Презентация к уроку "Понятие морфемы как значимой части слова"
презентация к уроку

Ненашева (Гаан) Мария Петровна

Презентация к уроку "Понятие морфемы как значимой части слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_morfemy_kak_znachimoy_chasti_slova.pptx950.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

«Понятие морфемы как значимой части слова» Автор: Гаан Мария Петровна Преподаватель русского языка и литературы С.Ребриха, 2020 Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Ребрихинский лицей профессионального образования»

Слайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое морфемика ? Что изучает морфемика ? Какие морфемы вы помните? Сколько всего морфем в русском языке? Какие формообразующие морфемы вы знаете?

Слайд 5

Задание Сделайте морфемный разбор слов Вонзить Сверхизысканный Какие трудности у вас возникли при выявлении морфем в данных словах?

Слайд 6

Цель урока Изучить морфемы как наименьшие значимые части слова, чтобы верно определять способы образования и правильность написания той или иной части слова.

Слайд 7

План работы на занятии: - изучить/повторить понятие морфемы; - изучить/повторить основные способы образования слов; - изучить/повторить правильность написания той или иной части слова.

Слайд 8

Прочтите материал, схематично сделайте запись в тетрадь. Стр. 120-123

Слайд 9

Прочтите материал, схематично сделайте запись в тетрадь. Стр. 120-123

Слайд 10

Способы словообразования Морфологические способы образования Неморфологические способы образования

Слайд 13

Выполните задания Задание 1 Задание 2 Какой морфемой является -ЕЙ в следующих словах? Дождей, сыновей, друзей, саней, родней, воробей, сеней, степей, красивей, змей. Выделите в словах основу, формообразующие суффиксы и окончания в словах: коней, озеленить, вчетвером, прочитайте, свергая , медвежий, тоньше, поскользнуться, вымок, семей.

Слайд 14

Выполните задания Задание 3 Задание 4 Сгруппируйте слова по их морфемному составу: а) состоят только из корня; б) состоят из корня и окончания; в) состоят из корня, суффикса и окончания; г) состоят из приставки, корня, суффикса и окончания; д ) состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Утвердил, дальний, чист, шоссе, лисий, знание, по-волчьи, оформитель, колье, жизнь, сплошь, тополиный, прабабушкин, смотан , тонок, крепкий, румяный, повыше, семь, рассказал , высланный Составьте как можно больше однокоренных слов, в том числе и сложных, с использованием корней следующих слов: благо , сердце, человек ,душа . Укажите морфемный состав всех слов.

Слайд 15

Выполните задания Задание 5. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции. 1. Безобразница, бесприданница , бессонница. 2. Закрученный, запущенный, заброшенный . 3. Возобновление, воссоединение, возрождение ,. 4. Н есовместимость. 5 . Обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание.

Слайд 16

Проверь себя Задание 1 Задание 2 В словах дождей, саней, степей, друзей, сыновей - ей является окончанием; в словах, красивей -ей является суффиксом; в словах сшей, воробей, змей -ей является частью корня. Коней – корень «кон», окончание –«ей», основа слова – «кон». Озеленить – приставка - «о», корень – «зелен», окончание – « ить », основа слова – « озелен ». Вчетвером - приставка – «в», корень – «чет», суффикс – «ер», окончание – « ом », основа слова – « вчервер ». Прочитайте – приставка – «про», корень – « чит », суффикс – «а», суффикс –« й », окончание – «те», основа слова – « прочита ». Свергая – корень – «сверг», суффикс – «а», суффикс – «я». Основа слова – « сверга » (Формообразующие суффиксы деепричастий не входят в основу глагола). Медвежий – корень – « медвеж », суффикс – « ий », нулевое окончание, основа слова – «медвежий». Тоньше – корень – « тонь », суффикс –« ше », основа слова – « тонь » (Формообразующий суффикс сравнительной степени не входит в основу прилагательного). Поскользнуться – приставка – «по», корень – « скольз », суффикс – «ну», окончание – « ть », постфикс – « ся », онова слова – « поскользну ». Вымок – приставка – «вы», корень – «мок», нулевое окончание, основа слова – «вымок». Семей – корень – «сем», окончание – «ей», основа слова – «сем».

Слайд 17

Проверь себя Задание 3 Задание 4 Состоит только из корня: шоссе, колье, сплошь, семь, чист. Состоит из корня и окончания: крепкий, лисий, румяный. Состоит из корня, суффикса и окончания: дальний, знание, жизнь, тополиный, тонок. Состоит из приставки, корня, суффикса и окончания: по-волчьи, смотан, повыше. Состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания: оформитель, прабабушкин, рассказал, высланный. Благо – благовоние, благодеяние, благодушие, благообразие, благодарение, благосостояние и др. Сердце – добросердечие, добросердечность, сердцебиение, сердцеед. Человек – сверхчеловек, человеколюбие, недочеловек, человекоподобный и др. Душа – душевнобольной, малодушие, великодушный, душегуб.

