ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
учебно-методический материал

Щербакова Виктория Сергеевна

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;

- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физическому воспитанию различных возрастных групп населения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статьи Шамраева Игоря Анатольевича

По которой проводился анализ деятельности педагогов

«Волейбол, как средство физического воспитания»

Со слов автора Фурманова А.Г. (1983г) волейбол счастливо вобрал в себе лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста. Нет такого угла на огромных просторах нашей Родины, где бы волейбол был неведом людям. Да и трудно найти человека, который в своей жизни ни разу не сыграл в волейбол.

Болдырев Д. М. ( 1983 г.) пишет: «Волейбол – игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакций и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой».

Ковалёв В.Д. (1988г.)  отмечает, что особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность  само дозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которой он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

Железняк Ю.Д.(1991г.) считает, что соревновательная деятельность составляет основу волейбола, его цель и критерий эффективности тренировочного процесса.

Структура тренировочной деятельности и факторы. Определяющие ее эффективность, служат важнейшим ориентиром при построении  системы подготовки.

Без ориентации на специфические особенности тренировки не возможна оптимальная подготовка. С точки зрение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику.

Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: например водителям транспортных средств.

По мнениям Титова Г.М. и Степанова Г.В.(2006г) школьники мало заинтересованы в занятиях физической культурой  и спортом. Изменить ситуацию можно, предоставив учащихся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе чего в школе будут решаться задачи развития физической жизни в целом. Одна из самых доступных для всех учащихся в этом плане дисциплин – волейбол.

Учебный предмет «Волейбольная подготовка» включён в государственную программу по физическому воспитанию школьников. Выполнению программных требований выражаются в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоритической подготовке (тестирование 2 раза в год), а также арсенал технических приёмов, объём тактических действий, уровень теоретической подготовленности, результаты участия в соревнованиях.

Организация и методика проведения тренировок.

Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств.

Техническая подготовка - это процесс обучения волейболистов технике движений и действий, служащих средством ведение игры, а также их совершенствования. Организация действий, техника игры делятся на технику нападение и технику защиты.

Техника нападения в свою очередь включает технику перемещений (разновидности стоек и перемещений) и технику владения мячом (подача, передачи на удар, нападающие удары, перебивания).

Техника защиты волейболиста складывается из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи подающего удара и блокирования).

Техническую подготовленность юных волейболистов оцениваются по двум показателем:

1.Арсенал технических приёмов и способов их выполнения, включённых в программу для соответствующих возрастов.

2.Результаты выполнения контрольных испытаний по технической подготовке (тестирование) смотреть в приложении « Нормативы тестирования».

8-10 лет) Младший возраст. 1 год обучения

На этом этапе подготовки, занимающиеся должны иметь понятие о перемещениях и стойках:(1)- основная, низкая; (2)- передвижение приставными шагами; (3)- остановка шагом; (4раз)- сочетание перемещения и остановки.

( 11-12 лет) Младший возраст. 2 год обучения 

Перемещения стойки (1) - основная низкая; передвижение приставными шагами (2); остановка шагом (3) сочетание перемещения и остановки (4)

Передачи – сверху двумя руками, в стену (5) на месте в движении приставными шагами. Вправо, влево, над собой, в парах на месте и в движении; отбивание мяча кулаком прыжке у сетке (6).

Подачи – нижняя, верхняя в пределах площадки, в правую и левую половину (7)

Нападающий удар – прямой удар с разбега по мячу в держателе или на резиновых амортизаторах (8).

Приём мяча – сверху двумя руками; брошенного через сетку (расстояние 4-6 метра), от нижней прямой подачи (9); снизу двумя руками в стенку многократно от нижней подачи (10).

Блокирование – одиночное задержание мячей. Опробование. Делать листы из поролона надеты на кисти рук (11).

Средний возраст. (12-14лет)

Перемещения - сочетание способов перемещений и остановок (1), перекаты, падения на месте и после перемещения (2).

