Тема: «Подвиг солдатских матерей в годы ВОВ».
методическая разработка

Тема: «Подвиг солдатских матерей в годы ВОВ».

         «Подвиг этот, будет в памяти жить
           И в наших сердцах гореть!
          Тех, кто с врагом был готов разделить,
             Поровну только смерть!»

                                             Ким Добкин

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств и интернационализма обучающихся. 

 

- расширить знания учащихся об истории праздника;

-расширить знания о подвигах матерей в годы ВОВ;

- формировать у ребят  уважительное  отношение к своему дому, семье, матери, к своей Родине

- воспитывать  заботливое отношение к родным и близким.

  Предметные:

- обогащение знаний о Великой Отечественной войне.

Метапредметные:

Познавательные

- способствовать привитию интереса к событиям истории, о которых нельзя забывать.

- умение получать информацию о жизни людей в прошлом;

- умение сравнивать, сопоставлять прошлое и настоящее время;

- делать выводы в результате совместной работы.

Личностные

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

- формировать умение эмоционально выражать свои чувства; 

Формы работы: групповая, индивидуальная  (подготовка сообщений по темам),

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvig_soldatskih_materey.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подвиг солдатских матерей в годы ВОВ». 

        «Подвиг этот, будет в памяти жить
          И в наших сердцах гореть!
         Тех, кто с врагом был готов разделить,
            Поровну только смерть!»

                                             Ким Добкин

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств и интернационализма обучающихся. 

- расширить знания учащихся об истории праздника;

-расширить знания о подвигах матерей в годы ВОВ;

- формировать у ребят  уважительное  отношение к своему дому, семье, матери, к своей Родине

- воспитывать  заботливое отношение к родным и близким.

  Предметные:

- обогащение знаний о Великой Отечественной войне.

Метапредметные:

Познавательные

- способствовать привитию интереса к событиям истории, о которых нельзя забывать.

- умение получать информацию о жизни людей в прошлом;

- умение сравнивать, сопоставлять прошлое и настоящее время;

- делать выводы в результате совместной работы.

Личностные

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

- формировать умение эмоционально выражать свои чувства; 

Формы работы: групповая, индивидуальная  (подготовка сообщений по темам),

Оборудование: мультимедийный комплекс с возможностью звуковоспроизведения, презентация воспитателя, видео- ролики, письма-треугольники из бумаги, свеча в вазе, цветы, картины.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день!  В последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник – День Матери, который учреждён указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120 «О Дне Матери». Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.

Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины-матери.

День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник. Это день, когда воздается должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. День матери — международный праздник в честь матерей. 

Мы все привыкли отмечать его празднично, но сегодня мы вспомним о тех матерях, которые когда-то пожертвовали своими детьми ради счастливого будущего потомков.

Звучит песня : Ребята, о ком поется в этой песне? (О солдатах, женщине, матери).

Воспитатель: В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины. Может, суть женщины – в мужестве, в умении оставаться Женщиной в любых обстоятельствах, даже самых трагических, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию, вплоть до полного самоотречения.

 Ни в советское время, ни в перестроечный период, вплоть до сегодняшнего дня, беспрецедентный героизм советских женщин не был предметом массового внимания, хотя  факт остаётся фактом: они как бы открыли второй фронт своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках  на полях и в колхозах,  открыли на всю глубину воюющего тыла и фронта. Все мы знаем, что снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело их чутких, милых рук.

Воспитатель: Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг, МАТЬ. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы. 
Богоматерь (также Мадонна, Богородица, Дева Мария

арьям бинт Имран— (мать исламского пророка Исы)) в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из наиболее почитаемых фигур. Являет собой ещё одно символическое значение слова «мать».

 Наш воспитательский час будет звучать  «Подвиг солдатских матерей в годы Великой Отечественной войны»

Именно матерей.  А какова была роль женщины-матери в годы войны? Цель нашей беседы -  определить роль женщины-матери в годы войны.  

Есть еще одно значение слова мать, это какое? Правильно, Родина - мать! Есть монумент «Родина-мать». Более семидесяти лет назад,
когда началась Великая Отечественная война, Родина-мать  призвала своих сыновей и дочерей защитить себя, а значит защитить Отечество.

У войны не женское лицо. Но ничего на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица солдатских матерей.

Женщина-мать   и война. Эти понятия несовместимы. Женщине пришлось стать солдатом, тружеником  тыла, но при этом они оставались матерями, которые ждали своих детей, ушедших на войну. Солдатские матери… Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта. Часто почта приносила им горькие весточки.  В которых чаще говорилось, что «ваш сын или дочь пали смертью храбрых», но они верили, что их дети вернутся домой

 Выступают девочки: Оля, Соня, Вика, Ганна, Соня читают из Баллады о матери.

