Рабочая программа по Адаптивной физической культуре
рабочая программа

Сальникова Ирина Дмитриевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № ____

от «___»_____________2018 г.

Председатель МО

____________ Л.А.Лаптева

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Пермского филиала

____________ О.В.Челнокова

«__»_______________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(профессия: 16519   Переплетчик, 16675  Повар, 12901  Кондитер)

(для обучающихся с ОВЗ, имеющих свидетельство об окончании СКОУ

либо справку об обучении и заключение МППК)

Краснокамск  2019

Рабочая программа адаптационной учебной дисциплины АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  (далее – ФГОС) по профессии 16519   Переплетчик, 16675  Повар, 12901  Кондитер среднего профессионального образования и Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров от 20 апреля  2015 г № 06-830 вн.

Организация-разработчик:

КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»

Разработчик:

Сальникова Ирина Дмитриевна, преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                         4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                 9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                            10

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                         

4.1  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ                                               11

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в части общеобразовательной подготовки по профессии 16519   Переплетчик, 16675  Повар, 12901  Кондитер.  Программа адаптационной дисциплины разработана в отношении обучающихся, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и, подтвержденные МСЭ, соматические и психосоматические нарушения сочетанного генеза.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в адаптационный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья и максимально возможное развитие жизнеспособности обучающегося, имеющего устойчивое отклонение в состоянии здоровья посредством физической культуры.

Задачи:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма, через оптимальные физические нагрузки

 -Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети-инвалиды, инвалиды I, II или III группы инвалидности, и лица с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 
1. Создание мотивации; 
2. Согласованность активной работы и отдыха; 
3. Непрерывность процесса; 
4. Необходимость поощрения; 
5. Социальная направленность занятий; 
6. Активизации нарушенных функций; 
7. Сотрудничество с родителями; 
8. Воспитательная работа. 

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: 

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; 

- проверка выполнения отдельных упражнений; 

- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

 

Средства, используемые при реализации программы:

1. физические упражнения;

2. корригирующие упражнения;

3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5.  наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с обучающимися, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной

ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • составлять комплексы упражнений при заболеваниях различной нозологии;
  • вести дневник самоконтроля
  • использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей;
  • использовать физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма;

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний;

- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Адаптация рабочей программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа учебной дисциплины адаптивная физическая культура - это элемент адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 16519   Переплетчик, 16675  Повар, 12901  Кондитер, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация рабочей программы проведена с учетом требований ФЗ № 273-ФЗ, ст.79.

Задачи адаптации рабочей программы:

  • гармоничное физическое развитие детей с ограниченными возможностями;
  • помощь в жизненном и профессиональном самоопределении личности;
  • развитие метапредметных умений личности для успешной адаптации в социуме в аспектах общения, самореализации и самоутверждения.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  30 часов

        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

30

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

практические занятия

30

Итоговая аттестация в форме зачета

 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины адаптивная физическая культура

Наименование разделов и тем

№ урока п/п

Тема урока, лабораторной работы, практического занятия, контрольной работы, виды самостоятельной работы обучающегося

Домашнее задание (§ учебника, задания)

Объем часов

ауд.

Введение

2

1

Введение. Теоретические основы программы по адаптивной физической культуре

Значение АФК

2

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей

2

Упражнения для мыщц локтевого сустава

Подготовить комплекс

1

3

Упражнения для пальцев

Выполнять комплекс

1

4

Упражнения для мыщц коленного сустава

Упражнения из и.п – лежа на спине

1

5

Упражнения с гантелями и утяжелтелями

Знать комплекс

2

6

Упражнения на тренажерах

Подготовить комплекс

1

Специальные комплексы упражнений

7

Комплекс упражнений при нарушении осанки

Выполнять комплекс

2

8

Индивидуальный комплекс упражнений в соответствии с диагнозом

Упражненияна пресс

1

9

Упражнения для профилактики плоскостопия

Комплес УГГ

1

10

Упражнения для коррекции ходьбы

Приседания 2*20

1

11

Упражнения для коррекции бега

10 минутный бег

1

12

Упражнения для коррекции и развития мелкой моторики

Выполнять комплекс

1

13

Упражнения для коррекции дыхания

Выполнять комплекс

1

14

Упражнения на координацию

УГГ

1

15

Упражнения на мышцы брюшного пресса

Выполнять комплекс

2

16

Упражнения на гибкость

Подготовить комплекс

1

17

Упражнения на тренажерах

Пресс 2*20

1

Элементы спортивных игр

18

Пионербол: ознакомление с правилами, расстановка на площадке. 

