Методическая разработка урока Тема «Обработка чешуйчатой рыбы»
методическая разработка

методическая разработка урока производственного обучения по теме "Обработка чешуйчатой рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx161.46 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока «Обработка чешуйчатой рыбы»

Цели урока:

  • образовательная:

сформировать практические приемы и операции по первичной обработке рыбы, показать последовательность выполнения первичной обработки рыбы

  • развивающая:

развитие навыков самостоятельности через организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся во время урока.

  • воспитательная:

воспитать наблюдательность, ответственность за соблюдение технологического процесса

Тип занятия: показ трудовых навыков.

Вид урока: демонстрация практических работ.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, самостоятельной работы, демонстрация обработка чешуйчатой рыбы, дифференцированный подход.

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, фронтально-групповая, самостоятельная работа обучающихся

Межпредметные связи: 

МДК 01.01. Организация приготовления, подготовки к и реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов.

Материально-техническое оснащение:

документы письменного инструктирования: инструкционная карта, карточка-задание

инвентарь и посуда: скребок для обработки рыбы, нож с маркировкой «СР», кухонный ножницы для обработки рыбы, лотки, ведро для отходов.

Сырье: свежая рыба

Литература:

Учебники: Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская Кулинария «Повар, кондитер»

А.И. Здобнев, В.А. Цыганенко «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»

Видеоролики (мастер-классы) по разделки рыбы, презентации.

Ход урока

Организационный момент (1 минут)

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку (осмотр рабочих мест)

Вводный инструктаж (10 мин)

2.1. Мотивационный момент.

2.2. Актуализация знаний

Основной этап (20 мин)

Объяснение нового материала

3. Демонстрация методов и приемов мастером

4. Текущий инструктаж (10 мин.)

4.1. Самостоятельная работа обучающихся

4.2. Осуществление контроля за: соблюдением правильного и последовательного выполнения технологических приемов и операций.

4.3. Своевременная помощь мастера учебной практики обучающихся в устранении недостатков в работе (при выполнении технологических приемов; нарушений технологических операций; ошибок в соблюдении технологического процесса).

5. Заключительный инструктаж (4 мин.)

5.1. Закрепление.

5.2. Подведение итогов.

Ход урока

Наименование этапов

и его структурных элементов

Деятельность мастера

Деятельность студента

1

2

3

1.Организационный

момент 1 мин.

Приветствие обучающихся

Проверка готовности к уроку (осмотр рабочих мест)

Взаимодействие с преподавателем (приветствуют вставанием)

2.Вводный инструктаж

( 10 мин)

2.1.Мотивационный момент.

2.2. Актуализация знаний

2.3. Вопросно-ответная беседа

Тема урока: Обработка чешуйчатой рыбы

Рыба является необходимым продуктом питания. По своему химическому составу она немного уступает мясу домашних животных, а по содержанию минеральных веществ, витаминов и степени усвояемости белков превосходит мясо.

В рыбе содержатся (в %): белки — от 13 до 23, жир — от 0, 1 до 33, минеральные вещества — от 1 до 2, вода — от 50 до 80, витамины А, Е, В2, РР, С, экстрактивные вещества.

- В чём заключается питательная ценность рыбы? (показ рыбы)

Мякоть рыбы не имеет жёсткой соединительной ткани, поэтому усваивается организмом человека легко и быстро. Рыбий жир содержит ненасыщенные жирные кислоты, витамины, А, Е, Д, соли кальция и фосфора. Благодаря легкоплавкости, а в кости рыбий жир также хорошо усваивается. А рыба морей и океанов содержит большое количество йода. Разнообразие химического состава делает рыбу диетическим продуктом. Её используют в лечебном питании при малокровии, для лечения рахита и заболевания сердечно-сосудистой системы.

Живая рыба является наиболее ценным продуктом питания. Еѐ транспортируют в автоаквариумах, хранят на предприятиях в проточной воде не более 2 суток. В живом виде поступают зеркальный карп, щука, сом, карась, сазан.

Охлажденная рыба имеет внутри мышц температуру от – 1 до 5 °С. Еѐ хранят не более 5 суток при температуре от – 2 до 1 °С.

Значительно чаще поступает мороженая рыба, имеющая внутри температуру от – 8 до – 6 °С. Еѐ хранят при температуре – 8 °С 12 суток, при 0... – 2 °С – 3 суток.

- Какие способы размораживания мороженой рыбы?

Поступившая рыба должна быть доброкачественной. Основными показателями являются еѐ внешний вид и запах.

- По каким показателям определяют доброкачественность поступающей рыбы на предприятия?

