17.
методическая разработка

Положение о кабинете начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

1. Общие положения

1.1. Основополагающие документы:

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации". Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30

августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего

образования», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН

2.4.2.2821-10, Уставом школы.

1.2. Определение учебного кабинета, цель его создания:

Учебный кабинет в начальной школе представляет собой особую развивающую

среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностноориентированного и системно-деятельностного подхода.

Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для

совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества

обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения

наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств,

отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.

1.3. Принципы предметно-развивающей среды кабинета

- безопасности и личного комфорта учащихся;

- вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов;

- динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы,

изменением индивидуальных интересов учащихся.

1.4. Предназначение учебного кабинета

Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой

самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создает

возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

2. Общие требования к учебному кабинету

2.1. Использование и расстановка мебели:

Учебные кабинеты оснащаются мебелью, компьютером и мультимедийным

оборудованием, учебно-наглядными печатными пособиями, цифровыми

образовательными ресурсами, экранно-звуковыми пособиями, учебно-практическим

учебно-лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой, библиотечными

пособиями, наборами игр и игрушек в зависимости от ступени обучения и специфики

предмета.

2.2. Планировка парт:

Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием

различных форм работы, либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет

использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую,

парную, индивидуальную и т.п.)

2.3. Средства предметно-развивающей среды, включая технические:

В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для

получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства

индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.

2.4. Зонирование:

- учебная зона;

- игровая зона;

- интеллектуальная зона;

- творческая зона;

- здоровьесберегающая зона;

- живая зона (живой уголок).

2.5. Оформление учебного кабинета:

В оформлении учебного кабинета должны быть представлены материалы,

отражающие индивидуальность каждого ребѐнка (например: детские работы, фотографии,достижения учащегося, и т.д.).

2.6. Субъекты предметно-развивающей среды учебного кабинета:

Разные зоны учебного кабинета имеют свои субъекты. Например:

1) Учебная зона включает в себя:

- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;

- рабочее место учителя;

- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;

- проектор, закрепленный на потолке на штативе.

2) Информационная зона:

- шкафы: в свободном доступе для обучающихся учебные пособия, энциклопедии, занимательные материалы;

- стенды (классный уголок, информационный материал);

- ПК (оснащен специализированным учебным ПО);

3) Игровая зона:

- шкаф с дидактическими играми, игровыми пособиями, познавательными фильмами и т.д.

4) Зеленая зона:

- аквариум;

- комнатные растения и инвентарь по уходу за ними.

5) Бытовая зона:

- кулер;

- емкость для мусора;

- бумажные полотенца;

- настенный шкафчик для средств личной гигиены.

3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов

3.1. Оборудование учебного кабинета начальной школы должно отвечать «Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010.

3.2. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест учащихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

3.3. Мебель для организации рабочих мест учащихся включает двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп. Парты в кабинете располагаются таким образом, чтобы можно было использовать на уроке различные формы работы (парную, групповую, индивидуальную и т.п.).

3.4. Каждый учащийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредых для здоровья детей, соответствовать росто-возрастным особенностям детей.

3.5. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной постановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели по росту.

3.6. Рабочее место учителя начальных классов оборудуется столом, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и принадлежностями в соответствии со спецификой обучения младших школьников.

3.7. В помещениях начальных классов устанавливаются раковины.

3.8. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

3.9. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

3.10. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

3.11. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

3.12. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в кабинете должна составлять 18 – 24 С.

3.13. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

3.14. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях образовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

3.15. Кабинет проветривается во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание кабинета.

3.16. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение.

3.17. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней сторон) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

3.18. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3м и на 0,6м в сторону класса перед доской.

4. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

Предметно-пространственная развивающая среда учебного кабинета включает в себя:

4.1 Рабочую зону учащихся.

Рабочие места индивидуального пользования для учащихся оборудуются учебными

столами и стульями в зависимости от роста обучающихся и наполняемости класса

(группы) согласно санитарным требованиям.

4.2 Рабочую зону учителя, которая должна иметь эстетичное оформление и носить

функциональный характер.

4.3 Дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий,

технических средств обучения. Столом, шкафами для хранения наглядных пособий,

классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой

преподаваемой дисциплины.

4.4 Зону индивидуальных занятий учащихся и активной деятельности учащихся

4.5 Зеленую зону (декоративные цветы, желательно в отдельно отведенном месте).

