Семинар-практикум «Развитие творческого мышления у взрослых»
методическая разработка

Тропникова Дарья Сергеевна

Для старших школьников и взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti.docx60.72 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Центр развития детский сад №21»

Семинар-практикум

«Развитие творческого мышления у взрослых»

                                                                               Подготовила:

                                                                             воспитатель

Тропникова Дарья

                                                                          Сергеевна

Омск 2016

Семинар-практикум «Развитие творческого мышления у взрослых»

Цель: развивать умение у взрослых продуктивно действовать и мыслить в условиях нестандартной новой ситуации, неопределенности, ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Задачи:

- учить взрослый коллектив решать задачи проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых;

- развивать поисковую деятельность;

-дать возможность приобрести практический опыт в решении нестандартных ситуаций и учить анализировать его положительный, и отрицательный результат. 

От того, насколько развиты наши творческие способности, зависит наше восприятие окружающего мира и то, кем и насколько комфортно мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке творческие способности, тем более он склонен к деструктивным мыслям, депрессиям, постоянному недовольству собой и  окружающими, безрадостному восприятию жизни как таковой.

Как развивать творческое мышление у взрослых

Творчество можно определить, как процесс воспроизводства чего-либо оригинального, не имеющего аналогов, или способность нахождения новых и необычных путей решения проблем. Творческое мышление – это не врожденный навык, которым могут обладать только талантливые музыканты, поэты или актеры, его может развить в себе каждый человек.

Советы по развитию творчества

Погружение в тему

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.

Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.
Как организовать хранение вещей в шкафу? Проблема «много вещей, а надеть нечего» знакома многим. Однако не обязательно бежать в магазин и покупать что-то новое. Достаточно тщательно перебрать гардероб. А чтобы подобные трудности возникали реже, нужно правильно организовать порядок в шкафу.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.

Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Как развить креативное мышление

Творческая сила и креативность отличают необычного и яркого человека от обыкновенного городского жителя, который не старается изменить свою жизнь и не стремится сделать ее оригинальнее. Некоторые полагают, что творческое мышление – это дар от природы, и если вы не обладаете этим даром, вам суждено всю жизнь быть обыкновенным человеком. Это не так – креативность развивается, и главным образом она зависит от вашего собственного желания и стремления воспринимать необычные и альтернативные точки зрения, создавать необычные проекты, достигать успеха в собственных творческих делах, и главное – освободить свои идеи и фантазии, дать им возможность воплотиться.

Для развития творческого мышления и креативности:оДлдлдлллдддл1

Научитесь эмоциональной гибкости – старайтесь быть менее подверженными стрессам и расстройствам, будьте жизнерадостны и оптимистичны. Поддерживайте здоровый образ жизни, будьте независимы во всем – начиная от своей рабочей деятельности и заканчивая общественными взглядами.2

Всегда стремитесь создавать альтернативные решения проблем и вопросов, вместо того, чтобы пользоваться уже готовыми и привычными схемами поведения.

Если вы хотите обрести творческую силу, постоянно учитесь – никогда не останавливайтесь в процессе творческого развития и самосовершенствования. Не забывайте о чувстве юмора – чрезмерная серьезность может навредить вашей креативной силе. Когда у вас появляется такая возможность, старайтесь чаще нарушать границы привычных и устоявшихся норм и стандартов. Предлагайте нетривиальные решения, создавайте необычные сценарии и идеи.

Никогда не приносите свои увлечения и интересы в жертву каким-то социальным обстоятельствам – даже если у вас есть какие-то обязательства перед работой и семьей, всегда находите время на любимое хобби или творческое занятие. Если вы любите фотографировать, рисовать и писать стихи – займитесь любимым делом.

Больше фантазируйте – придумывайте самые смелые образы и сценарии, подключайте воображение ко всему, что вы делаете. Научитесь замечать красоту и гармонию во всем, что окружает вас, и по возможности зарисовывайте или записывайте то, что вы увидели. Преобразуйте привычные вещи – например, если вы любите готовить, придумайте на основе старых рецептов нечто свое.

Слушайте музыку, смотрите фильмы, читайте книги – все это способствует развитию креативности.


Факторы, влияющие на интенсивность творчества

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие известного способа её достижения. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели и «двигатели» и для которых жизнь обозначает единственную возможность - творить.

Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтает о чём-то, строит воздушные замки, которые так и остаются в их головах. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства.

Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но всё созданное многообразие, тем не менее, строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизменённых.

Упражнения для развития творчества.

1 Преодоление пространства.

Смысл упражнения: создание и выдвижение идей о способах действия в нестандартных ситуациях, физическая разминка и сплочение коллектива.

Все участники расположены у одной стены аудитории. Задание перебраться на другую сторону помещения, не касаясь ступнями пола (можно ползти, идти по стульям и т.д.). Главное условие, способы в группе не должны повторяться, при этом, участники, которые переправились, могут вернуться нормальным способом и помогать остальным. Задание рассчитано на 10-14 человек. Если человек больше, то можно разбиться на несколько групп, а  также устроить соревнования на скорость.

