2.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
I. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
II. Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. N 373.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 10 июня 2013 г.
- Планируемые результаты начального общего образования от 9 июля 2009 г.
- Указ от 13 июля 2001 г. N 301 о Национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов Республики Коми для образовательных учреждений.
- Концепция развития этнокультурного образования В Республике Коми на 2016–2020 гг., утвержденная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 N 255.
III. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова. Данный комплект сориентирован на личностно-развивающее, граждански-ориентированное образование младших школьников. Приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Хороший материал для введения Республики Коми в уроки окружающего мира содержит пособия по курсу «Краеведение» (2, 3, 4 год обучения), разработанными сыктывкарскими учителями. Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.
Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.
Пособия, регламентирующие национально-региональный компонент:
1. | Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Рабочие тетради по краеведению. Творческий клуб учителей начальных классов «Поиск» - Сыктывкар, 2007 |
2. | Жеребцов И., Столповский П. Рассказы для детей об истории Коми края. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2005 |
3. | Детям о культуре народа коми. - Сыктывкар, 1994 |
4. | История Сыктывкара. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1980 |
5. | Попова М. Сказки народов коми и народная педагогика. Дыхание Пармы. |
6. | Рочев Ю.Г. Коми легенды и предсказания. - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1984 |
IV. Цели:
- формирование целостной картины мира, родного края и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, Республики Коми, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны, края, города и всего человечества.
V. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, Республике Коми, в которой проживают на момент изучения предмета, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, родного края, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, связанных с региональным компонентом;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, в родном крае, эффективного взаимодействия в социуме.
VI. Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
VII. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
VIII. Результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
• осознание себя жителем планеты Земля, Республики Коми, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, региону, в котором родился и вырос, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России, Республики Коми;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России, своего региона, знакомство с традициями и обычаями других народов;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир»:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, малой родины, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, родного края.
Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, коми народов, традиций, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории родного края, общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения Республики Коми в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
• знакомство с традициями и народными праздниками Республики Коми;
• изучение культурных особенностей родного края; творчество и прикладное искусство.
IX. Формы, методы и технологии обучения
Методы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, иллюстрация, демонстрация, работа с учебником, практические работы, упражнения, устный опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ;
Формы: экскурсия, викторина, выставка, ИТК, игровые формы, тесты, терминологические кроссворды и т.д.
Технологии: проектная технология, исследовательская технология, технология изучения изобретательских задач, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения.
X. Региональный компонент (содержание этнокультурного компонента с указанием классов, количества часов и содержания отдельных уроков).
1 класс
1. Мой Сыктывкар – 1 ч.
Знакомство с улицами родного города. Памятники Сыктывкара, значимые места, достопримечательности.
2. Поэты Коми края – 1 ч.
Чтение стихов о Коми крае. Знакомство с поэтами и поэтессами города Сыктывкара.
3. Знакомство с Коми избой – 1 ч.
Быт жителей Коми. Утварь избы – керки.
4. Игры, забавы, пестушки Коми народа – 1 ч.
Знакомство с народными дворовыми играми. Разыгрывание по ролям детских игр, прослушивание пестушек.
5. Орнамент Республики Коми – 1 ч.
Знакомство с видами орнаментов жителей Коми. Декоративное рисование «Полотенце с Коми орнаментом».
Итого: 5 часов
2 класс
1. Поселок, в котором я жил – 1 ч.
Большая» и «малая» Родина. Название страны, области, села. Мой поселок – это… Улицы поселка, его достопримечательности. Центр и культурные места посёлка.
2. Растительный и животный мир моего края – 1 ч.
Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. Насекомые, птицы, животные – обитатели наших полей, лесов и лугов. Виртуальная экскурсия по лесам Республики Коми.
3. Понятие о народной культуре. Культура Коми края – 1 ч.
Устное народное творчество. Считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. Викторина «По дорогам сказки». Учимся сочинять сказки. Моя первая выставка. Детские рисунки «В мире сказки».
4. Традиционные и народные праздники, народные забавы – 2 ч.
