Мои творческие работы
статья

Мартынова Татьяна Петровна

Эссе "Моя педагогическая миссия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мое эссе19.32 КБ
Файл Доклад вошедший в сборник23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая миссия»

Мартынова Татьяна Петровна,

преподаватель юридических дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет

лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»

Л. Толстой  

Но совершенным преподавателем сразу не станешь. И в своей жизни к педагогическому ремеслу я пришла не сразу.

Какую профессию выбрать? Для меня такого вопроса не существовало. Я всегда знала, что буду преподавателем. Половина из моих родственников были связаны с педагогикой. Моя мама и ее братья, были и есть для меня примером верности любимой профессии. Я горда, что принадлежу достойной семейной педагогической династии. Думаю, мой выбор жизненного пути был предопределен. Наш семейный педагогический стаж насчитывает более 120 лет. Я верю, что мой сын, возможно, станет достойным продолжателем преподавательской династии нашей семьи, мы едины в одном – наши сердца отданы детям.

В моей жизни так было не всегда. Мой путь, в четверть века, приближал меня к призванию. За эти годы были и два ВУЗа, и 18 лет муниципального стажа, и работа мэром в г. Серафимович, и руководство одним из отделов в Земельной кадастровой палате. Все это, как у Толстого, привило мне любовь к юриспруденции. Рождение сына указало на наличие в душе любви к детям. В эти годы я поняла, что «сложные дети» - это дети с недостатком внимания и любви. Всё воедино смогло слиться только благодаря предложению директора СТМСХ С.А. Манянина стать преподавателем юридических дисциплин.

Сегодня я с немалым жизненным опытом и уже тремя высшими образованиями готова порассуждать: в чем миссия педагога? Писать сложнее, чем рассуждать про себя. Призову на помощь мудрость народную. Говорят: «Если твои планы рассчитаны на год - сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья, если твои планы рассчитаны на век – воспитывай людей».  В моей памяти навсегда останется моя учительница математики Ветютнева Людмила Борисовна. Её человеческая доброта, умение радоваться и переживать за людей, творческий подход, жертвенность профессии создали основу ее человеческого счастья. Совсем как у римского философа Сенеки: «Хочешь жить для себя, живи для других».

Именно так живут педагоги. Сделать детей счастливыми – в этом миссия преподавателя. Сейчас у меня есть особенная миссия на Земле… Я – преподаватель.

Череда занятий, масса впечатлений, теплота от общения с обучающимися. Но есть и тревога: смогу я разглядеть способности или дарования в душах студентов, как это сделала Людмила Борисовна в моей жизни. Достичь этого – задача не простая. Подростки очень тонко чувствуют  отношение к себе. Распознают фальшь и равнодушие. Я уверена, что не нужно скупиться на любовь к студентам и теплые слова.

Почти три года назад я стала классным руководителем в одной из групп юридического направления. Могу сказать точно: мои «детки» самые  умные, добрые, внимательные, послушные, отзывчивые. Они самые лучшие для меня. Надо только их «зажечь», проявить инициативу, и они поверят и пойдут за тобой.

В чем же смысл  моей педагогической деятельности? Призовем притчу на помощь. Мальчик наблюдал за человеком, высекающим что-то из глыбы мрамора. – «Зачем Вы крошите камень?» - спросил парень. И человек ответил: «Потому что внутри ангел и он хочет выбраться наружу».  В этом мне помогают занятия по праву. Из монолита-человечка на занятиях высекаются законопослушные граждане нашей страны. Будущие адвокаты, судьи, сотрудники правоохранительных органов. Люди, что будут сами скоро стоять на страже законности и правопорядка. Или, возможно, это будущие специалисты социальной сферы – сотрудники пенсионного фонда или центров социальной защиты населения, которые не смогут быть равнодушными к нуждам других людей.

Стараюсь научить каждого студента жить в согласии с самим собой и окружающим его миром, разбудить любознательность, стремлюсь воспитать взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Сострадание, Добро, Истина, Справедливость, остались для них ценностями на всю жизнь. Нет придела радости, когда узнаёшь, что студент, взлелеянный твоими руками, стал победителем олимпиады или конкурса. Но, если я хочу, чтобы мои «детки» были чуткими, добрыми, искренними, значит, сама должна быть такой всегда. На занятиях мы учимся любить Родину, знать особенности правовой системы России,  учимся применять правовые нормы. Это помогает обрести нравственные ориентиры – для молодого поколения - это смысл жизни. Своё предназначение я вижу в том, чтобы открыть будущим специалистам дверь в этот удивительный, сложный мир под названием ПРАВО.

Моя задача состоит в том, чтобы  выявлять природные задатки каждого студента, и на их основе развивать те или иные способности, сохранять его индивидуальность. Интересы обучающихся побуждают меня много думать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию потенциала каждого студента. Современный преподаватель - это человек, сочетающий в себе черты и артиста, и психолога, и наставника, и  друга.