По санитарным требованиям основными показателями являются её внешний вид и запах. Рыба должна иметь упругую мякоть, плотную блестящую чешую, розовые расправленные жабры без слизи, прозрачные не впалые глаза, а плавники должны быть влажными и не повреждёнными.

- Из каких операций состоит механическая кулинарная обработка рыбы?

Из следующих операций: оттаивание, вымачивание, разделки, приготовления полуфабриката. Под разделкой подразумевается удаление чешуи, внутренностей, плавников, головы, а иногда костей и кожи.

-Сколько способов обработки чешуйчатой рыбы знаете? Какие?

В кулинарии используют 5 способов обработки рыбы в зависимости от её размеров и кулинарного назначения.

I способ – обработка рыбы целиком (отходы 20% и 35%)

II способ – обработка рыбы на кругляши (отходы 35 – 40%)

III способ – обработка рыбы пластованием (отходы 43%)

IV способ – обработка рыбы на чистое филе (отходы 50 – 68%)

V способ – приготовление фаршированной рыбы.

- Какие инструменты и инвентарь необходимы для первичной обработки рыбы?

А) ванны для вымачивания или промывания рыбы;

Б) столы для разделки и нарезки полуфабрикатов;

В) разделочные доски с маркировкой СР.;

Г) ножи поварские с маркировкой СР.;

Д) длинный нож с гибким лезвием – для очистки рыбы от кожи и срезания филе с костей;

Е) крепкие ножницы для обрезания плавников и хвоста;

Ж) ручные скребки;

- Сроки хранения обработанной рыбы?

Рыба является скоропортящимся продуктом из-за высокого содержания воды. В охлаждённой рыбе приостанавливаются процессы размножения микроорганизмов, поэтому разделанную рыбу хранят от 0 С до 4 С – 24 часа; порционные куски – 6 – 8 часов.

Студенты внимательно слушают мастера производственного обучения

Студенты отвечают на вопросы

Студенты отвечают на вопросы

Студенты внимательно слушают мастера и следят за технологическими процессами

3. Основной этап.

3.1. Объяснение нового материала

(презентации)

30 мин.

3.2. Демонстрация методов и приемов мастером

Задачи урока:

1. Ознакомить со схемой разделки рыбы, с приёмами правильной организации рабочего места.

2.Организовать самостоятельную работу по первичной обработке рыбы. Научить выявлять дефекты.

3.Показать отдельные приёмы последовательность разделки рыбы.

Работаем, соблюдая технологический процесс обработки рыбы (презентация).

Показ мастера. Удаление плавников начинают со спинного. Для этого рыбу кладут на бок, подрезают мякоть вдоль плавника вначале с одной, затем с другой стороны. Прижимают ножом подрезанный плавник и, держа рыбу за хвостовую часть, отводят ее в сторону, при этом плавник легко отделяется. Так же удаляют анальный плавник, затем отрубают или отрезают грудные и брюшные плавники.

Удалять чешую и плавники нужно аккуратно, чтобы не повредить кожу.

Для удаления внутренностей рыбу кладут головой к себе и, придерживая ее за голову, делают разрез между грудными плавниками, держа острие ножа к себе. Разрез ведут от середины плавников к голове, прорезая брюшко до жабер, затем переворачивают нож, не вынимая его из брюшка, и острием от себя разрезают брюшко до анального отверстия.

- Как из брюшка удалить внутренности так чтобы не повредить желчный пузырь?

Из разрезанного брюшка потом осторожно удаляют внутренности,

стараясь не повредить желчный пузырь, иначе рыба будет иметь горький вкус. Участки мякоти, пропитанные желчью, вырезают. Зачищают внутреннюю полость.

Из головы удаляют жабры и глаза. Обработанную рыбу промывают холодной водой, дают стечь воде, укладывают в один ряд на противень и хранят в холодильнике.

- Срок хранения обработанной рыбы?

Карточка-задание (приложение)

Инструкция по технике безопасности при работе с ножом (приложение)

Инструкционная карта (приложение)

Студенты внимательно слушают мастера

Студенты внимательно слушают мастера и следят за технологическими процессами

Студенты отвечают на вопросы

5. Заключительный инструктаж

(4 мин)

Закрепление

Подведение итогов

Сегодня мы ознакомились с технологическим процессом обработки рыбы

Рефлексия.

-Что вам больше запомнилось на уроке?

Анализ ошибок, выставление оценок.

