Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».
план-конспект урока

Шакина Татьяна Ивановна

Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует  спосбность решать проблемные задачи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx318.24 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок

Министерство образования Московской области

Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Авторы разработки:

Абрамова Татьяна Георгиевна

– преподаватель  специальных дисциплин

Шакина Татьяна Ивановна

– преподаватель  математики

Тема:  «Использование математических методов при применении  посадок ЕСДП в машиностроении»

IMG_2567

IMG_2590

Методическая разработка урока  по дисциплинам:

«Математика»

«Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения»

Ликино-Дулево 2017 г.

ПЛАН

урока практического обучения

по дисциплинам:

«Взаимозаменяемость, допуски, посадки

 и технические измерения»  

 «Математика»

I.  Общие сведения об уроке

Преподаватели: Т.Г. Абрамова, Т.И. Шакина

Группа: ТМ.16А

 Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения

Тема раздела:  Контроль гладких поверхностей деталей.

Тема урока:  «Использование математических методов при применении  посадок ЕСДП в машиностроении»

 Цели урока:

Образовательные:  Сформировать у студентов необходимые знания о посадках и соединениях.

Развивающие: Содействовать развитию  логического мышления, способности  использовать теоретические знания и умения по математике на практике, способности сравнивать,  решать проблемные задачи в рамках приобретаемой специальности, умения  находить  и использовать  в самостоятельной   работе  информацию, справочную литературу.

Воспитывающие: Содействовать воспитанию трудолюбия, чувства ответственности, бережливости,  самостоятельности, активной жизненной позиции

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Комбинированный.

По применяемым технологиям: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии (Гриценко В.И., Шолохович В.Ф.), групповая технология (И.В.Первин, И.Б.Пелевин, Г.К.Селевко ), технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, И.Лернер).

Форма обучения: групповая

Используемые средства обучения:ПК, проектор, справочники, таблицы.

Раздаточный материал:опорный конспект для студентов (сведения по новому материалу, рабочая тетрадь, контрольные вопросы), тестовые задания, таблицы ЕСДП.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны научиться производить расчёт вероятного процента бракованных деталей и определять потери от исправимого и неисправимого брака.

Межпредметные связи: математика, инженерная графика, метрология, стандартизация и сертификация, технология машиностроения, ПМ 1, 2, 3.

Материальное  оснащение  урока:  

  1. Плакат «ЕСДП».
  2. Наглядное пособие: Сборочная единица, состоящая из трёх деталей, плакат.
  3. Раздаточный материал: Рабочая тетрадь, таблицы ЕСДП, учебный элемент.  Наименование УЭ: «Применение посадок ЕСДП в машиностроении».
  4. Мультимедийное оборудование.
  5. Презентация разделов урока.
  6. Проблемные задачи.
  7. Задания для  выполнения самостоятельной, домашней работы (работа с рабочей тетрадью).

Список  используемой литературы:  

  • Учебник Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении М.: ПрофОбрИздат, 2002. 288с.:ил.
  • Справочник Допуски и посадки  В. Д. Мягков, М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский. - Л.: Машиностроение, 1983. - Часть 1-543 стр. Часть 2-я - 448 стр.
  • А.Д. Никифоров Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник / А.Д. Никифоров. – М.: ВШ, 2000. – 510 с.
  • Методическое пособие по дисциплине «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения» Т.Г. Абрамова.
  • Спирин М.С., Спирина П.А. Дискретная математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  • Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2010.
  • Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2009.

II.Ходурока

№ п/п

Разделы урока

Деятельность

преподавателей

Деятельность

обучающихся

2.1

Организационно - подготовительная часть

2.1.1

Организационный момент (5-7мин)

Сообщение цели  и темы занятия.

(Презентация, слайд 1)

Слушают. Осмысливают.

Контроль посещаемости

Староста группы докладывает о явке студентов, причине отсутствия.

Преподаватель просит записать в конспект тему урока.

Работа с конспектом. Записывают тему урока.

Проверка готовности студентов к занятию

Представляют конспекты,

рабочие тетради с проработанными теоретическими вопросами,  

канцелярские средства.

Обучающимся  предлагается  работа с листом самооценки знаний  в течение всего урока,  по всем этапам.

Напоминание  порядка  работы с листом.

Получают лист самооценки, знакомятся, задают вопросы.

2.2

Мобилизация опорных знаний обучающихся

2.2.1

Беседа на  знание вопроса о причинах возникновения брака в машиностроении,

механической обработке, точности изготовления, измерении деталей.

Обучающимся  предлагается  работа с листом самооценки знаний.

Преподаватель   задает вопросы, комментирует ответы студентов, дополняет:

1.Какими методами механической обработки получают детали типа «вал»?