Готовимся к зимним святкам. Зимние праздники: «Русская зима». Зимние игры и забавы. Учимся и играем в старинные и современные детские игры. Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые. День защитников Отечества. «Масленица - честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры. 8 Марта. Колыбельные песни. Стихи коми поэтов. Играем – сочиняем стихи. Ждем весну. Разучиваем весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.
5. Красная книга Республики Коми – 1 ч.
Редкие растения и животные Республики Коми.
Итого: 6 часов
3 класс
1. Легенды, сказания, сказки коми народа – 1 ч.
Обработка коми народных сказок разными авторами. Пера – богатырь – герой коми сказок и легенд. Сказки и поверья о медведе, олене и лосе, о птицах, о домашних животных.
2. Береги родную природу! – 2 ч.
Печоро-Илычский заповедник, Национальный парк «Югыд ва». Заказники, памятники природы Республики Коми. Красная книга Республики Коми. Полезные ископаемые родного края.
3. Занятия населения коми края – 2 ч.
Коми народный календарь. Коми промысловый календарь. Охота и рыболовство - основные занятия населения коми края в давние времена. Верования, связанные с охотой и рыболовством. Коми народные игры. Экскурсия № 1 «Занятия коми народа в давние времена».
4. Культура народа коми – 2 ч.
Пермский звериный стиль в изобразительном искусстве коми народа. Элементы пермского звериного стиля в предметах обихода. Традиционные орнаменты в украшении утвари, мебели, одежды. Экскурсия № 2 «Элементы пермского звериного стиля в предметах обихода коми народа».
5. Мой город Сыктывкар – 2 ч.
Памятники города. Наши земляки – Герои Советского Союза. Любимые уголки города.
Экскурсия № 3 «Любимые уголки города. Памятники нашего города».
Итого: 9 часов
4 класс
1. Мой родной коми край – 1 ч.
Республика на карте. Символы РК. Формы поверхности края. Водоемы Республики Коми. Города, поселки, села РК.
2. Природа родного края – 1 ч.
Климатические особенности республики. Природные зоны РК. Быт ижемцев-оленеводов. Занятия населения лесной зоны. Полезные ископаемые. Растения и животные лугов, полей, болот. Лекарственные растения республики.
3. История родного края – 2 ч.
Пермь - предки коми. Стефан Пермский - создатель коми азбуки. Верования предков коми. Быт коми народа. Сыктывкар - город двух веков. О чем говорят названия пригородов. Исторические архитектурные памятники города Сыктывкара. Экскурсия № 1 «Быт коми народа в давние времена».
4. Культура, искусство, литература – 2 ч.
Литературные сказки С. Пылаевой, А.С. Клейна. Картины природы в произведениях коми авторов. И. А. Куратова – основоположник коми литературы. Современное народное творчество. Коми народные музыкальные инструменты. Известные коми художники и музыканты. Экскурсия № 2 «Жизнь и творчество основоположника коми литературы И. А. Куратова».
Итого: 6 часов
Анализ содержания Пояснительной записка рабочей программы предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Критерий анализа | Содержание критерия в Пояснительной записке примерной программы | Содержание критерия в Пояснительной записке рабочей программы (дополнения, изменения) |
Цель | - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; | - формирование целостной картины мира, родного края и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; | |
Задачи | 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях; 4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме. | 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, Республике Коми, в которой проживают на момент изучения предмета, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, родного края, своего места в нём; 3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, связанных с региональным компонентом; 4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, в родном крае, эффективного взаимодействия в социуме. | |
Назначение | Курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. | Назначение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Также курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. | |
Предметные результаты | • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин; • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. | • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, коми народов, традиций, культур и религий; • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин; • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории родного края, общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • понимание роли и значения Республики Коми в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. • знакомство с традициями и народными праздниками Республики Коми; • изучение культурных особенностей родного края; творчество и прикладное искусство. | |
Личностные результаты | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. | • осознание себя жителем планеты Земля, Республики Коми, чувство ответственности за сохранение её природы; • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, региону, в котором родился и вырос, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России, Республики Коми; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России, своего региона, знакомство с традициями и обычаями других народов; • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. | |
Метапредметные результаты | • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.); • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. | • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, малой родины, социальной действительности и внутренней жизни человека; • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.); • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, родного края. |