25.
методическая разработка

Паспорт исследовательского проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Творческое название проектно-исследовательской работы

Содержание

Название проекта

Пятый океан

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Участники проекта

Учитель, ученики 2 класса

Тип проекта

  • По целям и задачам – информационный (направлен на сбор информации об объекте (воздух) с целью анализа его свойств, обобщения знаний о воздухе и представления широкой аудитории)
  • По предметно-содержательной области – монопроект (проведён в рамках предмета “Окружающий мир”, использовалась информация из физики, технологии, географии)
  • По характеру контактов между участниками – внутриклассный
  • По продолжительности – краткосрочный

Сроки реализации

4 урока

Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект)

Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, - нужно провести эксперименты и наблюдения по изучению свойств воздуха и создать под руководством учителя компьютерную презентацию для инопланетян (другого класса, дошкольников). Для этого учащимся необходимо пройти несколько этапов.

Цель проекта

                           

изучить свойства воздуха и ответить на вопросы

Задачи проекта

 учителя:

  • Организация экспериментирования и наблюдения на разных материалах
  • Зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов

учащихся:

  • Проведение самостоятельного сбора текстовой информации
  • Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа
  • Фиксирование информации различными способами, выбор оптимального способа решения

Нормативно–правовые документы, регулирующие реализацию проекта

-

Проблемные вопросы проекта

  • Есть ли место на Земле, где нет воздуха?
  • Из чего состоит воздух?
  • Откуда появилось слово “воздух”?

Деление обучающихся на группы. Задания для каждой из групп

Работа в группах по рядам

1 группа

Отвечают на вопрос: Есть ли место на Земле, где нет воздуха?

Учащиеся провели ряд опытов: давление воздуха, воздух меняет объем, воздух движется,

2 группа

Отвечают на вопрос: Откуда появилось слово “воздух”?

Учащиеся провели ряд опытов: воздух работает, движение в воздухе, полеты в воздухе

3 группа

Отвечают на вопрос: Из чего состоит воздух?

Учащиеся провели ряд опытов: дышим воздухом, воздух и звук, воздух и запах

Формы и методы работы организации проектной деятельности обучающихся

  • Поиск информации (справочники, энциклопедии, интернет-источники)
  • Опыты и наблюдения
  • Анализ полученных результатов
  • Моделирование

Возможность социального партнерства в рамках проекта (учреждения и возможные формы взаимодействия)

-

Результат проекта

учащиеся

  • собрали информацию о воздухе,
  • провели эксперименты с воздухом,
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”,
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь.

Предполагаемый продукт проекта

презентация “Пятый океан”,

Источники информации по теме проекта

  1.  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.:Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам)
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт.-сост.Н.В.Засоркина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)
  4. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова Почемучка. М: Педагогика-Пресс, 1995.
  5. http://mamatanya.narod.ru/laborator
  6. http://images.yandex.ru/

Содержание этапов проекта

1. Подготовительный.

Организация деятельности учителя

Организация мероприятий с обучающимися

Организация мероприятий с родителями

Учащимся была предложена конкретно-практическая ситуация:

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов, и мы купаемся в этом океане каждый день, каждую минуту, сами того не замечая. Воздушный океан широко разлился над Землёй. Наши инопланетные гости Плютик и Клюпик просят нас рассказать, зачем нашей планете воздух и какими свойствами он обладает. (На планете гостей нет атмосферы)

После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. Также они решили записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ:

  • Есть ли место на Земле, где нет воздуха?
  • Из чего состоит воздух?
  • Откуда появилось слово “воздух”?

Под руководством учителя подвели основные выводы

Дети собирали в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, анализировали информацию в группах, выбирали и фиксировали выводы:

  • Воздух – плотное покрывало Земли
  • Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты
  • Воздух – смесь газообразных веществ
  • Всё живое (человек, животные, растения) не может без воздуха
  • Атмосфера защищает Землю от метеоритов
  • Без воздуха наша планета превратится в пустыню, сгорит днём от Солнца, замёрзнет ночью

2. Основной, реализация проекта.

Организация деятельности учителя

Организация мероприятий с обучающимися

Организация мероприятий с родителями

Подготовить оборудование для опытов.

  • Давление воздуха. (Тяжелая газета, фокус с водой, сплющенный пакет, яйцеглотатель)
  • Воздух меняет объем. (Подпрыгивающая монета)
  • Воздух движется. (Извивающая змея, летающее перышко, струя воздуха)
  • Воздух работает. (Парусные суда, воздушный шар-ракета)
  • Движение в воздухе. (Кто быстрее? Пирамида из бумаги)
  • Полеты в воздухе. (Сделай планер, сделай парашют)
  • Дышим воздухом. (Считаем вдохи, звук при сотрясении)
  • Воздух и звук. (Звукоулавливатель, музыкальные бутылки, музыкальные трубочки)
  • Воздух и запах. (Невидимка)

Учащиеся провели ряд опытов и наблюдений с воздухом:

Эксперименты были зафиксированы на фотографиях и в видеороликах. После просмотра и обсуждения опытов и наблюдений учащиеся представили свойства воздуха в виде схемы:

Воздух

Прозрачный

Бесцветный

Безвкусный

Смесь газов

Проводит звук

Проводит запах

Упругий

Имеет вес

С помощью учителя результаты наблюдений и экспериментов, схемы были зафиксированы в компьютерной презентации.

Ребята решили представить схему “Свойства воздуха” с использованием различных материалов (пластилин, картон, цветная бумага, проволока, вата) и выполнили модели, разделившись на группы.

3. Заключительный.

Организация деятельности учителя

Организация мероприятий с обучающимися

Организация мероприятий с родителями

Подводит итоги и оценивает работу учащихся.

Каждый из учеников написал свой рассказ о воздухе и его свойствах для инопланетных гостей.

Ребята определили творческий коллектив, который будет проводить защиту-презентацию на школьной научно-практической конференции.

Ученики определили результаты общеклассной проектной работы:

  • собрали информацию о воздухе
  • провели эксперименты с воздухом
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь

Творческий коллектив представил работу по заявленной теме: учащиеся раскрыли основные моменты проектной работы, ее актуальность, практическую значимость, представили собственное исследование проблемы (опыты, фотографии, схемы, сочинения). Все это сопровождалось мультимедийной презентацией, которую дети продемонстрировали сами, доказав, что являются опытными пользователями ПК (для своего возраста, конечно)