Ребята, сегодня хорошо отвечали, особенно активно участвовали … Молодцы! После выполнения самостоятельной практической работы будут выставлены оценки

Студенты отвечают на вопросы

Студенты внимательно слушают мастера


Карточка задание №1

Написать  технологический процесс обработки чешуйчатой рыбы.

Карточка задание №2

Ваша задача: определить верные признаки доброкачественной рыбы.

неприятный запах;

мясо отстает от костей;

брюшко вздуто, а кожа дряблая;

жабры коричневого цвета;

мясо не отстает от костей;

жабры ярко-красные;

слизь прозрачная;

глаза выпуклые прозрачные;

чешуя блестящая и легко отстает от кожи;

глаза мутные и впалые;

блестящая чешуя.


Инструкция по технике безопасности при работе с ножом

Ненадлежащее использование кухонных ножей является самой распространенной причиной несчастных случаев.

Будьте предельно осторожны в обращении с ножами!

 Соблюдение всех перечисленных ниже пунктов - залог вашей безопасности.
Основные правила работы с ножом:
-  не работать с ножом в направлении к своему телу;
-  крепко держать рукоятку ножа;
-  использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
-  следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
-  не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
-  не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
-  не пытаться поймать падающий нож;
-  не использовать кухонный нож не по назначению;
-  мыть нож после каждого применения.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

ПМ.01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента.

Тема урока Механическая кулинарная обработка чешуйчатой рыбы.

Материально техническое оснащение

Последовательность выполнения технологических операций при приготовлении полуфабриката

Требования к качеству

Технологические операции

Инструктивные указания

Оборудование: холодильный шкаф, электронные весы, рыбоочистительная машина, производственный стол

Инструменты, инвентарь и посуда: доска разделочная, ножи с маркировкой «СР», кухонный ножниц, лотки для укладки рыбы

Операция №1. Организация рабочего места.  

Операция №2. Очистка от чешуи

Операция №3 Удаление плавников

Операция №4 Удаление жабры из головы

Операция №5 Разрезание брюшко рыбы

Операция №6 Удаление внутренности рыбы

Операция №7 Промывание, обсушивание

Операция№8 Маркировка, хранение

1.Инструмент, инвентарь, посуду размещают от работника справа, а обрабатываемый продукт – слева.

2.Обработку на маркированной доске (рыба сырая), начинают с очистки чешуи в направлении от хвоста к голове, в начале с боков, затем с брюшка.

3.После очистки у рыбы удаляют плавники (начиная со спинного). Для этого рыбу кладут на бок и прорезают мякоть вдоль плавника сначала с одной, а затем с другой стороны. Также удаляют анальный плавник, после чего отрезают остальные плавники.

- Очищать чешую и удалять плавники следует аккуратно, чтобы не повредить кожу.

4.Из головы рыбы необходимо удалить жабры (делая с двух сторон надрезы под жаберными крышками) и глаза.

5. Для удаления внутренности рыбу кладут на доску головой к себе, придерживая левой рукой, делают надрез между грудными плавниками, и ведут нож к голове, острием к себе, разрезая брюшко до анального отверстия.

6.Из разрезанного брюшка осторожно вынимают внутренности так, чтобы не повредить желчный пузырь, иначе рыба будет иметь горький вкус, и зачищают внутреннюю полость от пленки.

7. Рыбу промывают холодной водой. Обсушивают, уложив в поднос до тепловой обработки хранят, в холодильнике (целиком).

8. Маркировка, хранение

Рыба, поступающая на предприятия, должна быть

доброкачественной, соответствовать нормативным документам «стандартам».

Основное требование это свежесть, ее определяют по внешнему виду, цвету, упругости, запаху.

Рыба должна иметь плотную блестящую чешую, упругую мякоть, красные жабры, плотно прижатые, без слизи, выпуклые глаза.

Целую разделанную рыбу или крупные куски хранят не более 48 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обработка чешуйчатой рыбы

презентация для практического  занятия...

Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

    Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

Методическая разработка урока "Обработка наволочки двойным швом"

Цель разработки: ознакомить учащихся с обработкой наволочки двойным швом.Задачи:Обучающая: закреплять знания учащихся по пошиву наволочки, окончательной обработке, пришивать фурнит...

Методическая разработка урока "Обработка горловины"

План урока. Инструкционно-технологическая карта. Контрольно измерительные материалы. Рекомендации по выполнению домашнего задания...

методическая разработка урока "Обработка верхнего среза пижамных брюк"

Тип урока: комбинированныйЦель:Научить обучающихся обрабатывать верхний срез пижамных брюкЗадачи:- закрепить умение выполнять обработку верхнего среза пижамных брюк швом вподгибку с закрытым срезом,- ...