Hfpdbdf.ott j,extybt yf jcyjdt ghj,ktvyjq cbnefwbb
статья

Агафонова Галина Геннадьевна

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, что доказывает актуальность проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obuchenie_na_osnove_problemnyh_situatsiy.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее обучение на основе проблемных ситуаций профессиональной направленности (из опыта работы)

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем  у детей завтра»

Джона Дьюи

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать и выполнять.

Но в настоящее время у студентов снижается интерес к учению. Причин этому несколько: это и низкий уровень интеллектуального развития учащихся; низкий педагогический и психологический уровень образования родителей. Дети приходят ослабленные, педагогически запущенные, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы.

Это создает большие трудности в обучении.В техникум приходит слабо подготовленный, не имеющий желания учиться и не умеющий учиться контингент. Часто это сопровождается сложностями в семье ( много сирот, малообеспеченных, имеющих проблемы в воспитании) У обучающихся нет знаний, умений, ответственности, мотивации к учению. Это большая проблема.

Поэтому для меня остро встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что студенты стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями.

Педагогической технологией, удовлетворяющей поставленным условиям, на мой взгляд, является технология развивающего проблемного обучения, что и стало объектом моего педагогического проекта.

Была выдвинута гипотеза, что использование технологии проблемного обучения позволит: активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить качество знаний.                                        Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества. Это позволяет студентам испытывать чувство собственного открытия, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Основное отличие от традиционного урока в том, что знания усваиваются не  репродуктивно, а творчески, студенты сами формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для  осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.    

Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.

Проблемные ситуации классифицируются по различным критериям:

  • по области научных знаний или учебной дисциплине (физике, информатике, электротехнике.);
  • по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);
  •  по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);
  •  по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).

Например, изучая законы Ньютона, мы предлагаем такую задачу: при столкновении грузовика с легковым автомобилем повреждение получает главным образом легковой автомобиль. Но ведь согласно III закону Ньютона на обе машины должны действовать одинаковые силы, которые должны произвести одинаковые повреждения. Как объяснить это противоречие «теории» и опыта? Анализируя задачу, учащиеся в ходе беседы приходят к выводу, что в третьем законе Ньютона говорится о равенстве сил, а не о равенстве результатов действия этих сил

  •  по характеру содержательной стороны противоречий:

1.  Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта.

2.  Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в новых практических условиях.

3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Например: все тела падают на землю. Облака состоят из мелких капелек воды. Значит, облака должны падать на землю. Однако никому не удавалось наблюдать, чтобы облако, опускаясь, достигло земли. Разрешите этот парадокс.                                                                                        На основе указанных классификаций, можно рассмотреть некоторые общие пути и способы создания проблемных ситуаций, получившие наибольшее распространение в практике обучения, как способы заострения противоречий в сознании обучающихся:                                                                - подведение студентов к противоречию и предложение им самим найти решение;

- столкновение противоречия практической деятельности;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;  

- предложение рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:

Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение

Хотя проблемная ситуация ценна сама по себе для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков.

Проблемная ситуация должна вызывать интерес у обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Таким образом, проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся, помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения преподавателя заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого студента в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы студента совпадают с целью решения проблемы. И деятельность студента приобретает активный, целенаправленный характер.

В зависимости от типа проблемной ситуации можно сформулировать приёмы их  создания. Так, при создании проблемной ситуации «с удивлением» можно использовать следующие приемы:

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.
  2. Столкнуть разные мнения студентов вопросом или практическим действием.
  3. а) обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
    б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

При создании проблемной ситуации «с затруднением»:

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
  3. а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
    б) доказать, что задание студентами не выполнено.

Так, на уроках физики чаще организовываются проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Например, почему во время ураганов крыши домов не продавливаются давлением ветра, а срываются вверх? Или почему взрывная волна валит сплошные заборы и оставляет невредимыми тонкие столбы? После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог:

Преподаватель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

«Надо на фронтонах домов делать чердачные окна». Удивились мы этому совету, но стали проверять. И что же: где есть окна - цела крыша. Где нет - летит с крыш. В чем тут дело?»                                                                Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

  • Преподаватель сам ставит и решает проблему;
  • Преподаватель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью преподавателя;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи преподавателя (но, как правило, под его руководством).

Если студенты пришли к неправильному решению, то срабатывает приём «яркого пятна», где обучающиеся разбираются в причинах ошибки вместе с преподавателем, даже лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение.

Чтобы проблемная ситуация была эффективна, необходимо наличие некоторых условий:

Со стороны обучающихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение студентов использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче;
  • активная поисковая деятельность.

Со стороны преподавателя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов), индивидуальные особенности группы.

По результатам  наблюдения и диагностик, представленным в диаграммах, видно, активность детей в проблемной ситуации пока не очень высокая: высокий уровень у 16,7%, средний – 38,9%, а низкий почти у половины обучающихся – 44,4%. Но уровень творческого потенциала внушает оптимизм при работе на данном направлении, так как 50% детей имеют высокий уровень, 22,2% средний и только 27,8% низкий.

Развивающее обучение на основе проблемных ситуаций в профессиональной деятельности (Технологию проблемного обучения) считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения студентов.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами русской писательницы Эмилии Борисовны Александровой: «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие».

Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы  работы,  но  каждый  из  нас   обязан  работать  во  благо  развития  ребёнка.

Преподаватель, к сожалению, не всесилен.   На ребёнка влияет   и семья, и окружение в техникуме и во дворе,   обстановка в районе, поселке и в стране в целом.