Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
методическая разработка

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основополагающих документов, отражена связь с практикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

Методическая разработка учебного занятия

Тема: «Технологическая карта учебного занятия

по МДК 03.03 Теория и методика

экологического образования дошкольников»

Черменева С.И.,

преподаватель  

общепроыессиональных дисциплин

и профессиональных модулей

 специальности

44. 02.01 Дошкольное образование

2020г.

Аннотация. В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основополагающих документов, отражена связь с практикой.

ТЕХНОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ      

МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Дата:   ___________

Группа: 241 специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тема. Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.

Цель. Формирование знаний о методике и условиях исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста через активные приемы обучения.

Задачи.

Образовательная.

Оказывать помощь в формировании знаний об элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников: понятие, классификация, методика проведения элементарных опытов, организация исследовательской деятельности в повседневной жизни,  условия исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающая.

Создавать условия для развития аналитических умений: обосновывать выбор приемов работы, формулировать выводы и предложения.

Продолжать совершенствовать умения формулировать цель и задачи формы работы с детьми дошкольного возраста.

Воспитательная.

Содействовать  воспитанию  желания  самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.

Вид занятия. Усвоение новых знаний и способов действия.

Тип занятия.  Эвристическая беседа  с элементами самостоятельной работы.

Оборудование:

  • презентация к учебному занятию по теме «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников»,
  • содержание раздела «Исследовательская деятельность дошкольников» От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
  • таблицы  «Примеры элементарных природоведческих опытов для дошкольников»,
  • вопросы для анализа опыта по изучению свойств песка,
  • карточки-задания по формулировке цели и задач к опыту, выводов  и предложений,
  • примерные вопросы для интервью (к индивидуальному заданию),
  • музыкальная композиция «Жаворонок» аргентинского композитора Ариэль Рамирес.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

  1. Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия , 2014г.- 224 с.

Дополнительная литература:

  1. Экологическое образование детей дошкольного возраста /сост. Чернодубровская О.М.-Белгород,  1997.

Электронные ресурсы:

  1. Сайт для работников дошкольного образования

Режим доступа:  www.ivalex.vistcom.ru/zanatia-11.html 

  1. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Работа с дошкольниками. Режим доступа: http://festival.1september.ru/preschool

Квалификационные требования:

Общие компетенции

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Профессиональные компетенции

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Структура  учебного занятия

  1. Вводная часть. 5 мин.
  • Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной   деятельности обучающихся.
  1. Основная часть. 30 мин.
  • Сообщение новых знаний и актуализация способов действия.
  • Первичное закрепление.
  1. Итоговая часть 10 мин.
  • Сообщение  задания для самоподготовки, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия).

Методы и приемы:

  • установочная беседа;
  • проблемные вопросы;
  • сообщение новых знаний и актуализация способов действия;
  • выполнение дидактических заданий
  • аргументированная беседа «Установи последовательность приемов проведения опытов»;
  • просмотр и анализ видеоролика «Опыт по изучению свойств песка  с детьми 6-го года жизни»
  • просмотр обучающей презентации «Условия исследовательской деятельности  в ДОУ»;
  • мини-тест «Проверь себя»;
  • рефлексия «Продолжи предложение»;
  • итоговая аналитическая беседа.

Предварительная работа.  Анализ раздела «Исследовательская деятельность дошкольников» программы  «От рождения до школы», под ред. Н.А. Веракса, 2014г.

Задание для самоподготовки.

Задание  для всех обучающихся:

Для расширения и закрепления знаний  по теме  «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» ознакомиться с материалом в учебнике Николаевой С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия, 2014г.- 272 с.: стр.76-97.

2. Задания по выбору:

2.1. Составить картотеку природоведческих опытов (указать тему, для какого возраста, краткое описание содержания).

 2.2. Составить конспект проведения опыта в природе .

3. Индивидуальное задание:

Подготовка индивидуального сообщения-интервью со старшим воспитателем о конкурсе «Я - исследователь» в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 10» Алексеевского городского округа.

Преподаватель ____________ ФИО

Технология проведения занятия

Этап учебного занятия

Время

Цель

Материалы и оборудование

Приемы организации деятельности преподавателя

Приемы организации деятельностиобучающихся

1.

Вводная часть

5 мин.

Проверка готовности обучающихся к учебному занятию. Организация внимания.

Актуализация знаний.

Формулировка темы и дидактической цели занятия.

Слайд №1 «Цитаты об исследовательской деятельности дошкольников»

Слайд №2 «Тема и цель занятия»

Слайд №3

«Целевые ориентиры ФГОС ДО»

Приветствие.

Проверка посещаемости. Заполнение журнала.

Установочная беседа.

Приветствие.

Анализ цитат.

Формулировка темы и индивидуальных целей обучающихся на занятии.

