РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 АСТРОНОМИЯ программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 22.02.06 Сварочное производство
рабочая программа

Сафонова Елена Алексеевна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия  является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012 г.  для специальности среднего профессионального образования технического профиля 22.02.06 Сварочное производство, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения  Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.18 АСТРОНОМИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

22.02.06 Сварочное производство

г. Маркс

2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «МПК»

_______________  /Е.В. Гребнева/

 «__» августа 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия,  разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613 на основании Инструктивно-методического письма по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения  Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

РАССМОТРЕНО на заседании  цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 01 от «27» августа 2020 г.

Председатель _______ /Н.А. Курилова/                

 

СОГЛАСОВАНО  c Методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Протокол № 01 от «28» августа 2020 г.

Председатель_________/И.Ю. Гостева/  

Составитель:    Е.А. Сафонова,   преподаватель   ГАПОУ СО «Марксовский                

                             политехнический колледж»

     

     Рецензенты:

Внутренний       Г.Н. Хлебникова, преподаватель  ГАПОУ СО «Марксовский                        

                            политехнический   колледж»

  Внешний          Т.В. Щетинина, учитель физики  МОУ СОШ № 6,  г. Маркс      

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                 стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                         4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                             6
  3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           10          
  4. КОНТРОЛЬ     И     ОЦЕНКА     РЕЗУЛЬТАТОВ     ОСВОЕНИЯ  

      УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                       12                                                                            

                       

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 18 АСТРОНОМИЯ

1.1 Область применения программы.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия  является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012 г.  для специальности среднего профессионального образования технического профиля 22.02.06 Сварочное производство, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения  Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

  1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы:

Учебная  дисциплина  ОУД.18 Астрономия является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки». Учебная  дисциплина  ОУД.18 Астрономия изучается в общеобразовательном цикле в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для программы подготовки специалистов среднего звена.

  1. 3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения  дисциплины.

Важнейшие цели и задачи заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и на безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; - умение использовать различные источники по астрономии для получения

достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.4.  Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

 во взаимодействии с преподавателем  - 36 часов; самостоятельная работа обучающихся – 18 часов.    

 Промежуточная аттестация в форме итогового контроля  дифференцированного зачета.

     


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                  Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

18

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.18 Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.

2

1

Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение по теме «Астрономия — древнейшая из наук.»

2

3

 

Содержание учебного материала

6

1. История развития астрономии

   

2

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса.

2

2

1

Практическое занятие. С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news. ru/tag/kosmos

2

3

Самостоятельная работа №2. Подготовить сообщения (на выбор) по темам: «Современные обсерватории»,  «Об истории возникновения названий созвездий и звезд», «История календаря», «Хранение и передача точного времени.»

2

3

2. Устройство Солнечной системы

Содержание учебного материала

24

3

Система «Земля — Луна». Природа Луны. Планеты земной группы.

2

2

4

Планеты-гиганты.

2

2

5

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты.

Кометы и метеоры. Понятие об астероидно-кометной опасности.

2

2

6

Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

2

2

Самостоятельная работа №3. Написать реферат по теме:  «Полеты АМС к планетам Солнечной системы»,  «Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне»,  «Самые высокие горы планет земной группы», «Современные исследования планет земной группы АМС»,  «Парниковый эффект: польза или вред?»,  «Полярные сияния».

4

3

Практические занятия

2

Система «Земля-Луна»

2

3

3

Планеты Земной группы

2

4

Планеты- гиганты

2

5

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры

2

Самостоятельная работа №4. Подготовить рефераты или доклады  по теме (на выбор): «Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной», «Экзопланеты», «Правда и вымысел: белые и серые дыры», «История открытия и изучения черных дыр»,  «Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно»

4

3.Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

20

7

Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. между физическими характеристиками, вращение звезд. Двойные звезды. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

2

2

8

Наша Галактика. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

2

2

9

Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

2

2

Самостоятельная работа №5. Подготовить доклады или презентации по одной из тем (по выбору): «Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов», «Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе», «Методы поиска экзопланет»,  «История радиопосланий землян другим цивилизациям», «История поиска радиосигналов разумных цивилизаций»,  «Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян», «Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность»

6

3

Практические занятия

6

Физическая природа звезд.

2

3

7

Наша Галактика.

2

8

Происхождение планет.

2

9

Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачет.

2

Всего:

54

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет физики.

        Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.)

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий:        

Для студентов.

1. Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева,

  • М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная.

1.Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. : Дрофа, 2017.

2.Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб-

разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.

Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М. Просвещение, 2018.

3.Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М. Либроком, 2013.

4.Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).

Для преподавателей.

1. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.

2. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.

3. Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018.

4. Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf

5. Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.

6. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013. 7. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет-ресурсы.

1.Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS

2.Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. ru

3.Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru Компетентностный подход в обучении астрономии по 4.УМК В. М.Чаругина. [Элек-тронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=TKNGOhR3w1s&feature=youtu. be

Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=Eaw979Ow_c0

5.Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews. ru/

Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ре-сурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l. xn--p1ai/

Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru

6.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. krugosvet. ru

Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

7.http://www.astro.websib.ru/ http://www.myastronomy.ru 8.http://class-fizika.narod.ru 9.https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty 10.http://earth-and-universe.narod.ru/index.html 11.http://catalog.prosv.ru/item/28633 12.http://www.planetarium-moscow.ru/ 13.https://sites.google.com/site/auastro2/levitan 14.http://www.gomulina.orc.ru/ 15.http://www.myastronomy.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ                                                           ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий, решения задач.

        Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- письменный опрос

−  понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос; - письменный опрос

− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

 - письменный опрос

- промежуточный контроль

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос; - письменный опрос

−  осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- письменный опрос

- самостоятельная работа обучающихся

4.2 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

личностные результаты

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

-демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии

- проявление активной жизненной позиции;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

-демонстрация сформированности и мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные результаты

  умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Контроль графика выполнения индивидуальных заданий обучающимися

  владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

  умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе

Наблюдение за ролью обучающегося в группе, его умение работать в коллективе

 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Подготовка рефератов, докладов,  использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.18 АСТРОНОМИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

г. Маркс

2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «МПК»

_____________ /Е.В. Гребнева/

 «___» августа 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия,  разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613 на основании Инструктивно-методического письма по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

РАССМОТРЕНО на заседании  цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 01от «27» августа 2020 г.

Председатель _______ /Н.А. Курилова/                

 

СОГЛАСОВАНО  c Методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Протокол № 01 от «28» августа 2020 г.

Председатель_________ /И.Ю.Гостева/  

Составитель:    Е.А. Сафонова,   преподаватель ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

     

    Рецензенты:

Внутренний       Г.Н. Хлебникова, преподаватель  ГАПОУ СО «Марксовский                      политехнический   колледж»

 

     Внешний          Т.В. Щетинина, учитель физики  МОУ СОШ № 6,  г. Маркс

     

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                            стр.

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                               4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                   6
  3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  9            
  4. КОНТРОЛЬ     И     ОЦЕНКА     РЕЗУЛЬТАТОВ     ОСВОЕНИЯ  

      УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                                                              11                                                                              

                       

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 18 АСТРОНОМИЯ

1.1 Область применения программы.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия  является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012 г.  для специальности среднего профессионального образования технического профиля 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

  1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы:

Учебная  дисциплина  ОУД.18 Астрономия является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки». Учебная  дисциплина  ОУД.18 Астрономия изучается в общеобразовательном цикле в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для программы подготовки специалистов среднего звена.

  1. 3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения  дисциплины.

Важнейшие цели и задачи заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и на безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; - умение использовать различные источники по астрономии для получения

достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.4.  Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

 во взаимодействии с преподавателем  - 36 часов, в том числе практические занятия – 18 часов.  

 Промежуточная аттестация в форме итогового контроля зачета (с оценкой).

     


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                  Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

18

Промежуточная аттестация в форме зачета (с оценкой).

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.18 Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.

2

1

 

Содержание учебного материала

4

1. История развития астрономии

   

2

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса.

2

2

1

Практическое занятие. С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news. ru/tag/kosmos

2

3

2. Устройство Солнечной системы

Содержание учебного материала

16

3

Система «Земля — Луна». Природа Луны. Планеты земной группы.

2

2

4

Планеты-гиганты.

2

2

5

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов. Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры. Понятие об астероидно-кометной опасности.

2

2

6

Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

2

2

Практические занятия

2

Система «Земля-Луна»

2

3

3

Планеты Земной группы

2

4

Планеты- гиганты

2

5

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры

2

3.Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

14

7

Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. между физическими характеристиками, вращение звезд. Двойные звезды. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

2

2

8

Наша Галактика. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

2

2

9

Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

2

2

Практические занятия

6

Физическая природа звезд.

2

3

7

Наша Галактика.

2

8

Происхождение планет.

2

9

Промежуточная аттестация в форме  зачет (с оценкой).

2

Всего:

36

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет физики.

        Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.)

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Перечень учебных изданий.        

Для студентов:

1. Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева,

  • М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная:

1.Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. : Дрофа, 2017.

2.Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб-

разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.

Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М. Просвещение, 2018.

3.Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М. Либроком, 2013.

4.Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).

Для преподавателей:

1. Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018.

2. Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf

3. Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.

4. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013. 5. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет-ресурсы:

1.Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS

2.Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. ru

3.Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru Компетентностный подход в обучении астрономии по 4.УМК В. М.Чаругина. [Элек-тронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=TKNGOhR3w1s&feature=youtu. be

Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=Eaw979Ow_c0

5.Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews. ru/

Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ре-сурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l. xn--p1ai/

Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru

6.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. krugosvet. ru

Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

7.http://www.astro.websib.ru/ http://www.myastronomy.ru 8.http://class-fizika.narod.ru 9.https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty 10.http://earth-and-universe.narod.ru/index.html 11.http://catalog.prosv.ru/item/28633 12.http://www.planetarium-moscow.ru/ 13.https://sites.google.com/site/auastro2/levitan 14.http://www.gomulina.orc.ru/ 15.http://www.myastronomy.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ                                                           ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий, решения задач.

        Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- письменный опрос

−  понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос; - письменный опрос

− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

 - письменный опрос

- промежуточный контроль

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

- устный фронтальный и индивидуальный опрос; - письменный опрос

−  осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- письменный опрос

4.2 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

личностные:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

-демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии

- проявление активной жизненной позиции;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

-демонстрация сформированности и мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные:

−  умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Контроль графика выполнения индивидуальных заданий обучающимися

−  владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

−  умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе

Наблюдение за ролью обучающегося в группе

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Подготовка рефератов, докладов,  использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование дисциплины ОДБ.04 История для подготовки специалистов среднего звена по специальности "Парикмахерское искусство"

Календарно-тематическое планирование к курсу "История" для профессии "Прикмахерское искусство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в рамках подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Материал КОС для промежуточной аттестации в форме экзамена составлен на основании ФГОС и соответствующей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Материал охватывает все раз...

Программа промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине ОП. Пластическая анатомия для подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 парикмахерское искусство

методическая разработка предназначена для оценивания результатов освоения  учебной дисциплины  ОП.07 пластическая анатомия   по итогам  ее изучения ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство

Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ)  является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Составлена в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...