Передачи – сверху двумя руками; встречная передача, расстояние 4-5м (3), через сетку в заданную зону (4), передача, стоя спиной к направлению передачи (5), в прыжке вперед-вверх (6), отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки (7).

Подачи – нижней, верхней в пределах площадки (8), в правую и левую половины.

Нападающий удар – прямой удар по ходу (9) из зон 4 и 2 и передачи из зоны.

Прием мяча – сверху двумя руками; брошенного через сетку (расстояние 8-10 метров)(9 -10), нижней подачи (11), снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2 (12).

Блокирование – одиночное (13) прямого удара по уходу из 4 и 2 (стоя на подставке, удар выполняется по подброшенному партнером мячу, или передачи).

Тактическая подготовка – это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делаться на две категории: защитные и нападающие действия.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры – многократное выполнение упражнений, действий, элементов.

В зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите.

Тактика защиты состоит из четкого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.

Тактика нападения осуществляется посредством подач и передач и собственного нападающего ударов.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональными возможностям учащихся. Для этого необходимо всестороннее физических качеств.

Физическая подготовка подразделяют как общая, так и специальная.

Средством общей физической подготовки является ОРУ направленные на развитие всех качеств, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнений на различных снарядах, тренажёрах, занятий другими видами спорта.

Средствами специальной физической подготовки является:

1.Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости, скоростной, прыжковой силой, игровой быстроты переключения от одного действия к другому.

2.Акробатические упражнения.

3.Подвижные и спортивные игры.

4.Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Обследование по физическим данным производиться по общепринятой методике биометрических измерений.

1. Бег 92 метров. ( «Елочкой»)

В пределах границ волейбольной площадки расположить 7 набивных мячей. Учащиеся располагается на лицевой линии. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно. Игрок должен каждый раз касаться мяча, находящегося на лицевой линии. Время засекается по секундомеру.

2.Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление « косой экран», позволяющий измерить высоту подъёма общего центра тяжести при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50 см. При проведении испытания должны соблюдать единые требования (точка отсчета, при положении стоя, на носках, касаясь вытянутой рукой наивысшей точки). Число попыток - три, берется лучший результат.

3. Прыжок в длину с места. Замер делает от контрольной линии до ближайшего к себе следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

4.Метание набивного мяча массой 1 кг. Из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, стопы за чертой параллельно друг друга. Поднимая мяч вверх, производит замах за голову и тут же сразу бросок вперед.

Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета. Делаются три попытки, берется лучший результат.

Список литературы:

1.Праввдин В.А, и др. Волейбол – игра для всех .- М. : Физкультура и спорт, 1966.

2. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец.№2114 «Физ.Воспитание» В.Д.Ковалева.- М.:Просвещение, 198.

3.Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-н/Д.: «Феникс»,2000.- С.16 .

4.Тер-Ованесян А.А. Спорт/ Обучение, воспитание, тренировка/ - М.: 1967.

5.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред.В.Н.Ляха и Г. Б. Мейксона.-М.:Просвещение, 1996.- с.19-21.

6.Физическая культура: Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов/ д-р пед. наук, проф.А.П.Матвеев.- М.:Просвещение,2008.

7.Физкультурно- оздоровительная работа в школе: Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-184 с. - (Портфель учителя).



Предварительный просмотр:

Изучение опыт работы учителя физической культуры

 Рассолова Андрея Владимировича

В своей работе он описывает «Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру «Волейбол».

Стаж работы: Педагогический 11 лет 

Актуальность и перспективность опыта.

   В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…»

   Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

    У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях НТР значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.

   В нашей  школе обучается 83 человека. Из них имеют основную группу здоровья  76 человек (91 %), подготовительную 6 человек (7 %), специальную 1 человек (1, 2 %). По результатам медицинских осмотров учащихся  наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания (4,5%), костно – мышечной системы (сколиозы, нарушения осанки) (12%), органов зрения (6%), сердечно – сосудистой системы (6%) и др.

