Проект Музей в чемодане
проект

Бондаренко Людмила Михайловна

«Музей в чемодане» может рассказывать о знаменитых людях села, края, о земляках – фронтовиках, об обычаях и традициях коренных народов Ямала, тематические экскурсии «История одной вещи», макет чума, нарты, национальной одежды, набор  северных игрушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_v_chemodane.docx199.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Музей в чемодане»

Название проекта: «Музей в чемодане»

  1. Тип проекта   по доминирующей в проекте деятельности: проектно-конструкторский с заранее выработанным представлением о продукте творческой деятельности (чемодан)

2.1. по предметно-содержательной области: краеведческо - исторический

2.2. по количеству участников проекта: групповой

2.3. по широте охвата содержания: межпредметный

2.4. по времени проведения: продолжительный

2.5. по характеру контактов: в рамках школы, района

  1. Профиль музея школьный, учебный; его жанр - экспозиция, экскурсионное бюро.  
  2.  Проект будет осуществляться участниками  объединения «Ямальский калейдоскоп».
  3. Цель проекта: Формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.
  4. Задачи:
    1. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
    2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
    3. Воспитание музейной культуры.
    4. Выработка навыков общения с музейными предметами.
    5. Предоставление подлинных материалов из фондов музеев.
  5. Основные направления краеведческой работы музея: поисковая, экспозиционная, познавательная, фондовая.
  6. Состав фондов музея: фотографии, личные вещи, детские поделки, вырезки из газет.
  7.  Показатели эффективности (социальные, экономические, производственные)
  8. «Музей в чемодане» может рассказывать о знаменитых людях села, края, о земляках – фронтовиках, об обычаях и традициях коренных народов Ямала, тематические экскурсии «История одной вещи», макет чума, нарты, национальной одежды, набор  северных игрушек.

  1.   «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из (когда какой либо предмет музея показывается детям, а в практической части дети смогут сделать своими руками «красоту»); «Музей в чемодане» для музея, (организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в  образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения.

  1.   В проекте «Музей в чемодане» будем проводить такие экскурсии «Национальная народная игрушка», «Люлька», Мужской пояс», в проекте «История одной вещи»  И планируем сотрудничество с районным  краеведческим музеем Приуральского района.

12.Этот проект «Музей в чемодане» рассчитан на перспективу. Данный проект в условиях современного общества  востребован. Для реализации данного проекта необходимы определенные затраты. Чтобы результаты работы были качественными необходимо создать или хотя бы начать создавать материально-техническую базу для реализации проекта .

Проект музейного интерактивного мероприятия

  1. Тема мероприятия "Великая Отечественная война"
  2. Для школьников младшего школьного возраста
  3. Экспозиция «Музей в чемодане»
  4. Время проведения: 17.00, продолжительность  45 минут
  5. Цель: формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с праздником День Победы;

Сформировать представление о жизни простых людей в годы Великой отечественной войны;

 Продемонстрировать предметы ежедневного обихода воина советской армии, показать, что даже самый незначительный предмет может стать экспонатом музея, носителем памяти об определенных событиях.

Развивающие:

 Формировать навыки ведения дискуссии, умение высказывать предположения и доказывать точку зрения.

 Развивать творческую и познавательную активность.

 Расширять у детей познавательный интерес к истории родной страны.

Воспитательные:

 Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа.  Воспитывать уважение к пожилым людям, подарившим нам мир.

  1. Форма мероприятия:  театрализованное представление музейной экспозиции
  2. Оборудование:  Чемодан, музейные предметы великой отечественной войны, бумага, клей, ножницы
  3. Краткое содержание мероприятия: Показ предметов первой необходимости, которые были у солдата ВОВ.  
  4. В финале проводим мастер класс по изготовлению солдатского фронтового треугольника
  5. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта:  научно-популярные книги, словари, справочники, энциклопедии

Проект (сценарий) учебного занятия для детей  младшего школьного возраста

     Экспозиция «Музей в чемодане», посвященная Дню Победы (9 мая)

Цель: воспитание чувства гордости и уважения к подвигам советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с праздником День Победы;
  2. Сформировать представление о жизни простых людей в годы Великой отечественной войны;
  3.  Продемонстрировать предметы ежедневного обихода воина советской армии, показать, что даже самый незначительный предмет может стать экспонатом музея, носителем памяти об определенных событиях.