Слайды: 3-8

    Так верила и Епистиния Фёдоровна Степанова. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать». 

Кубанская крестьянка Степанова Епистина Федоровна, потерявшая на войне девять сыновей, была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. А при жизни она была награждена «Медалью Материнства», а Академия педагогических наук наградила ее Почетной грамотой «За воспитание своих сыновей».

Ее девять сыновей погибли в различных войнах. Старший сын Александр погиб в Гражданскую войну, 8 сыновей в Великой Отечественной войне. Она ждала сыновей. В шкафу лежали накрахмаленные рубашки, огород ждал пахарей, двор-хозяев, но дети не шли.......Ночи на пролет она молилась и плакала. В себя пришла Епистинья лишь весной 1945 года, когда в воздухе запахло победой.9 мая по станице разнеслось долгожданное; ПОБЕДА. Все выбежали на улицу и увидели Епистинью, которая упав ниц неземным голосом кричала: «Земля, где мои сыны???»

Московский режиссер Павел Русаков в 1966 снял документальный фильм «Слово об одной русской матери» и эта картина на фестивале в Монте-Карло завоевала первый приз – «Золотую нимфу». Прообразом памятника, находящегося в сквере Тимашевска, стал кадр из этой документальной ленты. Солдатская мать сидит на скамейке и ждет своих сыновей. Тимашевск, который прославился на весь мир благодаря семье Степановых. Называют в честь Епистинии Федоровны – городом материнской славы. Открыт музей, и он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны мать здесь собрала вещи всех своих сыновей. Здесь собрано все, что берегла мать.

Выступают: Полина, Роза

Слайд: 9-11

В многострадальной России имя матери и отношение к ней всегда было свято. Но, к величайшему нашему стыду, только считанные единицы из тех матерей, которые потеряли на войне своих сыновей, достойно увековечению в памяти потомков.

Таким вот редким исключением из печального правила является величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка, самарская область (единственное место в мире, где установлен памятник солдатской матери).

Мемориал представляет собой бронзовую скульптуру матери – героини, символизирующими её девятерых сыновей. Посвящён он Прасковье Володичкиной.

В первые дни войны вместе с соотечественниками прикрыть своим телом родную землю из посёлка Алексеевка ушли на фронт братья Володичкины. Провожая одного за другим, девять сыновей, Прасковья Еремеевна давала им один и тот же наказ: «К семейному очагу вернуться обязательно». Но при этом особо подчёркивала: «Прежде всего миром обрушиться на фашистов, не оставить от врага и следа». Это из глубины веков предающееся служение Родине, это святой долг… А потом одна за другой стали приходить похоронки. Шестерых сыновей потеряла мать, и не было в то время на земле женщины, чья бы горькая доля сравнилась с долей Прасковьи Еремеевны Володичкиной. Сердце её не выдержало потерь. Не дожила до светлого Дня Победы, не дождалась, возвращения своих троих последних сыновей, которые вскоре скончались, вернувшись домой с тяжёлыми, полученными во время войны, ранениями.

В 90-е годы, благодаря местным краеведам, эта история стала известна всей стране. В 1995 году по указу президента России возвели монумент «Великой солдатской Матери». На строительство мемориального комплекса семьи Володичкиных выделены средства Президентом РФ Б.М. Ельциным, Самарской областной администрацией пожертвования жителей Самарской области.

Памятник представляет собой стелу из розового гранита высотой 11,5 метров, 9 журавлей из бронзы кликом уходят в небо. В иконно образном воздушном пространстве бронзовая скульптура матери Прасковьи Еремеевны Володичкиной. Впереди семи тонный камень – памятник из серого гранита с высеченными именами сыновей со словами: «Семье Володичкиных благодарная Россия». И не нужно быть пророком, чтобы заранее предсказать: к нему не зарастёт народная тропа. Из года в год, из столетия в столетие будут приезжать сюда и стар, и млад на поклон Великой матери и её сыновьям: Александру, Андрею, Фёдору, Павлу, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Николаю. Она дала им, девятерым, жизнь. А они в свою очередь, отдали эту жизнь за спасение Отечества, за его народ. Что может быть величавее этого подвига? Тебе и твоим сыновьям, Прасковья Еремеевна, вечная слава.(презентация)

Поэт Расул Гамзатов двое старших братьев которого пали в сражениях Великой Отечественной Войны написал светлую элегию – ведение «Журавли». Эти стихи (перевод с аварского на русский Наума Гребиева), положили на музыку Яном Френкелем, стали песенными. И в негромком проникновенном исполнении Марка Бернеса.