Запись в тетрадь темы занятия.

2.

Основная часть

30 мин.

2.1

Эвристическая беседа

3 мин.

Сообщение новых знаний

Слайд № 4 «Определение «Исследовательская деятельность»

Слайд №5 «Классификация опытов»

Проблемные вопросы.

Ответы на вопросы.

2.2

Дидактическое задание «Виды опытов»

3 мин.

Ознакомление с видами опытов

Слайд №5 «Классификация опытов»

Таблица «Виды опытов»

Инструктаж по выполнению заданий.

Выполнение заданий, определение вида опыта по классификации

2.3

Дидактическое задание «Структурирование приемов методики проведения опыта»

4 мин.

Изучение новых знаний под руководством преподавателя

Слайд №6 «Методика проведения опыта»

Инструктаж по выполнению задания: выбрать и объяснить прием организации опыта с детьми дошкольного возраста.

- проблемная ситуация

- рассматривание оборудования

- инструктаж по технике    безопасности

- выдвижение гипотезы

- исследовательская деятельность

- анализ результатов

- фиксация результатов

- формулировка выводов

- итоговая беседа по результатам исследования

- связь изучаемого явления с жизнью

Заполнение  опорной схемы на экране доски

«Приемы организации опыта».

Запись в тетрадь методики проведения опыта

2.4

Просмотр и анализ видеоролика «Опыт по изучению свойств песка»

7 мин.

Закрепление знаний о методике проведения опытаФормирование умения формулировать цель и задачи исследовательской деятельности для взаимодействия с детьми.

Слайд №7 видеоролик

 «Опыт по изучению свойств песка»

Слайд №8 Картинка-заставка «Опыт с дошкольниками»

Демонстрация видеоролика «Опыт по изучению свойств песка для детей 6-го года жизни».

Сообщение задания: сформулировать цель и задачи к «Опыту по изучению свойств воды для детей 6-го года жизни»  

анализ  выбора приемов работы, формулировка выводов и приемов по совершенствованию  (работа в парах)

Выставление оценок.

Просмотр видеоролика.

Формулировка цели и задач к нему, (работа в парах).

Аргументированная защита цели и задач к просмотренному видеоролику  «Опыт по изучению свойств песка для детей 6-го года жизни», анализ  выбора приемов работы и формулировки выводов и приемов по совершенствованию  

2.5

Дидактическое задание «Исследовательская деятельность дошкольников в повседневной жизни»

3 мин.

Формирование умений систематизировать материал

Слайд №9

«Исследовательская деятельность дошкольников в повседневной жизни»

Инструкция:

предложить  приемы исследовательских действий в повседневной жизни (работа в паре).

Музыкальная композиция «Жаворонок» аргентинского композитора Ариэль Рамирес.

Выставление оценок.

Выполнение  и представление задания (работа в паре).

2.6

Индивидуальное сообщение- презентация  студента «Зона исследования в детском саду»

3 мин.

Формирование

исследовательских умений

Слайд №10-16

Индивидуальное сообщение-презентация студента «Оборудование в уголке экспериментальной деятельности»

Индивидуальное сообщение студента  «Зона исследования в детском саду», опорная схема.

Просмотр презентации

3.

Итоговая часть.

10

мин.

3.1

Мини-тест «Проверь себя»

3 мин.

Закрепление знаний

Слайд №17

Объяснение и проверка заданий теста

Выполнение заданий мини-теста

3.2

Сообщение домашнего задания

2 мин.

Формирование умений разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Слайд №18

Сообщение вариантов домашнего задания и задания  самостоятельной работы,

уточнение способов их выполнения.

Запись выбора варианта домашнего задания.

3.3

Рефлексия

3мин.

Создание условия для осмысления содержания занятия, определение направлений работы по профессионально-педагогическому саморазвитию.

Слайд №19

Рефлексивные карточки-задания «Продолжи предложение»

Рефлексивная беседа по результатам заполнения карточек-заданий  «Продолжи предложение».

Анализ ответов.

Заполнение рефлексивных карточек-заданий  «Продолжи предложение»,

3.4

Подведение итогов

2 мин.

Систематизация знаний

Слайд

№20 -21

ОК и ПК

Сообщение о реализации ФГОС СПО на учебном занятии.

Участие в беседе

Литература

  1. Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия , 2014г.- 224 с.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.

№ 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  

  1. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Технологическая карта теоретического занятия № 1 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта теоретического занятия № 1 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Технологическая карта теоретического занятия № 3 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта теоретического занятия № 3 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Технологическая карта теоретического занятия № 4 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта теоретического занятия № 4 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Технологическая карта теоретического занятия № 5 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта теоретического занятия № 5 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Технологическая карта теоретического занятия № 6 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта теоретического занятия № 6 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Методическая разработка учебного занятия Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."

Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необ...