4.6 Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям

современного дизайна для учебных помещений и отражать специфику кабинета.

5. Руководство учебным кабинетом

5.1. Кто осуществляет руководство учебным кабинетом:

Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель начальных классов,

назначенный заведующим кабинетом приказом по общеобразовательному учреждению.

5.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется…

Оплата за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном

порядке.

5.3. Функции руководителя учебным кабинетом:

- составляет паспорт кабинета;

- контролирует целевое использование кабинета;

- планирует работу учебного кабинета, в т.ч. организацию методической работы;

- максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления

образовательного процесса;

- выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств

обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры,

других средств обучения, т.е. по ремонту и восполнению учебно-материального

фонда кабинета;

- осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета в

соответствии с требованиями СанПиН;

- принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета,

ведет их учет в установленном порядке;

- несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за

охрану жизни и здоровья детей, не допускает проведение занятий, сопряженных с

опасностью для жизни и здоровья, обучающихся и работников лицея с

извещением об этом заместителя директора лицея по учебно-воспитательной

работе;

- делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения;

следит за их экономным расходованием воды, электроэнергии;

- исполняет обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране

труда);

- осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест,

учебного оборудования, наглядных пособий;

- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции

по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательной

организации;

- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом,

медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места

- инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности

жизнедеятельности;

- проводит или организует проведение инструктажа по охране труда учащихся с

обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

- немедленно сообщает руководству образовательной организации, профсоюзному

комитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, учащимся или

работником;

- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за

несчастные случаи, происшедшие с работниками, учащимися во время

- образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда;

ведет и хранит документацию учебного кабинета.

6. Оценка деятельности кабинета

Критерии оценивания кабинета

Критерии

Баллы

1.

Наличие паспорта кабинета и плана обновления его учебного методического оборудования.

2.

Укомплектованность кабинета необходимым учебным оборудованием (в соответствии с перечнем)

3.

Порядок хранения оборудования в кабинете.

4.

Обеспеченность учебниками, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературой, учебными и дидактическими пособиями для самостоятельной работы и практических занятий, сборниками задач и упражнений.

5.

Порядок систематизации и хранения учебников, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературы, учебных и дидактических пособий для самостоятельных работ и практических занятий, сборников задач и упражнений.

6.

Наличие папок (иных хранилищ) со сменным материалом для стендов; качество систематизации этих материалов.

7.

Культура оформления материалов для стендов.

8.

Наличие и состояние технических средств обучения, обеспечение условий для их использования и хранения в кабинете.

9.

Окраска кабинета с учетом степени солнечного освещения и цвета мебели.

10.

Соблюдение определенного (единого) стиля в оформлении кабинета.

11.

Привлекательность содержания материала на стендах и способ их размещения.

12.

Оформление рабочего места учителя.

13.

Наличие в кабинете инструктажей по технике безопасности, журнал инструктажа учащихся.

14.

Регулярность проветривания помещения.

15.

Наличие аптечки.

16.

Уровень освещенности кабинета (включая бесшумное функционирование всех светильников, наличие закрытых платформ и дополнительного освещения у доски).

17.

Чистота помещения и мебели.

18.

Соответствие мебели росту учащихся, обучаемых в этом кабинете.

19.

Наличие в кабинете комнатных растений и их размещение согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10

20.

Правильное размещение штор в кабинете (темные шторы в простенках, тюль должен доходить только до середины окна).

21.

Соблюдение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости учащихся в кабинете.

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале (от 0 до 2 баллов). Максимально возможное количество баллов-44. Деление полученной суммы баллов на 44, умноженное на 100%, позволяет оценить уровень состояния кабинета. Если полученное значение составляет более 80%, то со состояние кабинета можно оценить, как хорошее; если оно составляет от 70% до 80%-допустимое; 50-70%- удовлетворительное; менее чем 50%- неудовлетворительное.

Источники информации:

  1. Положение о кабинете начальных классов, с учетом требований ФГОС НОО Муниципального общеобразовательного учреждения – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри имени Е.А. Варшавского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch24.ru/pol_kabnach.pdf 

  1. Кабинет начальных классов. Зонирование: https://multiurok.ru/files/kabiniet-nachal-nykh-klassov-zonirovaniie.html