3.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Пояснительная записка
I. Общая характеристика учебного предмета.
Примерная программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача — познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства. В первом варианте они выделены курсивом как желательные, но не обязательные. Второй вариант интегрирует изобразительное искусство и технологию, поэтому знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, так же, как и в программе по технологии, обязательно.
II. Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе следующих нормативных документов:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
3) Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС НOО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
4) Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки;
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы начального общего образования образовательных учреждениях»;
7) Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»»;
8) Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов;
9) Учебный план школы.
10) Методические рекомендации Торлопова Н.Г «Концепты современного преподавания предмета «Изобразительное искусство» в Республике Коми»
III. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией (авторы) (обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы (УМК + дополнительные УМК: автор, год издания, издательство)
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : Рабочие программы. Предметная линия учебников под. ред. Б. М. Неменского/ Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
IV. Цели:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
- способности к восприятию искусства и окружающего мира;
- умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
V. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
1) совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3) формирование навыков работы с различными художественными материалами.
VI. Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч в неделю, всего 268 ч.
VII. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
VIII. Результаты освоения учебного
В процессе изучения «Изобразительного искусства» обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
1) в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в 2) познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения «Изобразительного искусства»:
1) умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
2) активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
3) обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
4) умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
5) способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения «Изобразительного искусства»:
1) в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
2) в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
3) в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
4) в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
IX. Формы, методы и технологии обучения
Методы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, иллюстрация, демонстрация, работа с учебником, практические работы, упражнения, устный опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ;
Формы: экскурсия, семинар, викторина, выставка, ИТК, игровые формы, тесты, терминологические кроссворды и т.д.
Технологии: проектная технология, исследовательская технология, технология изучения изобретательских задач, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения.
X. Региональный компонент (содержание этнокультурного компонента с указанием классов, количества часов и содержания отдельных уроков)
1 класс
Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки)
Например, учащиеся могут изобразить костюм Коми народа.
1 ч
2 класс
Использование простых форм для создания выразительных образов
Можно предложить изобразить учащимся олицетворение предметов быта с героями Коми легенд и преданий. Например, Пера-Богатырь или Яг-Морт.
2 ч
3 класс
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).
Одним из древнейших занятий у Коми было гончарство. Поэтому можно предложить слепить посуду либо из пластилина, либо из соленого теста, либо из глины.
2 ч
4 класс
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.
Можно предложить учащимся изобразить пейзаж природы Коми, натюрморт Коми народа в деревнях.
2 ч
Анализ содержания Пояснительной записка рабочей программы предмета «…»
№ п/п | Критерий анализа | Содержание критерия в Пояснительной записке примерной программы | Содержание критерия в Пояснительной записке рабочей программы (дополнения, изменения) |
Цель | воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. | воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре России и республики Коми; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, свойственной коми-народу, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. приобщить к замечательным памятникам народного искусства Коми («память в образах») через созидательно – творческую деятельность, связанную с созданием декоративных предметов. | |
Задачи | • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами. | • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства коми-народа и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры Коми в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами. | |
Назначение | - | Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к России и Республике Коми. Овладение основами художественного языка, присущего региону, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. | |
Предметные результаты | Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем: • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; • в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). | Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем: • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов типичных, представленных в произведениях искусства России и Республики Коми; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и Республики Коми (Сыктывдинского района) и художественных музеях Коми и Сыктывдинского района; • в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры, коми-национального, русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям коми-народа, России; • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). | |
Личностные результаты | В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. | В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурныхявлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства коми-народа и России и явлений окружающей жизни; • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения, характерных для Республики Коми. | |
Метапредметные результаты | Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в: умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. | Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в: умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры Республики Коми в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. |