Моя деятельность связана не только со студентами, но и с активным взаимодействием  с родителями для достижения успешного результата. В работе я проявляю уважение и понимание к родителям, принимаю их помощь в жизни группы. В редких случаях прошу о контроле за выполнением каких-то ответственных,  домашних заданий их детей. Это или самостоятельная работа или написание курсовых работ.

Основной материал мы с обучающимися осваиваем на занятиях. Часто целью педагогической деятельности является – формирование активной гражданской позиции  и воспитание патриотизма. На уроках важно, прежде всего, заинтересовать студентов, организовать урок так, чтобы  повысить его эффективность: студенты должны  и овладеть знаниями, умениями, навыками,  и выявлять причинно-следственные связи,  и самостоятельно анализировать полученный материал.  Мой опыт подсказывает, что студентов привлекает, прежде всего то, что связано с самостоятельным поиском, игровые ситуации, театрализованные правовые сценки. Все это можно сформировать через интерактивные методы, приемы, формы работы, которые развивают у студентов умение слушать и слышать других, высказывать свое мнение, убеждать и открыто демонстрировать свои взгляды, гражданскую позицию, осмысливать собственные действия на уроке и в жизни. Я уделяю внимание  формированию познавательной активности, желание изучать не только тот материал, которые есть в учебнике, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти свой правовой ответ на трудную жизненную ситуацию.

Основные формы обучения на уроках:  диалог, групповая работа, учебная дискуссия, защита рефератов и курсовых и т.д. Очень важен при этом проблемно-поисковый метод, который позволяет через сбор информации, аналитический анализ, выявление особенностей правовой ситуации сделать вывод и найти  решение проблемных заданий. Например, предметом анализа при диалоге выступают реальные жизненные ситуации – покупка жилья, трудоустройство или получение пенсии. Предполагается использование кодексов, законов, административных регламентов.

Преимущество групповой работы состоит в том, что студент учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, осуществляет в составе группы поиск нужных статей в нормативных актах, сопоставляет нормы права, так  развивается критическое мышление, поисковая активность. Часто я практикую такую работу: раздаю  каждому два-три вопроса по теме и предлагаю разрешить  кейсстадии (казус). Через определенное время прошу всех дать ответы на вопросы, опираясь на статьи законов,  методом «пресс» - по очереди, не перебивая друг друга. Моя задача – помимо изучения нового материала выработать опыт общения. Терпимость и уважение к словам других, умение услышать друг друга не возникают сами собой – их необходимо воспитывать.

Я бы хотела остановиться на ролевой игре, как на методическом приеме, относящемся к группе активных способов обучения, практического овладения информацией. Ролевая игра – это обучение в действии, что повышает качество знаний, требует полной отдачи от участников, при этом используется полный запас знаний и умений. Обыграть можно любую юридическую задачу. И когда студент оказывается внутри воображаемой ситуации, примеряет ее на себя, правильное решение задач приходят быстрее. А какой эмоциональный подъем и интерес проявляются! Чем свободнее чувствует себя студент в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении.

Большой объем правовых норм позволяет проводить мне различные викторины и дебаты в личном зачете или в условиях групповой работы.

Разнообразие учебного материала и отсутствие у большинства студентов техникума знаний по праву требуют, отхода от простого повествования материала. Я предпочитаю использовать опорные конспекты или схемы, где это позволяет учебный материал. Это развивает логическое мышление студентов и учит их делать самостоятельные выводы. Опорная схема  может охватывать всю тему занятия или охватывать один или несколько вопросов.

Есть еще некоторое количество хитростей, но главное – работа со студентами. Это огромное счастье. Именно они могут бескорыстно любить и своей любовью вдохновлять педагогов. Я вхожу в аудиторию, не как в клетку с тиграми, а как в «классную» семью. И каждая группа, с которой я работаю, имеет свой микроклимат, но ни в одной из них я не попадала в грозовой шторм. Я жду общения со своими студентами, готовлюсь к каждой встрече, стараюсь подобрать слова, задания, идеи. И это общение приносит мне радость, потому что я чувствую, что я нужна им. Мои «детки» - необходимая часть моей жизни. Я всегда помню мудрое изречение Будды: - «если ты зажжёшь лампу для кого-то, это осветит и твой путь». А в этом и заключается миссия любого педагога.