2.Каким инструментом целесообразнее измерять валы?

3. Какими методами механической обработки получают отверстия?

4. Какие инструменты применяются для измерения отверстий?

5. Когда брак элементов «вал» и «отверстие» считается исправимым?

6. Когда брак элементов «вал» и «отверстие» считается неисправимым?

7. Что такое взаимозаменяемость?

8. Какие размеры называют предельными?

9. Равнозначны  ли понятия «предельные размеры» и «предельные отклонения»?

10. Чем отличаются номинальные и действительные размеры?

11. Как определяется допуск размера?

12. Какие элементы деталей имеют обобщённое название «отверстие»?

13. Какие элементы деталей имеют обобщённое название «вал»?

14. В чём различие между понятием «допуск» и  «поле допуска»?

15. Понятия «брак», исправимый брак, неисправимый брак.

16. Понятие точности и погрешности .

17. Понятие дискретной случайной величины.

18. Числовые характеристики дискретных случайных величин.

Слушают, отвечают, дополняют  ответы друг друга, задают вопросы.

(3-5 мин)

Обучающимся  предлагается  работа с листом самооценки знаний.

Выставляют баллы в лист самооценки.

2.3

Объяснение нового материала

2.3.1

Работа  с презентацией,наглядным пособием, плакатом.

Преподаватели объясняют порядок выполнения работы.

1. Цель работы.

2. Исходные данные.

3. Влияние точности изготовления на качество готовых изделий.

4. Среднеквадратическое отклонение рассеяния действительных  размеров.

5. Нормальный закон распределения контролируемого параметра.

6. Коэффициент риска.

7.Таблица значений интегральной функции Лапласа.

Слушают, принимают участие в беседе вопрос  – ответ– дополнения, объяснения преподавателей. Слушают, осознают, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателей, участвуют в беседе.

(15мин)

Обучающимся  предлагается  работа с рабочей тетрадью.

Выставляют друг другу баллы в лист самооценки  на основе проверочных таблиц  (презентация)

2.4

Закрепление  полученных знаний

Практическая деятельность студентов. Работа с элементом темы.

Преподаватели  предлагают   10 тестовых заданий, представленных в элементе блока темы.

Представляют эталон правильных ответов в презентации.

Сравнивают с эталоном

(на экране) выставляют друг другу  оценки.

(15 мин)

2.5

Подведение итогов урока

Оценивание знаний, деятельности студентов  на уроке

Преподаватели  выясняют уровень понимания новой темы, выставляет оценки  студентам за  работу на уроке, комментирует.

Слушают, задают вопросы.

(2 -5 мин)

2.6

Домашнее задание

Задание на дом на слайде презентации

Преподаватели предлагают записать домашнее задание

Слушают, записывают, задают вопросы.

(2мин) Выполняется параллельно с

п. 2.5

ТЕСТЫ

Вариант 1

Начало формы

Начало формы

Начало формы

1. Допуск размера - это:

1. Зона между верхним и нижним отклонениями;
2. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами;
3. Интервал значений, между которыми должен находиться размер годной детали.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

2. Выберите наиболее точный квалитет

1.  17;
2.  0;
3.  01.

Конец формы

Начало формы

3. Действительный размер – это

1.    тот размер, который рассчитал конструктор, исходя из функционального назначения детали;
2.    тот размер, который получен в результате измерения с допустимой погрешностью;
3.    
числовое значение линейной величины.

4. Формула по определению ES?

1.    ES = Dmax - Dmin;
2.    
ES = Dmax - Dн;
3.    
ES = Dmin - Dн.

5. Определите допуск на  размер отверстия Ø50 Е8(

1.   0,062;
2.  
0,039;
3.  
0,073.

6. По какому квалитету необходимо изготавливать отверстие Ø 20Н8(+0,033) ?

1.   8;
2.   Н;
3.   Н8.

7. Как условно обозначается отклонение на размер Ø 20Н8(+0,033)?

1.   8;
2.   Н;
3.   Н8.

8. Чему равно ES в обозначении размера Ø 20Н8(+0,033)?

1.  0,033;
2.  +0,033;
3.   Н8.

Вариант 2

Начало формы

1. Поле допуска размера - это:

1.    Зона между верхним и нижним отклонениями;
2.    Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами;
3.    Интервал значений, между которыми должен находиться размер годной детали.

2. Выберите наименее точный квалитет

1.   17;
2.    0;
3.    01.

3. Номинальный размер – это

1.    тот размер, который рассчитал конструктор, исходя из функционального назначения детали;
2.    тот размер, который получен в результате измерения с допустимой погрешностью;
3.    
числовое значение линейной величины.

4. Формула по определению EI?