Из года в год отмечается большое количество простудных заболеваний среди учащихся. Школьники пропускают уроки, а затем освобождаются от уроков физической культуры. Анализ ситуации в школе показывает, что необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использование здоровьесберегающей технологии  на уроках физической культуры и во внеурочное время являются основой   формирования  здорового образа жизни учащихся.

Только два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Поэтому и был введен Министерством Образования Российской Федерации дополнительный час физической культуры в школе.

В «Методических рекомендациях о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» указано, что «при разработке содержания образования целесообразно учитывать:

1) культурно – исторические традиции региона;

2) основные направления:

- оздоровительное

-спортивное

- общеразвивающее направление  

Учитывая все вышесказанное, а так же материальную базу, мою специализацию и потребности учащихся я выбрал проведение дополнительного часа по вариативному учебному плану углубленного изучения спортивной игры «Волейбол»,  который был рассмотрен на школьном МО и утвержден администрацией школы.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Спортивная игра, в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому,  играя учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

В своей работе в школе я приоритетной спортивной игрой выбрал волейбол. «Игрой миллионов» называют волейбол в нашей стране. Это командная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста. Развитие физических качеств, укрепление опорно – двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень его достоинств. И, наконец , я сам волейболист.

Ведущая педагогическая идея

Моя личная позиция:

  • поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни  учащихся;
  • включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
  • создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Возникновение  моего опыта   обусловлено следующими причинами:

  • ухудшение здоровья детей;
  • уменьшение  наполняемости классов;
  • снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта;
  • недостаточная материально-техническая база.

   За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

    Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной,  между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как сконцентрированность, , сила удара, ловкость, координация и быстрота движений.

Достоинства волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так волейбол открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Как составная часть программы по физической культуре в школе волейбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.

Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В.И.Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых названных физическими качествами очень различны.

Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, Наследственная программа передается из поколения в поколение.

Это необходимо использовать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников.

Особенно надо быть внимательными к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучению некоторым элементам.

В секциях волейбола проходит тщательный отбор занимающихся ( тремя этапами). И те учащиеся, развитие которых происходит медленнее остаются за «кормой». Нет, их не выгоняют, но они сами чувствуют себя неуверенно на фоне более успешных товарищей. Их не берут на соревнования областного уровня. И для них волейбол остается недосягаемой мечтой. А на дополнительном часе физкультуры  обучается каждый в меру своих способностей. Огромное удовольствие приносят учащимся школьные турниры по волейболу и пионерболу.

Адресность опыта

Свой опыт я могу предложить и начинающим педагогам, и опытным специалистам особенно  в связи с введением 3 часа физической культуры. Волейбол – это доступная игра для любого возраста, которая укрепляет здоровье,  развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и не требует дорогих вложений в инвентарь. А как приятно будет родителям на отдыхе поиграть со своими детьми в эту увлекательную спортивную игру.

Мой опыт показывает, что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего с 5 класса.

Технология опыта.  В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно – воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.

Цель моей педагогической деятельности: поднять уровень физической подготовленности учащихся.

Задачи:

- укреплять здоровье школьников;

- развивать двигательные способности;

- способствовать физическому развитию детей;

- воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

- воспитывать чувства коллективизма, ответственности.

Урок – основная форма обучения. Но кроме этого я использую внеурочные формы. Это соревнования школьные, районные, областные и  тренировки на базе школы.

На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод  - соревновательно – игровой. Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.

Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный,  вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка.

Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема.       Например, челночный бег развивает координацию движений, бросок теннисного мяча через сетку учит технике нападающего удара.

Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в волейбол.

    На своих занятиях использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.

Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками районных соревнований. А выбор таковых происходит с моим руководством, учитывая умения играть и умения взаимодействовать с другими игроками.