Обсуждение. Сначала все участники обмениваются эмоциями, чувствами, затем перечисляют способы действий, выбирают наиболее творческие.

2 По клеточкам.

Цель: Концентрация внимания участников, обучение представлять объекты, скрытые от непосредственного восприятия.

На полу начерчены квадраты 5 на 5.

В центре стоит игрок, остальные участники стоят спиной.

Участники по очереди дают команду, куда ходить (только на одну клетку), при этом, нельзя называть зеркальную команду (например один говорит  вправо, другой следом лево). Ведущий наблюдает со стороны. Когда игрок покидает поле, тот, чья бала последняя команда покидает игру. Начинают заново.

Обсуждение: кто как проходил испытание? Представлял  клетки, считал и т.д.? Какой метод был эффективнее?  Как выполнение задание связано с креативностью?

3 Что? Откуда? Как?

Цель развитие ассоциативных связей, беглость мышления, развитие фантазии.

Участникам демонстрируется какой-либо непонятный или неизвестный предмет (возможно фото) или его часть.

Необходимо быстро не раздумывая ответить на 3 вопроса:

Что это?

Откуда взялось?

Как это можно использовать?

Обсуждение: какие ответы больше всего запомнились? Какие самые оригинальные?

4 Оригинальное использование.

Цель: развивать гибкость, беглость, оригинальность мышления. Упражнение позволяет уходить от шаблонности восприятия, а также, позволяет выявить лидеров, генераторов идей, исполнителей в группе.

Задача упражнения.

Группа делится на 2 команды. Каждой команде дается задание придумать принципиально разные возможности использования одного предмета, например: лампочки, кирпича, бумажных листов, алюминиевых баночек и т.д. По очереди члены команды рассказывают о возможностях использования предмета и желательно показывают. Побеждает та команда, которая предложит последний способ. Работа выполняется в команде 4-5- человек 10 минут.

Обсуждение: выявление человека, который больше всего предложил идей, скорость возникновения идей, креативность.

5 Покорители воздуха.

Цель работа в команде,  возможность генерировать идеи и воплощать их.

Описание упражнения:

Участники разбиваются на команды 3-4  человека. В их распоряжении 2 листа бумаги, скотч,  4 скрепки, ножницы. Задача участников изготовить летательную конструкцию, которая дольше всех продержится в воздухе. Затем, команды по очереди с высоты 2-3- метра отпускают своё изобретение (запрещается дуть кидать в сторону и т.д.) и засекают на секундомере время. Побеждает та команда, чьё изобретение продержится в воздухе дольше.

 Обсуждение: выявление наиболее удачных решений, их особенностей, работа в команде.

6Лампочки

В закрытой комнате на чердаке висят три лампочки. Три выключателя к трём лампочкам – внизу, на первом этаже. Можно щёлкать выключателями сколько угодно, и можно оставить их в любом положении. Но после этого разрешён только один поход наверх, чтобы определить, каким из выключателей включается каждая лампочка. 

Ответ на задачу:

Включите одну из лампочек и оставьте её включенной на несколько минут… ну, чтобы она нагрелась. И после этого всё, что останется сделать – это выключить её, включить другую лампочку, залезть на чердак, потрогать лампочки и определить, какая из них была включена первой (та, что ещё теплая). Теперь нетрудно будет догадаться, какую вы включили второй, а какую еще не включали.

7 Как это возможно?

Немного выпивший мужчина возвращался домой. Он шел по середине песчаной проселочной дороги. Дорогу не освещал лунный свет, и на ней не было ни одного фонаря. Мужчина был одет в черное. Внезапно на дороге появилась машина с незажженными фарами. В последний момент шофер увидел мужчину и свернул. Как он смог его увидеть? 

Ответ на задачу: Дело было днём.

8 Расшифруй

Какое слово зашифровано на этих картинках?

Загадки для детей с ответами. Расшифруй

Ответ: сопротивление

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать творческие способности можно разными способами.

Не секрет, что творческое мышление – это своеобразный ключ к успеху, причем, практически во всех сферах жизни. Это одинаково хорошо как в частной жизни, так и в профессиональной деятельности. Человек, не развитый в творческом аспекте, подсознательно будет сам создавать в себе барьеры к достижению поставленных задач, бояться мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Развитые навыки нестандартного мышления открывают перед человеком широкие возможности для самореализации.

Литература:

Открытые интернет источники

Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности/Учебно-методическое пособие.-СПб. СПбНИИ физической культуры, 2006г.,-44стр.

http://www.kakprosto.ru/kak-817681-kak-razvivat-tvorcheskoe-myshlenie-u-vzroslyh

http://www.sudba.info/trening-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Развитие творческого мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Основы философии"

В настоящее время главной задачей образовательного процесса становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления, основных мыслительных операций, котор...

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА»

Тезисы для научно практической конференции на тему "Методы и средства развития творческого мышления в курсе "История дизайна"...

Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников...

Технологии развития творческого мышления в формировании профессиональных компетенций.

План урока для публикации на тему "Составление мудборда - Архитектура"....

Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"

В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"...

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...