1.    EI = Dmax - Dmin;
2.    
EI = Dmax - Dн;
3.    
EI = Dmin - Dн.

5. Определите допуск на  размер вала Ø50 s7()

1.   0,068;
2.  
0,043;
3.  
0,025.

6. По какому квалитету необходимо изготавливать отверстие Ø 20Н7(+0,021) ?

1.   7;
2.   Н;
3.   Н7.

7. Как условно обозначается отклонение на размер Ø 20Н7(+0,021)?

1.   7;
2.   Н;
3.   Н7.

8. Чему равно ES в обозначении размера Ø 20Н7(+0,021)?

1.  0,021;
2.  +0,021;
3.   Н7.

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Исходные данные для выполнения практического задания

Практическая  работа  №5.

Определение  потерь  от  исправимого  и  неисправимого  брака.

Цель работы: Определить вероятный процент годных деталей и  потери  от  исправимого  и  неисправимого  брака.

        При  обработке  диаметра  детали  известны  номинальный  размер  dнc  отклонениями,  коэффициент  точности  технологического  процесса  Kт,  годовая  программа  производства  В,  себестоимость  одной  детали  Сд  и  затраты  на  устранение  последствий  от  установки  бракованной  детали  в  узел  Зу.

Параметр

Обозначение

Значение,  описание

Номинальный  размер  с  отклонениями,  мм.

dв

40h10(-0,1)

Коэффициент  точности  технологического  процесса

Kт

0,46

Годовая  программа  производства,  шт.  

В

14000

Себестоимость  одной  детали,  руб.

Сд

180

Затраты  на  устранение  последствий  от  установки  бракованной  детали  в  узел,  руб.

Зу

2000

Решение.

  1. Определяем  допуск  на  размер  вала.

es = 0;  ei = -100 мкм.

Td = es-ei = 0-(-100) = 100мкм.

  1. Определяем  зону  рассеяния  действительных  размеров  (технологического  процесса).

.

  1. Определяем  среднеквадратическое  отклонение  рассеяния  действительных  размеров  (технологического  процесса):

36 мкм.

  1. Принимаем  условие,  что  центр  рассеяния  совпадает  с  серединой  поля  допуска.  Определяем  величины  интервала  размеров  от  центра  группирования  до  зоны  исправимого  (Xиб)  и  неисправимого  (Хнб)  брака:

Xиб = Xнб = = 50мкм.

  1. Строим  схему

  1. Определяем  коэффициент  риска:

tиб= tнб= t = =1,39

  1. Определяем  значение  интегральной  функции  Лапласа  по  таблице  1.2. [1].

  1. Определяем  вероятный  процент  бракованных  деталей:

        Итог:   вероятность  того,  что  деталь  будет  являться  исправимым  или  неисправимым  браком  после  контроля.

  1. Потери  от  исправимого  и  неисправимого  брака  можно  определить  по  выражениям:

,  где

 затраты  на  исправление  брака

цена  лома  за  деталь.

  1.   Вероятный  процент  годных  деталей

Вывод:  Вероятность  того,  что  деталь  годная,

                

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Параметр

Первая цифра варианта

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

dn, мм

50

80

90

85

40

65

100

150

200

270

k

0,3

0,35

0,54

0,38

0,42

0,46

0,50

0,54

0,58

0,62

B, тыс.шт

10

12

14

16

18

20

6

8

10

8

Параметр

Вторая цифра варианта

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Поле допуска

h6

h5

h7

h6

h8

h9

h10

h11

h12

h10

Сд, руб.

300

280

240

220

200

180

200

180

160

140

Су, тыс.руб.

2,2

2,0

1,8

1,7

1,5

1,3

1,2

1,0

0,8

0,9


  1. Зазор  (S) – разность размеров отверстия  и  вала,  если размер отверстия больше размера  вала  (рис. 1).

Зазор характеризует  большую  или  меньшую свободу  относительного перемещения деталей соединения.

  1. Посадка с зазором – посадка, при которой  обеспечивается  зазор в соединении.

        При графическом изображении поле допуска  отверстия расположено над полем допуска вала  (рис. 2).

Зазор  задаётся  в  подвижных  соединениях.

Наибольший зазор  (Smax) – положительная разность  между  наибольшим  предельным размером отверстия  и  наименьшим предельным размером  вала  или  алгебраическая  разность  между верхним предельным отклонением отверстия и нижним предельным отклонением вала:

                Smax = Dmax- dmin

                Smax = ES – ei

        Наименьший  зазор  /Smin/ - положительная разность между наименьшим  предельным размером отверстия и наибольшим  предельным  размером  вала, или  алгебраическая разность между  нижним  предельным отклонением  отверстия и верхним предельным отклонением  вала:

                        Smin = Dmin – dmax

                        Smin = EI – es

        Допуск  зазора:

                        

        

        Средний зазор:  


  1. Натяг  (N) – разность размеров  вала и отверстия до сборки,  если размер вала больше размера отверстия (рис. 3).

