1.
методическая разработка

Анализ рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizprimernoyprogrammy.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ примерной программы по литературному чтению.

№ п/п

Структурный компонент примерной программы по предмету «Литературное чтение»

Содержание компонента примерной программы по предмету

Применение в процессе разработки УМК

1.

Пояснительная записка

Данный компонент включает в себя следующее: общую характеристику учебного предмета, цели и задачи данной программы и основные содержательные линии.

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (в актуальности, назначении).

1.1.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (описание особенностей организации учебного предмета, курса).

1.1.1.

Цели и задачи

• Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Задачи:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Цель:

-Написание рабочей учебной программы
(установление межпредметных связей) и формирование УУД)

-Составление конспектов.

Задачи:

-Составление конспектов уроков, внеурочных занятий.

1.1.2.

Основные содержательные линии

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

-Составление рабочей программы, примерной программы по русскому языку, литературному чтению (после пояснительной записки и общих характеристик учебного предмета)

-Составление рабочей программы, примерной программы по литературному чтению (прописываются после пояснительной записки и общих характеристик учебного предмета)

2.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Данный компонент включает в себя следующее: место учебного предмета в учебном плане и результаты изучения учебного предмета.

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (направленность содержания учебного предмета на формирование определенных ценностей у обучающихся)

2.1.1.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч, их них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (распределение часов на изучение предмета)

2.1.2.

Результаты изучения учебного предмета

Результаты изучения учебного предмета включают в себя: личностные результаты, которые в свою очередь формируют потребности детей в систематическом чтении, реализуется знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, так же дети научатся высказывать свою точку зрения и уважительно относится к мнению собеседника.
К метапредметным результатам относится: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

К предметным результатам относится: овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (в пояснительной записке).

-Разработка конспектов уроков и внеурочных занятий (на каждом этапе урока/занятия)

3.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Данный компонент включает в себя виды речевой и читательской деятельности.
К речевой деятельности относится: аудирование (слушание), чтение в слух и чтения про себя.
К читательской деятельности относится: работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, работа с учебными, научно – популярными и другими текстами, культур письменной речи, литературоведческая пропедевтика и творческая деятельность обучающихся.
Так же представлены результаты обучения, т. готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

-Составление рабочих, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (после планируемых результатов).

4.

Примерное тематическое планирование

Данный компонент включает в себя два варианта примерного тематического планирования и список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе.

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса).

4.1.1.

I вариант примерного тематического планирования

Данное примерное тематическое планирование рассчитано на 4 ч. в неделю, т. е всего на 136 ч. Включает в себя: аудирование (30-40 ч), в которое входит прослушивание фольклорных и прозаических произведений. Так же представлена характеристика деятельности учащихся.

Чтение (190-225 ч) в которое входит чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста и различные формы пересказа.
Культура речевого общения (100-110 ч) в данном разделе раскрываются такие понятия, как; монолог, диалог, устный рассказ.
Культура письменной речи (20-25 ч) в котором раскрываются типы высказываний.
Круг детского чтения: произведения устного народного творчества.
Литературоведческая пропедевтика: средства выразительности, литературные понятия, чтение по ролям, инсценировка.

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса).

4.1.2.

II вариант примерного тематического планирования.

Данный вариант примерного тематического планирования имеет определённые схожести с первым вариантом планирования. Например, первый раздел посвящён аудированию, точно так же, как и в первом варианте и включает в себя те же виды работ.
Идентичны разделы и его содержание: Чтение, Культура речевого общения, Культура письменной речи, Круг детского чтения, Литературоведческая пропедевтика.
Различие данных примерных тематических планирований раскрывается в завершающем разделе под названием «Творческая деятельность учащихся», которая включает в себя другие формы работы: составление диафильма, художественный пересказ текста, подробный пересказ текста, краткий или сжатый пересказ текста, выборочный пересказ текста и пересказ фрагмента текста.  

-Составление рабочих и примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (указывается содержание курса).

4.1.3.

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе

Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися.
Произведения подразделяются на : произведения устного народного творчества, на русскую и зарубежную литературу для детей, произведения исторического характера, а так же научно – популярная литература и  книги справочники.

-Составление рабочих и примерных программ по литературному чтению (указывается после примерного тематического планирования, где прописывается список по разным направлениям и жанрам)

5.

Рекомендации по материально техническому обеспечению учебного предмета

Данный компонент представлен в виде таблицы, которая состоит из следующего: наименование объектов и средств материально – технического обеспечения, их количество и примечания.
К техническим средствам обучения относится: классная доска с набором приспособлений для накопления постеров и картинок, диапроектор и тд.
Экранно-звуковые пособия включают в себя: аудиозаписи произведения, видеофильмы.

Игры и игрушки: настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Оборудование класса: ученические столы, шкафы, подставки для книг и тд.

-Составление рабочих, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов (перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

Вывод

В ходе выполнения данной работы нами была рассмотрена и проанализирована примерная программа по литературному чтению, а точнее, её содержание, основные компоненты, формы и методы, входящие в состав каждого раздела тематического планирования. Так же, в ходе анализирования мы заполняли таблицу, в которую прописывали содержание программы, что не заняло много времени и было достаточно легко. Особые затруднения вызвал у нас последний столбец таблицы под названием «Применение при разработке УМК». Но ее выполнение поможет нам в дальнейшем при составлении рабочих программ по различным учебным предметам.

Рекомендации

Молодому учителю можно порекомендовать  просмотреть программы нескольких учебных предметов и сравнить их. Также узнать структуру рабочей программы, структуры КТП и т.д. Можно попросить своих коллег, чтобы они поделились опытом по составлению программ. Понемногу практиковаться в  разработке собственных программ и просить коллег указать на возможные ошибки.