РАБОТА КУРАТОРА ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СПО
статья

Забродина Анна Николаевна

Успешность воспитательного процесса в работе куратора, в первую очередь, зависит от того, как складываются отношения между преподавателями, студентами и родителями. Только единение, сплочение, установление взаимопонимания приводит к комфортным условиям в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА КУРАТОРА ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СПО

А.Н. Забродина

ГБПОУ ВО «ВТСТ»

Преподаватель, куратор.

Целесообразно   воспитательную работу организовывать совместно с родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.  Успешность воспитательного процесса в работе куратора, в первую очередь, зависит от того, как складываются отношения между преподавателями, студентами и родителями. Только единение, сплочение, установление взаимопонимания приводит к комфортным условиям в обучении.

 Куратор и родители студентов – это воспитатели, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда куратор и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Как куратор, так и родители желают видеть студентов (детей) здоровыми и счастливыми.  

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем куратор может получить нужный совет у родителей.

Сотрудничество куратора и родителей позволяет лучше узнать студента, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Куратору необходимо построить цель, формы и методы работы с родителями.

Стиль работы куратора группы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии студента.

В свою очередь, содержанием взаимодействия куратора с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, данные задатки и склонности, интересы, и помочь развить их в различных видах деятельности. Это и позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность куратора с родителями обучающихся в нашем техникуме представлена следующими направлениями: 

• изучение социального паспорта семьи; 
• взаимодействие с родительским комитетом; 

• совместная деятельность родителей и обучающихся;
• информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; 

• психолого-педагогическое просвещение родителей.

Изучение семей и условий семейного воспитания. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». В действительности это так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно.

От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, куратор посещает семьи и знакомится с ними в естественной и неформальной обстановке. В ходе посещения куратор выясняет условия, созданные для домашних занятий студента, его семейные трудовые обязанности, интересуется, как организован досуг студента, каков его круг общения.

Куратору необходимо понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяет уровень педагогической образованности родителей, оценивает их умение организовать жизнь и деятельность ребенка в семье. 

В ходе таких посещений необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику студента с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов.

После посещения и изучения семей куратор составляет социальный паспорт группы. Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы можно получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для куратора. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, куратор – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем студента.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями куратор должен проявлять максимум тактичности.

Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход куратора должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. 

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе.

 На первом же родительском собрании кураторы знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании. На последующих родительских собраниях кураторы информируют родителей об уровне сплоченности и организованности группы, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них студентов. 

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Самая распространенная форма работы преподавателя с родителями – это родительские собрания. Общие родительские собрания проводятся 3-4 раза в год на 1-2 курсах обучения, и 2-3 раза в год на последующих. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в группе, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с техникумом, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии студента, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Семья играет главную роль в формировании личности студента. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждой группе кураторы делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года. 

Взаимодействие с родительским комитетом. Для повышения эффективности обучения и воспитания студентов в группе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе группы, техникума. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с куратором и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании студентов группы. 

Совместная деятельность родителей и студентов. Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность студента; улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и студентов.  Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают куратору в подготовке внеурочных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижена, особенно в мероприятиях. Но даже единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

         Все рассмотренные направления, формы и методы работы куратора группы с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса.

          Вывод: воспитание проявляется не в наставлениях, а ежеминутных мелочах, из которых строится жизнь. Взаимного уважения, стиля общения с коллегами, студентами, их родителями, нашего красноречия, образа жизни, эстетики кабинета, жизненной позиции, неравнодушия, терпения, любви и многого другого.

У воспитательного процесса нет перерыва на обед, перемену или каникулы, он бесконечен.

Куратору нельзя ошибаться, ведь в его руках социальное будущее обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадровое обеспечение воспитательной деятельности. Работа кураторов групп

Материал посвещен работе кураторов групп в заведениях СПО Калуги...

отзыв о работе куратора группы для СПО

тоже полезный отчёт для тех кому грозит аттестация....

Отчет по воспитательной работе куратора группы № 24 ОПУ РЖПТ

Интересные мероприятия жизни группы за год...

План воспитательной работы куратора группы

План  воспитательной работы куратора группы...

План воспитательной работы куратора группы 312 Т на 2014-2015 уч.год.

План содержит основные направление работы со студентами в течение учебного года, мероприятия по направлениям воспитательной работы и ожидаемые результаты....

План воспитательной работы куратора группы 118-ГД, специальность 43.02.14 Гостиничное дело, 1 курс

План воспитательной работы включает в себя перечень мероприятий, по следующим направлениям:Гражданское воспитаниеНравственное воспитание Воспитание физически и духовно здоровой личностиПрофессион...

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Итоги работы куратора группы"

Работая и ведя группу с первого курса – постепенно узнаешь  способности и таланты, каждый студент по-своему интересен, талантлив. Хочу поделиться своим опытом работы  студентами ...