МР для контрольной работы по ОУД.01 Литература
учебно-методический материал

Карагодина Светлана Геннадьевна

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по ОУД.01 Литература для групп заочного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_oud._01.1_literatura.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОУД.01.1 ЛИТЕРАТУРА

для студентов заочного отделения

по специальности 40.02.01 Право и организация

социального обеспечения

на базе основного общего образования

г. Маркс,

2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                        

2.Тематический план для заочной формы обучения                                        

3. Методические указания по темам и вопросы для самоконтроля                

4.Методические указания по выполнению контрольной работы                                    

4.1. Основные требования к содержанию и оформлению контрольной работы                                                        

4.2 Порядок представления контрольной работы в образовательное учреждение, ее проверки, рецензирования и переработки                                        

4.3 Варианты заданий контрольной работы и рекомендации по их выполнению                

Приложение 1                                                                                          

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы                                


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса заочного отделения для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения на базе основного общего образования.

Письменная (домашняя) контрольная работа является обязательной формой межсессионного контроля самостоятельной работы студента и отражает степень освоения студентом материала.

Целью методических рекомендаций по выполнению контрольных работ является оказание методической помощи студентам при выполнении контрольной работы по учебной дисциплине ОУД. 01. Литература. Методические  рекомендации по выполнению контрольных работ содержат необходимые сведения по содержанию и оформлению работы.

        

В результате изучения дисциплины студент должен:

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01  Литература обеспечивает достижение студентами следующих  результатов:

  • личностных:

- отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского  языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с  общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

- эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание − чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);

  • метапредметных:

-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами;

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной  деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения

когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

-  умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению  различных методов познания;

  • предметных

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений, знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Студент  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Основные требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по учебной дисциплине ОУД. 01. Литература   выполняется  на 1 курсе обучения, которая включает в себя выполнение заданий по вариантам.

Вариант задания определяется  преподавателем самостоятельно по  буквам алфавита фамилии студентов в соответствии с таблицей:

Буква фамилии студента

Номер варианта

А – Д

Вариант 1

Е – К

Вариант 2

Л – П

Вариант 3

Р – Ф

Вариант 4

Х – Я

Вариант 5

Работа оформляется на одной стороне стандартного листа формата А 4 (210х297 мм) белой односортной бумаги одним из двух способов: компьютерным, или рукописным.

При оформлении работ компьютерным способом – текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль шрифта 12-14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный. При оформлении рукописным способом работа пишется разборчивым почерком. Высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм. Для пометок рецензента должны быть оставлены поля шириной 3-4 см.

На обложке тетради указывается наименование учебного заведения; наименование дисциплины, темы по которой написана контрольная работа; курс, группа; фамилия, имя и отчество студента, домашний адрес и телефон. Титульный лист контрольной работы, выполненной компьютерным способом, оформляется в соответствии с Приложением 1.

Работа должна содержать обобщения и выводы, сделанные на основе изучения литературы в целом.

Контрольная работа должна содержать список литературы, которую студент изучил и использовал при написании работы. Список  должен быть правильно оформлен (с точными библиографическими данными) в алфавитном порядке.

Объем контрольной работы должен составлять не менее 10-15 печатных листов, Допускается увеличение объема работы на 20-30 %.

Работа должна иметь общую нумерацию страниц.  На титульном листе номер страницы не ставится.

2.2 Порядок представления контрольной работы, ее проверки, рецензирования и переработки

В установленные учебным графиком сроки, студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. Дата получения работы отмечается зав. отделения в журнале регистрации контрольных работ. После регистрации зав. отделением передает контрольную работу для проверки и рецензирования преподавателю, ведущему учебную дисциплину.

Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». Удовлетворительной считается работа, выполненная не менее чем на 70%.

В случае если контрольная работа «зачтена условно», преподаватель дает указания по устранению недостатков, рекомендует раздел или тему учебников, которые должен изучить студент.

Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопросов задания или в которой имеются грубые ошибки в освещении вопроса, а также выполненная не по варианту задания не зачитывается и возвращается студенту с подробной рецензией для дальнейшей работы над заданием. Студент обязан устранить недостатки контрольной работы, после чего  контрольная работа должна быть возвращена в учебную часть вместе с ранее выполненной. Повторно выполненная контрольная работа должна направляться на рецензирование тому преподавателю, который проверял работу в первый раз.

Оценка за контрольную работу имеет свое отражение в журнале.

  1. . Варианты заданий контрольной работы

1 вариант  

Задание 1. Любимый автор в созвездии поэтов «серебряного века».

Задание 2. Анализ стихотворения А. С. Пушкина  - по выбору («К морю», «К Чаадаеву», «Вольность», «Арион», «Анчар», «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Осень», «Вновь я вас посетил», «Поэт»).                                                                                                      

2 вариант

Задание 1. Эпоха революции и гражданской войны в прозе русских писателей ХХ века.

Задание 2. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова  - по выбору («Смерть поэта», «Поэт», «Бородино», «Дума», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружён…», «Молитва», «Пророк», «Желание», «На севере диком…», «Узник», «Я не унижусь пред тобою…», «Демон», «Пленный рыцарь»).                                                                                                      

3 вариант

Задание 1. Русский национальный характер в малой прозе А. И. Солженицына.