    Урок волейбола каждую неделю не стоит обособленно от остальных уроков. Он является дополнением в общую систему уроков, так как решает одну из основных задач физического воспитания в школе.

    Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.

   Комплексной программой данная учебная тема «Волейбол» определена для прохождения в 9 классе, но используя метод опережающего  обучения в освоении волейбола, реализую программу, начиная с 5-го класса. Этот метод позволяет пятиклассникам с успехом осваивать сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу, закрепить способность к чередованию способов перемещений по волейбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять и совершенствовать  перемещения с выходом на игровую позицию для выполнения какого-либо технического приема. Учу учащихся сочетанию различных способов перемещений, умению выбирать нужный в данный момент способ перемещения, соответствующей игровой обстановке (расстояние до мяча, траектория его полета и др.). иногда рисую схематическое изображение на листе бумаги и вместе с обучающими решаем, что нужно предпринять (в какой точке, с какой зоны, какой прием использовать и т.д.).

Эффективность освоения перемещений во многом зависит от уровня скоординированности занимающихся, сокращения времени на выполнение отведенных действий, быстроты, ловкости и скорости передвижения. Для развития этих качеств даю задания: передача мяча партнеру с различной высотой полета, траекторией, направлением, одним словом, усложняя их.  Также включаю подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.

Для технического освоения приемов мяча сверху и снизу двумя руками даю задания таким образом: у каждого учащегося в руках баскетбольный мяч, который дети используют вместо волейбольного мяча, выполняем передачу мяча над собой двумя руками сверху от 50 раз в общем количестве, которое постепенно увеличивается до 300 раз. За время выполнения этого упражнения есть возможность подойти к каждому ученику, исправить ошибки, похвалить, подбодрить. Та же  самая работа используется на освоение техники нижнего приема, но только уже с волейбольным мячом. Благодаря методу многократных повторений дети быстрее обучаются технике приемов и передач.

Для закрепления навыка передачи мяча сверху выполняем работу во встречных колоннах. Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 3-4 человека. При этом нужно стремиться, чтобы дети точно адресовали мяч встречному игроку, акцентировать их внимание на своевременный выход под летящий мяч и сохранение в момент передачи устойчивого равновесия. После того, как учащиеся осваивают передачи мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной стороне площадки, переходим к совершенствованию этого упражнения через сетку. Здесь даю задание, чтобы при передаче мяча через сетку сохраняли высокую траекторию полета мяча (мяч не должен касаться сетки). Перемещения учащиеся выполняют в заданных направлениях. Такие упражнения позволяют эффективнее усвоить технику выполнения приемов и передач мяча сверху 2-мя руками.

Для обучения  подачам использую следующий подход. Во-первых, обучаю детей выполнять только верхнюю прямую подачу и происходит это таким образом: в 5-х классах – подача сначала с 3- метровой линии с одного шага выполняется бросок мяча как в пионерболе одной рукой сверху в соответствии с техникой волейбольной подачи, затем по мере овладения подачей с 3-х метровой линии расстояние до сетки постепенно увеличивается и достигает лицевой  линии. Ко II полугодию переходим непосредственно к верхней подаче, но уже по всем требованиям в волейболе. Изучаем подачу с одного шага. Мяч в левой руке на уровне глаз, правая рука поднята над головой примерно на 10 см, кисть  - открыта, правая нога впереди. С одновременным подбрасыванием мяча вверх – вперед, делаем 1 шаг вперед левой ногой и ударяем прямо по мячу открытой кистью правой руки (для левши – наоборот). Сначала подачу выполняем с 3-х метровой, а затем, для каждого  ученика индивидуально, если получилось, мяч достиг цели, делаем 1 шаг к лицевой линии и т.д.

Для того, чтобы повысить интерес учащихся, предлагаю самым смелым выполнить подачу с прыжка и тут же  ее показываю, эффект потрясающий: дети стремятся сделать также, глаза горят, лица сияют.