Предварительный просмотр:

Т.П. Мартынова, Россия, Волгоградская область г. Серафимович Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Роль профессионально-ориентированных практик в современном воспитании

Многое изменилось в образовательной системе, но развитие образования всегда совмещало два важных его качества – консерватизм и стремление к новому. Если взять по отдельности, то неизбежно ведут либо к застою, отставанию от требований времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментам, прожектерству. Но единство здорового консерватизма, желание бережно сохранить для новых поколений достижения творческой мысли и исторического опыта, с одной стороны, и нацеленности на новые потребности и условия, а по возможности на опережение и стимулирования этих потребностей и условий, то есть на инновационное развитие, с другой, придает образованию и основательность, и динамизм, обеспечивает его преобразующие  социальные функции.

Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем  на основе нововведений, или,  точнее говоря, на основе обобщения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения  традиционных целей, содержания и средств образования.

Инновациозность всегда была свойственна развитию педагогической деятельности. Немного из истории. Зародившийся ещё в Древней Греции метод майевтики, сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время значительным новшеством и не потерял своего  развивающего потенциала до наших дней. Теория и практика  великого чешского педагога Я.А. Коменского, заложившего основы классноурочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового  обучения, были для своего времени глубоко инновационными. Выдающийся философ  и педагог Ж.Ж. Руссо обосновал для своего времени теорию свободного воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед, духовно обогащая и закаляя душу подрастающего человека.

Богатые инновационные традиции  отличают отечественную педагогику. Вспомним педагогическую антропологию К.Д. Ушинского, принципы А.С.Макаренко, оригинальную систему свободного  нравственного воспитания Л. Толстого, опыт трудового воспитания С.Т. Шацкого, новаторскую теорию и практику воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманную школу радости В.А. Сухомлинского.

Особую роль в социальной жизни и в развитии системы отечественного образования сыграла плеяда педагогов-новаторов, получивших широкую известность в 80-90-е г.г. ХХ в.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, А.А Захаренко, ЕН. Ильин, В.Ф. Шаталов, и др. Совершенно разные по творческому стилю, по темпераменту, эти педагоги были едины в стремлении  помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь ему в самореализации. Заслуга педагогов-новаторов 60-90-х годов  заключается в том, что они проторили дорогу демократическим преобразованиям в системе образования, укрепили в ней позиции гуманного отношения  и сотрудничества с обучающимися.

Педагогическая инноватика – молодая наука, - это  рычаг образования, в России. Ей еще предстоит изучать, объяснять обосновывать деятельность учителей-новаторов. Формировать её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Состояние и научное обеспечение  этого глобального процесса  в нашей стране  сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества не являются в методологическом смысле  проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств. Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию нововведений в системе образования, принципов  и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.

Создать педагогическое новшество мало, для его освоения нужна надлежащая организация инновационного процесса, который рассматривается в трех аспектах: социально-экономическом, психологопедагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Все начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (руководителя, преподавателя, студента) определения целей нововведения, конкретизация их в определенной системе задач, разработки содержания инновации…

 К одной из таких инноваций можно отнести создание на базе  ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства» (далее СТМСХ) Волгоградской области «Полицейской группы», из числа студентов.

Цель образования - создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала личности, воспитания обучающихся в духе патриотизма и любви к Родине, совершенствования профессиональной ориентации учащихся на службу в полиции с последующей целенаправленной подготовкой обучающихся в высшие учебные заведения МВД Российской Федерации. Задачами  реализации этого педагогического проекта - формирование у студентов личностных качеств гражданина – патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества; высокого патриотического сознания; готовности к выполнению задач, связанных с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств, обеспечение законности и правопорядка, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений.

Создание данной группы является серьезным  резервом не только полиции, но и других правоохранительных органов, стоящих на страже Закона и правопорядка.  Как у каждого педагогического процесса у «Полицейской группы» разработана и утверждена программа проведения занятий с сотрудниками полиции.   Дополнительные занятия проводятся:  по основам криминалистики,  профессиональной культуре и этики сотрудника органов внутренних дел, боевым приемам борьбы (приемы рукопашного боя),  огневой подготовке, строевой подготовке, правовой подготовке, юридической психологии.

  К работе по организации и функционированию  «Полицейской  группы»  привлекаются наиболее опытные и подготовленные сотрудники Отдела МВД России по Серафимовичскому району. Со стороны учебного заведения, ответственным педагогом,   утверждена преподаватель юридических дисциплин Т.П. Мартынова.

