1.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Анализ примерной программы по литературному чтению. |
№ п/п | Структурный компонент примерной программы по предмету «Литературное чтение» | Содержание компонента примерной программы по предмету | Применение в процессе разработки УМК |
1. | Пояснительная записка | Данный компонент включает в себя следующее: общую характеристику учебного предмета, цели и задачи данной программы и основные содержательные линии. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (в актуальности, назначении). |
1.1. | Общая характеристика учебного предмета | Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (описание особенностей организации учебного предмета, курса). |
1.1.1. | Цели и задачи | • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Задачи: 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. 4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. | Цель: -Написание рабочей учебной программы -Составление конспектов. Задачи: -Составление конспектов уроков, внеурочных занятий. |
1.1.2. | Основные содержательные линии | Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). | -Составление рабочей программы, примерной программы по русскому языку, литературному чтению (после пояснительной записки и общих характеристик учебного предмета) -Составление рабочей программы, примерной программы по литературному чтению (прописываются после пояснительной записки и общих характеристик учебного предмета) |
2. | Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Данный компонент включает в себя следующее: место учебного предмета в учебном плане и результаты изучения учебного предмета. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (направленность содержания учебного предмета на формирование определенных ценностей у обучающихся) |
2.1.1. | Место учебного предмета в учебном плане | Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч, их них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (распределение часов на изучение предмета) |
2.1.2. | Результаты изучения учебного предмета | Результаты изучения учебного предмета включают в себя: личностные результаты, которые в свою очередь формируют потребности детей в систематическом чтении, реализуется знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, так же дети научатся высказывать свою точку зрения и уважительно относится к мнению собеседника. К предметным результатам относится: овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (в пояснительной записке). -Разработка конспектов уроков и внеурочных занятий (на каждом этапе урока/занятия) |
3. | Содержание начального общего образования по учебному предмету | Данный компонент включает в себя виды речевой и читательской деятельности. | -Составление рабочих, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (после планируемых результатов). |
4. | Примерное тематическое планирование | Данный компонент включает в себя два варианта примерного тематического планирования и список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса). |
4.1.1. | I вариант примерного тематического планирования | Данное примерное тематическое планирование рассчитано на 4 ч. в неделю, т. е всего на 136 ч. Включает в себя: аудирование (30-40 ч), в которое входит прослушивание фольклорных и прозаических произведений. Так же представлена характеристика деятельности учащихся. Чтение (190-225 ч) в которое входит чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста и различные формы пересказа. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса). |
4.1.2. | II вариант примерного тематического планирования. | Данный вариант примерного тематического планирования имеет определённые схожести с первым вариантом планирования. Например, первый раздел посвящён аудированию, точно так же, как и в первом варианте и включает в себя те же виды работ. | -Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса). |
4.1.3. | Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе | Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. | -Составление рабочих и примерных программ по литературному чтению (указывается после примерного тематического планирования, где прописывается список по разным направлениям и жанрам) |
5. | Рекомендации по материально техническому обеспечению учебного предмета | Данный компонент представлен в виде таблицы, которая состоит из следующего: наименование объектов и средств материально – технического обеспечения, их количество и примечания. Игры и игрушки: настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. | -Составление рабочих, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов). |
Вывод | В ходе выполнения данной работы нами была рассмотрена и проанализирована примерная программа по литературному чтению, а точнее, её содержание, основные компоненты, формы и методы, входящие в состав каждого раздела тематического планирования. Так же, в ходе анализирования мы заполняли таблицу, в которую прописывали содержание программы, что не заняло много времени и было достаточно легко. Особые затруднения вызвал у нас последний столбец таблицы под названием «Применение при разработке УМК». Но ее выполнение поможет нам в дальнейшем при составлении рабочих программ по различным учебным предметам. |
Рекомендации | Молодому учителю можно порекомендовать просмотреть программы нескольких учебных предметов и сравнить их. Также узнать структуру рабочей программы, структуры КТП и т.д. Можно попросить своих коллег, чтобы они поделились опытом по составлению программ. Понемногу практиковаться в разработке собственных программ и просить коллег указать на возможные ошибки. |