Натяг характеризует  степень сопротивления взаимному  смещению  деталей в соединении.

                        

                                                        

  1. Посадки с натягом – посадки, при которых обеспечивается  натяг  в  соединении.

При графическом изображении  поле допуска вала расположенного  над полем  допуска отверстия  (рис. 4).

        Натяг задаётся  в  соединении  неподвижных  деталей  машин.

        Наибольший  натяг  (Nmax) – положительная разность  между  наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия или алгебраическая разность между верхним отклонением вала и нижним отклонением отверстия:

                        Nmax = dmax - Dmin

                        Nmax = es – EI

        

        Наименьший натяг  (Nmin) – положительная разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия или алгебраическая разность между нижним отклонением  вала и верхним отклонением отверстия:

                        Nmin= dmin – Dmax

                        Nmin = ei – ES

Допуск натяга: TN = Nmax– Nmin = (es – EI) – (ei – ES) =

     = (es – ei) + (ES – EI) = Td + TD

Средний натяг: .


  1. Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение, как максимального  зазора, так и максимального натяга.

При графическом изображении у переходной посадки поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично  (рис. 5).

        

Неподвижность переходных посадок при наибольшем натяге обеспечивается силами трения,  при наибольшем  зазоре – применением дополнительных крепёжных устройств в виде шпонок и др.

Smax = Dmax – dmin                                Nmax = dmax – Dmin

Smax = ES – ei                                Nmax = es – EI

        Наибольший зазор переходной посадки часто представляют в  виде отрицательного наименьшего натяга,  т. е.

                        Nmin = – Smax = ei – ES

        Допуск посадки (допуск натяга или допуск зазора)  для  переходной посадки:

        TN = TS = Nmax – Nmin = Smax – Smin = TD + Td = Smax + Nmax

        Среднийнатяг:

        Nm = (Nmax + Nmin)×0,5 = (Nmax – Smax)×0,5 = ;

Посадки в системе  отверстия.

Основное отверстие – это отверстие, у которого нижнее  предельное отклонение равно  нулю  EI = 0. Верхнее предельное  отклонение  всегда  положительное  и  равно  допуску  ES – 0 = TD.  Поле допуска основного отверстия обозначается  H.

Посадки  в  системе отверстия  –  посадки,  в  которых   различные  зазоры  и  натяги  получаются  соединением  различных  валов   с  основным отверстием  H.        

                

Посадки в  системе вала.

Основной  вал – вал, верхнее отклонение которого  равно  нулю  es = 0. Нижнее отклонение всегда отрицательное.  Допуск равен  нижнему  отклонению,  взятому по модулю Td = 0 – (-ei) = .

Список  используемой литературы:  

  1. Учебник Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении М.: ПрофОбрИздат, 2002. 288с.:ил.
  2. Справочник Допуски и посадки  В. Д. Мягков, М. А. Палей, А. Б. Раманов, В. А. Брагинский. - Л.: Машиностроение, 1983. - Часть 1-543 стр. Часть 2-я - 448 стр.
  3. А.Д. Никифоров Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник / А.Д. Никифоров. – М.: ВШ, 2000. – 510 с.
  4. Методическое пособие по дисциплине «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения» Т.Г. Абрамова.
  5. Интернет
  6. Спирин М.С., Спирина П.А. Дискретная математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  7. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2010.
  8. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», Специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационн

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Математика», являющейся дисциплиной математического и общего естественнонаучного учебного цикла составлены в соответствии ...

Методическая разработка по дисциплине "Метрология стандартизация и сертификация" для выполнения практической работы на тему "Допуски и посадки. Чтение размеров. Определение годности действительных размеров"

В данной работе рассматриваются общие понятия нормирования точности: линейный размер, действительный, предельный, допуск, условие годности действительного размера, исправимость брака....

Методическая разработка по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация для выполнения практической работы на тему "Допуски и посадки. Определение группы посадки по чертежам сопрягаемых деталей."

 Данная работа выполняется после изучения темы «Допуски и посадки. Чтение размеров. Определение годности действительных размеров» и является ее логическим продолжением. Здесь рассматривает...

методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной  в соответствии с новыми требованиями ФГ...

Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"

Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Допуски, посадки и технические измерения"

Методические указания для студентов  по выполнению практических работ по дисциплине общепрофессионального цикла «Допуски, посадки и технические измерения» составлены в соответствии с ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ОП.0.5 Допуски, посадки и технические измерения для профессии 23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоя...