Солнце – источник света и тепла
план-конспект урока

Солнце – источник света и тепла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse_-_istochnik_sveta_i_tepla.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Познание мира

Тема «Солнце – источник света и тепла»

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урокаурок - исследование

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

- Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

II Мобилизующий этап

- определение темы, цели

-Постарайтесь по этой загадки определить тему нашего урока.

Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

(солнце)

- Что даёт нам солнце?

Тема нашего урока «Солнце –источник света и тепла»

Определим задачи урока

- Что должны понять?

- Что должны узнать?

III

-Повторим пройденный материал

Игра «Продолжи»

1. Звезда - это … (солнце)

2. Невооружённым глазом на небе видно (3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … (9 планет)

4. Спутник Земли - это … (луна)

5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему)

6. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

7. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

8. Что ближе к ЗемлеСолнце или Луна(Луна)

9. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

10. Одежда для космонавтов (скафандр)

-Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы. (учащиеся прикрепляют таблички с надписями на модель Солнечной системы)

1. Самая близкая к солнцу планета(Меркурий)

2. Планета, римская богиня любви? (Венера)

3. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4. Красноватая планета,названная древними римлянами в честь бога войны? (Марс)

5. Самая большая планета? (Юпитер)

6. Планета, окруженная плоскими кольцами,составляющими как бы одно кольцо?9Сатурн)

7. Какая планета следует за Сатурном? (Уран)

8. Планета с именем морского царя? (Нептун)

9. Самая дальняя планета? (Плутон)или Нептун

-Как называется наука изучающая космос? Астрономия

-Как называют людей, которые изучают космическое пространство? Астрономы

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

IV Работа над новым материалом

-Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

- А что мы знаем о Солнце?

(зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

- Какие изменения происходят с Солнцем?

- На что это влияет?

(дни длиннее,ночи короче)

Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех.

-отгадывание загадки

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит.

-Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная легенда о Солнце.

Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный (добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.

- Какой вывод вы сделали для себя?

(лучше быть добрым)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос и записать в тетрадь определение солнца:

- работа в группах (7-8мин)

1. Дать понятие о Солнце

2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?

3. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

4. Как человек использует солнечную энергию?

5. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?

- слово учителя (видеоролик)

Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн. раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло.

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

- работа по парам (взаимооценивание)

Объясните, каким образом работает Солнце, если оно … (карточки)

свет

тепло

энергия

воздух

свет – светит, видим окружающий мир

тепло - греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

Физкультминутка на внимание.

3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

- компетентностное задание (резерв)

- Почему человек называет Солнце «солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны (протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

- А какие ассоциации возникают со словом «солнце»?

(загар)

- дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

- слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная энергия является не просто источником света, а источником жизни. Без нее невозможен рост растений, развитие животных и жизнь человека. Польза и вред солнечного загара является предметом многочисленных споров. Некоторые считают загар полезным для здоровья, а другие убеждены во вреде ультрафиолета.

Ультрафиолетовые лучи проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

Чрезмерное действие ультрафиолета и пренебрежение правилами пребывания на солнце может нанести непоправимый вред организму. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца.

- так полезен ли такой загар?

V Закрепление

-С помощью следующего задания мы проверим, кто сегодня на уроке был внимательным(5 мин)

- Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле.. . (звезда). Это огромное.. . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму.. . (шара). Расстояние от Земли до Солнца (150млн. км)

- Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.

- Посмотрите на доску и выполните самостоятельно проверку задания. Выставите себе оценку.

VI Домашнее задание (с. 70-71 пересказ) Синквейн «Солнце»

VII Итог урок. Рефлексия

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

- Как люди используют солнечную энергию?

«Сегодня на уроке я …

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно….»

-самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

- А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

-если урок понравился, я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

-если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

-если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

- С каким фруктом можно сравнить солнышко?

Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Свет. Законы света"

В данную разработку входит план занятия и презентация. Данный урок дает возможность обучающимся сформировать представление о том, что такое свет и каким законам он подчиняется....

[Научно-исследовательская работа] Сравнительный анализ источников света

Автор работы:  Серафин Роман Андреевич, 2 курс, группа 341 Руководитель: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель спецдисциплин АУ «Сургутский профессиональный колледж». В результате миро...

Мастер-класс "Сравнение технико-экономических показателей различных источников света"

Мастер-класс «Проверка достоверности рекламной информации осветительных приборов» Анализ информации, размещенной на упаковке энергосберегающих ламп и ламп накаливания путем сравнения характе...

Тест (текущая аттестация) по уроку "Электрические источники света: устройство, принцип действия, характеристики"

Тестовые задания текущей аттестации в виде шести вопросов с отмеченными правильными ответами и указанными источниками.Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»...

Солнце как источник энергии

Актуальность работы: Качество нашей жизни зависит от энергопотребления, поэтому каждый из нас энергозависим. Это связано с тем, что за пределами больших городов энергоснабжение является нестабильным. ...

План открытого урока по МДК.01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий, по теме: "Виды электрических источников света: люминесцентная лампа"

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАпо МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятийв группе № 6.Э.С.21по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и ...