«Журавли» были признаны страной как гимн благодарного поминовения всех погибших солдат Отчизны. А всенародная память дополнилась новым ярчайшим символом – образом летящих в вечность белых журавлей.

«Журавли» песня». Начинается песня  (не громко)

Прасковья Володичкина была награждена орденом «Мать – героиня» по номером 1.(фрагмент из документального фильма «Мать солдата».

В Кисловодске, в Кольцовском сквере на проспекте Мира, в 1978 гола открыли свою архитектурно-скульптурную композицию «Журавли». Памятник сооружен в честь земляков, погибших в войну. Именно отсюда солдаты ушли на войну. На постаменте кисловодского обелиска-мемориала «Журавли» начертана надпись благодарная признательность павшим участникам ВОВ «Живущие перед вами в вечном долгу».

Песня заканчивается

Слайд: 12 - 17

Тасса Газданова – Северная – Осетия. Великая победа дается лишь ценой великих потерь. Мы можем победить лишь сплотившись. В сорок первом это понимали все. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый ушел на фронт, и не один не вернулся домой. Последняя похоронка пришла уже из Берлина. Прошли годы, но подвиг и самоотверженность никогда не будут забыты. В Северной Осетии символом памяти героев ВОВ братьев Газдановых обелиск и танец.

Осетинский танец «Семь Косарей» символизирует время великой Победы и великих потерь. Семь Косарей – это семь братьев Газдановых до войны. А после войны невесты бойцов надели траур – ни один не вернулся домой. Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Это семь братьев Газдановых. Стоит их седая мать Тассо. Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей.

(видео-ролик) Смотреть ролик - танец «7 косарей»

Вот перечень фамилий и имен матерей, которые не дождались своих сыновей с войны. И прислушайтесь к количеству детей, которых потеряли  матери.

 У Горбуновой Евгении Романовны из Сочи было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.

Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.

Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.

Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.

Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.

(Танец заканчивается)

Воспитатель: Матерей, потерявших своих детей в годы войны миллионы. Подвиг их, состоит в том, что они воспитали детей, заложив в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.

С каким трепетом и волнением ждали весточки от своих близких с фронта. А приходили они в форме писем-треуголок.

Слайды: 18-19      Звучит песня «Баллада о солдатской матери»  (сначала не громко)


Вот так выглядели письма с фронта. О чем говорится в этих письмах? Какие чувства испытывал человек,  который писал письмо и что хотел сказать главное? (О победе, смерти, о том, что надо воспитывать детей и строить мир)
Война не обошла ни одну из семей. Сколько горечи и скорби претерпели матери солдат, отправляя своих сыновей на фронт

Выступления групп: 7Б, 8А, 8Б

Воспитатель: Горше всего хоронить сыновей — 
Юных, любимых, погибших в бою. 
Слезы не сохнут у матерей, 
Войнам отдавших кровинку свою. 

И в наше время сыновья защищают свою Родину и даже погибают за нее. 
Афганистан, Чечня, Украина - наша память и боль

В каждом городе в память о погибших солдатах горит вечный огонь славы героям, павшим в боях за нашу Родину.


РЕФЛЕКСИЯ: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили?

Ответ: Самое дорогое, кто есть у нас в жизни, кто никогда не предаст и не бросит в беде... МАМА!

А какова была роль женщины - матери в годы войны

Ответ: Воевали наравне, с мужчинами, были санитарками,  работали в тылу, поддерживали и ждали с фронта своих сыновей и близких. 

Настоящая мать человеку даётся однажды... Я уверена, что, когда вы подрастете, тоже станете защитниками нашей Родины, своих матерей. Спасибо всем – участникам, гостям нашего мероприятия, зрителям за помощь в проведении воспитательского часа. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение пройденного материала по теме Обобщение пройденного материала по теме «Pascal»

Данная интерактивная презентация предназначена для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме «Pascal».Презентация содержит 4 различных раздела заданий, а также  управляющие кнопки, что дела...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку. Тема: "Празднование Рождества и Нового года в Великобритании и англо- говорящих странах"

Данный урок дает возможность обучающимся познакомиться с особенностями празднования Рождества и Нового года в Великобритании и других англо- говорящих странах. Он также развивает компетенции языковой ...

Статья на тему "Развитие ребенка в три года. Кризис трех лет"

Как развивается ребенок в три года?Особенности возраста.Основные признаки кризиса трехлеток.Как пережить такой сложный период....

Исследовательская работа на тему: "Подвиг тыла"

—Актуальность данной темы: сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма. Именно без знаний прошлого, без уважения к собственной истории, к традициям старшего поколения невозможно во...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития промышленности, сельского ...