Слайд 18

Проверь себя Задание 5 Безобразница - корень – безобраз , суффикс – ниц, окончание – а, основа слова – безобразниц. Бесприданница - приставка – бес, приставка –при, корень – да, суффикс – н , суффикс – ниц, окончание –а, основа слова – бесприданниц. Бессонница – приставка – бес, корень – сон, суффикс – ниц, окончание – а, основа слова – бессониц . Закрученный – приставка – за, корень – круч, суффикс – енн , окончание – ый , основа слова – закручен. Запущенный – приставка – за, корень – пущ, суффикс – енн , окончание – ый , основа слова – запущен. Заброшенный – приставка – за, корень – брош , суффикс – енн , окончание – ый , основа слова – заброшен. Возобновление - приставка – воз, приставка – об, корень – новл , суффикс – ени , окончание – е, основа слова – возобновлении. Воссоединение – приставка – вос , приставка – со, корень – един, суффикс – ени , окончание – е, снова слова – воссоединении. Возрождение – приставка – воз, корень – рожд , суффикс – ени , окончание – е, основа слова – возрождении. Несовместимость – приставка – не, корень – совмест , - суффикс – им, суффикс – ость, нулевое окончание, основа слова – несовместимость. Обесцвечивание – приставка – о, приставка – бес, корень – цвеч , суффикс – ива, суффикс – ни, окончание –е, основа слова – обесцвечивании. Обезвоживание – приставка – о, приставка – без, корень – вож , суффикс – ива, суффикс – ни, окончание – е, основа слова – обезвоживании. Обезболивание – приставка – о, приставка – без, корень – бол, суффикс – ива, суффикс – ни, окончание – е, основа слова – обезболивании.

Слайд 19

Выполните тест 1. В каком слове нет окончания? а) гремя б) сказала в) тебя г) синему 2. В каком ряду во всех словах есть приставки? измена, придорожный, разукрасить, звонкий вприсядку, выкрикнуть, поштучно, сыщик попусту, предсказание, сморщить, пригодный вкусный, проезд, розыгрыш, сводит 3. Укажите ряд, во всех словах которого есть один суффикс. плачущий, столик, счастливый, сахаристый осмотрел, настойчивость, лебединый, бревенчатый налево, рученька, зайчик, побелил нападение, смеялся, виноградник, борьба 4. В каком ряду во всех словах есть два корня? свободомыслие, самоуправление, древнерусский, несбыточный единоборство, светомузыка, обезболивающий, рыжебородый приобрести, бледнолицый, одноклассник, благословить высоколобый, старославянский, старослужащий, старожил 5. Найдите слово, в котором пять морфов. а) наступает б) поспешным в) рассмотреть г) свеситься 6. Какое из слов не является однокоренным? а) потолковать б) толковый в) столковаться г) столетний 7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом? а) пригорок б) пароход в) котенок г) вычитать 8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. а) совладелец б) лисичка в) ледоход г) бездорожье 9. В каком слове есть окончание -0- а) засветло б) налево в) сильно г) перо 10. Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание беспристрастный, приусадебный, заготовки, досадливый переписываешь, уложенный, перестройка, приближение закрыла, смоделируем, побледневший, недовольство умиротворение, почувствуете, обрушение, непроглядный

Слайд 20

Проверь себя А 3 1 4 Г Г В А Г 2 Критерии оценивания: 9-10 – «5» 7-8 – «4» 5-6 – «3» Ниже 5 – «2»

Слайд 21

Задание Сделайте морфемный разбор слов Вонзить Сверхизысканный Какие трудности у вас возникли при выявлении морфем в данных словах?

Слайд 22

Проверь себя Вонзить во— префикс (приставка) нз — корень и— суффикс ть-окончание Сверхизысканный сверх— префикс (приставка) изысканн — корень ый — окончание сверхизысканн — основа слова

Слайд 23

План работы на занятии: - изучить/повторить понятие морфемы; - изучить/повторить основные способы образования слов; - изучить/повторить правильность написания той или иной части слова.

Слайд 24

Дополните фразы Сегодня на уроке я узнал(а)…. Для меня стало открытием… Для меня оказалось новым… Сегодня на уроке мне было… (трудно, легко, интересно) работать. Сегодня на уроке мне было интересно узнать… Из сегодняшнего урока я запомнил(а)…. Теперь я могу рассказать о… Теперь я могу отличить …

Слайд 25

Список используемой литературы Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева . – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования /Т.М. Воителева . – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224с.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Понятие морфемы как значимой части слова"

Конспект урока по теме "Понятие морфемы как значимой части слова"....

Презентация по теме"Грабли. Ворошилки" 1 часть

МДК 01.01 Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин....

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи"

В данной презентации представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существииельное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология  проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...