Выучить правила

1

19

Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой в пионерболе

Знать технику выполнения

1

20

Подача двумя руками снизу, боковая подача, розыгрыш мяча, на три паса.

Имитация упражнений

1

21

Учебная игра в пионербол

Пресс 2*25

1

22

Ведение мяча правой  и левой рукой

Комплекс УГГ

1

23

Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников.

Отжимания 2*15

1

24

Передача мяча в движении бегом в парах.

УГГ

1

25

Штрафной бросок

Знать технику выполнения

1

26

Учебная игра «баскетбол»

Приседания 2*20

1

27

Игры и эстафеты с баскетбольным мячом

Подготовить по 2 игры

1

Итоговый контроль в форме зачета

2

Всего

30

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализации учебной дисциплины требует наличия спортивного зала. Оборудование учебного кабинета:

-наличие спортивного зала

-тренажерного зала;

- наличие спортивного инвентаря (мячи, гири, шахматы часы шахматные, футбольные стоики, гимнастические маты

 т. д.).

Оборудование:

1. Футбольный мяч

2. Волейбольный мяч

3. Гимнастические коврики

4. Малый мяч

5. Фитбол (гимнастический мяч)

6. Гантели (2, 3, 4 кг)

7. Гриф и блины для штанги, крепления

8. Координационная лестница

9. Баскетбольный мяч

Технические средства обучения:

- беговая дорожка

-  эллиптический тренажер

- комплексный тренажер

- велотренажер

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая подготовленность проверяется по физическим тестам. В началеучебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни.

Показатели физической подготовленности по физическим тестам:

1. На статистическую выносливость мышц спины. Упражнение «Рыбка» на время в секундах выполняется следующим образом:

И.п. лежа в упоре бедрами о скамейку, руки в замке за головой. Удерживание и.п..

2. На силовую выносливость мышц брюшного пресса: и.п. лежа на спине, подъем прямых ног до угла 90 гр. И возвращение в и.п. Подсчитывается количество повторений, выполненных воспитанником.

3. Гибкость – наклон вперед, стоя на скамейке в см. от нулевой линии.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Общая оценка имеет среднеарифметический результат от суммы оценок трех контрольных упражнений.

Уровень ФП определяется за освоенный объем учебно-тренировочной работы из расчета – годовая учебная нагрузка составляет 100%:

- выполнение УТР на 80% и более соответствует высокому уровню;

- выполнение объема УТР от 60% до 79% соответствует выше среднего

уровню; 


- выполнение УТР от 50% до 59% соответствует среднему уровню;

- выполнение объема УТР менее 50% соответствует низкому уровню.

4.1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2014. –

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2015.

3. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2014.

4 Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 2014.

Дополнительные источники.

1. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

2. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.

3. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с ослабленным здоровьем

            Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая культура” для студентов с ослабленным здоровьем составлена в соответствии с государственными требовани...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаПримерное содержание учебной дисциплиныТеоретическая частьПрактическая частьПримерный тематический планТребования к результатам обученияТребования к результатам обучения...

Рабочая программа по курсу "Физическая культура" 1-4 классы по Лях

Рабочая прграмма разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.И. Ляха Физическая культура. Ра...

Рабочая программа ОДб.08 Физическая культура

В наше время рабочие программы не спускаются "свыше", написание программ возложили в обыденный труд преподавателя. При этом авторские права никто не учитывает. Как только программа разработана препода...

Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" СПО

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для изучения Физической культуры в  профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образ...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре

В основу адаптированной программы для обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» положена примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура,министерство образования и науки ...