Для закрепления навыков подач предлагаю подвижные игры «Охотники и утки», «Перестрелка», пионербол и др.

По мере освоения технических приемов, передач и подач конечно же очередь доходит и до двусторонней учебной игры по упрощенным правилам. Во-первых мы играем в пионербол с элементами волейбола. Игра происходит по следующим правилам:

1. Игрок подачу подает если пионербольную, то конечно из-за лицевой линии, но если волейбольную – за 6 метров от сетки.

Мяч, перелетевший сеть, ловим двумя руками, как и в пионерболе, затем выполняем верхнюю передачу в зону 3 (зоны на площадке размечаю мелом), игрок, находящийся в зоне 3, принимает мяч двумя руками сверху и передает его в зону 2 или 4 для выполнения нападающего удара. Здесь тоже есть варианты: если игрок не уверен, что он выполнит нападающий удар с прыжка как в волейболе, ему разрешается поймать мяч и выполнить удар с разбега 3-х шагов, как в пионерболе. Очко, выигранное после таких действий, засчитывается. По мере освоения техники и тактики игры, условия ее меняю. Например: мяч в нападении обязательно ударяем ладошкой, независимо от того в какой он точке находится или первый мяч после подачи обязательно принимаем на нижний прием и передаем в зону 3 (через разводящего). Игру постоянно комментирую, останавливаю ее, чтобы указать учащимся на явные ошибки. Иногда сама встаю на площадку проигравшей команды в зону 3, показываю, как игрок данной зоны должен выйти к мячу и передать его в заданном  направлении.

В тему «Волейбол» включаю сдачу контрольных нормативов по технике владения мячом. Выставление оценок по контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов, не отводя для этого специальных уроков.

Контрольный норматив

для 5, 6 классов

Оценка и количество повторов

5

4

3

Верхняя передача

7

5

3

Нижняя передача мяча перед собой

5

4

3

Подача мяча через сетку избранным способом, выполнить 10 подач

5

4

3

Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки.

На каждом уроке дети выполняют различные прыжковые упражнения со скакалкой и без нее. Режим работы со скакалкой разный: либо количество прыжков, либо по времени.

На уроках показываю различные виды  прыжков со скакалкой. Особенно детям нравятся двойные прыжки, и они стараются их выполнить. Прыжки со скакалкой входят в обязательное домашнее задание. Выполняем прыжки в длину с места, тройной прыжок, многоскоки, прыжки через скамейку, выпрыгивания и т.д.

Очень часто выполняем упражнения на шведской стенке для укрепления мышц брюшного пресса, рук, ног и др.

Для развития быстроты и координации выполняем челночный бег методом повторных упражнений, т.е. 3-5 подходов.

Бег выполняем в разных сочетаниях, например, 1 – бег, 2 – бег спиной вперед, 3 – приставными шагами вправо, 4 – приставными шагами влево и т.д.

Хочу раскрыть еще один очень маленький секрет, используемый мною при обучении волейболу – это обращение к образному мышлению, которое у детей очень хорошо развито. Например, можно много рассказывать о работе пальцев рук при выполнении передач мяча сверху двумя руками, показывать ее. Но всегда найдутся учащиеся, которые будут принимать мяч на ладони. Поэтому при обучении данному приему я предлагаю ученикам мысленно поиграть на пианино или гитаре. Мелодия на данных инструментах возникает только тогда, когда музыкант перебирает клавиши или струны пальцами. Волейбольный мяч тоже любит, когда его мягко касаются пальцами обеих рук. Точная, своевременная, удобная для партнера передача – это ведь тоже своеобразная мелодия. От красивого волейбола поет душа. После таких объяснений учащемуся обычно достаточно напомнить только одно слово о гитаре и он сразу понимает суть своей ошибки.