Развивающие:

1. Формировать навыки ведения дискуссии, умение высказывать предположения и доказывать точку зрения.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Расширять у детей познавательный интерес к истории родной страны.

Воспитательные:

1. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа.

3. Воспитывать уважение к пожилым людям, подарившим нам мир.

Форма: экскурсия в музее ДОО.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративного обучения – беседа,
  2. Игровые;
  3. Коммуникативные методы обучения – диалог и другие

Планируемый результат:

  1. Дети знают о значении праздника День Победы;
  2. Дети запомнили назначение и свойства экспонатов музея (планшет, котелок, каска, фронтовой треугольник и пр).
  3. Дети гордятся тем, что их прадеды смогли отстоять мир.

Примерный ход мероприятия:

Этап

Содержание деятельности воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап

   Поприветствовать; Сюрпризный момент: а сегодня наша экскурсия необычная:

Где-то в дальнем углу антресолей,

Дермантиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый…

В нем хранятся обрывки истории…

(Достать с антресолей чемодан)

Этап актуализации материала

Спросит детей, какие экспонаты могут поместиться в чемодане? Какими вещами пользовались солдаты во время войны?

Дети высказывают свои предположения о том, какие экспонаты могут оказаться в чемодане.

Основной этап

Алюминиевая ложка;

Походный котелок;

Фляжка;

Планшет и его содержимое (карта, карандаш, линейка, ластик);

Фронтовой треугольник

Познавательная деятельность.

Продуктивная творческая деятельность

Создание своих фронтового треугольника

Продуктивная творческая деятельность

Заключительный этап (рефлексивный)

Подведение  итогов  занятия

Рефлексивная  деятельность

                      Конспект деятельности воспитателя (экскурсовода):

У каждого солдата во время войны было оружие, боеприпасы, такие как гранаты и патроны.

А ещё что обязательно носил с собой солдат? Чем пользовались солдаты во время еды? Например, ложка. Какого она цвета? Какая ещё она? Почему она железная? А если бы была фарфоровая, что могло с ней произойти? Как хранили такие столовые принадлежности? Ложки чаще всего хранили за голенищем сапога.  Почему их берегли и мало теряли? Как вы думаете, что ели солдаты во время войны? Супы, каши, макароны, хлеб, консервы. А из чего солдаты ели в полевых условиях?

Посмотрим следующий экспонат! Как вы думаете, что это? Котелок - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и переноски. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливал в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывал в крышку.

А из чего пил солдат? Из фляжки, тоже очень удобна в походных условиях, с таким же изогнутой с одной стороны и выпуклой стенкой с другой. А еще крышечка фляжки на цепочке, чтобы не потерялась.

Следующий экспонат - Сумка, которая называется как любимая вами современная электронная игрушка. (п)ланшет. Для чего использовали планшет в годы войны? Офицеры носили в нём бумаги, карты, документы, карандаши, линейки. Подумайте, ещё, как могли использовать планшет во время войны? На нём могли писать?

А вы знаете, чем писали во время войны солдаты?

img848Такими карандашами писали письма с войны. Как это письмо. Вы знаете, как оно называется? Оно имеет геометрическую форму – какую? Это письмо-треугольник. Как вы думаете, кому писали письма солдаты с войны? О чём они писали свои письма?

 Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Письма складывали треугольником, указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Такое письмо есть и в нашем планшете.