Студентами из «Полицейской группы» совместно с Отделом МВД России по Серафимовичскому району, представителями Общественного совета и Совета ветеранов при ОМВД России по Серафимовичскому,  и педагогическим коллективом СТМСХ кроме стационарных занятий  проведены следующие мероприятия:

- 12.04.2017 проведена  акция «Сознательная молодежь» в СТМСХ, были вручены благодарственные письма учащимся, оказавшим помощь  в установлении лиц, причастных к совершению резонансного преступления на территории Серафимовичского района (декабрь 2016 года кража золотых изделий из церковной лавки Усть-Медведицкого Спассо-Преображенского монастыря)

- 04.05.2017, в рамках проведения мероприятий,  по празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, в г. Серафимовиче, на территории парка «Горбачи» была проведена акция «Лес Победы», по высадке деревьев в память о павших во время Второй мировой войны.  Участникам акции были вручены георгиевские ленточки – символ воинской славы России. С ними студенты прошли 9 мая в марше Бессмертного полка,  в г. Серафимовиче;

   - сотрудниками Отдела МВД проведена встреча с учащимися СТМСХ  с целью ознакомления учащихся с деятельностью сотрудников полиции  и популяризации службы в органах внутренних дел;  

-  06.09.2017 сотрудниками Отдела МВД России по Серафимовичскому району, совместно с учащимися СТМСХ, представителями  районной «Усть- Медведицкой газеты»  приняли участие в экологическом субботнике «Зеленая Россия»,    проводимой сотрудниками природного парка «Усть - Медведицкий» Серафимовичского района.         Целью мероприятия явилось улучшение экологического состояния Серафимовичского района и города (сбор мусора в живописных уголках на берегу реки Дон).

-  4 октября 2017 года на территории Серафимовичского физкультурно-оздоровительного комплекса сотрудники Отдела МВД России по Серафимовичскому району, совместно со студентами СТМСХ,  соревновались в 4 видах программы: беге на 1000 м., челночном беге, подтягивание на перекладине и комплексном силовом упражнение.  Во второй части мероприятия прошел товарищеский матч команд сотрудников полиции и учащихся техникума, в завершение которого победители были награждены грамотами, ценными подарками и сладкими призами;

-  02.11.2017 сотрудниками ОМВД России по Серафимовичскому району, совместно со студентами «Полицейской группы» СТМСХ,  приняли участие в  высадке деревьев. На улице  Октябрьской  г. Серафимовича установлена именная табличка в  память о мужестве и героизме погибшего в годы Великой Отечественной войны сотрудника органов внутренних дел - Г.М. Колесникова, участкового уполномоченного, первым давшего бой фашистским захватчикам на территории нашего района и героически погибшего в 1942 году;

- 10.11.2017 проведено торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации,  одними из пригашенных были студенты «Полицейской группы»,      

- вместе с сотрудниками ОМВД России по Серафимовичскому району студенты стали участниками мероприятия «Фимида и полиция глазами детей», организуются совместные посещения на выставки картин, тематические мероприятия посвященные памятным датам.

  Информация о проводимых совместных мероприятиях  размещается в районной «Усть- Медведицкой газете», на официальном сайте ОМВД России по Серафимовичскому району, сайте СТМСХ, сайте г. Серафимовича.  

Пройдет какое-то время, и мы наработаем опыт подобных профориентационных групп, сможем повествовать о важных психологической и педагогической составляющих этой новации. Всему свое время! Но сегодня мне важно видеть желание и стремление студентов общаться и между собой и с нашими партнерами сотрудниками ОМВД России по Серафимовичскому району в дружелюбной обстановке. Приятно осознавать, что молодежь противоборствует  сотрудникам полиции только в спортивных мероприятиях. Что благодаря непринужденному общению,  глубже в молодежном сознании укореняется  отказ от девиантного поведения.

Список источников:

  1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2. 1988. С.38-41.
  2. Ильин И. А. Родина и мы : статьи / И.А. Ильин. // Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. – Смоленск, – 1995. – С. 226.
  3. Ливанов Д. Как преобразовать образование / Д. Ливанов // Огонек. - 2013. - №21. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2200095.
  4. Самоопределение школьников в сфере рабочих профессий: технологическая стратегия, педагогическое содействие: учеб.-метод. пособие / под ред. В.Н. Кормаковой. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 424 с.
  5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos. ru/ournal

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы

Творческие работы...

Творческие работы студентов

В данном разделе представлены творческие работы студентов...

Творческая работа

Разработка раздела программы по уч.В.П.кузовлев для 10 кл....

Справочное пособие "Творческая работа на уроке литературы"

В пособии предлагаются справочные материалы, используемые на уроках литературы при создании творческих работ разных видов и жанров, а также примеры текстов1....

Положение о конкурсе творческих работ "Их имена мы в сердце сохраним"

Конкурс проектов, рефератов, творческих работ " Их имена мы в сердце сохраним", посвящённый участникам Великой Отечественной войны....

Творческая работа. Алкоголю нет.Презентация

ТЕМА: « АЛКОГОЛЬ НЕ ДЛЯ НАС!»Цель: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание здорового образа жизни.Форма: бес...

Творческая работа "Солдатское сердце"

Творческая работа "Солдатское сердце" выполнена студентами колледжа при руководстве преподавателей Серовой Н.В., преподавателя литературы, и Шапкина С.А., преподавателя ОБЖ.  Работа была представ...