Результативность опыта и его эффективность

Учебный год

Кол-во обучающихся

детей

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету (в %)

 % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2009-2010

98

   1-11

100%

89,7%

2010-2011

93

   1-11

100%

91,2%

2011-2012

105

   1-11

100%

96,4%

Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года

п/п

Ф.И.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

1.

Братцев Андрей

2009-2010

11

Олимпиада по физической культуре

победитель

районный

2.

Степанов Сергей

2010-2011

9

Олимпиада по физической культуре

победитель

районный

3.

Степанов Сергей

2010-2011

9

Олимпиада по физической культуре

Участник (23)

областной

 

Кроме того, ребята (10 человек) в прошлом учебном году (2011-2012гг) приняли участие во всероссийском конкурсе-игре по физической культуре «Орлёнок» и показали неплохие результаты.

Итоги соревнований:

Год

Название соревнований

Место проведения соревнований

Занятое место

2010-2011

Первенство района «Баскетбол»

Р.п.Саргатское

 2 место

Первенство района «Волейбол»

Р.п. Саргатское

2 место

Первенство района «Хоккей»

Р.п.Саргатское

3 место

Первенство района по лёгкой атлетике

Р.п. Саргатское

1 место

2  место

Первенство по гиревому спорту

Р.п. Саргатское

2 место

2011-2012

Первенство района «Волейбол»

Р.п. Саргатское

2  место

Первенство района по лёгкой атлетике

Р.п. Саргатское

1  место

3  место

Первенство района  по баскетболу

Р.п. Саргатское

3 место

2012-2013

Первенство района по лёгкой атлетике

Р.п. Саргатское

1 место

3 место

Первенство района по баскетболу

Р.п. Саргатское

3 место

 

 Помимо того, двое учеников нашей школы (Степанов С. и Соловьёв В.) уже на протяжении двух лет (2010, 2011гг) являются членами сборной района по волейболу и защищают честь района на областных соревнованиях.

На областном уровне выступали также  ученики нашей школы и по лёгкой атлетике – Братцев Андрей (2009г) и Лавлинский Константин (2012г). Костя также ездил на всероссийские сборы по лёгкой атлетике в г. Железноводск (2012г).

Два выпускника продолжают образование  в СибГУФКе (Братцев А., Шипицин Е.),стали кадидатами в мастера спорта (лёгкая атлетика, гири).

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится пятиклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в волейбол на уроках  и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в школе, находят товарищей из более старших классов и налаживают отношения среди своих сверстников.

 Большое внимание уделяю внеклассной работе, являюсь тренером школьных секций «Волейбол-девушки», «Волейбол-юноши», «ОФП – нач. классы», провожу Дни здоровья и неделю здоровья, месячник военно-патриотического воспитания,  школьные соревнования и первенства по футболу, волейболу, баскетболу, мини-футболу,  лыжным гонкам, турслёт, зарницу.

Считаю, что личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Сам я являюсь членом сборной района по волейболу ( с 2000г), неоднократно участвовал в соревнованиях различного уровня. 

    Основными в моей работе были  и остаются неизменные категории: доброта, справедливость, требовательность. Помочь каждому ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.

Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самому постоянно. 

Выбрав когда-то этот путь, педагога я нисколько не жалею. Ведь рядом много надёжных друзей, у которых я учусь, и которые учатся у меня. Рядом дети, они тебя ждут  и, надеюсь,  любят как учителя, как человека, как личность.

Список литературы.

1  А.А. Гужаловский «Развитие двигательных качеств  у школьников».

2. Ю.Ю Палайма «Мотивы спортивной деятельности».

3. Л.П. Матвеев «Теория и методика физической культуры».

4. З.И. Кузнецова « Развитие двигательных качеств школьника».

5. Журнал «Физическая культура» №2 1997 год.

6. «Комплексная программа физического воспитания (1 -11 класс)» В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон.

7. Материалы Интернета – виртуальное методическое объединение учителей физкультуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов...