёмные соединения. Виды передач"...