Задание 2. Анализ стихотворения Н. А. Некрасова  - по выбору («В дороге», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «На Волге», «Родина», «Элегия», «Вчерашний день часу в шестом»).

4 вариант

Задание 1. «Сороковые, роковые…». Тема Великой Отечественной войны в русской литературе ХХ-ХХI веков.

Задание 2. Анализ стихотворения С. А. Есенина – по выбору («Береза», «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Поёт зима – аукает», «Я иду долиной». «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», «Гой ты, Русь моя родная…»).

5 вариант

Задание 1. Моё открытие литературы русского зарубежья.

Задание 2. Анализ стихотворения А. А. Блока – по выбору (Фабрика», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить», «Русь», «Родина», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге»).

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

        Шифр _____________

Контрольная работа

Дисциплина ____________________________________________

студента (студентки) заочного отделения
_______ курса _________группы 

_________________________________________________
Фамилия, Имя, Отчество (в родительном падеже)

Домашний адрес _____________________________

________________________________________________

Дата сдачи _____________

Преподаватель ____________________

Ф.И.О.

      Оценка: ___________/______________

(подпись)

Дата проверки ____________

г. Маркс,

20___г.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Литература (учебник) под ред. Обернихиной Г. А. – «Академия», 2017 г.

Дополнительные источники:

Для студентов

Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.

Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.

Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.

Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.

Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М., 2014.

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.

Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.

Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.

Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.

Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.

Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.

Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.

Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.

Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.

Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.

Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.

Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.

Интернет-ресурсы:

www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).


ПЕРЕЧЕНЬ

примерных вопросов к дифференцированному зачёту по дисциплине

ОУД.01 Литература

1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.  Тематика творчества А.С.Пушкина (на примере стихотворений). Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник».
2. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Философские мотивы творчества М.Ю.Лермонтова.
3. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
4. Жизнь и творчество А. Н. Островского. Пьеса «Гроза» (тема, история создания, характеристика героев).

5. Жизнь и творчество И. А.Гончарова. Роман «Обломов» (герои, проблемы).
6. Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» (тема, система образов).
7. Темы творчества А. А. Фета (жизненный путь поэта, тематика стихотворений).

8. Темы творчества Ф. И. Тютчева (на примере стихотворений).
9. Жизнь и творчество Н. А. Некрасова. Философские темы творчества Н. А. Некрасова.
10. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (система образов, структура поэмы, народные мотивы в поэме).

11. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова - Щедрина. Сказки.
12. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» (история создания, система героев).

13. Жизнь и творчество Л. Н.Толстого.

14. История создания романа и система образов романа «Война и мир».
15. Жизнь и творчество А. П.Чехова.

16. Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова (рассказ «Ионыч»). Комедия «Вишневый сад» (система образов, проблематика пьесы).



17. Жизнь и творчество И. А. Бунина (проблематика рассказов писателя).
18. Жизнь и творчество А. И. Куприна (темы рассказов писателя).
19. Жизнь и творчество В. Я. Брюсова (примеры стихотворений).

20. Жизнь и творчество Н. С. Гумилёва.

21. Жизнь и творчество А. М. Горького. Художественное своеобразие рассказов А.М.Горького.

22. Творчество А. А. Блока (лирика поэта, поэма «Двенадцать»).

23. Жизненный и творческий путь С. А. Есенина (основные темы творчества на примере стихотворений).

24. Творческий путь В. В. Маяковского (на примере стихотворений).

25. Творчество М. И.  Цветаевой (основные темы творчества).

26. Жизненный и творческий путь А. П. Платонова.

27. Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» (система образов, особенности построения сюжета).

28. Жизнь и творчество М. А. Шолохова. Роман – эпопея «Тихий Дон» (тема, система образов, история создания).

29. Литература ВОВ и первых послевоенных лет.

30. Творческий путь А. А. Ахматовой (темы творчества, поэма «Реквием»).

31. Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака (тематика стихотворений, особенности романа «Доктор Живаго»).

32. Жизнь и творчество А. Т. Твардовского (тема войны в творчестве поэта).

33. Жизнь и творчество А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»).

34. Жизнь и творчество В. М. Шукшина (художественное своеобразие рассказов писателя).

35. Творчество поэтов-бардов (Б. Ш. Окуджава, В. С.Высоцкий).

36. Творчество Н. С. Рубцова (есенинские мотивы творчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе

Вопросы для проведения контрольной работы по литературе за 1 полугодие для учащихся 2 курса....

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс...

Контрольная работа по литературе за 1 – ое полугодие

 Контрольная работа по литературе за 1 – ое полугодие...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Литература» по специальности "Живопись"

Контрольная работа по дисциплине «ЛИТЕРАТУРА» по специальности "ЖИВОПИСЬ"...

Контрольная работа по русской литературе ХХ века

Прилагаю контрольную работу по русской литературе ХХ века из 18 вопросов, где охвачены основные вопросы по литературе ХХ века. Прошу выбрать правильные ответы и отправить скриншот в вайбере....

Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс

Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс...

Контрольная работа по литературе "Древнерусская литература". 7класс.

Контрольная работа по литературепо теме  "Древнерусская литература". 7класс....