А вы знаете, чем писали во время войны солдаты? Например, немецкие солдаты использовали для письма перьевые ручки. Кто знает, как писать такой ручкой? Что для неё необходимо? Чернила хранились в чём? Что могло случиться с чернильницами? А ещё чем могли писать? Советские солдаты писали простым или химическим карандашом. Как вы думаете, чем удобнее было писать простым карандашом или перьевой ручкой? Почему?

Такими карандашами писали письма с войны. Как это письмо. Вы знаете, как оно называется? Оно имеет геометрическую форму – какую? Это письмо-треугольник. Как вы думаете, кому писали письма солдаты с войны? О чём они писали свои письма? Давайте с вами пофантазируем, что ваш папа на войне и ему нужно отправить послание на фронт. Возьмите листочки, карандаши и оформите своё письмо. Нарисуйте солнце, лес, птичек или смайлик))) А теперь давайте вместе сложим письмо-треугольник.

Как сложить письмо-треугольник:

  • Возьмите лист бумаги, на котором собираетесь написать письмо.
  • Пишите письмо только на одной стороне листа бумаги для того, чтобы было место для дальнейшего написания адреса. Или сложите листок заранее и пометьте те части его поверхности, которые можно исписать текстом.
  • Сложите прямоугольник письма, притянув вниз-влево сначала правый верхний угол так, чтобы верхний горизонтальный край бумаги ровно лег на левый вертикальный край листа. Должен получиться четырехугольник с острым углом сверху.
  • Притяните верхний острый угол получившейся фигуры из бумаги вправо-вниз. Получится нечто, напоминающее своими контурами домик с огромной крышей и крохотной жилой частью.
  • Заправьте ту часть сложенного листа, которая напоминает «жилую часть» «домика» в промежуток между находящимися сверху складками письма так, чтобы получился треугольник. Для того, чтобы конец листа легко заправился в треугольник подогните уголки загибаемой части. Правильно сложенный солдатский конверт не распадается при переворачивании, тем более при дальнейшей его транспортировке.
  • Напишите адрес получателя и отправителя на одной (лицевой) стороне солдатского треугольника. Другую сторону традиционно оставьте чистой: во время Великой Отечественной войны на незаполненной чистой стороне письма писали дополнительные адреса в случае убытия получателя (в другую часть, госпиталь и тому подобное). Марка на такие конверты, как правило, не наклеивалась.

Куда дальше отправлялось письмо? На почту. На почте ставился штамп. Так как у нас нет почтовой печати, я предлагаю вам поставить такой яркий штампик, подходящий для вашего послания.

Письма вы можете оставить себе на память.

Спросите дома у родителей, были ли у вас в семье прадедушки или прабабушки участники Великой Отечественной войны.

Давайте вспомним, о каких экспонатах вы сегодня узнали?

Заключение: прошу вас, дети, помните о той страшной войне, помните о каждом ветеране, подарившем вам мир, храните эту память в своем сердце, Ведь пока мы помним о войне, есть надежда, что новой войны не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "музей мадам тюссо"

презентация для интерактивной доски по английскому языку для учащихся 5-6 классов. тема "музей мадам тюссо"...

10 лет музею истории колледжа

КОНКУРСЫ МУЗЕЯ2014-2015 года Написание эссе«Что я узнал в музее»«Портрет сотрудника музея»«Если бы я был директором музея…»«Поздравляю мой музей» Итоги будут подводиться в марте 2015 года.Ра...

проект "виртуальный музей истории образовательного учреждения"

Актуальность проекта заключается в том, что студенты, привыкшие воспринимать информацию в электронном виде, могут ознакомиться с ней дома, не ограничивая себя во времени. К тому же в музейной экспозиц...

Музей имени Г. Кариева как социокультурный проект

Анализируется роль школьного кабинета в поликультурном воспитании молодежи на примере Музея Габдуллы Кариева. Делается вывод  о том, что музей сегодня можно рассматривать как уникальное средство ...

проект "Музей в чемодане"

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами, материалами является идея создания "музея в чемодане", которая сегодня активно стала внедряться в практику....

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...